Математика как область человеческого знания




Математика – это наука о количественных отношениях и простран- ственных формах действительного мира. «Математика» - слово, пришедшее к нам из Древней Греции: «mathema» переводится как «познание, наука».

Современное понимание пространственных форм весьма широко. Оно включает в себя наряду с геометрическими объектами трёхмерного про- странства (прямая, круг, треугольник, конус, цилиндр, шар и пр.) также мно- гочисленные обобщения - понятия многомерного и бесконечномерного про- странства.

Количественные отношения выражаются теперь не только целыми по- ложительными или рациональными числами, но и при помощи комплексных чисел, векторов, функций и др. Развитие науки и техники заставляет матема- тику непрерывно расширять представления о пространственных формах и количественных отношениях.

Математика - это область человеческого знания, в которой изучаются математические модели, математическая модель рассматривается как логиче- ская структура, у которой описан ряд отношений между ее элементами (Л.Д. Кудрявцев).

Обучение учащихся математике направлено на овладение учащимися системой математических знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшего изучения математики и смежных учебных предметов и решения практических задач, на развитие логического мышления, пространственного воображения, устной и письменной математической речи, формирование навыков вычислений, алгебраических преобразований, решения уравнений и неравенств, инструментальных и графических навыков.

Математика как учебный предмет отличается от математики как науки не только объёмом, системой и глубиной изложения, но и прикладной направленностью изучаемых вопросов.

Учебный курс математики постоянно оказывается перед необходимо- стью преодолевать противоречие между математикой – развивающейся наукой и стабильным ядром математики – учебным предметом. Развитие науки требует непрерывного обновления содержания математического обра- зования, сближения учебного предмета с наукой, соответствия его содержа- ния социальному заказу общества.

Современный этап развития математики как учебного предмета харак- теризуется: жёстким отбором основ содержания; чётким определением кон- кретных целей обучения, межпредметных связей, требованиями к математи- ческой подготовке учащихся на каждом этапе обучения; усилением воспиты-


вающей и развивающей роли математики, её связи с жизнью; систематиче- ским формированием интереса учащихся к предмету и его приложениям.

Методика преподавания математики – раздел педагогики, исследу- ющий закономерности обучения математике на определенном уровне ее раз- вития в соответствии с целями обучения подрастающего поколения, постав- ленными обществом. Методика обучения математике призвана исследовать проблемы математического образования, обучения математике и математи- ческого воспитания.

Предметом методики обучения математике является обучение мате- матике, состоящее из целей и содержания математического образования, ме- тодов, средств, форм обучения математике.

Математика в начальной школе выступает как основа развития позна- вательных действий, в первую очередь логических, включая и знаково- символические, планирование (цепочки действий по задачам), систематиза- ция и структурирование знаний, перевод с одного языка на другой, модели- рование, дифференциация существенных и несущественных условий, аксио- матика, формирование элементов системного мышления, пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.).

Математика – это наука с собственным языком. Математическая речь ребёнка развивается по тем же законам, что и речь обиходная. Она характе- ризуется теми же особенностями, представляет такие же трудности в форми- ровании и формулировании мысли для детей с нарушениями речи. Она также существует в устном и письменном виде. Математика – это тексты, переска- зы, описания, ответы на вопросы. Это звукопроизношение, лексика, грамма- тика. Обучение математике детей с нарушениями речи без учёта указанных положений не может привести к успеху (Томме, Л. Е.).

В ходе изучения математики осуществляется знакомство с математиче- ским языком: развивается умение читать математический текст, формируют- ся речевые умения (дети учатся высказывать суждения с использованием ма- тематических терминов и понятий). Школьники учатся ставить вопросы по ходу выполнения задания, выбирать доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывать этапы решения учебной задачи, ха- рактеризовать результаты своего учебного труда.

Математическое содержание позволяет развивать и организационные умения: планировать этапы предстоящей работы, определять последователь- ность учебных действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок. В процессе обучения математике школь- ники учатся участвовать в совместной деятельности: договариваться, обсуж- дать, приходить к общему мнению, распределять обязанности по поиску ин- формации, проявлять инициативу и самостоятельность.


1.2 Начальный курс математики как учебный предмет в специ- альной образовательной школе

Организация образовательного процесса и содержание специального образования строится в соответствии с требованиями образовательных стан- дартов. Содержание специального образования обеспечивает коррекционно- образовательную помощь, преодоление нарушений в развитии, что определя- ется программами коррекционных занятий и общеобразовательных предме- тов, поэтому, содержание воспитания и обучения школьников с нарушения- ми речи должно определяться программой, в основу которой положены представления о структуре дефекта ребенка, имеющего нарушения зрения.

При организации педагогического процесса необходимо учитывать следующие положения:

- специальное школьное учреждение является учебно-воспитательным заведением, которое в процессе воспитания, обучения и специальной коррек- ционной работы обеспечивает исправление дефектов умственного и физиче- ского развития, необходимых для социальной адаптации и самостоятельной деятельности человека;

- воспитание и обучение детей в специальном школьном учреждении проходит по программам, утвержденным министерством образования;

- специальное школьное учреждение осуществляет воспитание, обу- чение и коррекционную работу с детьми на родном языке в соответствии с законом «О языке в РФ»;

- с целью создания оптимальных условий для физического и личност- ного развития детей, предупреждения возникновения вторичных дефектов развития, организация воспитательно-образовательного процесса строится на основе педагогически обоснованного выбора педагогами программ, средств, форм и методов воспитания, обучения и коррекции;

В процессе обучения математике решаются задачи обучения, коррек- ции и воспитания.

Образовательная задача базируется на понимании того, что дети с нарушением речи должны овладеть тем же объемом знаний, умений и навы- ков, что и дети с нормальным речевым развитием.

Воспитательные задачи могут быть реализованы в процессе анализа жизненных ситуаций и формирования морально-волевых качеств личности (аккуратности, ответственности, дисциплинированности, организованности).

Коррекционно-развивающая задача предполагает преодоление недо- статков психического развития.

Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей и задач:

– образовательные цели и задачи – сформировать и развивать пред- ставления о математических понятиях и геометрических фигурах в рамках программы;

– воспитательные цели и задачи – развивать и математические поня- тия и представления всех познавательных процессов, в том числе речь, ум-


ственную и практическую деятельность учащихся, воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседнев- ной жизни;

– практические цели и задачи - формировать навыки применения ма- тематических знаний, умений и навыков решении жизненно-практических задач.

В период обучения математике, в начальных классах, учащиеся должны получить следующие математические знания, умения, навыки.

а) понятие о натуральном числе, нуле, натуральном ряде чисел, их свойства, понятие об обыкновенных и десятичных дробях;

б) представления об основных величинах (длине отрезка, стоимости, массе предметов, площади фигур, ёмкости и объёме тел, времени), едини- цах измерения, величин и их соотношениях;

в) значение метрической системы мер, мер временя и умение прак- тически пользоваться ими.

г) умение проводить четыре основных арифметических действия с многозначными числами и дробями.

д) умение решать простые и составные задачи (в 3-4 действия).

При формировании математических представлений важно не только добиваться усвоения знаний, умений и навыков, не осуществлять мероприя- тия по коррекции речевых и психофизических возможностей детей.

Школьники, имеющие речевые нарушения, должны овладеть тем же объемом знаний, умений и навыков, что и дети с нормальным речевым раз- витием. Однако особенности их речевого развития требуют анализа и после- дующей адаптации учебного курса математики.

Для того чтобы выстроить курс, отвечающий особенностям речевого развития и требованиям возрастной адресованности, практической значимо- сти и сообразности современному уровню развития математики, необходимо решение не только логико-предметных и методических, но и историко- предметных и историко-культурных задач, связанных с развитием основных понятий и методов геометрии.

Одним из возможных методологических оснований построения школь- ного курса математики выступают принципы построения предмета в дея- тельностном подходе (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). В настоя- щее время основным содержанием курса развивающего обучения (РО) мате- матике в начальной школе служит понятие действительного числа, опираю- щегося на понятие величины.

Обучение математике в специальной образовательной школе должно также носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессио- нально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математиче- ских знаний в нестандартных ситуациях.

Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые форми- руются у учащихся в процессе обучения математике, являются абстрактны- ми.


Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметно-практические действия, позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий.

Практические действия с предметами, их заменителями учащиеся должны учиться оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способ- ность мыслить отвлеченно, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики необходимо оснастить как демон- страционными пособиями, так и раздаточным материалом для каждого уче- ника.

Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаи- мообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных при- знаков и отвлечения от несущественных, использовании приемов классифи- кации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между понятиями. Не менее важный прием – материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизнен- ных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, ра- бота с учебником, экскурсия, самостоятельная работа и др.

Обучение математике, особенно детей с ТНР, невозможно без при- стального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках математики в младших классах детям необхо- димо научиться повторять речь учителя, которая является образцом для уча- щихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предмет- но-практической деятельности и действий с числами.

Таким образом, в младших классах необходимо пробудить у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. Это возможно только при использо- вании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, со- здании увлекательных для детей ситуаций.

Обучение математике детей с речевыми нарушениями должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально- трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.


 
 

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: