Цель развития умения чтения




Выпускная квалификационная работа

По методике обучения английскому языку

Разработка предтекстовых заданий к разделу 3 (What’s The News) к учебно-методическому комплекту Кузовлева В.П. (English 9) для развития навыка поискового чтения

 

Выполнил: Давыдова

Наталья

Александровна

студент 33 гр. отделения

английского языка

Руководитель: Готовко

Нина

Ивановна

 

КРАСНОЯРСК

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 6

1.1 Понятие чтения. 6

1.2 Виды чтения. 8

1.3 Подходы к развитию навыка чтения. 11

1.4 Цель обучения навыку чтения. 13

1.5 Стратегии чтения. 15

1.6 Требования к текстам. 17

1.6.1 Общие требования к текстам. 17

1.6.2 Учебные тексты.. 18

1.6.3 Аутентичные тексты.. 19

1.7 Приемы работы с печатным материалом. 21

1.8 Правила и этапы работы с текстом. 24

1.8.1 Правила работы с текстом. 24

1.8.2 Этапы работы с текстом. 25

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 30

2.1 Анализ ситуации. 30

2.1.1 Требования примерной программы по английскому языку. 30

2.1.2 Анализ УМК.. 32

2.1.3 Анализ группы.. 40

2.2 План опыта. 41

2.3 Методическое обоснование разработки предтекстовых заданий. 46

2.4 Описание применения разработанных предтекстовых заданий. 49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 51

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 53

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

"Чтение является самым важным учебным умением и основой для всего школьного обучения. Если наши дети не могут читать, значит, они находятся на пути учебного провала. Научение детей навыку чтения должно быть нашим первейшим приоритетом" (Прил. 1.1).
California Task Force on Reading, Every Child a Reader

 

С появлением в 1970-х годах в Великобритании коммуникативного подхода к обучению иностранным языкам ситуация начала меняться и в других странах. Первые шаги по внедрению коммуникативного подхода в России были сделаны только в 1990-х годах. В последующие годы коммуникативный подход стал завоевывать все большее и большее признание. Коммуникативный подход к обучению иностранным языкам базируется на новой цели обучения. Такой целью является овладение языком как средством общения. Англо-русский терминологический справочник под термином общение подразумевает "передачу и сообщение информации познавательного и аффективно-оценочного характера, обмен знаниями, навыками и умениями в процессе речевого взаимодействия двух или более людей" ([22], с. 29).

Из того, что чтение подразумевает передачу информации и обмен знаниями при овладении языком как средством общения, можно сделать следующий вывод: чтение как вид речевой деятельности является хранилищем информации, которая накапливалась столетиями. Следовательно, чтение является одним из наиболее важных учебных умений, которое необходимо развивать, чтобы человек смог освоить и переработать большое количество письменной информации. А это зависит от умения правильно подходить к чтению текстов, что в учебной ситуации зачастую является невозможным без предтекстовых заданий.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Понятие чтения

 

У каждого понятия существует одно или несколько определений, и чтение не являет собой исключение. Существуют разные определения понятия чтение в зависимости от того, на что автор данного определения обращает большее внимание. Рассмотрим некоторые из них: “ Чтение - процесс восприятия и декодирования знаков, понимания значения, извлеченного из написанного или напечатанного текста” (Ur, P., Communicative Language Teaching, p. 104), (Прил. 1.2). Автор данного определения обращает большое внимание на техническую сторону процесса чтения.

“Чтение – это то, что происходит, когда люди смотрят на текст и приписывают значение письменным символам в том тексте” ([5], p. 15), (Прил. 1.3). Поскольку процесс чтения не является ни полностью понятым, ни легко объяснимым, автор вышеуказанной цитаты утверждает, что чтение включает в себя читателя, текст и взаимодействие читателя с текстом.

Поскольку внимание обращено не только на техническую сторону, но и на вовлеченность читателя в процесс интерпретации текста, существует следующее определение чтения, которое было взято за основу в данной работе: “ Чтение - рецептивный вид речевой деятельности, направленный на восприятие и понимание письменного текста. В процессе чтения происходит осмысление и оценка информации, содержащейся в тексте” ([22], с. 95).

Чтение относится к рецептивным видам речевой деятельности, которое направлено на восприятие и понимание информации в письменной форме. В основе чтения лежит система соотнесения слов с понятиями, установление связей между понятиями, а также раскрытие содержания речевого сообщения и замысла автора.

При сравнении чтения с другим рецептивным видом речевой деятельности - аудированием, - становится явным ряд существенных различий. К ним можно отнести то, что чтение по сравнению с аудированием более легкий способ получения информации. В аудировании обнаруживаются следующие проблемы, которые не характерны для чтения: "меньшая пропускная способность слухового канала, однократное предъявление звучащего текста, его текучесть и необратимость, индивидуальные особенности голоса и акцента, неполный стиль произношения, темп речи, заданный говорящим " ([22], с. 92-93).

В связи с перечисленными проблемами, которые возникают при аудировании, можно отметить следующие преимущества печатного текста:

· письменный текст создает свой контекст, и поэтому он должен быть абсолютно четко сформулирован;

· читатель не обязан быть представленным автору текста;

· письменный текст постоянен, так как его можно перечитывать необходимое количество раз и с нужной скоростью;

· предложения, которые обязаны иметь четкий порядок слов, связаны между собой и организованы в форму текста;

· способом передачи информации выступают пунктуация, заглавные буквы и подчеркивание (для передачи особого значения). Границы предложений четко обозначены.

Несмотря на наличие преимуществ печатного текста, нельзя отрицать и ряд недостатков:

· взаимодействие автора написанного текста и читателя невозможно;

· немедленная реакция невозможна. Автор текста может пытаться предугадать возможные реакции читателя и включить их в текст.

(Byrne, D.Teaching Writing Skills. Longman, 1995), (Прил. 1.4).

Автор данной работы подчеркивает, что чтение как вид речевой деятельности имеет ряд трудностей, однако чтение является важным процессом восприятия и декодирования знаков, без которого понимание значения письменного текста является невозможным.

Таким образом, чтение как вид речевой деятельности предполагает наличие ряда умений, необходимых не только для декодирования текста, но и для оценки и осмысления письменной информации.

 

Виды чтения

В настоящее время существует несколько делений на виды чтения в зависимости от целей обучения чтению. Рассмотрим некоторые из них.

Выделение видов чтения в отечественной методике проводится с учетом психологической, педагогической и методической сторон.

В связи с психологическими процессами, которые сопровождают чтение, выделены:

· аналитическое чтение (analytical reading);

· синтетическое чтение (global reading);

· чтение вслух;

· чтение “про себя”.

С помощью чтения вслух развивается техника чтения в коммуникативном чтении. Также указанный вид чтения способствует контролю сформированности слухопроизносительных и ритмико-интонационных навыков и уровня понимания текста. Результатом чтения вслух является усвоение обучаемыми звуковой системы языка. Кроме того, они учатся перекодировать зрительные сигналы в звуковые и разбивать речевой поток на сегменты – смысловые группы. В процессе обучения чтению вслух приобретаются умения, которые переносятся на чтение “про себя”.

Существуют следующие режимы, которые рекомендуется использовать при обучении чтению вслух:

· чтение вслух на основе эталона;

· чтение вслух без эталона, но с подготовкой во времени;

· чтение без эталона и без предварительной подготовки.

Некоторые авторы негативно относятся к чтению вслух, обосновывая это тем, что указанный вид чтения является устаревшим и неэффективным. Автор данной работы считает, что чтение вслух не стоит игнорировать, так как этот вид чтения имеет большое значение на начальном этапе обучению иностранного языка, когда происходит становление слухопроизносительных и ритмико-интонационных навыков. Автор работы полагает, что соотношение чтения вслух и чтения “про себя” должно меняться в зависимости от этапа обучения, постепенно отдавая приоритет чтению “про себя” на более высоких этапах обучения.

Педагогическая классификация уделяет особое внимание организационной стороне учебного процесса, поэтому по месту работы выделены:

· классное чтение;

· домашнее чтение;

и по форме организации учебного процесса:

· индивидуальное чтение;

· групповое/ хоровое чтение.

Методическая классификации, основанная на учебном чтении и коммуникативном чтении, делает упор на целевую установку и условия, которые определяют учебно-речевую деятельность.

Развитие зрелого чтения является одной из основных целей обучения иностранному языку. Под зрелым или коммуникативным чтением (communicative reading / fluent reading) подразумевается подход к письменному тексту, при котором читающий ясно представляет себе цель предстоящей деятельности. Для такого чтения характерны автоматизированность техники чтения, высокий уровень развития рецептивных лексико-грамматических навыков. Вышеуказанное обеспечивает направленность внимания на содержание читаемого, комбинирование приемов, которые подходят для конкретной задачи чтения (reading strategies).

В книге Гальсковой Н.Д. ([3], с. 156) говорится о том, что учащиеся должны овладеть базовыми умениями, которые лежат в основе каждого вида чтения:

· понимание основного содержания (предполагает определение и выделение основной информации; отделение информации первостепенной важности от второстепенной; установление логической или хронологической связи событий, фактов; предугадывание возможного развития событий; обобщение информации текста; изложение своего мнения по прочитанному);

· извлечение полной информации из текста (полное и точное понимание деталей, выделение информации, которая подтверждает либо уточняет что-то; установление связи событий; раскрытие причинно-следственных связей между ними, определение главной идеи, сравнение информации);

· понимание необходимой значимой информации (приблизительное определение темы текста; определение жанра текста, выявление информации, которая относится к какому-либо вопросу, определение важности информации).

В отечественной методике виды чтения выделяются с учетом трех классификаций: психологической, педагогической и методической. На основе требований программы и в рамках коммуникативного подхода необходимо в равной степени развивать как навыки зрелого чтения, так и базовые умения.

Цель развития умения чтения

Автор работы отмечает, что для большинства людей читать текст означает читать книгу, но, тем не менее, большое количество разнообразных текстов прочитывается ими каждый день. Например, этикетки (на коробках, одежде), инструкции (уличные знаки, руководство к пользованию микроволновой печью), реклама (по телевидению, на остановках, в газетах), личные записи (список продуктов, телефонные сообщения sms, письма, открытки). Текстом может быть названо что-либо от нескольких слов до предложения или тысячи слов в составе тысячи предложений.

Следует отметить, что текст всегда читается с какой-либо целью, а цель в свою очередь определяет то, как текст будут читать.

То, как человек, который обращается к конкретным типам текста, ставит перед собой разнообразные цели и использует для их достижения разные действия можно увидеть в таблице 1.

Таблица 1 ([3], с. 155)

Чтение
С какой целью?   Что?   Как?
Удовольствие, воздействие на чувства, эмоции и др. Расширение кругозора       Художественная литература   Общее, глобальное понимание, стихийное запоминание информации; информация предназначена для критического отношения к миру
  Информирование с целью какого-либо воздействия, установки       Инструкции, рецепты, приказы, программы     Детальное понимание; информация предназначена для дальнейшего использования
Образование, расширение с целью языковых познаний профессионального кругозора   Тексты по специальности, газеты, журналы   Детальное понимание, глубокая интерпретация с помощью словаря, запоминание информации

 

В качестве цели обучения навыку чтения предлагается развитие у учащихся умения читать тексты на разном уровне восприятия и понимания информации, которая в них содержится:

· ознакомительное чтение (понимание основного содержания)

· изучающее чтение (полное понимание содержания);

· критическое чтение (критический анализ прочитанного);

· поисковое чтение (извлечение необходимой либо интересующей, значимой информации). Таблица 2.

Таблица 2 ([3], с. 155)

Коммуникативные задачи Уровни понимания/Уровни проникновения в содержание
1.Понимать основную идею текста 2.Понимать основные факты, отражающие логику развития сюжета (кто что делает, с кем, когда, где)   Понимание основного содержания (уровень глобального понимания)
3.Понимать детали сообщения 4.Устанавливать причинно-следственные связи 5.Понимать точку зрения автора Полное и детальное понимание содержания (уровень детального понимания) Поиск необходимой информации (селективное понимание)
6.Определить свою позицию по отношению к сообщению Уровень критического понимания1

 

Таким образом, исходя из требований программы, учащиеся должны уметь понимать основное содержание, извлекать требуемую информацию и полностью понимать текст.

 

Стратегии чтения

 

Автор полагает, что при использовании коммуникативного подхода в современном учебном процессе, стратегии работы с текстом должны играть важную роль. А это означает, что обучение учащихся стратегиям чтения (аутентичного, полуаутентичного, учебного) текстов обоснованно является основной задачей на сегодняшний день. Большинство авторов (например, ([3], с. 156), ([5], p. 16)) под стратегиями чтения (reading strategies, reading skills) подразумеваются система знаний, умений и навыков:

__________________________________

1 критическое чтение – вид коммуникативного чтения, практически не применяемый в школе, т.к. для него требуется знание литературных приемов, особенностей авторского стиля, умение подвергать сомнению прочитанное

· предугадывать содержание текстов;

· понимать тип и назначение текстов;

· понимать текст полностью или избирательно;

· извлекать информацию на различных уровнях;

· пользоваться компенсационными умениями (контекстуальная и текстовая догадка, игнорирование незнакомых слов, пользование ключевыми словами и справочной литературой);

· быстро узнавать слова;

· использовать текстовые особенности (подзаголовки, переходы);

· использовать заголовок для выводов о последующей информации;

· использовать фоновые знания;

· анализировать незнакомые слова;

· идентифицировать грамматическую функцию слов;

· концентрироваться на воссоздании полной картины значения текста;

· следить за разнообразными деталями;

· держать в памяти цель чтения текста;

· подбирать подходящие стратегии к цели чтения;

· идентифицировать или догадываться о главной идее текста;

· понимать связи между частями текста;

· выделять главные идеи текста;

· перефразировать;

· допускать двусмысленность в тексте (хотя бы временно);

· продолжать чтение, несмотря на временное непонимание.

Овладение данными компетенциями позволит учащимся более осознанно воспринимать текст и извлекать из него необходимую информацию.

 

 

Требования к текстам



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: