Индивидуальный итоговый проект – учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью демонстрации своих достижений в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способности проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).
Типы учебных проектов (по Е.С. Полат)
1) По доминирующей деятельности: информационные,исследовательские, творческие, прикладные или практико-ориентированные.
Информационный проект направлен на сбор информации обобъекте или явлении с последующим анализом информации, возможно, обобщением и обязательным представлением. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.
Исследовательский проект предполагает четкое определение предмета и методов исследования. Данные проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. В полном объеме это может быть работа, примерно совпадающая с научным исследованием; она включает в себя обоснование темы, определение проблемы и задач исследования, выдвижение гипотезы, определение источников информации и способов решения проблемы, оформление и обсуждение полученных результатов.
Исследовательские проекты, как правило, продолжительные по времени и нередко являются экзаменационной работой учащихся или конкурсной внеурочной работой.
|
Практико-ориентированный проект также предполагает реальныйрезультат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер (например, оформить выставку горных пород для школьного музея, подготовить сборник материалов для решения экзаменационных вопросов и т.д.). Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала продукт деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал, пр.)
1) По предметно-содержательной области: монопредметные,межпредметные и надпредметные.
Можно также рассматривать учебные проекты по степени самостоятельности учащихся и формам учительского руководства проектами.
Важное правило: результатом работы над проектом должен быть конкретный продукт!
Структура проектной работы
Любая проектная работа должна содержать следующие разделы:
1. Титульный лист (оформляется в соответствии с приложением №1).
2. Содержание (список, состоящий из обоснования проекта, описанияпроекта, заключения и приложений с указанием их положения по страницам в работе).
3. Обоснование проекта, в котором
ü обосновывается значимость темы, актуальность проблемы, на разрешение которой направлен проект;
ü формулируется цель проектной работы;
ü определяются задачи;
ü определяется продукт проектной деятельности;
ü характеризуются конкретные ожидаемые результаты.
|
4. Описание проекта.
В этой части:
ü излагается путь решения проблемы, предложенные методы и способы реализации проекта;
ü приводится план выполнения проекта – последовательность действий (по этапам), привлекаемые ресурсы.
5. Ожидаемые результаты.
6. Заключение. Содержит общие выводы, степень достижения целей изадач проекта.
7. Список литературы.
8. Приложения.
В качестве приложений может быть использован фотоотчёт о проведённом мероприятии, фотографии изготовленной модели, изготовленных творческих работ и т.п. В обязательном порядке к описанию проекта прилагается продукт проектной деятельности (или фотографии /видеозаписи/ аудиозаписи, на которых запечатлён продукт проектной деятельности).
Продуктом проектной деятельности могут быть аналитическиематериалы, обзорные материалы, стендовый доклад, художественная, творческая работа, представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, компьютерной анимации, макет, иное конструкторское изделие, мультимедийные продукты и др.
Таблица 2