V. Модель процесса принятия решений и его структура




II. Понятие и природа УР

Всякое управление реализует последовательность 3-х этапов:

1. Определяет состояние управленческого объекта (фирма, бригада, звено) (идентификация проблем)

2. Вырабатывает для данного состояния оптимальное воздействие (разрабатывает и принимает решение)

3. Реализует данное решение

РАЗРАБОТКА+ПРИНЯТИЕ+РЕАЛИЗАЦИЯ РЕШЕНИЕ = ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ

Процесс управления

УР является фундаментом любого процесса управления.

Смысл управленческой деятельности является достижение организации поставленных целей. Содержание заключается в выработке определенных мер, направленных на реализацию этих целей.

Признаки отличия управленческого решения от бытового решения:

1. Цели

2. Масштаб и последствия

3. Горизонтальное и вертикальное разделение труда

4. Профессионализм исполнителей

УР – это выбор альтернативы, который осуществляется лицом, принимающим решение, в рамках его полномочий и направлены на достижение целей организации.

III. Сущность и содержание УР

УР рассматривают в 2-х значениях:

А ) как процесс – это поиск, группировка и анализ требуемой информации, разработка, утверждение и реализация УР.

Б) как явление – это план мероприятий, постановлений, устное или письменное распоряжение.

Каждое решение затрагивает различные вопросы организации, в связи с чем имеет разные виды сущности:

1. Экономическая сущность – заключается в том, что на разработку УР требуются материальные, трудовые и финансовые затраты.

2. Организационная сущность – заключается в том, что к работе привлекается персонал; необходимо сформировать работоспособный коллектив, разработать инструкции, наделить работников полномочиями, обязанностями, ответственностью.

3. Социальная сущность – заложена в механизме управления персонала, учитывающим потребности, интересы, ценности, ожидания,тревоги персонала.

4. Правовая сущность – состоит в точном соблюдении законодательных актов страны, международных обязательств, а так же уставных и учредительных документов самой организации.

5. Техническая и технологическая сущность – проявляется в возможности обеспеченности персонала необходимыми техническими и информационными средствами для реализации решения.

 

IV. Классификация решений

Признак Виды управленческих решений
   
1. Степень повторяемости Традиционные (типичные) Нетрадиционные, принимающие в новых условиях
2. Значимость цели Стратегические решения Тактические решения
3. Сфера воздействия Глобальные Локальные
4.Срок реализации Долгосрочные (3-5 лет) Краткосрочные (до 1 года)
5. Прогнозируемые последствия Корректируемые решения Некорректируемые решения
6. Характер информации Детерминированные (с известной точностью) Вероятностные (недетерминированные)
7. Метод разработки Формализованные Неформализованные (опыт, интуиция)
8. по количеству критериев выборов Однокритериальные Многокритериальные
9. Форма принятия Единоличные Коллегиальные (коллективные)
10. По способу фиксации Письменные (документированные) Устные (недокументированные)

 

VI. Типология УР

Типология – это научный метод, в основе которого лежит расчленение (разделение) объектов и их группировка, с помощью обобщенной модели или типа.

Основными формами типологии являются:

· Тип

· Классификация

· Систематика

УР по характеру проблем и методов их решения делят на 3 типа:

1. По степени формализации проблемы (хорошо структуризированные, слабо структуризированные, неструктуризированные).

2. По используемым методам (программированные, непрограммированные)

3. По творческому вкладу (рутинные, селективные, адаптационные, инновационные)

Хорошо структуризированные задачи – это задачи управления, в которых зависимости между элементами ситуации могут получать численные значения или символы. Для этих решений используются следующие методы и модели:

1. Линейная

2. Теория массового обслуживания

3. Теория игр

4. Методы имитационного моделирования

Слабостурктуризованные задачи – это сложные проблемы, которые содержат не только количественные элементы, но и качественные. Это многокритериальные задачи, для них используются нормативные методы решения.

Неструктуризованные задачи – это только качественные проблемы, которые описывают важнейшие ресурсы, признаки и характеристики объекта. Для их решения используют следующие методы:

· Интуиция

· Логика

· Полный обобщенный опыт

· Здравый смысл

· Профессионализм лица, принимающего решение (ЛПР)

По используемым методам различают:

1. Программированные решения (стандартные, повторяющиеся)

2. Непрограммируемые – принимаются в новых ситуациях, могут носить разовый, творческий характер, основаны на интуиции, на здравом смысле.

 

По творческому вкладу различают:

- рутинные решения (идут по отработанному механизму)

- селективные (инициатива и свобода действий проявляется в ограниченных пределах; выбор одной альтернативы из нескольких)

- адаптивные (сочетается с использованием творческого подхода, на основе новых идей с отработанными ранее возможностями)

- инновационные (связаны со сложностью и непредсказуемостью событий). Это комплексные, трудоемкие решения, связаны с нововведением.

 

V. Модель процесса принятия решений и его структура

 

Процесс принятия решений (ППР) – это циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на решение проблем. Данный процесс из следующих этапов:

1. Анализ ситуации (сбор и обработка информации, восприятие внутренней и внешней среды)

2..Диагноз проблемы (идентификация)

3. Определение критериев выбора (необходимо определить показатели, по которым будут сравниваться альтернативы (варианты выбора).

4. Разработка альтернатив (желательно выявить все возможные пути решения)

5. Выбор наилучшей альтернативы (идет оценка и сравнение достоинств и недостатков каждой альтернативы с учетом фактора риска).

6. Согласование решения и его реализация (необходимы совместные действия всех его членов организации).

7. Управление реализацией решения (необходимо определить комплекс работ и ресурсов, и, распределить их по исполнениям и срокам).

8. Контроль и оценка результатов (необходимо убедиться: оправдывает ли себя решение, т.е. получить обратную связь)

Фаза разработки УР

Фаза реализации УР.

 

Методы моделирования и оптимизации решения.

 

Модель – это условный и мысленный образ какого-либо объекта или системы (график, схема, карта, изображения).

Различают три базовых типа модели:

1. Физическая модель – представляет предмет исследования, с помощью увеличенного или уменьшенного описания.

2. Аналоговая модель – представляет объект, аналогом которого ведет себя как реальный объект, но не …….. таковыми (различные графики, диаграммы, схемы, оргструктура).

3. Математическая (символическая) модель – использует символы для описания объекта, числовые значения (система линейных уравнений, программа).

В данной модели различают следующие чаще встречающиеся модели:

А) модели теории игр – принимая решение следует выбирать альтернативу, позволяющую уменьшить степень противодействий и снизить степень риска. Эти модели используют для прогнозирования реакции конкурентов на принимаемые решения.

Б) модели теории очередей или оптимального обслуживания, используются для нахождения оптимального числа каналов обслуживания (для автобусов на маршруте, телефонные линии). Нужно принять такое решение, которое позволит сбалансировать дополнительные расходы и потери от их недостатка.

В) модели управления запасами, позволяют определить такой уровень запаса, который минимизирует издержки на его создание и поддержит непрерывность производственного процесса.

 

Требования, предъявляемые к моделям

1. Должна отражать реальные процессы, происходящие в системе.

2. Должна иметь возможность переходить от абстрактного состояния к конкретному.

3. Должна обеспечиваться простота понимания широким кругом лиц.

 

ОРГНАНИЗАЦИОННЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ КАЧЕСТВА УР. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КАЧЕСТВО.

К основным факторам, определяющим качество УР, относятся:

1. Законы объективного мира (закономерности направления, рождаемость и смертность)

2. Реальные направления развития управляемого объекта.

3. Четкая ориентация в общих целях развития экономики страны в целом.

4. Состояние управляющей и управляемой системы

5. Объем и ценность информации

6. Организационная структура управления и тенденция ее развития

7. Методы и методики разработки УР (для лидирующих компаний – они одни, а следующих за лидером – другие)

8. профессионализм лица, принимающего решение (ЛПР).

Данные факторы объединяются в 2 группы:

1. Факторы внутреннего характера (внутри организации)

2. Факторы внешнего воздействия,

Кроме того, факторы, влияющие на уровень качества УР можно разбить на 2 вида:

1-ый - Факторы осознания ситуации и формулирования проблемы (познание проблемы, научное предсказание, анализ и прогноз, методы получения знаний, организация управления)

2-ой – Факторы, определяющие поведение лица, принимающего решение (стиль поведения, политическая и социальная сфера, общественные и правовые нормы, мотивы и интересы, личностные черты ЛПР, готовность идти на риск).

Факторы 1-го вида связаны с процессом принятия решения, 2-го – с процессом реализации управленческих решений.

ПРИЧИНЫНЕВЫПОЛНЕНИЯ УР

А) непредвиденные обстоятельства (на их долю приходится 40%)

Б) Низкое качество решений (на их долю приходится 30%)

В) вина исполнителей (на их долю приходится 30%)

ПРИЧИНЫВЛИЯЩИЕ НА КАЧЕСТВО УР

1. Значительный объем принимаемых решений (в год руководитель принимает от 300 до 1000 и более приказов, трудно обеспечить их высокую обоснованность)

2. Вновь принимаемые решения не увязываются с предыдущими

3. Трансформация цели решения в процесс его движения по иерархии (по уровням).

 

УР по своему качеству можно оценить по следующему показателю

 

Кк= Рв-Рн

Рп (х 100%), где Кк – критерий качества решений

Рв – количество выполненных решений

Рн – количество выполненных некачественно решений

Рп – количество всех принятых решений

Например, Кк = 300-250

400 х 100%= 12,5 %

 

Выраженный в процентах данный показатель характеризует качество решения, но с определенной долей неточности.

Другая оценка качества базируется на профессиональном отношении ко всем составляющим ППР (процесс принятия решения). Качество изменяется от 0 до 1. Общая оценка определяется, как произведение значений качеств на каждом из этапов ППР.

Например, при разработке решения было выполнено 7 операций со следующими значениями качеств – 0,9, 0,7, 0,8, 0,7, 0,9, 0,9

Кк = 0,9+0,7+0,8+0,7+0,9+0,9=0,229=22,9%

Это низкий уровень, поэтому только профессиональное отношение ко всем этапам ППР может обеспечить приемлимое качество УР.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: