Основа сунны и религиозные убеждения
(‘Акъида имамов Абу Зур’а ар-Рази и Абу Хатима ар-Рази)
Введение
Вся хвала - Аллаху, благословения и мир нашему пророку Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам. А затем:
Вниманию читателя представляется перевод прекрасного труда, в котором один из великих имамов ахлю-с-сунна – ‘Абду-р-Рахман ибн Аби Хатим, да одарит его Аллах Своей милостью, спрашивает своих учителей, двух великих имамов: своего отца Абу Хатима ар-Рази и Абу Зур’а ар-Рази, да одарит их обоих Аллах Своей милостью, о вероубеждении, на котором они застали огромное количество учёных приверженцев сунны из самых различных стран.
Эти убеждения привели в своих книгах, опираясь на них, многие имамы, среди которых, например, можно упомянуть следующих: Абу-ль-Къасим аль-Лялякаи (см.: «Шарх усуль и’тикъад ахлю-с-сунна уа-ль-джама’а» № 321), Ибн Къудама (см.: «Исбат аль-‘улювв» № 110), Наср аль-Макъдиси (см.: «Мухтасар аль-худжжа ‘аля тарик аль-махаджжа» № 376), Абу-ль-’Аббас ибн Теймийя (см.: «Байан тальбис аль-джахмийя» 2/40), Ибн Къаййим аль-Джаузийя (см.: «Иджтима’ аль-джуйуш аль-Ислямийя» с.233), аз-Захаби (см.: «аль-‘Улювв» № 502, 503), да одарит их всех Аллах Своей милостью.
Краткая биография имама Абу Зур’а ар-Рази
Выдающийся рейский хадисовед, признанный авторитет в области критики передатчиков, имам, господин хафизов ‘Убайду-Ллах ибн ‘Абду-ль-Карим ибн Йазид ибн Фаррух аль-Къураши аль-Махзуми ар-Рази (194-264 г.х.), известный как «Абу Зур’а ар-Рази». «Ар-Рази» - приписыванием к его городу ар-Рей (недалеко от современного Тегерана).
В поисках знаний путешествовал по Хорасану, Ираку, Шаму, аль-Джазире, Хиджазу и Египту.
Обучался у таких имамов, как Ахмад ибн Ханбаль, Йахйа ибн Ма’ин, Къурра ибн Хабиб, Къабиса ибн ‘Укъба, аль-Къа‘наби, Исхакъ ибн Мухаммад аль-Фарви, Йахйа ибн Букайр, Абу-ль-Уалид ат-Тайалиси, и др.
Его учениками были имамы Муслим, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджах, ‘Абду-Ллах ибн Ахмад ибн Ханбаль, Абу Бакр ибн Абу Давуд, Йунус ибн ‘Абду-ль-А’ля, ар-Раби‘ ибн Суляйман и др.
Сказал о нём имам Ахмад: «Не пересекал моста Багдада никто более запоминающий, чем Абу Зур’а».
Также сказал он: «Этот юноша (т.е. Абу Зур’а) выучил 700000 сообщений».
Сказал имам Исхакъ ибн Рахавейх: «Каждый хадис, который не знает Абу Зур’а ар-Рази – нет ему основы».
Говорил Абу Бакр ибн Аби Шейба: «Я не видел более сильного (памятью) хафиза, чем Абу Зур’а».
Среди его трудов, многие из которых утеряны, упоминают следующие: «ад-Ду’афаъ», «Суалят аль-Барза’и», «аль-Муснад», «ас-Сахаба», «аль-Фауаид», «аль-Мухтасар» и др.
Передается, что на смертном одре он, перечислив по цепочке передатчиков хадиса, сказал: «…передаётся от Му’аза, что сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Тот, чьими последними словами будут слова “Нет истинного бога, кроме Аллаха…”» » и умер. См.: «аль-Джарх ут-т-та’диль» (1/328), «Сияр» (13/65), «Тарих Димашкъ» (38/11).
|
Краткая биография имама Абу Хатима ар-Рази
Выдающийся хадисовед, аль-хафиз, признанный авторитет в области критики передатчиков, имам Мухаммад ибн Идрис ибн-уль-Мунзир ибн Давуд ибн Михран аль-Гъатафани аль-Ханзали ар-Рази (195-277 г.х.), известный как «Абу Хатим ар-Рази». Был примерно одного возраста с имамом аль-Бухари, но пережил его больше, чем на двадцать лет. Много путешествовал по Ираку, Шаму, Хиджазу и Египту, собирая и записывая хадисы.
Имам рассказывал, как передаёт его сын, о том, как он впервые отправился на поиски знаний: «В первый раз, когда я намеревался получить знания, я находился вдали от дома в течение семи лет. Я начал отсчитывать путь, который я прошёл пешком, пока он не достиг 1000 фарсахов (около 5500 км). После этого я перестал считать! Я не помню, сколько раз я держал путь из аль-Куфы в Багдад и также из Мекки в аль-Медину. Это происходило многократно. Я также отправился из местности, находящейся вблизи города Сале (Марокко) в Египет пешком. И из Египта – пешком в Рамаллу (Палестина), из Рамаллы – в Байту-ль-Макъдис, а также из Рамаллы – в ‘Аскъалян и в Тибрийю, а из неё – в Дамаск. Далее из Дамаска я направился в Химс, из Химса - в Антакийу, а из Антакийи – в Тарасус. После этого я вернулся в Химс, а затем выдвинулся из него в Бисан, а оттуда - в Ракку. Далее я пересёк Евфрат до Багдада… Затем перед моим выходом в Шам, я отправился из Васита в ан-Ниль, а оттуда – в аль-Куфу. Весь этот путь я проделал пешком, и это было моё первое путешествие, которое длилось семь лет до 221 года… Я снова отправился в путь в 242 году по хиджре и вернулся в 245 году».
Передаётся, что когда он находился в Басре, отправившись туда для приобретения знаний, у имама закончились средства, и он начал продавать одежду одну за другой, пока был в этом положении. Несмотря на это, он продолжал посещать шейхов, даже тогда, когда не употреблял ничего, кроме воды в течение двух дней. Таким было его усердие в поиске знаний!
Количество ученых, от кого, как сообщается, передавал знания выдающийся хадисовед, достигло почти 3000 шейхов. Перенимал знания у имамов Абу Ну’айма, аль-Асма’и, ‘Убайду-Ллаха ибн Муса, Мухаммада ибн ‘Абду-Ллах аль-Ансари, ‘Абду-Ллаха ибн Салиха аль-Мисри (писца имама Лейса ибн Са‘да) и многих др.
Среди его учеников, передававших от него, такие имамы как Йунус ибн ‘Абду-ль-А’ля и ар-Раби‘ ибн Суляйман, которые были старше его возрастом и которые сами были также и его учителями. Также среди них: авторы «Сунанов» Абу Давуд, ан-Насаи и Ибн Маджах, а также его сын ‘Абду-р-Рахман, Ибн Аби-д-Дунья, и др.
Среди его сочинений, многие из которых утеряны, упоминают следующие: «Китаб фи-ль-и’тикъад», «Табакъату-т-таби‘ин», «Китабу-з-Зинах», «Тафсир аль-Къуръан аль-‘Азым», «А‘лям ан-нубувва», «Китабу-з-Зухд» и др.
Йунус ибн ‘Абду-ль-А’ля сказал: «Абу Зур’а и Абу Хатим – два имама жителей Хурасана», затем он обратился с мольбой за них и продолжил: «Их пребывание на земле – благо для мусульман».
Сказал ар-Раби‘ ибн Суляйман (соратник имама аш-Шафи’и): «Мы не видели подобных Абу Хатиму и Абу Зур’а среди тех, кто приходил к нам из ученых».
Сказал аль-Хатыб: «Сказал аль-хафиз Ахмад ибн Саляма: “Я не видел после Исхакъа ибн Рахавейха и Мухаммада ибн Йахйа более заучившего хадисы и знающего их смыслы, чем Абу Хатим Мухаммад ибн Идрис”».
Сказал Абу Бакр аль-Халляль: «Абу Хатим – имам в хадисе! Он передал от имама Ахмада много сообщений, которые дошли до нас в разрозненном виде, и все они - редкие».
Скончался имам в Багдаде. См.: «Сияр» (13/247), «Тарих Багъдад» (2/73), «Тарих Димашкъ» (3/52).
|
|
Краткая биография имама Ибн Аби Хатима ар-Рази
Выдающийся хадисовед и комментатор Корана, имам Абу Мухаммад ‘Абду-р-Рахман ибн Мухаммад ибн Идрис ибн-уль-Мунзир аль-Ханзали ар-Рази (240-327 г.х.), известный как «Ибн Аби Хатим».
Обучался у своего отца и у таких ученых, как имамы Абу Зур’а, Абу Са’ид аль-Ашаджж, аз-За’фарани, Исма’иль аль-Музани, ар-Раби’ ибн Суляйман, ‘Абду-Ллах и Салих – сыновья имама Ахмада, имам ад-Дарими и др. Также учился у имама Муслима - автора «Сахиха» и был личным писарем имама аль-Бухари.
Из его известнейших учеников: имамы Ибн Хиббан, Ибн ‘Ади, Ибн Мандах.
Сказал о нем хафиз Абу Йа’ля аль-Халили: «Абу Мухаммад перенял знания своего отца и Абу Зур’а. Он был “морем” в науках и в познании передатчиков хадисов, фикъха и разногласий сподвижников, таби’инов и ученых разных стран».
Сказал также хафиз аль-Халили: «Было сказано: было три имама в одну эпоху: Абу Бакр ибн Аби Давуд, Ибн Хузайма и Ибн Аби Хатим».
Написал книги: «аль-Джарх ва-т-та’диль», «ат-Тафсир», «‘Илялю-ль-хадис», «аль-Марасиль», «аль-Муснад», «Адабу-ш-Шафи’и», «ар-Радду ‘аля-ль-джахмийя» и др.
Скончался имам в своём родном городе ар-Рей. См.: «Сияр» (13/246), «Тазкирату-ль-хуффаз» (3/830), «Табакъат» (3/324).
Текст (матн) книги «Аслю-с-суннати уа-’тикъаду-д-дин»
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
С именем Аллаха Всемилостивого Милующего
Сообщил нам Мухаммад ибн-уль-Музаффар аль-Мукъриъ: «Передал нам аль-Хусайн ибн Мухаммад ибн Хубайш аль-Мукъриъ: «Передал нам Абу Мухаммад ‘Абду-р-Рахман ибн Аби Хатим: «Я спросил своего отца и Абу Зур’а, да одарит их обоих Всевышний Аллах Своей милостью, о убеждениях приверженцев сунны в основах религии и о том пути, на котором они застали учёных всех стран, а также об их убеждениях относительно всего этого, и они ответили так:
«Мы застали учёных в следующих областях земли: в Хиджазе, Ираке, Египте, Шаме и Йемене, и их убеждения заключаются в том, что:
[1] Вера (аль-иман) – это слова и дела.
[2] Она увеличивается и уменьшается.
[3] И (в том), что Коран – это Слова Аллаха, которые не являются сотворёнными во всех видах.
[4] И что предопределение, будь оно хорошим или плохим - от Аллаха, Всемогущ Он и Велик.
[5] И что лучшие в этой общине, после её Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) - это Абу Бакр ас-Сыддикъ, затем - ‘Умар ибн аль-Хаттаб (аль-Фарукъ), затем - ‘Усман ибн ‘Аффан, а затем - ‘Али ибн Аби Талиб, да будет доволен ими Аллах.
[6] И они - праведные халифы, ведомые прямым путем.
[7] И что десять (сподвижников), названные Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и о которых он засвидетельствовал Раем, в действительности являются обитателями Рая, как об этом засвидетельствовал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и его свидетельство - истина!
[8] И что (нашей обязанностью является) мольба о ниспослании милости сподвижникам пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) и его семейству, и воздержание от обсуждения того, что произошло между ними.
[9] И что Всемогущий и Великий Аллах вознёсся над Своим Троном, и что Он отделён от Своих созданий так, как Он описал Себя в Своей Книге и (как описал Себя) устами Своего Посланника (да благословит Аллах его, его семью и его сподвижников и да приветствует) без вопроса «Как?».
[10] И что Он охватывает Своим знанием всякую вещь и «…нет (никого и) ничего подобного Ему (ни в сущности, ни в именах, ни в особенностях, ни в деяниях)! И Он – Всеслышащий, Всевидящий!» (сура «аш-Шура», аят 11)
[11] И что (верующие) будут лицезреть Аллаха, Благословен Он и Возвышен, в Вечной жизни. Обитатели Рая будут видеть Его своими глазами.
[12] И (также) они будут слышать Его Слова так, как Он этого пожелает, и как Он этого захочет.
[13] И (также они убеждены в том, что) Рай – это истина, и Ад - истина, и они никогда не исчезнут.
[14] И что Рай – награда для Его приближенных, а Ад – наказание для ослушавшихся Его, кроме тех, кого помилует Всемогущий и Великий Аллах.
[15] И что мост (ас-сырат) – истина.
[16] И что весы (аль-мизан), у которых две чаши, на которых будут взвешиваться хорошие и плохие деяния рабов – истина.
[17] И что водоём (аль-хауд), которым был почтён наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) – истина.
[18] И что заступничество (аш-шафа’а) – истина.
[19] И то, что люди, являющиеся приверженцами единобожия, выйдут из Огня по причине заступничества - истина.
[20] И мучения могилы – истина.
[21] И (существование ангелов) Мункара и Накира (и их допрос умерших) – истина.
[22] И благородные писцы – истина.
[23] И Воскрешение после смерти - истина.
[24] И (также убеждения приверженцев сунны заключаются в том) что совершающие тяжкие грехи находятся под волей Аллаха, Всемогущ Он и Велик.
[25] И что мы не обвиняем в неверии никого из приверженцев Къиблы по причине их грехов, и оставляем то, что они скрывают в своих душах Аллаху, Всемогущ Он и Велик.
[26] И что мы выполняем обязательные джихад и хаджж вместе с правителями мусульман в любое время и эпоху.
[27] И мы считаем запретным выход (и восстание) против правителей, а также считаем недопустимым сражение во время смуты.
[28] И мы слушаемся и подчиняемся тем, кому Аллах, Всемогущ Он и Велик, вверил власть над нами и не выходим из-под подчинения (правителю).
[29] Мы следуем сунне и единой общине (аль-джама’а).
[30] И сторонимся противоречий, разногласий и разделений.
[31] И что джихад во главе с правителем из числа мусульман, является установленным (в шари’ате) с момента, когда Всемогущий и Великий Аллах послал Своего Посланника (да благословит его Аллах и приветствует) и до Судного дня, и ничто не отменяет его. То же самое касается и хаджжа.
[32] И что садакъа (закят) со скота выплачивается сборщикам, которых уполномочили правители мусульман.
[33] И (также убеждения приверженцев сунны заключаются в том) что люди (выявляющие Ислям) являются верующими в том, что касается постановлений, касающихся их, и наследства.
[34] Однако, каково их положение у Аллаха, Всемогущ Он и Велик, нам неизвестно.
[35] И что нововведенцем (мубтади’) является всякий, кто скажет, что он является истинным верующим.
[36] И что к лжецам относится каждый, кто скажет, что он у Аллаха - верующий.
[37] И что поступил верно тот, кто скажет: «Я верующий в Аллаха».
[38] И что мурджииты являются заблудшими нововведенцами.
[39] И что къадариты являются заблудшими нововведенцами.
[40] И что тот из них, кто отрицает, что Аллах, Всемогущ Он и Велик, знает то, что произойдёт до того, как это произойдет, является неверующим.
[41] И что джахмиты - неверующие.
[42] И что рафидиты отвергли Ислям.
[43] И что хариджиты - вылетевшие.
[44] И что тот, кто считает, что Коран сотворён – он неверующий в Великого Аллаха, и его неверие является выводящим из Исляма.
[45] А тот, кто сомневается в его неверии из тех, кто понимает, также является неверующим.
[46] И что тот, кто колеблется в отношении Слов Всемогущего и Великого Аллаха (т.е. Корана), и, сомневаясь, удерживается, говоря: «Я не знаю сотворённый (Коран) или нет», является джахмитом.
[47] А кто колеблется относительно Корана по причине невежества (незнания), тот обучается и обвиняется в нововведении, но не обвиняется в неверии.
[48] А кто сказал: «Моё произношение Корана сотворено» - тот джахмит. Также джахмитом является тот, кто скажет: «Коран в моём произношении сотворен».
Сказал Абу Мухаммад (ибн Аби Хатим): «Я слышал, как мой отец говорил:
[49] «Признаком приверженцев нововведений является злословие в отношении приверженцев асара (сунны).
[50] А признаком еретиков (аз-занадикъа) является именование (обзывание) приверженцев сунны «хащуийя» (никчемными, бесполезными), желая тем самым сделать асары (доводы) недействительными.
[51] И признаком джахмитов является именование приверженцев сунны «мушаббиха» (уподобляющими)».
[52] Признаком къадаритов является именование приверженцев асара «муджбира» (джабритами).
[53] А признаком мурджиитов является именование приверженцев сунны «мухалифа» (противоречащими) и «накъсанийя» (принижающими веру).
[54] А признаком рафидитов является именование приверженцев сунны «набита» (зародившими ересь) и «насыба» (ненавистниками).
[55] И так дальше и продолжалось это дело.
[56] Но у приверженцев сунны нет имени, кроме как одного.
[57] И невозможно, чтобы все те прозвища были собраны в их описании.»
Сказал Абу Мухаммад: «Я слышал, как мой отец и Абу Зур’а:
[58] Велели оставлять приверженцев нововведений и отклонений, и были очень суровы в этом.
[59] Порицали написание книг, без упоминания в них асаров (доводов и преданий от саляфов).
[60] Запрещали сидеть вместе с приверженцами «каляма» (философских течений).
[61] Также (запрещали) читать их книги.»
[62] Они говорили: «Никогда не преуспеет приверженец «каляма»».
[63] Сказал Абу Мухаммад: «То же самое говорю и я».
Сказал Абу ‘Али ибн Хубайш аль-Мукъриъ: «То же самое говорю и я».
Сказал наш шейх Ибн-уль-Музаффар: «То же самое говорю и я».
Сказал наш шейх, то есть автор (имам аль-Лялякаи): «То же самое говорю и я».
Да приведёт Аллах нас и каждого верующего к тому, что Он любит и чем Он доволен из слов и дел.
Да благословит Аллах Мухаммада, его семью и да приветствует.