Иностранный язык входит в общеобразовательную область «Филология». А язык представляет собой важнейшее средство общения. В последнее время происходят существенные изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации, что требует повышения коммуникативной компетенции учащихся. И это в свою очередь повышает статус предмета «английский язык» как общеобразовательной дисциплины. Поэтому была разработана примерная программа, которая нацелена на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного, социокультурного деятельностного подхода к обучению языку.
Под интегративной целью обучения подразумевается формирование иноязычной коммуникативной компетенции, т.е. способность и реальная готовность учащихся осуществлять иноязычное общение, основанное на взаимопонимании с носителями языка, а также развитие и воспитание школьников средствами учебного предмета.
В соответствии с государственным стандартом общего образования и вытекающей из него примерной программой по английскому языку учащиеся в 9 классе должны уметь читать и понимать аутентичные тексты с различной глубиной и точностью переработки их содержания, что зависит от вида чтения: ознакомительное, изучающее или просмотровое/ поисковое.
Следует отметить, что ознакомительное чтение осуществляется на аутентичных текстах, которые отображают особенности быта, жизни, культуры стран изучаемого языка. При данном виде чтения формированию подлежат следующие умения:
- определять тему и содержание текста по заголовку;
- выделять основную мысль;
- выбирать главные факты из текста, опуская второстепенные;
- устанавливать логическую последовательность основных фактов, событий в тексте.
|
Причем объем текста при ознакомительном виде чтения не должен превышать 500 слов.
Что касается изучающего вида чтения, то оно осуществляется на облегченных аутентичных текстах разных жанров. При данном виде чтения формированию подлежат следующие умения:
- полно и точно понимать содержание текста при переработке информации, содержащейся в нем (применение языковой догадки, словообразовательного и грамматического анализа, выборочного перевода, использование страноведческого комментария, который представлен в конце учебника Кузовлева В.П.);
- оценивать воспринятую информацию, выражая свое мнение;
- комментировать/ объяснять факты, которые описаны в тексте.
А объем текста при изучающем виде чтения может достигать 600 слов.
При просмотровом/ поисковом виде чтения, где происходит выборочное понимание нужной или интересующей информации, должно развиваться умение просматривать аутентичный текст и выбирать информацию, необходимую учащимся.
Итак, примерные программы по английскому языку, который на данный момент является важнейшим средством общения, говорят о том, что, формируя иноязычную коммуникативную компетенцию, учащиеся должны воспринимать и понимать тексты с различной степенью проникновения в содержание, что зависит от различных видов чтения, которые применяются при обучении учащихся навыкам чтения.
Анализ УМК
Учащиеся 9 «б» класса занимались английским языком по ряду учебников: во 2-ом классе по учебнику Верещагиной И.И., в 3-ем классе – по учебнику Поляковой Е.Б., с 5-ого класса занимаются по учебно-методическому комплекту Кузовлева В.П.
|
Учебно-методический комплект “English 9” создан авторским коллективом под руководством профессора Кузовлева В.П. на основе концепции коммуникативного обучения иноязычной культуре. На первый план выдвигаются познавательный и развивающий аспекты обучения языку, что обеспечивает индивидуализацию обучения, реализует комплексный и социокультурный подходы к обучению с самых первых уроков.
(https://www.edc.saratov.ru/book/prog/eng.shtm)
У данного учебно-методического комплекса существует ряд достоинств (как то: использование коммуникативного метода, систематическое выполнение учебной программы, свободная возможность приобретения, прилагающиеся к УМК аудиоматериалы). Однако присутствует и ряд недостатков (например, не очень разнообразная визуальная поддержка, отсутствие мотивирования учащихся к автономному обучению, неадекватная помощь учителю, не всегда понятные инструкции), которые могут помешать развитию навыка чтения. Исходя из таблицы критериев, автор ВКР считает подбор, адаптацию и/ или разработку предтекстовых заданий обоснованными.
В 3-ем разделе УМК Кузовлева В.П. “English 9” предоставлены тексты, на основе которых можно развивать навык чтения, но к ним практически нет предтекстовых заданий.
Учебник предоставляет учащимся достаточно интересные тексты, подходящие их возрасту и потребностям. Но в связи с тем, что было отмечено практическое отсутствие предтекстовых заданий в УМК Кузовлева В.П. “English 9”, что является достаточно ощутимым затруднением при обучении навыку поискового чтения, автор данной работы посчитала необходимым подобрать, адаптировать и/ или разработать предтекстовые задания к 3-ему разделу учебника.