Напоминаем, что в первой главе, были введены основания, которые показывают необходимость расширения трех базовых категорий детского развития, которое были взяты за основу построения теории учебной деятельности (социальная ситуация развития, ведущая деятельность, новообразование).
В силу того, что усложняется структура возраста, образуется (точнее конструируется), в соответствии со сдвигами в общественной практике он все более дифференцируется [27].
Теоретическое описание такой ситуации, усложнение структуры, требует перехода от монистической модели возраста к системной, обоснование чего также было показано в первой главе.
Тем самым предлагается в качестве оснований развития человека взять три категории- понятия, которые позволяли бы расширить рамки детского развития (возрастной периодизации), взглянуть на этот процесс, как на пространство возможностей детского развития.
В рамках антропологической парадигмы, которая сегодня складывается в гуманитарной психологии, любая категория, любое понятие о сути человеческой реальности, бытия человека свое подлинное содержание получает именно в контексте самой этой реальности [29].
Из анализа истории советской психологии (К. Маркс, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин) можно сделать вывод: происходило преобразование категорий развития человека, категории конкретизировались и дополнялись.[18], [29]
В настоящее время этими понятиями, категориями человеческого развития, являются: практика, сознание, общность. О таких характеристиках человеческого бытия говорит Г.А. Цукерман [28].
Практика - это не одно действие, а много разных действий. Практика выявляет проблему социального бытия как многомерного движения и взаимодействия различных форм человеческого опыта. Представление - практика предполагает вопрос о мерах (границах, барьерах) реализации бытия человека [32, см. «практика»].
|
Сознание - это способность оперировать образами социальных взаимодействий, действий с предметами, природных и культурных связей, отделенными от непосредственных контактов с людьми и актов деятельности, рассматривать эти образы в качестве условий, средств, ориентиров своего поведения. Сознание человека, как особого рода его связь с миром, носит «нелинейный» характер. Сама эта способность сочетать разнообразные - явные и скрытые - связи оказывается невидимым «центром» сознания [32, см. «сознание»].
«Общественность», а точнее - «общность людей», это и есть то тренье - онтологическое основание. Человек живет, прежде всего, в системе реально - практических, живых связей с другими людьми - он всегда существует и становится в сообществе и через сообщество [29].
Рисунок 4
Заменим понятие учебную деятельность, на практику, т.к. реально дети осуществляют несколько деятельностей. Понятие практика более широкое понятие, чем понятие деятельность, в нем рассматривается связи между разного рода деятельностями, и развитие и переходы опыта. Об этом пишет Алексеев: «Когда некоторая работа снимается в образовании, позволяющем действовать и в других сферах по принципу сходным образом». То есть реально практика, пространство тех деятельностей, которые существуют. Рассматривается поле возможных деятельностей.
|
Рисунок 5
Понятие социальной ситуации развития перейдет в понятие общность, так как ребенок находиться во взаимодействии с разными людьми, при разных отношениях (например: взаимодействие ребенка на уроке и отношения в семье). Заметим, эти разные отношения влияют друг на друга, что перенос способа учебного сотрудничества в семейные отношения, может являться одним из показателей сформировавшейся учебной деятельности. Рассматривается поле возможных общностей, в которые вступает-включен ребенок, где могут случаться ситуации развития.
Рисунок 6
Понятие новообразование преобразуется в понятие сознание. Как говорит Цукерман, если новообразование, раз сформировалось, оно сохраняется на всю жизнь, и его можно использовать в тех или иных жизненных ситуациях [28] Таким образом, также появляется поле существующих, формирующихся новообразований.
На основе только что изложенного материала, формулируется утверждение: новообразование, для любого данного возраста, может сформироваться не только в ходе ведущей деятельности.
Рисунок 7
Таким образом, можно вводить эти три категории - общность, сознание и практика, как всеобщие способы бытия человека. Важно подчеркнуть, что эти три основания взаимно полагают друг друга; они одновременно являются и следствия, и предпосылками друг друга, сохраняя при этом свою сугубую специфику, т.е. каждая из них может выступать самостоятельным основанием теории [29],[44]
Рисунок 8
Так, например: сознание изначально существует в пространстве связей и отношений между людьми, в человеческих общностях, а в своей индивидуальной форме - как рефлексия своего места в современной жизнедеятельности [29].
С - О - П
Деятельность сама по себе - вне социальных форм жизни человека и соответствующих им форм сознания - оказывается простой активностью, присущей любому живому существу [там же].
П - О - С
Принципиальное значение в данном случае имеет описание структуры человеческой общности как системы связей и отношений, преобразование которых происходит к становлению индивидуальных способностей; возможно также различие типологически разных форм социального бытия человека, определяющих и разные линии развития его субъективности [там же].
О - С - П