Методические рекомендации
Итоговый индивидуальный проект в 9 классе: требования к содержанию и оформлению
Старый Оскол, 2018
В методических рекомендациях отражены вопросы, связанные с написанием итогового индивидуального проекта в 9-ом классе. Рекомендации позволят познакомиться с требованиями к содержанию и оформлению проектной работы.
Составитель: методист, учитель русского языка и литературы Лисицына Г.А.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………4
Сроки подготовки и написания проекта…………………………….…………5
Защита проектных работ………………………………………………………..6
Требования к содержанию проекта…………………………………………….6
Структура проектной работы…………………………………………………..7
Этапы организации проектной деятельности…………………………………8
Рекомендации по созданию и предъявлению презентации для защиты проектной работы……………………………………………………………….9
Критерии оценивания проектных работ……………………………………….10
Требования к оформлению проекта……………………………………………11
Приложение………………………………………………………………………15
Введение
Проектная деятельность активно вошла не только в школьное образование, но и в повседневную жизнь каждого человека. Что же такое проект? Вообще «проект» имеет несколько определений. Например, временное предприятие, направленное на создание уникальных продуктов или результатов. Ключевое слово «временное», то есть у проекта есть начало и конец. Некоторые определения говорят о том, что проект выполняется отдельной группой людей, специально выделенной для этого мероприятия. Какое бы определение вы ни взяли за основу, есть четкие признаки, по которым можно определить, что происходящее – именно проект.
|
Признаки проекта:
1. Есть конкретная дата начала.
2. Есть конкретная дата конца или конечный результат.
3. Результат проекта уникален. Уникальный не значит абсолютно новый для всех, он может быть уникальным для Вас.
4. Ресурсы ограничены.
Проект — это «шесть П»:
ПРОБЛЕМА — ПЛАН — ПОИСК ИНФОРМАЦИИ — ПРОДУКТ — ПРЕЗЕНТАЦИЯ— ПОРТФОЛИО.
Портфолио - папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, отчеты и т.д.
Почему обучающиеся 9 класса должны писать итоговый проект? ФГОС
ООО предполагает обязательное ведение проектной и исследовательской деятельности в основной школе. В главных нормативных документах (ООП ООО и Положении о системе оценивания планируемых результатов) определены особенности итоговой оценки в 9 классе:
ü оценка за выполнение итоговых контрольных работ по всем учебным предметам;
ü оценка за выполнение итоговой комплексной работы на межпредметной основе;
ü оценка за выполнение и защиту индивидуального проекта;
ü оценки за работы, выносимые на государственную итоговую аттестацию (ОГЭ).
Именно поэтому каждый выпускник 9 класса обязан написать и защитить итоговый индивидуальный проект.
Сроки подготовки и написания проекта
Таблица 1
Этапы организации проектной деятельности
Этапы работы над проектом | Содержание работы | Деятельность учащихся | Результат |
Подготовительный (август-сентябрь) | Определение тем индивидуальных проектов. Ознакомление участников образовательных отношений с Положением об ИИП. | Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию | Предварительный список тем проектов. Проведение родительских собраний, классных часов |
Организационный (сентябрь) | Анализ проблемы. Формулировка цели, задач. Определение источников необходимой информации. Определение способов сбора и анализа информации. Определение формы проекта, способа представления результатов, продукта проектной деятельности. Установление процедур и критериев оценки результатов проекта. Утверждение тем, списков обучающихся и руководителей ИИП | Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности. | План работы над проектом. Списки групп, назначение руководителей. Приказ. |
Практический (октябрь – март) | Выдвижение гипотез, сбор информации, решение промежуточных задач. Подбор инструментария и его применение. Консультирование. Поэтапное выполнение задач проект. Подготовка конечного продукта | Поэтапно выполняют задачи проекта. Готовят продукт проектной деятельности | Выступление руководителей индивидуальных итоговых проектов обучающихся на методическом совете (совещании) |
Презентационный (март-апрель) | Публичная презентация продуктов проектной деятельности | Защита ИИП | Готовый продукт проектной деятельности Приказ |
Аналитический (май) | Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. Формулирование выводов. | Проводят самоанализ проектной деятельности, результатов проекта. Оформляют Портфолио | Определение уровня сформированности метапредметных планируемых результатов. анализ результатов выполнения проекта. Оценка качества выполнения проектов |
|
|
Защита проектных работ
Защита проектных работ согласно определенным школой срокам проводится в форме итоговой конференции обучающихся 9 классов по направлениям.
Защита индивидуального итогового проекта дается возможность обучающимся публично представить результаты работы над учебными проектом и продемонстрировать уровень овладения обучающимися отдельными элементами проектной деятельности.
Основанием допуска к защите является заполненный оценочный лист научного руководителя. Самооценка учащегося проводится в письменной форме в виде рефлексивного текста, который включает в себя:
АНКЕТА «Чему удалось научиться в ходе работы над проектом?»;
Карта для учащегося «Оцени работу над проектом»;
Самооценку работы над ИИП, где они раскрывают плюсы и минусы проведенной работы; приобретенные навыки и умения; достигнутые результаты.
Руководитель проекта и экспертная комиссия оценивание индивидуальных проектов осуществляют по критериям, которые разработаны в соответствии с задачами проектной деятельности, определенными ФГОС СОО.
Итоговая оценка по каждому критерию и итоговая оценка в целом за проект определяется по количеству баллов, выставленных руководителем проекта и членами экспертной комиссии.
При оценке ИИП должен использоваться аналитический подход к описанию результатов, согласно которому по каждому из предложенных критериев вводятся количественные показатели, характеризующие полноту проявления навыков проектной деятельности.
Результаты выполнения индивидуального проекта могут рассматриваться как дополнительное основание при зачислении выпускника основной общей школы на выбранное им направление профильного обучения в старшей школе.