Прежде чем инвестировать средства, необходимо разработать инвестиционный проект, позволяющий оценить потребность в инвестициях, дать прогноз их доходности и на основании этой информации принять инвестиционное решение.
Каждый проект имеет ряд стадий в своем развитии и реализации, в совокупности составляющих жизненный цикл проекта [14]. Жизненный цикл проекта определяется и формируется в зависимости уникальных аспектов организации, отрасли промышленности или используемой технологии. Поскольку каждый проект имеет начало и конец, а также результаты реализации, имеющие место в этом промежутке времени, то жизненный цикл обеспечивает базовую структуру для управления проектом, независимо от включенных в него конкретных работ.
За рубежом государственными министерствами, банками, финансовыми институтами, высшими учебными заведениями и консультационными фирмами при разработке проектов и перспектив развития используется методы UNIDO [19].
Согласно UNIDO разработка и реализация любого проекта развития состоит из трех фаз: прединвестиционной, инвестиционной и эксплуатационной. В сумме данные фазы составляют жизненный цикл (или срок жизни) проекта. В каждой проектной фазе может содержаться ряд стадий, включающих различные виды деятельности: проектирование, консультирование и производство.
Непосредственной реализации проекта и осуществлению основных инвестиций предшествует прединвестиционная фаза, которая в свою очередь подразделяется на ряд стадий:
- исследование функциональных возможностей в аспекте сложившейся экономической ситуации,
- определение потребности в инвестировании и инвестиционных возможностей,
- анализ альтернативных вариантов проекта,
- разработка технико-экономического обоснования проекта (бизнес-плана),
- утверждение решения о реализации проекта.
В течение всей предынвестиционной фазы осуществляется поиск инвесторов, проведение переговоров, заключение договоров и соглашений о сотрудничестве, определение источников финансирования.
|
По данным UNIDO расходы на проведение предынвестиционного исследования и на подготовку бизнес-плана приблизительно следующие:
· 0,2 -1,0% – на исследование возможностей
· 0,25 -1,5% –на анализ альтернативных вариантов
· 1,0 -3,0% –на технико-экономическое обоснование (для небольших и средних проектов)
· 0,2-1,0% –на ТЭО (для крупных проектов со сложной технологией или трудными рынками).
При принятии решения о реализации проект переходит в инвестиционную фазу, когда осуществляются основные инвестиции, носящие необратимый характер (закупка оборудования или строительство), но проект еще не приносит дохода и не в состоянии обеспечить свое развитие за счет собственных средств.
Инвестиционная фаза в свою очередь также состоит из ряда стадий:
- проведение переговоров с инвесторами и подрядчиками, заключение контрактов и договоров,
- инженерно-техническое проектирование,
- приобретение, либо аренда требуемого земельного участка, строительные работы, установка оборудования,
- подбор, обучение и адаптация персонала,
- сдача в эксплуатацию и запуск производственных или торговых мощностей.
Наиважнейшим фактором в период инвестиционной фазы является время, так как в случае удлинения инвестиционной фазы и смещения сроков ввода мощностей, эффект проекта будет отличаться от запланированного, что серьезно скажется на финансово-экономических показателях и эффективности его реализации.
|
С момента ввода в действие основного оборудования (в случае промышленных инвестиций) или иного вида активов начинается эксплуатационная фаза развития инвестиционного проекта. В этой фазе начинается производство продукции или оказание услуг с соответствующими поступлениями и текущими издержками и инвестиции начинают приносить прибыль.
В российской экономической литературе, так же как и за рубежом, бизнес-планирование является основным инструментом разработки и управления инвестиционными проектами [7].
При составлении бизнес плана следует соблюдать ряд правил общего характера. Грамотно составленный бизнес план отвечает следующим требованиям [11]:
- включает четко сформулированную идею будущих инноваций;
- понятен как составителям, так и управляющему персоналу и потенциальным инвесторам;
- отражает возможность выхода на новый рынок или боле прибыльный рынок;
- содержит планы, основанные на научных методиках;
- анализирует возможные проблемы реализации бизнес-идеи, включая изменение рыночной ситуации и действия конкурентов.
В различных отраслях экономики составление бизнес-плана имеет свою специфику, но его структура не будет существенно различаться. Бизнес-план разрабатывается в три этапа [21]:
- на первом этапе производится сбор и анализ исходной информации,
- на втором этапе формируется стратегия маркетинга, производства, изменения в организационной структуре, прорабатываются альтернативные варианты проектных решений;
|
- на третьем этапе, на основании собранной информации, рассчитывается финансовый план, показатели эффективности, формируется инвестиционная программа и оцениваются возможные риски.
В нашей стране структура бизнес-плана жестко не закреплена на законодательном уровне, поэтому различные ученые предлагают разный набор основных его разделов.
Если проанализировать все представленное многообразие отечественных и зарубежных методик разработки бизнес-плана, то можно отметить, что принципиальным является не какая-то универсальная последовательность составления бизнес-плана, а универсальность общей его структуры. В большинстве случаев структура бизнес-план представлена в виде трех блоков. Первый блок содержит анализ положения дел в отрасли и описание проекта или того состояния бизнеса, которого хотелось бы достичь, с точки зрения всех компонентов менеджмента. Второй блок описывает план административных мероприятий, направленных на достижение поставленных целей. В третьем блоке содержится финансовый план и проводится финансово-экономическая оценка инвестиционного проекта.
В большинстве случаев бизнес-план состоит из следующих основных разделов [5,7,10,11,18,19,21,24]:
1. Титульный лист.
Этот раздел обычно содержит следующие основные параметры проекта: тему бизнес-плана, дату его подготовки, автора, полное наименование и адрес предприятия, где разработан план. На титульном листе также целесообразно указать, что содержащиеся в документе сведения разглашению не подлежат, для максимальной защиты планов организации.
2. Резюме.
Обычно этот раздел занимает 1-4 страницы. Резюме должно содержать краткий итог бизнес-плана. В нем описываются цели и стратегия бизнеса, подчеркиваются уникальность продукта или услуги, важнейшие характеристики планируемого проекта, ожидаемые финансовые результаты, прогнозируемые объемы продаж по годам, объем инвестиций, затраты на производство, уровень рентабельности и срок окупаемости затрат, характеристики необходимых ресурсов, вероятные сроки возврата заемных средств, ожидаемую прибыль.
3. Описание компании
Данный раздел разрабатывается, если создается бизнес-план для существующей организации. Здесь указывается форма собственности, цели, стратегия, организационная структура, достижения и сильные стороны, технологические процессы и прочие характеристики предприятия, а также может быть представлена история компании.
4. Описание проекта.
Этот раздел содержит информацию о планируемых изменениях и нововведениях. Здесь описываются следующие основные параметры проекта: планируемая продукция (работы, услуги), необходимые помещения и оборудование (проектно-конструкторская документация, спецификация оборудования и условия поставки, объемы строительства), график реализации проекта.
5. Анализ отрасли и конкуренции.
Раздел в котором описывается текущая ситуация и тенденции развития отрасли, проводится анализ конкурентов и разрабатываются конкурентные преимущества планируемого товара (работ, услуг).
В разделе анализируется объем рынка; размер, зрелость и характер конкуренции в отрасли; инновации и технологические изменения; новые продукты, полученные в последнее время в отрасли; законодательное регулирование; препятствия вхождения в отрасль; экономические тенденции; общие объемы продаж отрасли в течение последних лет; ожидаемый рост отрасли; сильные и слабые стороны каждого конкурента; финансовое положение главных конкурентов. По планируемому товару (работам, услугам) оценивается степень новизны, цена, качество, удобство покупки, сроки доставки, надежность и пр.
6. Производственный план.
В данном разделе бизнес-плана освещаются такие основные параметры проекта, как содержание технологического и производственного процессов; предполагаемые субподрядчики и партнеры; стоимость основных производственных фондов; номенклатура и объем выпуска продукции; перечень применяемых материалов; себестоимость продукции; поставщики сырья; процедуры контроля производственного процесса и качества продукции.
Если разрабатывается бизнес-план для торгового или обслуживающего предприятия, то этот раздел должен описывать процессы закупки товара, хранения и контроля запасов.
7. План маркетинга.
Выбор маркетинговой стратегии занимает ключевое место на всем протяжении от возникновения бизнес-идеи до появления товара или услуги на рынке и его послепродажного обслуживания. Данный раздел бизнес-плана должен содержать информацию о предполагаемой ценовой политике; возможные каналы сбыта, рекламный план, прогноз новых видов изделий, целевые показатели.
8. Организационный план.
В разделе прогнозируются требуемые кадровые изменения и изменения организационной структуры при внедрении проекта.
Если бизнес-план разрабатывается для существующего бизнеса, то в разделе описывается организационная структура предприятия, функции каждого подразделения и полномочия уровней управления, методы контроля их деятельности, кадровая политика предприятия и др.
Во всех случаях здесь планируется распределение обязанностей и функционала сотрудников при реализации проекта, потребность в кадрах, а также график работы, условия оплаты, необходимость обучения.
9. Финансовый план.
В этом разделе освещаются вопросы финансового обеспечения деятельности предприятия и разрабатываются варианты наиболее эффективного использования денежных средств в планируемом периоде. Здесь проводятся расчеты экономических и финансовых показателей, а также показателей эффективности проекта.
10. Оценка рисков и страхование.
Раздел содержит анализ рисков и пути их снижения при достижении поставленных целей. Здесь анализируются слабые стороны предприятия, вероятность появления новых технологий, альтернативные стратегии, надежность поставщиков, партнеров и пр.
11. Приложения.
Содержат основные документы, использованные при разработке бизнес-плана.
При разработке инвестиционного проекта так же может быть применено технико-экономическое обоснование (ТЭО) [15,20]. Технико-экономическое обоснование обычно содержит информацию о причинах выбора предлагаемых технологий и процессов и решений, принятых в проекте, результаты от их внедрения и экономические расчеты эффективности. Инструментарий ТЭО гораздо уже, чем у бизнес-плана, поэтому оно пишется в основном для инвестиционных проектов внедрения новых технологий, процессов и оборудования на уже существующем, работающем предприятии, поэтому анализ рынка, маркетинговая стратегия, описание компании и продукта, а также анализ рисков в нем зачастую просто отсутствуют.