Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля. Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Воспитание умения правильно вести себя в природе.
Воспитание любви к природе, желания беречь ее. Учить чувствовать и понимать природу родного края, устанавливать взаимосвязь живой и неживой природы Башкортостан. Познакомить животными и растениями Башкортостана, с их приспособленностью к климатическим условиям, зависящим от особенностей природы. Учить устанавливать зависимости и закономерности в природе. Дать представление об особенностях и многообразии природных явлений Башкортостана; о сезонных изменениях природы. Учить различать и называть состояние погоды.
Содержание работы по освоению образовательной области | ||||
Режимные моменты (утренний и вечерний отрезок времени, прогулка) | Совместная деятельность педагогами с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей | Способы поддержания детской инициативы |
Наблюдение Игры- экспериментирования Проблемные ситуации Развивающие игры Игровые упражнения Напоминание Моделирование Сюжетно-ролевая игра Игровые обучающие ситуации Экскурсии Опыты; эксперименты Ситуативные беседы Рассматривание иллюстраций, журналов Чтение познавательной литературы | Игры Просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, телепередач Чтение и обсуждение программных произведений разных жанров Рассматривание и обсуждение познава-тельных и художественных книг, детских иллюстрированных энциклопедий; Создание педагогических ситуаций Беседы Специальные рассказы об интересных фактах и событиях Ситуативные разговоры с детьми Наблюдения за трудом взрослых, за природой, на прогулке, сезонные наблюдения Изготовление предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности; Создание макетов, коллекций Проектная и познавательно- исследовательская деятельность, экспериментирование, Конструирование | Самостоятельные игры по мотивам художественных произведений Самостоятельная работа в уголке книги, в уголке театра Рассматривание книг и картинок Самостоятельное раскрашивание «умных раскрасок» Развивающие настольно-печатные игры, игры на прогулке Автодидактические игры (развивающие пазлы, рамки- вкладыши и др.) Сюжетно-ролевые игры | Специально организуемая социально- педагогическая диагностика с использованием бесед, анкетирования, сочинений Организация дней открытых дверей в детском саду Собрания- встречи, беседы Консультации Конференции Оформление стендов, газет, журналов, разнообразных буклетов | Уважительное отношение к ребёнку Поддержка самостоя-тельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познават.) Стимулирование детской деятельности Индивидуальные беседы познав.направленности Создание условий для проявления познава-тельной активности Развитие и поддержание активности, инициатив-ности и самостоятельности в познавательной (поисковой) деятельности Поощрение и поддержание Индивидуальныхпознавательных интересов и предпочтений Повышение самооценки Конкурсы Поощрения Создание ситуаций успеха ПРС |
Оформление тематических выставок, уголков природы; Викторины Продуктивная деятельность Экскурсии и целевые прогулки Праздники и досуги Театрализованные представления; Смотры и конкурсы; Занятия Индивидуальная работа | Подвижные игры, Игры-драматизации, театрализов. игры Игры на прогулке Подвижные игры ими-тационного характера Труд | Лекции, Семинары Мастер-классы Тренинги Игры Проектная деятельность | Выставки |
Образовательная область «Речевое развитие»
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Содержательные модули:
· Развитие речи.
· Художественная литература
Развитие речи
Основные цели изадачи:
Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Художественная литература
Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.
Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
Содержание работы по освоению образовательной области | ||||
Режимные моменты (утренний и вечерний отрезок времени, прогулка) | Совместная деятельность педагогами с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей | Способы поддержания детской инициативы |
Свободные диалоги с детьми в играх, | Игрыдидактические, сюжетно-ролевые, под- вижные, психологические, музыкальные, | Самостоятельное чтение детьми | Социально- педагогическая | Уважительное отношение к ребёнку |
наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций, мультфильмов Ситуативные разговоры с детьми Называние трудовых действий и гигиенических процедур Поощрение речевой активности детей Обсуждения (пользы закаливания, занятий физической культурой, гигиенических процедур) | хороводные, театрализованные, игры- драматизации, подвижные игры имитационного характера Просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, телепередач Чтение и обсуждениепрограммных произведений разных жанров, познавательных и художественных книг, иллюстрированных энциклопедий Беседы социально-нравственного содержания Ситуативные разговоры с детьми Наблюдения и экскурсии Проектная деятельность Викторины, сочинение загадок Инсценирование и театрализов. представления Рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов, обсуждение средств выразительности Пение и беседы по содержанию песни Драматизация песен Физкультминутки и физкультурные комплексные занятия (с элементами развития речи) Сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок, потешек Игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, народных песенок, авторских стихотворений, считалок; Игровые беседы с элементами движений Тематические досуги и праздники Смотры и конкурсы Индивидуальная работа | коротких стихотворений Самостоятельные игры по мотивам художественных произведений Самостоятельная работа в уголке книги, в уголке театра Рассматривание книг и картинок Развивающие настольно- печатные игры Сюжетно-ролевые игры Подвижные игры Театрализованные игры Игры- драматизации Игры на прогулке Труд и дежурства | диагностика с использов. бесед, анкетирования, сочинений Дни открытых дверей Собрания-встречи Консультации Конференции Оформление стендов, газет, журна-лов, буклетов Лекции, семинары Мастер-классы Игры, тренинги Проектная деятельность Семейные гостиные Фестивали Семейные клубы Вечера вопросов и ответов Праздники (в том числе семейные), Прогулки Экскурсии Семейный театр | Создание условий для сво- бодного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов Создание условий для при- нятия детьми решений, вы- ражениясвоих чувств и мыслей Стимулирование детской деятельностии поддержка самостоятельности в разных видах деятельности Поощрение желания ребенка строить собственные умозаключения Проявление уважения к интеллектуальному труду Обеспечение импровизации, пения Побуждениек формированию и выражать собственную эстетическую оценку Обсуждение выбора спектакля для постановки, песни, танца Создание ситуации дляреализации компетентности Создание ситуаций успеха Поощрения, ПРС |