Старшая группа (от пяти до шести лет)




Сюжетно-ролевая игра

Стремление воспроизвести мир отношений взрослых рождает у ребенка 5–6 лет потребность в партнерском взаимодействии, реализующуюся в более длительном общении с другими детьми. Сюжетно-ролевая игра в этой группе достигает своего пика. Подражание взаимоотношениям взрослых в их общественной жизни усиливается в связи с расширением представлений детей об окружающем мире, дальнейшим развитием игровых умений, усложнением игровых замыслов. Возникает необходимость в цепочке ролей (грузчики – водители – продавцы – покупатели), в согласовании ролевых действий (грузчики разгружают привезенный водителем товар, продавец уточняет наличие товара, покупатели ждут новую продукцию), умении сговариваться на игру, определять ролевое поведение согласно поворотам сюжета. Например, пока грузчики разгружают товар, покупатели по-разному решают, что им делать: побыть в это время дома, пойти в другой магазин или постоять в очереди до конца разгрузки.

Воспитатель выполняет в игре роль советчика и партнера и может предложить несколько сюжетов, например, в игре в театр спрашивает: «Кто работает в театре? Как вести себя в театре? Пто можно посмотреть в театре? Пто такое антракт?». Наводящие вопросы дают наиболее общее представление о содержании, которое следует конкретизировать.

Неоценимую помощь в развертывании сюжетно-ролевой игры оказывают драматизации. В играх-драматизациях дети этого возраста разыгрывают сюжеты различных художественных произведений. Представить себе театр, работу его сотрудников, поведение зрителей дети могут на основе имеющегося опыта (они бывают на спектаклях в детском саду или посещают театр с родителями), получают знания из бесед о театре, сами оказываются в роли бутафоров, режиссеров, костюмеров и т. д.

Игровые действия могут быть обобщены, схематичны, но знания, приобретенные в драматических играх и при подготовке к ним, помогают воссоздать мир театра: дети строят из подручных модулей театральные подмостки; определяют место, где будет гардероб, буфет, зрительный зал, гримерные; обозначают основные линии сюжета («Давай, как будто мы – семья, у нас сегодня день рождения мамы, и мы все идем в театр»; «А теперь мы будем готовить спектакль. Ты – актриса, а я тебя гримирую. Иди в свою гримерную»), распределяются роли, и начинается игра.

В. В. Зеньковский утверждает, что функция игры состоит не столько в познании окружающего мира, сколько в том, чтобы придать активности ребенка такую форму, которая, не уводя от реальности, «ослабит прямое взаимодействие с ней путем введения работы фантазии». Активность ребенка этого возраста в сюжетно-ролевой игре может быть направлена на придумывание темы игры, конкретизацию содержания, определение состава ролей, поиск и изготовление атрибутов, обустройство места игры.

Игра – это не застывшее явление; именно по ходу действия додумываются детали, реализуются новые идеи, появляются дополнительные роли («Слушай, а разве так бывает, чтобы не было билетера? Давай кого-нибудь позовем», «Мы не успеем сцену доделать, не хватает ступенек. Скажи режиссеру, что спектакль задерживается, пусть объявит»). Чем больше попутных творческих решений, тем динамичнее складывается игра; в ней есть место шутке, задору, выдумке. Воспитатель похваливает ребят, сам азартен, переживает складывающиеся ситуации, и в игре образуется сообщество неравнодушных участников, появляется привлекательный игровой коллектив. Он пока не стабилен, но сверстники в следующий раз непременно отзовутся согласием на предложение начать игру.

В сюжетно-ролевой игре происходит обогащение ее содержания за счет более глубокого соотнесения образца (роли) с реальными действиями; это свидетельствует о переходе игры на более высокий уровень. Так в игре образуются длинные взаимодействующие цепочки, многочисленные ответвления, объединения групп играющих. Например, работает больничный комплекс: врачи осматривают больных, стоматологи лечат зубы, терапевты измеряют пульс, делают прогревание; «Скорая помощь» доставляет больных, пострадавших от пожара. Рядом с больницей дом, в котором начался пожар, туда спешат пожарные машины, пожарные бригады. Воспитатель поддерживает игру, подключается к ней, если в этом есть необходимость («Я закупила для кабинета новое оборудование. Вот прибор для массажа» и т. д.).

Педагог отмечает уровень игровых умений детей: одни ребята более инициативные, занимают лидирующее положение среди сверстников, другие принимают в игре самое активное участие, объединяются в замысле с другими детьми; некоторые дети, умело распределяя роли, остаются сторонними наблюдателями, потому что любят разыгрывать только готовые сюжеты и не умеют придумывать свои. Для развития игровых умений необходимо вовлекать в игру наиболее пассивных детей, давать им задания («Пожалуйста, отнеси это письмо, нам срочно нужен почтальон»), пробуждать желание играть яркую, но не сложную роль («Ты будешь Снегурочкой, поедешь в детский сад и поможешь раздавать подарки на празднике»).

Воспитатель поощряет самостоятельность ребенка в игре, и тот стремится действовать как взрослый. При условии грамотного педагогического руководства сюжетно-ролевая игра способствует формированию эмоций и чувств детей. В ходе игр педагог побуждает их выражать эмоции по отношению к игровому материалу, персонажу, игрушке, и дети дают волю своим чувствам: «Дом получился красивый, как настоящий, в нем удобно жить зайке, а возле дома я сделаю заборчик»; «Карлсон всех смешит, он скоро полетит к Малышу в гости, чтобы его развеселить»; «Львенок – любимый, хороший, послушный; я с удовольствием одеваю его на прогулку и вожу в детский сад». Через понимание эмоционального состояния героев ребенок учится сопереживать, намечает дальнейший ход событий («Котик заболел, надо его полечить и не пускать на улицу, чтобы не замерз»). Специальные упражнения помогут детям понять, что существуют самые разные эмоции. Воспитатель рассказывает сказку, выделяя интонацией и словом эмоциональное состояние персонажа. Кто-либо из ребят берет со стенда и показывает остальным подходящую пиктограмму с изображением эмоции; дети сопровождают рассказ воспитателя мимикой и жестами.

 


...

 

Воспитатель. Сидит Ганс на окошке и задумчиво шьет жилетку. Вдруг слышит, что за окном кто-то весело кричит: «Варенье! Сливовое варенье!». Ганс обрадовался и купил варенье, намазал его на хлеб. Сели злые мухи на хлеб. Рассердился Ганс, ударил по мухам и прихлопнул их. Встал и сказал гордо: «Вот какой я храбрый портной!». («Храбрый портняжка». Братья Гримм.)

 

Такие упражнения способствуют развитию умения чувствовать настроение литературного героя и помогают выразительно исполнить роли в игре.

Дети активно стремятся подражать положительному сказочному персонажу и воплощают свои чувства в самодеятельной игре. Они эмоционально реагируют на несправедливость, возмущаются нарушением правил и договоренностей. В совместной деятельности очень важно создавать традиции, устанавливать правила и строго их придерживаться. Это придает игре устойчивость, способствует возникновению симпатий и привязанности детей друг к другу.

В этом возрасте новый уровень развития получает режиссерская игра. Она становится более развернутой, ребенок использует для нее множество дополнительных деталей, оборудования; часто заранее подготавливает место действия: строит укрепления, возводит необходимые постройки. Если самостоятельная игра отличается отсутствием детализации содержания, произнесением набора штампованных фраз (например, разговор по телефону ограничивается стандартными ответами, заимствованными из разговора взрослых: «Нет, не знаю, больше мне не звоните»), то воспитатель побуждает ребенка описывать вслух обстановку места действия, помогая наводящими вопросами: «В каком месте происходит бой? Что делает танкист? Кто первым пришел на помощь?» и т. д. Такая «прорисовка» деталей («Расскажи, как ты доберешься до больницы?»; «Если тебя попросят пригласить отсутствующую медсестру к телефону, что ты на это ответишь?») помогает создавать в воображении ребенка ход игры, то есть наполнять ее новым содержанием.

В процессе режиссерской игры воспитатель наблюдает за тем, как ребенок проговаривает ход событий, озвучивает диалоги персонажей, жестикулирует, выражает интонацией и мимикой характеры героев и корректирует свою работу по взаимодействию с ребенком в игре. Инициатива педагога в данном случае состоит в стремлении привлечь малыша к игре, предоставить время и место, а также соответствующее оборудование для игры. Необходимо давать ребенку время на раздумье, признавать за ним право на ошибку, подмечать и приветствовать исследовательский подход к игре. Нужно постоянно искать новые формы, новые подходы к воспитательно-образовательному процессу. Работа воспитателя требует творческого подхода к организации деятельности детей. Необходимо сочетать формы индивидуальной и общегрупповой работы, тщательно готовиться к индивидуальным играм и занятиям с детьми. В сюжетно-ролевой игре такой подход выражается в том, что воспитатель, помогая общей стратегии игры, например, в космонавтов, одновременно управляет ее ходом в целом и выбирает моменты для индивидуального общения. Так, наметив, где будут располагаться центр управления полетом, ангары для космических кораблей, тренировочный комплекс и площадка для запуска корабля, дети начинают игру, а воспитатель подходит к каждому ребенку и справляется об удачах и затруднениях.

В совместных играх развиваются воображение, мышление, речь, внимание и память детей, укрепляется воля, происходит передача традиций, накапливается игровой опыт. Усложнению содержания игр способствует обогащение разнообразных сюжетных линий, насыщенность действий, привлечение большего количества детей для участия в игре. В режиссерской игре, например, возможно объединение нескольких «режиссеров» с их играми. Особенно любят объединяться мальчики, у которых есть многочисленные игрушечные войска, для ведения баталий. «Полководцы» сообща определяют место для совместной режиссерской игры, для обсуждения плана игры собираются на совет и очерчивают ход действий: один намечает расположение своих войск для марша, другой – для резерва, третий – для отражения атаки. Такая игра может продолжаться долго и идти с перерывами, во время которых играющие обговаривают дальнейшую стратегию действий.

Девочки любят играть в семью, и их режиссерские игры тоже могут объединяться (две кукольных семьи, которыми управляют две девочки, решили поехать отдыхать на озеро; гости приехали на празднование дня рождения). Они разворачивают игру, используя игрушки-персонажи, кукольную мебель, применяя подручные средства для строительства и обустройства комнат, чтобы полнее реализовать свое желание играть в семью. Если в предыдущих группах игра стимулировалась в основном предметной средой, то у детей 5–6 лет замысел игры все больше влияет на обустройство и содержание игры. Зная особенности и интересы каждого ребенка, педагог может полностью использовать воспитательную силу игры.

 


...

 

Воспитатель. Подойди поближе, Лена. Если ты работаешь нянечкой, то будь внимательна к своим больным. Может, кто-то из них хочет попить или ему просто холодно, положи тогда теплую грелочку. Молодец, ты добрая и заботливая няня, больные скоро пойдут на поправку.

 

Интерес к игре может возникнуть на прогулке. В любое время года детям есть чем заняться на участке. Зимой можно превратить часть участка в снежную крепость и захватывать ее у противника; устроить на Масленицу взятие снежного городка, как подсказывает народная традиция, а можно организовать конкурс снежных скульптур (герои сказок, замысловатые фантазийные образы). Но для того, чтобы у детей не было проблем со здоровьем и игра не стала в будущем причиной отказа от праздников на улице, следует заранее позаботиться о сменной одежде. Летом на улице можно устраивать подвижные игры и хороводы, в которых дети смогут себя выразить: почувствовать простор, свободу; не бояться громко говорить, быстро бегать. Ролевая игра будет украшена букетами цветов, природными материалами-заместителями – головки желтых цветков станут яичницей, листья травы – луком, и маленькие хозяйки начнут усиленно готовить в игрушечных кастрюльках. Осенью особый интерес у детей вызывает игра с ворохами разноцветных листьев, например, «Репортаж с осенней выставки», в которой есть роли журналистов, освещающих выставку, кинооператоров, снимающих фильм, посетителей, оставляющих пожелания в книге отзывов, и т. д. Весной можно устроить ярмарку, на которой продаются сделанные руками детей товары, ходят скоморохи с учеными медведями, балаганщики, соревнуются в устной и живописной рекламе товара зазывалы. На такие игры-развлечения надо приглашать гостей, которыми могут быть не только родители, но и дети, сотрудники близлежащих детских садов, чтобы можно было обменяться идеями, посмотреть зрелище и стать участниками игры. Родители могут не только помогать в подготовке мероприятия, но и выступать в некоторых ролях, участвовать в конкурсах и эстафетах. На прогулке можно устраивать разновозрастные сообщества, тогда старшие будут передавать младшим разнообразные игры и в том числе умение строить сюжетно-ролевую игру.

В игре дети знакомятся с взаимоотношениями взрослых; нередко игра не находит продолжения, обрывается из-за того, что они еще не понимают этих отношений. Большая роль в приобретении опыта взаимоотношений отводится наблюдениям, экскурсиям. В такой работе, несомненно, должна соблюдаться преемственность: намеченные цели и содержание планируются в несколько этапов. Это может быть наблюдение за поведением людей в транспорте, в поликлинике, в парке, в магазине, на выставке – там, где можно увидеть, как люди общаются друг с другом, каковы их профессиональные обязанности. Отражая в самодеятельной сюжетно-ролевой игре увиденное, дети под руководством взрослого моделируют предметные действия, ролевое поведение, реальные отношения людей.

Н. Я. Михайленко выделяет три основных этапа формирования игры: усвоение условных действий с игрушками и предметами-заместителями; усвоение ролевого поведения; усвоение способов построения сюжета. Для овладения способами сюжетосложения воспитатель приучает детей индивидуально и совместно развивать сюжет. Целесообразно использовать прием коллективного творчества. Например, дается тема «Путешествие на необитаемые острова», и воспитатель или кто-либо из ребят начинает первую фразу: «Однажды, когда все еще спали, двое друзей, Гарик и Алик, собрали заранее приготовленные вещи и через открытое окно вылезли в сад…» Дети, сидя в кругу, по очереди продолжают рассказ. Самые интересные рассказы можно записывать, прочитывать целиком, создавать по ним рисунки, которые обязательно должны выставляться в группе. Эти рисунки вывешивают в порядке следования сюжетной линии, причем дети могут дополнительно в течение дня рисовать другие сюжеты (их помещают в канву сюжета). В другом случае воспитатель предлагает детям сочинить сказку, навеянную различными предметами, которые он специально приготовил в форме сюрприза, например, дети находят рюкзак, в котором лежат бинокль, ружье, компас. Кому могут они принадлежать? Отталкиваясь от содержания находки, дети под руководством воспитателя строят сюжет, который можно разыграть, определяют ход игры, количество играющих, роли, предметную среду, место действия.

 


Проигрывая совместно придуманные сюжеты, дети стремятся выбрать себе роли, которые их привлекают. Задача педагога состоит в том, чтобы показать ребенку возможности выбранной роли, черты и качества которой выступают поначалу недостаточно ярко в его представлении. Можно попросить ребенка создать устный портрет героя: какой он, что делает, каковы его поступки, как он выходит из трудного положения, кто его друзья и т. д. Специальные творческие задания помогут активизировать фантазию ребенка, вызвать интерес к роли (представь своего героя в другой ситуации, например, в роли ведущего телепередачи; подумай, какие знания и умения ему будут нужны в новой роли и т. д.). Творческие задания могут выполняться индивидуально, например: придумай историю про любимую игрушку и покажи ее в кукольном (настольном) театре. Индивидуальное сюжетосложение может выражаться в режиссерской игре. Упражняться в этом дети могут путем придумывания творческих рассказов по картинке, на тему, по предложенным взрослым обстоятельствам.

Дети этого возраста демонстрируют свои игровые возможности в качественном исполнении роли. Переиграв достаточное количество ролей и побывав в разных играх ведущим и ведомым, лидером и исполнителем (продавцом, шофером, врачом, испытателем, моряком, покупателем, пациентом и др.), ребенок старается достоверно исполнить выбранную им роль. Он может самостоятельно оценить качество сыгранных другими детьми ролей и поэтому пытается критически относиться к себе. Воспитатель помогает ребенку быть убедительным в исполняемой роли, дает советы по усовершенствованию игры.

Творческая активность детей проявляется в умении описать особенности данной роли; сыграть ее по-своему, оригинально, раскрыть свои способности. Так, играя в больницу, одна девочка-врач может показать себя очень приветливой, заботливой, а другая – деловитой, собранной, оперативной. Воспитатель одобряет дружеские отношения детей в игре, умение находить в товарищах новые положительные качества, доброжелательно давать советы сверстникам.

Театрализованная игра

По мере развития самостоятельности у детей появляются все новые и новые замыслы театрализованных игр, толчком для развертывания которых являются сказки, рассказы, истории, мультфильмы, вызвавшие своими яркими образами и интересными сюжетами желание играть. К этому возрасту, как правило, дети переиграли в инсценировках немало ролей. Показывая преимущество той или иной роли, воспитатель призывает их меняться ролями, чтобы попробовать себя в другом амплуа, научиться по-разному истолковывать один и тот же образ. Привычка действовать в роли только по показу воспитателя, склонность к стандартному поведению рождают шаблонность мышления. Обмен ролями предоставляет шанс почувствовать себя другим и в этой «оболочке» осваивать новые роли, подбирая средства выразительности, характерные для данного образа, – интонацию, жесты, позу.

В старшей группе воспитатель действует преимущественно с помощью косвенных методов педагогического руководства, активизируя восприятие и воображение ребенка, давая простор для выхода его творческой энергии. Побуждая детей к осмыслению событий, игровых ситуаций, воспитатель постоянно заботится о том, чтобы перевоплощение притягивало их, не стало скучным делом. С этой целью необходимо отводить место новым элементам, усложнять учебный материал, ставить новые перспективные художественные задачи. В этой группе можно добиваться от детей более выразительного исполнения путем неоднократного повторения текста, движений, интонаций в целях наибольшего вживания в роль. Меняя тактику и приемы работы, воспитатель не оставляет места для скуки. Это способствует эффективности занятий театрализованной игрой.

Полезно использовать в работе с детьми «ситуации погружения в роль». Например, педагог предлагает инсценировать русскую народную песню «Как на тоненький ледок». Для этого нужно выделить главных героев и продумать общий план хоровода. Исходя из текста песни, дети определяют ее основных героев – Ваню и двух его подружек, которые выбираются из числа желающих. Воспитатель просит детей объяснить характер героев, их эмоциональное состояние в ходе действия, ролевое поведение и взаимодействие. Вот Ваня – добрый молодец, он едет на коне. Кругом зима, морозно, красиво, поэтому у Вани хорошее настроение, он едет и напевает. Вдруг – неудача, упал! Но веселые подружки подоспели вовремя, и у Вани нет времени огорчаться – он пляшет вместе с ними. Подружки провожают Ваню, машут рукой. Стоящие в кругу дети – свидетели событий – выражают свое отношение в движениях, подбадривают героев пением. Такова общая фабула инсценировки, и в процессе осуществления действий воспитатель на первых порах постоянно обращается к хору, к героям. Со временем дети все более уверенно действуют в рамках общего плана. В ролях Вани и подружек могут выступать всякий раз новые желающие, задача которых – предложить свои варианты в решении данных образов.

В старшей группе у детей появляются первые оригинальные находки в ролевом воплощении, в оформлении игры. Этому способствует творческая атмосфера занятий, если воспитатель приветствует всякое нестандартное решение, самостоятельно выдвинутую идею, оригинальный ответ на поставленный вопрос, умение воплощать один и тот же сюжет разными средствами. Создавая обстановку свободы и раскованности, необходимо побуждать детей фантазировать, видоизменять, комбинировать, сочинять, импровизировать на основе уже имеющегося опыта. Так, они могут переиначивать начало и концовки знакомых сюжетов, придумывать новые обстоятельства, в которые попадает герой, вводить в действие новых персонажей. Не сводя процесс творчества в драматизации к простой переделке сюжетов и изменению ролевого поведения конкретного героя, педагог должен стремиться к тому, чтобы в результате такой трансформации возникло свежее решение, качественно иной образ, открылись новые возможности роли, интересные подходы к оформлению спектакля. Воспитатель, ориентируя детей на драматизацию, применяет различные педагогические методы: выразительное чтение, иллюстрированное рассказывание, фрагментарно-эпизодное обыгрывание, беседу по сказке с анализом ситуаций, драматизацию с объединением детей в ролевые творческие группы.

В этом возрасте у дошкольников появляется желание участвовать как в самостоятельных мини-спектаклях, так и в более продолжительных постановках, осуществляемых с помощью педагога для показа младшим детям, сверстникам или родителям. Ребятам нравится наряжаться в костюмы, изображая определенных персонажей; разыгрывать в лицах понравившуюся сказку или фильм; готовить элементарную атрибутику, украшать место для выступления. В драматизации дети проявляют себя очень эмоционально и непосредственно, особенно если это игра не «на показ», а «для себя», то есть проводится в группе. Сам процесс драматизации захватывает ребенка гораздо сильнее, чем результат. Проживание в роли, взаимодействие с другими детьми-персонажами, игровая ситуация, возможность проявить себя – все это привлекает его внимание, дает чувство удовлетворенности и душевного комфорта при условии чуткого отношения воспитателя, создающего вокруг себя атмосферу любви и доверия.

Дети любят не только играть «для себя», но и выступать. К сожалению, выступление детей в детском саду иногда подчиняется задаче удивить взрослых и превращается в процесс бесконечных изматывающих репетиций, в котором нет места выдумке, терпеливому взращиванию талантов, а есть следование указаниям «давать план», «показывать свою работу». Выступления могут стать поистине радостным событием и для самих ребят, если работу по подготовке к сценической деятельности вести систематически, поэтапно, сочетая импровизацию с заучиванием, соблюдая меру в прямых указаниях, направляя процесс подготовки в творческое русло. Артистические способности детей развиваются от выступления к выступлению, но важнее всего – удержать их интерес к игре, к готовящемуся театральному представлению. Предстоящий спектакль должен родиться, «выйти» из набросков и эскизов, сложиться из этюдной работы. Методы и приемы обращения к тексту произведения при помощи разного рода обыгрываний (чтение в лицах, разыгрывание фрагментов и т. д.) и постановки всякий раз новых художественных задач способствуют ненавязчивому, постепенному, все более глубокому знакомству с предлагаемым произведением и параллельному непроизвольному запоминанию роли. Во время обсуждения и пересказа содержания сказки воспитатель каждый раз уточняет с детьми их ролевое поведение, побуждает вступать в диалоги и постепенно подводит к заключительной части работы над пьесой: она превращается в спектакль. Для того чтобы воодушевить на спектакль детей, которые уже давно знают сюжет и обсудили все его тонкости, переиграли в разных вариантах роли, воспитатель должен:

• загореться идеей постановки спектакля на сцене;

• предложить эту идею детям, объяснив, как это интересно – выступать на сцене в костюмах, среди декораций;

• в течение года рассказывать о театре, о театральных профессиях, о магическом воздействии театрального искусства на человека;

• предложить детям самим обустроить спектакль и привлечь к этому творческому делу родителей;

• убедить детей показать спектакль не только родителям, но и другим детям;

• призвать их не бояться трудностей и подготовить хороший спектакль.

После того как дети переиграли разные роли в сказке, которую решили поставить на сцене, воспитатель предлагает им определить окончательный состав выступающих. В этом возрасте ребята уже могут достаточно адекватно оценивать игру сверстников, поэтому при распределении ролей они учитывают личностные качества претендентов: соответствующая внешность (подходит для данной роли), артистические данные (сумеет выразительно сыграть роль), чувство товарищества (не подведет в игре), уверенность и деловитость (лидирует среди претендентов).

Наметив состав играющих, воспитатель говорит, что многим ребятам не досталось ролей, поэтому они должны сами решить, каким образом будут участвовать в спектакле. Общими усилиями выясняется, что в театре существует много профессий, которые являются очень важными, так как для создания спектакля нужен свет, грим, костюмы, декорации, музыка, массовка. Дети по желанию распределяются в творческие группы декораторов, гримеров, костюмеров, постановщиков, актеров, музыкантов, осветителей. В свободное от занятий время они под руководством воспитателя продумывают общий план подготовки: какие нужны декорации, что можно взять для музыкального сопровождения, какие обязанности у режиссеров-постановщиков, когда и где будут репетировать актеры, какое оборудование нужно для освещения, где взять грим и т. д. Затем идет работа с отдельными группами, творческая активность которых должна проявиться в разработке собственных проектов. Например, в «Сказке о бобовом зернышке» необходимо изобразить боб, который ежедневно растет и к концу сказки пробивается над крышей. Таким образом, перед декораторами встает задача осуществить этот замысел не только художественно, но и технически. Для этого можно сделать коллективное полотно, изображающее растущий боб и состоящее из нескольких частей, которые могут надстраиваться в ходе спектакля, имитируя его рост. С группой костюмеров нужно решить, во что одеть актеров, чтобы их костюмы соответствовали эпохе разыгрываемой пьесы. С музыкантами, прежде чем подбирать сопровождение, нужно составить список музыки. Если нужные номера отсутствуют, можно предложить детям сочинить музыку для спектакля самостоятельно.

В старшей группе описанные выше виды работы только намечаются: сказывается отсутствие у детей опыта деятельности в некоторых областях, поэтому основная нагрузка по осуществлению подготовки к предстоящему спектаклю ложится на воспитателя, который корректирует, дополняет, изменяет, поддерживает и вдохновляет творческий процесс. Он должен помочь ребенку войти в какую-либо творческую группу, позволять переходить из группы в группу для того, чтобы определиться, где работать интереснее. В своем творческом порыве воспитатель не может быть одинок, ведь рядом с ним работает коллектив единомышленников, целый детский сад. Спектакль в детском саду – это настоящее событие для всего коллектива, и здесь не может быть равнодушных. Как артисты со стажем, имеющие большой опыт творческой работы в педагогическом театре, воспитатели других групп во главе с музыкальным руководителем являются хорошо организованной, профессиональной силой, в опоре на которую и должен работать каждый воспитатель. Театр взрослых – образец не только сугубо театральных умений педагогов, но и, что самое выжное, образец сплоченности, профессионального педагогического мастерства, творческих качеств. Дошкольники, столько раз видевшие своих любимых воспитателей в театральных постановках, доверяют их мнению, признают авторитет, восхищаются их артистизмом и поэтому всегда рады сотрудничать с такими творческими людьми. Воспитатель всегда может рассчитывать на помощь коллег, которые конкретным делом, советом помогут в подготовке и проведении спектакля.

Педагог должен установить тесный контакт с родителями воспитанников. Планируя работу по осуществлению постановки, он распределяет усилия таким образом, чтобы спектакль, по выражению Л. С. Выготского, «от занавеса и до развязки был сделан руками детей», и только часть приготовлений была произведена с помощью взрослых. Поэтому воспитатель поручает родителям только ту работу, которую не в силах выполнить дети, а также ту, которую полезно делать родителям вместе со своими детьми, чтобы она увлекла их общим интересом. Например, к спектаклю «Волк и семеро козлят» необходимо сделать фартучки козляткам. Воспитатель предлагает это задание родителям, сообщая о намерении группы подготовить спектакль. Дети дома рассказывают о предстоящем спектакле, воодушевляя родителей на совместное творчество.

При подготовке спектакля большая нагрузка ложится на самых главных участников – актеров-исполнителей, ведь им придется не только репетировать, учить роли, чтобы не ошибаться во время спектакля, но и, что самое тяжелое, вынести груз психологического дискомфорта, который испытывают почти все выступающие артисты, особенно начинающие. Для преодоления страха детей перед сценой воспитатель своевременно предпринимает некоторые шаги: путем постепенного освоения содержания сказки определяются роли и выучивается текст; постоянный взаимообмен ролями в процессе работы позволяет не бояться лишиться исполнителя какой-либо роли в ответственный момент выступления, например, из-за болезни маленького актера. Дети уже имеют некоторый опыт выступлений в своей группе в небольших сценках, а также в младших группах. Педагог активно включает их во все моменты подготовки и проведения спектаклей. Дошкольники, не оснащенные знаниями и умениями в театрализованной деятельности, которым воспитатели «навязывают», чтобы ускорить выступление, не только саму постановку, но и все ее наполнение, диктуют шаблоны, демонстрируют отсутствие эстетического вкуса и приобретают отрицательный опыт.

Маленьким актерам следует объяснить, что поведение артиста на сцене отличается от поведения человека в игре, так как в первом случае надо играть роль для зрителей, а во втором – для себя. Актер должен быть артистичным, уметь выразительно говорить, двигаться в соответствии с игровой ситуацией, не теряться на сцене. Для того чтобы обезопасить себя от излишнего волнения, нужно репетировать. Воспитатель должен объяснить детям, что репетиции должны быть эффективными, правильно организованными: их нельзя пропускать; следует не отвлекаться во время работы, прикладывать старание, трудиться, общими усилиями постепенно достигать поставленной цели, ладить друг с другом, создавая дружелюбную атмосферу. Даже заключительные репетиции не могут преследовать только тренировочные цели: они должны быть организованы как творческое дело. На любой стадии работа с детьми не исключает творческого «прорабатывания» материала. Долгое «ведение» одной и той же сказки притупляет чувствительность к ней даже у взрослых, не говоря уже о детях, поэтому лучше иногда оставлять ее на время, а потом брать отдельные части для отработки элементов. Эпизоды можно постепенно соединять в единое целое, каждый раз увлекая детей новыми художественными задачами («Сегодня будем репетировать с музыкой и внимательно ее слушать», «Давайте попробуем сыграть в костюмах и посмотрим, как это повлияет на выразительность игры»).

На любом этапе работы нужно предоставлять детям возможность импровизировать, обдумывать ролевые ситуации. Так, обсуждая оформление театральной постановки, педагог просит их представить и описать обстановку действия, чтобы продумать декорации и правильно расставить их на сцене. Составляя план музыкального сопровождения, нужно учитывать стилевые особенности произведения. Например, при постановке русской народной сказки «Хвосты» следует использовать в музыкальном оформлении русскую народную музыку, подбирая для разных персонажей соответствующий характер звучания, настроение. Например, под мелодию песни «Заинька по сеничкам» бежит заяц, под мелодию песни «Уж вы сени», сыгранную в низком регистре и в медленном темпе, может выйти медведь, а под песню «Светит месяц» идет выбирать себе хвост свинья и т. д. При постановке сказок зарубежных писателей, например, сказки Ш. Перро «Золушка», логично взять классическую западноевропейскую музыку, например, клавесинную.

В этом возрасте дети могут не только оценивать игру сверстников, но и подсказывать верное решение, в некотором смысле даже руководить творческой группой. Так, ребята из группы режиссеров-постановщиков, просматривая фрагменты спектакля, анализируют вместе с воспитателем игру детей-актеров, делают замечания, показывают, как, по их мнению, надо играть, продумывают постановочное решение спектакля: где размещать декорации, куда направлять свет, когда включать музыку, какие нужны костюмы.

При распределении ролей следует учитывать возможности детей, с одной стороны, не давая большие или сценически сложные роли менее опытным, слабым детям и, с другой стороны, привлекая даже самых пассивных ребят к участию в общем деле. Все это лучше обдумать заранее; найти компромисс помогает наличие творческих групп (декораторов, костюмеров и т. д.), в которых может найти себе применение любой, даже самый слабый ребенок; при достаточном количестве ролей можно выбрать самую легкую роль или сочинить ее, например, в сказке о бобовом зернышке предложить такому ребенку роль самого боба: сначала он сидит на корточках, затем встает, потом становится на скамеечку и раскидывает руки в стороны – боб «растет». После исполнения такой роли пассивный ребенок проявляет активность, у него появляется радость творчества.

Важным этапом работы является извещение будущих зрителей о предстоящем спектакле. Дети по инициативе взрослого коллективно рисуют афишу и придумывают оформление пригласительных билетов. На афише можно указать имена исполнителей ролей, а пригласительные билеты – украсить рисунком на сюжет сказки.

Можно показать подготовленный спектакль родителям, сверстникам, младшим детям, жителям микрорайона, на территории которого находится детский сад. Родители всегда с интересом смотрят выступление своих детей, а те в свою очередь любят выступать перед родителями, показывать им свои достижения. Выступая перед сверстниками, дети стараются продемонстрировать актерские умения, показать свою взрослость. Когда их выступление смотрят малыши, дети становятся особенно серьезными, деловито приходят к ним в группу, приглашая на спектакль.

И вот наконец наступает торжественный день премьеры. В этот день в детском саду царит доброжелательная, праздничная атмосфера, отменяются все занятия. Детям предоставляется возможность спокойно подготовиться к спектаклю, который проводится утром или во второй половине дня. Родителям нужно посоветовать не приводить участвующих в спектакле детей непосредственно перед началом выступления, потому что они не успеют проникнуться атмосферой ожидания праздника и вместо этого будут в спешке надевать костюмы, заставляя переживать других. С самого утра воспитатель настраивает детей на удачное выступление, вселяет в ни



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: