Этапы работы с текстом
В учебной практике работу с текстом разбивают на три этапа:
· дотекстовый (этап антиципации);
· текстовый (контроль понятия содержания);
· послетекстовый (анализ и оценка).
Поскольку темой данной ВКР является разработка предтекстовых заданий, то остановимся на подробном рассмотрении дотекстового этапа. Данный этап предполагает достижения таких целей как: определение или сформирование речевой задачи для первого прочтения (как то: работа с заголовками, картинками); создание у учащихся необходимого уровня мотивации и интереса к прочтению данного текста (например, работа с фоновыми знаниями учащихся в виде беседы или создания учащимися диаграмм); максимальное сокращение уровня языковых и речевых трудностей (можно достичь с помощью презентации новых лексических и грамматических единиц, распределения новых слов и структур по колонкам).
Одним из заданий на дотекстовом этапе может быть задание на предвосхищение, которое не только способствует формированию вероятностного прогнозирования, но и дает учащимся возможность использовать фоновые знания. Предвосхищение, будучи важным компонентом сложных интегрированных умений чтения, является способностью предугадывать новое, базируясь на уже известном. Предвосхищение играет важную роль в психолингвистической модели рецептивных видов речевой деятельности «сверху-вниз». Умение предвосхищать содержание, а также в какой-то степени и языковое оформление письменного текста, значительно увеличивает скорость чтения и обеспечивает лучшее понимание прочитанного.
Задания на предвосхищение предшествуют чтению текста и могут строиться на заголовке, подзаголовке, теме, лингвистическом контексте, невербальных средствах (например, диаграммах, графиках, картах, таблицах, картинках). Выдвижение гипотез по содержанию текста с их последующим подтверждением или опровержением может касаться общего содержания, отдельных деталей или персонажей, последовательности событий. Предвосхищение языкового оформления может быть проведено посредством прогнозирования слов и словосочетаний в виде неупорядоченного списка, заполнения пропусков в контексте (gap-filling).
|
Все вышеперечисленное указывает на то, что задания на предвосхищение, предшествующие чтению текста, формируют вероятностное прогнозирование у учащихся, помогая им преодолеть не только лингвистические трудности, но и трудности понимания содержания текстов.
С методической точки зрения невозможно пропустить ни один из трех этапов работы с текстом. Хотя дотекстовый этап можно считать наиболее важным, т.к. он предполагает проведение предтекстовых заданий, выполнение которых создает необходимые условия для полноценного прочтения и восприятия текста. Рассмотрим ряд заданий, направленных на снятие различных трудностей восприятия текста:
1. Для того чтобы учащиеся не переводили каждое слово при чтении текста, можно провести следующие предтекстовые задания: соотнесение слова с картинкой (использование языковой догадки), составление устойчивых выражений, используя предложенные слова для заполнения пропусков. Например, дать задание найти пары: слово и его определение. Учащимся даны 2 колонки, где их задача заключается в соединении пары стрелочками. Также можно дать задание выбрать синоним слова из предлагаемой группы: dull is the opposite of deep, little, wise, narrow. Или попросить учащихся выбрать синоним слова из предлагаемой группы: A common synonym of barely is only, hardly, difficult.
|
2. Для активизации фоновых знания учащихся, можно попросить их составить радиальную диаграмму, обсудить данную проблему в парах или группах. Также можно дать задание объяснить фразу или слово, не переводя ее, используя свои знания, ассоциации: eat like a horse, have butterflies in one’s stomach.
3. Для того чтобы учащиеся поняли текст, можно обратиться к заголовкам, картинкам, которые прилагаются к данному тексту. Также можно произвести презентацию новых лексических или грамматических структур, допустим, через прослушивание песни.
4. Для того чтобы учащиеся смогли предвосхитить содержание текста, им можно предложить использовать свои фоновые знания при работе с заголовками или картинками к тексту.
5. С тем, чтобы значительно расширить словарь учащихся, а также помочь им в чтении текста, можно дать задание перефразировать уже известные слова с помощью приставок, суффиксов. Например, попросить партнера передать радиопрограмму еще раз, используя только одно слово: transmit – retransmit. Кроме того, стоит дать задание перефразировать предложения, заменив выделенное слово или выражение на синоним, использованный в тексте. Например, BBC2 programmes feature lighter plays and series.
6. Для понимания значения незнакомых слов при помощи словаря, можно предложить учащимся, которые предварительно разделены на группы, в атмосфере соревнования найти значения слов за кратчайшее время. Например, дать задание найти, выписать и перевести предложение с определенными словами или с определенной грамматической структурой (инфинитивом, пассивным залогом, прошедшим завершенным). Также можно произвести работу над однокоренными словами. Например: give the corresponding noun form of these verbs: transmit, devote, specialize. Кроме того, стоит дать задание как можно быстрее составить предложения с определенными словами, чтобы стало ясным их значение. Например, write sentences with these words and phrases: current, satellite, general entertainment.
|
Итак, существует целый ряд предтекстовых заданий для преодоления различного вида трудностей, которые могут возникнуть при восприятии и понимании текстов.
Вывод: теоретическая часть данной выпускной квалификационной работы освещает разные точки зрения на само понятие чтения и выдвигает одно из них, как основное, в котором внимание обращено не только на техническую сторону, но и на вовлеченность читателя в процесс интерпретации текста: “ Чтение - рецептивный вид речевой деятельности, направленный на восприятие и понимание письменного текста. В процессе чтения происходит осмысление и оценка информации, содержащейся в тексте” ([22], с. 95). Виды чтения были рассмотрены в работе с психологической,педагогической и методической сторон. В подходах к развитию навыка чтения были отмечены такие психолингвистические подходы, как подход "сверху-вниз" и "снизу-вверх". В качестве цели обучения навыку чтения было предложено развитие у учащихся умения читать тексты на разном уровне восприятия и понимания информации, которая в них содержится. Овладение различными стратегиями чтения текстов, выявленных разными методистами,позволит учащимся более осознанно воспринимать текст и извлекать из него необходимую информацию. Кроме того, достаточно подробно были рассмотрены приемы работы с печатным материалом, правила и этапы работы с текстом, а также требования к различным видам текстов. Изучение данного теоретического материала помогло подобрать, адаптировать и/или разработать предтекстовые задания для развития навыка поискового чтения.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
"Теоретически, нет никакой разницы между теорией и практикой. Однако на практике – она есть". (Прил. 1.5). Jan L.A. van de Snepscheut
Анализ ситуации