МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ




Учебно-методическое пособие

 

 

Ставрополь 2013


 

УДК 376.1 ББК 74.3 А - 39 Печатается по решению редакционно-издательского совета ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный педагогический институт»

 

 

Рецензенты:

доктор педагогических наук, профессор Бобрышов С.В., кандидат педагогических наук, доцент Кабушко А.Ю.

 

 

А – 39 Акименко В.М. Методика обучения математике детей с речевыми нарушениями: Учебно-методическое пособие. – Ставрополь: Бюро новостей, 2013. – 66 с.

 

 

В пособии раскрыты задачи, цели, организация и содержание обуче- ния математике детей с речевыми нарушениями в общеобразовательной школе и специальной (коррекционной) школе школ V вида.

Значительный акцент в пособии сделан на особенностях математиче- ского развития детей с речевыми нарушениями, обоснованы основные про- блемы обучения математике данной категории детей, разработана классифи- кация нарушений математического развития детей с речевыми нарушениями.

Пособие предназначено для студентов дефектологических фа- культетов педагогических вузов. Может быть использовано логопедами и учителями общеобразовательных и специальных (коррекционных) школ V вида, а также родителями детей, имеющих трудности в обучении матема- тике.

 

 

УДК 376.1

ББК 74.3

А - 39

 

© Акименко В.М., 2013

 
© ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный педагогический институт», 2013

 
 


Содержание

Введение……………………………………………………………………  
Глава 1. Предмет и задачи начального обучения математике в шко- ле для детей с тяжелыми нарушениями речи……………………………  
1.1 Математика как область человеческого знания…………………  
1.2 Начальный курс математики как учебный предмет в специаль- ной образовательной школе………………………………………………….  
Глава 2. Особенности обучения математике детей с тяжелыми нарушениями речи…………………………………………………………..  
2.1. Психолого-педагогические особенности детей с тяжелыми нарушениями речи …………………………………………………………..  
2.2. Особенности речевого развития детей с детей с тяжелыми нарушениями речи……………………………………………………………  
2.3.Анализ трудностей обучения математике детей с речевыми нарушениями…………………………………………………………………  
Глава 3. Клинико-психологическая характеристика акалькулии и дискалькулии детского возраста………………………………………….  
3.1 Анализ исследований акалькулии и дискалькулии детского возраста ……………………………………………………………………….  
3.2 Классификация дискалькулии у детей с нарушениями речи….  
Глава 4. Содержание обучения математике в школе для детей с тя- желыми нарушениями речи………………………………………………  
Глава 5. Организация учебной деятельности по математике в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи……………………………….  
Список литературы…………………………………………………………..  
Приложение………………………………………………………………….  

ВВЕДЕНИЕ

История развития зарубежной и российской педагогики и психологии неразрывно связана с изучением различных аспектов затруднений в обуче- нии. По данным многих авторов (Н.П. Вайзман, Г. Ф. Кумарина, С. Г. Шевченко и др.), число детей, которые уже в начальных классах оказы- ваются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить программу, колеблется от 20% до 30% от общего числа учащихся. Являясь умственно сохранными, такие дети испытывают трудности в социальной и школьной адаптации, проявляя неуспешность в обучении. В этой связи, по- жалуй, самым трудным предметом является математика. Около 15 % школь- ников от общего числа учащихся испытывают стойкие трудности в освоении стандартного образовательного уровня по математике (N. A. Badian, 1983;

M.G. Von Aster, 1992; J.H. Lorenz, 1993; O. Lunde, 1999; B. Tvedt, 2002). Это те случаи, когда уровень математических способностей ученика значительно ниже его способностей по другим предметам (L. Kosc, 1979; F. Johnsen, 1999, 2000, 2002; O. Magne, 2003).

В исследованиях В.А. Крутецкого, 1998; F. Johnsen, 1999, 2002; К. Барта, отмечается, что неспособность детей к математике встречается ча- ще, чем неспособность к чтению. Довольно часто неспособность к математи- ке сочетается с речевыми нарушениями.

Математическая речь ребёнка развивается по тем же законам, что и речь обиходная. Она характеризуется теми же особенностями, представляет такие же трудности в формировании и формулировании мысли для детей с нарушениями речи. Она также существует в устном и письменном виде. Ма- тематика – это тексты, пересказы, описания, ответы на вопросы. Это звуко- произношение, лексика, грамматика. Обучение математике детей с наруше- ниями речи без учёта указанных положений не может привести к успеху.

Исследование математической готовности выявляет трудности усвое- ния математического материала, которые могут быть как общими для всех детей с речевыми нарушениями, так и специфичными в зависимости от пре- валирующей недостаточности того или иного компонента математической готовности.

В связи с этим, одной из важнейших теоретических и практических проблем современной педагогики является совершенствование процесса обу- чения младших школьников с речевыми нарушениями.

Наиболее важными предпосылками обучения систематическому курсу математики являются достаточный уровень развития сенсорно-перцептивных и интеллектуальных функций, полноценное речевое развитие ребенка, нали- чие определенного запаса элементарных математических представлений. Для восполнения этих пробелов вводится пропедевтический курс, включающий целенаправленную работу по формированию математической речи в процес- се освоения математических операций.


Предельно разнообразный состав учащихся с нарушениями речи по степени тяжести, влиянию на образовательные и коммуникативные возмож- ности детей требуют постоянного совершенствования системы массового и специального образования, разработки вариативного стандарта обучения, дифференцированных и индивидуальных форм организации учебной и лого- педической работы, возможности моделирования образовательной програм- мы и маршрутов обучения каждого конкретного ребенка.

Полноценность усвоения математического материала детьми с нару- шениями речевого развития определяется взаимодействием и степенью раз- вития речевого, деятельностного и когнитивного компонентов математиче- ской готовности.

Затруднения, возникающие у младших школьников в процессе обуче- ния, можно объединить в три группы: биогенные, социогенные и психоген- ные, что обусловливает ослабление познавательных способностей (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи) ребенка и значительно снижает эффективность обучения. Помимо общих предпосылок трудностей в учении, существуют специфические – трудности усвоения математического материала.

Проблеме обучения элементарному курсу математики посвящен ряд исследований современных авторов (Н. Б. Истомина, Н. П. Локалова, А. Р. Лурия, Г.Ф. Кумарина, Н. А. Менчинская, Л. С. Цветкова и др.). В ре- зультате анализа названных литературных источников были выявлены сле- дующие основные затруднения младших школьников с речевыми нарушени- ями при обучении математике:

1. Отсутствие устойчивых навыков счета

2. Незнание отношений между смежными числами.

3. Неспособность перехода из конкретного плана в абстрактный.

4. Нестабильность графических форм, т.е. несформированность поня- тия «рабочая строка», зеркальное написание цифр.

5. Неумение решать арифметические задачи.

6. «Интеллектуальная пассивность».

7. Нарушение речевого развития.

Учителю необходимо в каждом конкретном случае профессионально подходить к построению и реализации учебного процесса, ориентируясь на личностный рост ребенка, учитывая индивидуальные особенности его пси- хической деятельности, создавая позитивные перспективы развития личности ученика, организовывая личностно-ориентированную образовательную сре- ду, позволяющую на практике выявлять и реализовывать творческий потен- циал ребенка. Опираясь на теоретические знания, учитель должен уметь предвидеть затруднения ребенка в обучении и устранять их; планировать коррекционно-развивающую работу, создавать проблемные ситуации для ак- тивизации динамики развития познавательных процессов; организовывать продуктивную самостоятельную работу, создавать благоприятный эмоцио- нально-психологический фон процесса обучения. Особенность методических


знаний и умений заключается в том, что они тесно связаны с психологиче- скими, педагогическими и математическими знаниями.

В проекте Специального стандарта (СФГОС) для детей с нарушениями речи предлагаются научно обоснованные варианты реализации права каждо- го такого ребенка на образование вне зависимости от региона проживания, тяжести нарушения речевого развития, способности к освоению академиче- ской программы. При этом учитывается общепризнанный факт, что группа школьников чрезвычайно неоднородна.

Зависимость одних математических знаний и умений от других, их по- следовательность и логичность показывают, что пробелы на той или иной ступени задерживают дальнейшее изучение математики и являются причи- ной школьных трудностей. Решающую роль в предупреждении школьных трудностей играет диагностика математических знаний и умений учащихся, при организации и проведении которой необходимо соблюдать определен- ные условия: формулировать вопросы четко и конкретно; предоставлять вре- мя для обдумывания ответа; относиться к ответам ученика позитивно.

Полноценность усвоения математического материала детьми с нару- шениями речевого развития определяется взаимодействием и степенью раз- вития речевого, деятельностного и когнитивного компонентов математиче- ской готовности.

Исследование математической готовности выявляет трудности усвое- ния математического материала, которые могут быть как общими для всех детей с ОНР, так и специфичными в зависимости от превалирующей недо- статочности того или иного компонента математической готовности.

Наиболее важными предпосылками обучения систематическому курсу математики являются достаточный уровень развития сенсорно-перцептивных и интеллектуальных функций, полноценное речевое развитие ребенка, нали- чие определенного запаса элементарных математических представлений.

Обучение математике, особенно детей с ТНР, невозможно без при- стального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках математики в младших классах учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно- практической деятельности и действий с числами.


 
 

ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ МАТЕ- МАТИКЕ В ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: