Подготовительная к школе группа (от шести до семи лет)




Сюжетно-ролевая игра

К концу дошкольного детства сюжетно-ролевая игра несколько изменяется. Она отличается разнообразием тематики, ролей, игровых действий, правил. Сознательное отношение к выполнению правил ролевого поведения отражает глубину освоения сферы действительности. Выполнение роли становится значимым мотивом игровой деятельности. Роль призывает детей подчиняться определенным правилам поведения и следовать социальным нормам. Если раньше в выборе роли главное место занимала ее внешняя привлекательность, то теперь осознается социальная польза роли. Большим успехом у детей этого возраста пользуются рассказы про мужественных людей (спасателей, летчиков, первопроходцев), фантастические приключения, увлекательные истории. В сговоре на игру дети обсуждают замысел; при этом они могут детализировать сюжетные линии, обговаривать оборудование и атрибуты. Ребята с жаром определяют долю своего участия в игре, стремясь получить наиболее социально значимую роль. Место действия игры неузнаваемо преображается: дети используют различный подручный материал, игрушки, предметы интерьера. Они применяют в игре знания, позаимствованные из разных источников: из жизненного опыта, из книг, кинофильмов, рассказов, произведений музыкального и изобразительного искусства, экскурсионных впечатлений, специальных бесед, тематических вечеров. Приведем пример.

 


...

 

Папа Саши – моряк. Он часто рассказывает сыну о трудностях морской службы, показывает видеозаписи, в которых можно увидеть его корабль, некоторые моменты рабочего дня моряков (подъем, прием пищи, смена вахтенной команды, уборка палубы), замечательные морские пейзажи, разные города. Саша принес в группу видеоматериалы и фотографии. Дети увидели фотографии моряков – крепких, рослых мужчин, которые умеют справляться с тяготами морской службы. Воспитатели пригласили в группу папу Саши, механика машинного отделения, который рассказал о своей важной работе, обеспечивающей жизнедеятельность корабля. После знакомства с жизнью экипажа на корабле дети под руководством Саши затеяли игру. Саша выступал в игре как безусловный лидер, дети прислушивались к его распоряжениям: где расположить капитанскую каюту, как оборудовать машинное отделение. При распределении ролей большинство мальчиков захотели быть механиками машинного отделения, а девочки были согласны стать матросами, коками и помощниками капитана. Таким образом все дети были вовлечены в игру.

Саша, лидируя в игре, учил играть других детей; в то же время совершенствовались его игровые умения (организовывать игру, вводить правила, договариваться о распределении ролей, оценивать игровую обстановку, действовать в конкретной воображаемой ситуации, корректировать ролевое взаимодействие играющих). После игры воспитатель предложил вниманию детей репродукции картины И. Айвазовского «Рыбаки на берегу моря» и «Девятый вал». Сравнивая их, дети должны были не только рассказать об изображенных событиях, но и, охарактеризовав общее эмоциональное настроение каждой картины, описать душевное состояние людей, отметив контраст полотен. Еще более сложным было задание рассказать, какие чувства вызывает каждая картина и какими выразительными средствами изображено подобное состояние стихии.

Игра и искусство тесно связаны между собой: игра заставляет ребенка почувствовать себя в роли другого человека, а искусство помогает эмоционально пережить эту роль.

Приведем пример коллективной сюжетно-ролевой игры.

 


...

 

Мама Маруси работает в магазине, являясь одновременно его владельцем, директором и продавцом. Маме помогают Маруся и ее старший брат. Маруся видит, как привозят товар, проверяют накладные; помогает маме и брату разгружать товар и устанавливать его в подсобном помещении. Особенно ей нравится помогать маме оформлять витрину и прилавок. В сюжетно-ролевой игре Маруся часто играет с девочками в мамин магазин, рассказывает им, как надо расставить товар, чтобы витрина привлекала покупателей.

Такая игра дала воспитателю повод провести дидактическую игру «Расставь посуду», в которой дети должны были оформить витрину так, чтобы она понравилась покупателям, и объяснить, чем она привлекательна. Дети хорошо справились с заданием, у каждого получилось по-своему красиво, им было интересно подбирать посуду – чашечки к блюдечкам и т. д., свою витрину они расхваливали, объясняя: «Главное, чтобы она была красивой, чтобы аккуратно все стояло, чтобы цветочки на чайничке было видно». Маруся рассказала о том, как надо расставлять товар: самые яркие и дорогие сервизы должны находиться на уровне глаз покупателя, чтобы их побыстрее купили, а на нижних полках можно поставить более дешевый товар.

Затем воспитатель предложил детям поиграть в магазин. При распределении ролей, к удивлению педагога, роль директора магазина взяла на себя другая девочка, а Маруся захотела придумать для себя новую роль, но не знала, кем еще можно быть в этой игре. Воспитатель предложил ей роль менеджера торгового зала и рассказал о деятельности менеджера. Маруся заявила: «А-а, я знаю, мама тоже смотрит за залом и предлагает товар. Надо самой больше знать о товаре, чтоб выгодно предложить его покупателям». Дети начали играть, но очень немногие ребята захотели быть покупателями. Получился магазин без покупателей. Тогда воспитатель предложил провести в магазине распродажу весенней коллекции одежды и конкурс на самого вежливого продавца и покупателя. Игра развернулась с новой силой благодаря неожиданному повороту сюжета. Некоторые дети, выступавшие в роли покупателей, намеренно вели себя капризно, чтобы продавцы терпеливо объясняли им, сколько стоит товар и какого он качества. Затем ребята менялись ролями, продавцы становились покупателями.

Игра длилась не один день; по ходу нее появлялись вопросы, требующие немедленного решения (как правильно оформить покупку товара, для чего нужен гарантийный талон, как из магазина развозят мебель покупателям на дом и др.). Затем педагог организовал поход в мебельный магазин, где дети побеседовали с его директором и увидели, как идет работа в магазине.

Длительная игра требует постоянного внимания воспитателя. Если в первых длительных играх его активность в их организации и проведении максимальна, то в дальнейшем самостоятельность детей значительно возрастает и педагогу отводится роль активного наблюдателя, всегда готового помочь (например, после изучения смысла и назначения различных профессий, деятельности каких-либо предприятий предложить детям составить рассказ об увиденном, устроить выставку изделий предприятия, на котором они побывали, сопроводив ее рассказом экскурсовода – директора данного предприятия).

Для того чтобы сюжетно-ролевые игры привлекали детей этого возраста своей новизной, необходимо тщательнее готовиться к ним, так как новое в игре – это то, что в данный момент еще недостаточно освоено, требует уточнения, обогащения впечатлений.

Необходимо развивать коллективное детское творчество. Этому способствует создание ситуаций, наталкивающих на новую, интересную для игры мысль: внесение воспитателем какого-либо инвентаря, необычного предмета; чтение захватывающей книги. Так рождаются новые замыслы, появляются смелые проекты, фантастические планы, требующие размышления и подготовки. Например, для игр в путешествия необходимо подготовить снаряжение (теплые вещи, посуду, туристические палатки и др.), карты для определения маршрута, приборы (компас, барометр). Во время подготовки к игре воспитатель учит детей работать с картой, ориентироваться по компасу, составлять и обозначать предполагаемый маршрут; проводит дидактическую игру «Собери рюкзак туриста», затем предлагает им объединиться в творческие группы и выполнить аналогичные задания, но сделать это быстрее.

Во время подготовки к игре воспитатель читает детям увлекательные истории про путешествия, научно-популярную литературу про экзотические страны. Например, ребята отметили в своих картах посещение разных стран. Поставив перед собой такую цель, они должны узнать как можно больше о населении, растительном и животном мире, климате изучаемой страны; народах, населяющих страну, их языках, обычаях и традициях. Разбившись на группы, дети могут изготовить элементы костюмов, разучить песни и танцы, используя аудиозаписи, и устроить вечер интернациональной дружбы у импровизированного костра. Изучая животный мир, ребята готовят выставку рисунков и вылепленных фигурок животных, обитающих в данной стране.

Дети обсуждают игру, и ее развитие во многом зависит от инициативы играющих. Задача педагога – активизировать их творческую мысль, побуждая их по-своему обустраивать игры, применять полученные самостоятельно знания (например, по предложению воспитателя дети могут посмотреть телепередачу, прочитать с родителями рассказ, провести какие-то опыты).

В этом возрасте дети используют предметы-заместители, неоформленные детали, игрушки все более избирательно. Теперь они подбирают игровой материал, применяя самодельные игрушки, конструируя целые блоки для создания предметной среды. Конструировать игрушки специально для конкретной игры дети могут как на занятиях по труду и конструированию, так и непосредственно перед началом игры, когда решают, чем воплотить свой игровой замысел. Воспитатель должен предоставлять им время для таких поделок; можно организовать конкурс на лучший проект (летательного аппарата, бензоколонки, трамвайного депо и т. д.).

Сюжетно-ролевые игры старших дошкольников должны наполняться интересным содержанием, отражающим прошлое и современную жизнь, в которой есть место фантазии, выдумке, эстетике. Воспитатель должен тщательно отбирать литературный и жизненный материал в качестве примеров, целенаправленно формируя эстетический вкус детей и жизненную позицию. Формируя эстетическое отношение к жизни, необходимо чаще использовать в играх красивые вещи, направлять их на изготовление изделий, которые будут радовать глаз своим эстетичным оформлением. Так, изготовив жостовские подносы из папье-маше, дети не только устраивают выставку своей продукции, но и могут рассказать любопытным посетителям (родителям, сотрудникам и воспитанникам детского сада) о том, как создают такие изделия, какие виды художественной росписи при этом используют; о русской традиции украшать дом красивыми подносами, используя их как непременный атрибут праздничного домашнего чаепития людей разных сословий. Можно устроить в группе чаепитие и пригласить на него родителей.

Готовые изделия дети используют в своих самодеятельных играх, моделируя работу художественной мастерской, зазывая покупателей на ярмарку, устраивая посиделки. В таких сюжетно-ролевых играх им пригодятся знания, полученные как на занятиях, так и вне их.

У детей 6–7 лет нередко можно наблюдать игры смешанного типа, в которых соединяются драматизация и подвижная игра, забава и дидактическая игра, игра-путешествие и игра-шутка, развлечение и др. Общим является наличие воображаемой ситуации и стремление детей к познанию, а также желание педагога совершенствовать игру, в которой будут развиваться их игровые умения и личностные качества.

В содержании самодеятельной игры отражаются знания и навыки, полученные на основных занятиях: умения по преобразованию предметной среды, навыки трудовой деятельности, знания о физических свойствах материалов, музыкально-эстетические навыки, творческие способности. Дети охотно рассказывают, почему им нравятся занятия и вообще жизнь в детском саду: интересные игры и занятия, хорошие воспитатели, красивый интерьер, вкусная еда, много праздников. В своих сюжетно-ролевых играх они моделируют жизнь детского сада: играют в поваров, нянечек, воспитателей, музыкальных руководителей. Воспитатель должен отметить, насколько глубоко дети отражают смысл деятельности взрослых, какие способы действий воспроизводят в игре, каким образом отражают суть человеческих взаимоотношений.

Основным направлением в работе с детьми подготовительной группы является создание положительной мотивации к обучению в школе. Дети с интересом относятся к играм в школу, с удовольствием играют в учителя и ученика. Поначалу они имеют смутные представления об учебной деятельности; в начале года они заинтересованы лишь ее внешними признаками: в школе нет тихого часа; уроки заканчиваются, и можно идти гулять, а не оставаться в школе целый день, как в детском саду; у каждого ученика есть свой собственный портфель; на уроках нужно писать, слушать учителя. Постепенно, к концу года, у детей развиваются волевые качества, формируются внутренние устои, способствующие становлению позиции ученика: появляется направленность на учебу, интерес к выполнению определенных правил в игре и в любом другом деле; развиваются воображение, внимание, мышление. Знания о школьной жизни отражаются в сюжетно-ролевых играх детей. Играя с игрушками-учениками в школу, дети ругают их за несоблюдение дисциплины, неаккуратность в письме и в одежде. В играх в школу с ровесниками ребята подмечают небрежность в выполнении заданий, в ответах; требуют от партнеров по игре соблюдать совместно установленные правила (например, не вставать с места, пока не прозвенел звонок). Накоплению впечатлений о школе как институте знаний, образцов правильного, разумного поведения способствуют беседы, встречи, наблюдения, устроенные в ходе совместной работы детского сада и начальной школы. Полученные сведения обогащают детское восприятие, мышление и фантазию и помогают ребятам ощутить общую атмосферу школьной жизни.

Мир школы должен быть показан учителем и воспитателем как самый светлый, добрый и прекрасный; тогда детям будет не только интересно играть в школу, но у них появится желание учиться в школе. Мудрый педагог непременно найдет возможность разъяснить ребятам, для чего нужны и как проходят перемены, какие интересные дела ждут их в школе, почему учеба – это длительный процесс, как надо общаться с одноклассниками и учителями. Дети подготовительной группы могут играть в школьные уроки, в занятия в детском саду, в воспитателей и учителей, и с каждым разом при условии целенаправленного педагогического руководства эти игры будут становиться все более содержательными и насыщенными, а их отношения в игре будут основываться на более глубоких чувствах, на единстве интересов.

В подготовительной группе продолжает развиваться режиссерская игра; в ней часто присутствует боевая и приключенческая тематика. Дети тщательно обустраивают режиссерские игры: расширяют пространство для многочисленного войска, выделяя место для флота и аэродрома. В коллективных режиссерских играх отмечается разнообразие замыслов, отражается умение самостоятельно поставить игровую задачу, найти способ ее решения. Воспитатель должен внимательно наблюдать за тем, как дети договариваются об игре, распределяют игровую территорию, чтобы понять, насколько содержателен их диалог в совместной беседе, выразительна и богата интонационно речь, сопровождают ли ее «говорящие» жесты и движения; могут ли они долго взаимодействовать, как находят выход из сложных ситуаций.

Педагог должен проанализировать игровую деятельность детей, выявить причины затруднений и предложить своевременную помощь. Увидев, что дети не находят взаимопонимания, потому что не до конца осознают замысел игры и его дальнейшее воплощение, он может предложить им подумать о последовательности дальнейшего хода игры. Например, во время игры в железнодорожную станцию скопились вагоны на одном участке рельсовых путей. Воспитатель видит, что играющим необходим координатор действий, роль которого никто на себя не взял, и входит в игру в роли начальника товарной станции. Он отдает распоряжения, которые обязаны выполнять все машинисты электропоездов, и сбой в работе станции быстро устраняется. Затем роль начальника станции берутся исполнять дети. Если игра снова неожиданно заходит в тупик, то воспитатель, поставив несколько ключевых вопросов («Почему бездействует помощник машиниста? Как выйти из кризиса? Кто главный в данной ситуации и должен отвечать?» и др.), предлагает детям самостоятельно найти выход из создавшегося положения. Таким образом педагог активизирует их мышление, побуждая к творческому решению проблемы.

 


В играх детей подготовительной группы проявляется склонность к драматизациям, но, несмотря на возрастающее желание играть спектакль, публично выступать, основные театральные законы все же не соответствуют психологии дошкольников: им сложно многократно повторять одно и то же действие, долго репетировать, всякий раз искусственно вызывая в себе нужную эмоцию и показывая ее во внешнем поведении, доводить приготовленный текст до эстетического совершенства, проигрывать спектакль на публике без остановок и запинок и т. п. Детям свойственно быть непосредственными, живыми в естественной, привычной обстановке; выражать свои эмоции под влиянием конкретной ситуации, по поводу какого-либо события, проживая эмоцию «здесь и сейчас». Ролевая игра как свободная самостоятельная деятельность нормализующе воздействует на их эмоциональную сферу. Роль диктует ребенку его новое поведение, то есть соблюдение определенных правил: если он выступает в роли шута, то должен всех веселить и не обижаться на розыгрыши и поддевки, а если он – король, то никто ему не прекословит. Драматизация различных литературных произведений, сюжетов-состояний, ролевых диалогов – это пропускание их через себя, сопоставление с собственным миром чувств и настроений и в итоге познание самого себя.

В сознании детей этого возраста драматизация и сюжетно-ролевая игра тесно связаны друг с другом. Все внешние структурные элементы игры являются общими: воображаемая ситуация, действие, роль, сюжет; ощущения в роли также похожи: в драматизации ребенок, например, проигрывает состояние Золушки в предвкушении бала, а в сюжетно-ролевой игре, сражаясь с врагом, по-настоящему ощущает гнев, и чувство мести владеет им целиком. В обоих видах игр ребенка интересуют отношения людей. И драматизации, и сюжетно-ролевые игры могут иметь только некоторую канву для развертывания полнокровного сюжета, действия детей в них могут быть творчески свободными; в них есть большой простор для импровизации. Существует мнение, что сюжетно-ролевая игра к концу дошкольного детства угасает, однако если исходить из концепции непрерывности игры в жизни ребенка, то скорее можно говорить о том, что она трансформируется и соединяется с другими видами игр.

Театрализованная игра

Дети подготовительной к школе группы живо интересуются театром как видом искусства; их увлекают рассказы об истории театра и театрального искусства, специальные экскурсии, фото– и видеоматериалы, повествующие о внешних признаках театрального здания (реклама, название театра, репертуарный список), внутреннем обустройстве театрального помещения для зрителей (фойе с фотографиями артистов и сцен из спектаклей, гардероб, зрительный зал, буфет) и для работников театра (сцена, зрительный зал, репетиционные комнаты, костюмерная, гримерная, художественная мастерская). Интересны детям и театральные профессии (режиссер, актер, гример, художник и др.). Их привлекает приобретение элементарных знаний и умений в этих профессиях (наложить грим, подобрать музыку, придумать оформление), востребованных в непосредственной подготовке к спектаклю.

В процессе знакомства с театральным искусством воспитатель каждый раз перед просмотром спектакля настраивает детей на восприятие зрелища. Т. А. Марченко в своих исследованиях выделяет в подготовке детей к восприятию спектакля следующие моменты: выработку нравственного настроя, пробуждение сопереживания, эстетического интереса к предстоящей встрече со спектаклем.

Детям этого возраста доступно понимание того, что искусство театра влияет на формирование нравственных качеств людей, что каждый спектакль несет определенную идею, нравственный вывод, который преподносится зрителям со сцены и вкладывается в уста актеров.

Используемые средства художественной выразительности (интонационно окрашенную речь актеров, выразительные движения; музыкальное сопровождение, соответствующее образному строю спектакля, освещение, декорации, костюмы) помогают зрителю глубже понять идею, усвоить содержание пьесы. Дети подготовительной группы знают, что полное понимание происходящего в спектакле приходит при погружении в его атмосферу, внимании к выразительным средствам.

Специалисты советуют задавать детям в ходе подготовительных и последующих бесед о пьесе вопросы на понимание заложенных в ней нравственно-художественных задач, образного языка («Как вы узнали того или иного героя? Откуда он появился? Каким он был вначале и каким стал потом? Почему он так поступил?») и на осмысление идеи спектакля («Кто в сказке главный герой? О чем эта сказка? Веселая она или грустная? Кто из героев вам больше понравился?») и т. д.

Дошкольники уже знают основные правила поведения в театре и стараются не нарушать их, когда приходят на представление. Подготовить их к посещению театра помогут специальные игры-беседы, викторины: «Как Лисенок ходил в театр», «Правила поведения в зрительном зале»,

«Смотрим и слушаем сказку» и др. Специалисты считают театр важным фактором воспитательного воздействия и советуют посещать спектакли с детьми не менее 4–6 раз в год. Знакомство с различными видами театра способствует накоплению живых театральных впечатлений, овладению навыком их осмысления и эстетическому воспитанию.

В течение года дети смотрят кукольные и драматические спектакли в исполнении педагогического театра, сами участвуют в театрализованных представлениях. Это позволяет говорить о наличии в детском саду нескольких разновидностей театральных сообществ: театр взрослых (педагогический), театр детей и смешанный тип – театр детей с участием взрослых. О возможностях педагогического театра мы уже говорили, поэтому остановимся на особенностях театра детей и театра детей с участием взрослых.

Детский театр в дошкольном учреждении – явление неоднозначное: ребята проявляют большой интерес к выступлениям, но они не способны к однообразной деятельности, повторам, длительным репетициям, в процессе которых многократно эксплуатируются эмоции ребенка. В рекомендациях для старшей группы мы привели пример систематической, целенаправленной работы по постепенному вхождению в роль и заучиванию текста через применение различных форм драматизации. При использовании такой методики выступление детей на сцене будет логически оправданным, эстетически выдержанным, технически выстроенным, педагогически и психологически защищенным. Следует предостеречь педагогов от такого подхода к детским театральным постановкам, который способствует превращению постановки в заученное трафаретное зрелище, где нет места импровизации, свободе личностного выражения, свежести и артистизма и, самое главное, творческому отношению к действительности.

Театр взрослых и детей – одна из наиболее привлекательных форм общения через театр как искусство. Большая часть его состава – дети, а педагоги играют организующую роль. В таком театре детям работать легко и интересно, ведь мудрый взрослый всегда рядом, они играют намного свободнее, так как подпитываются энергией старшего; быстрее перенимают навыки ролевого и сценического поведения, не теряются в трудных ситуациях. Взрослый играет на сцене роль опоры, стержня, вокруг которого объединяются остальные актерские силы.

В подготовительной группе важное место занимает не только подготовка и проведение спектакля, но и последующая работа. Она выделяется в методической литературе как заключительный этап праздника, зрелищного мероприятия. Педагог выясняет степень усвоения содержания воспринимаемого и разыгрываемого спектакля в специальной беседе с детьми, в ходе которой высказываются мнения о содержании пьесы, даются характеристики действующим персонажам, анализируются средства выразительности. Воспитатель выясняет, какие средства выразительности были использованы в данном спектакле, каким образом они влияли на его качество, что было бы, если одно из них отсутствовало («Если в новогоднем спектакле убрать музыку метели, то насколько пострадает от этого художественный замысел? Если погасить светящийся зеркальный шар, то останется ли у зрителя ощущение завьюженности и холода?»). Дети в ходе обмена впечатлениями выявляют художественные особенности произведения, первостепенность постановки художественно-эстетических задач; углубляются их познания в области театрального искусства, обобщается нравственно-эстетический опыт.

Для выявления степени усвоения детьми материала можно использовать метод ассоциаций. Например, воспитатель на отдельном занятии вспоминает вместе с ними весь сюжет спектакля, сопровождая свой рассказ музыкальными произведениями, звучавшими в ходе него, и используя те же атрибуты, которые были на сцене. В таких занятиях отражаются впечатления детей от просмотренных в детском саду спектаклей, происходит анализ содержания, используемых средств выразительности и обобщение мнений. Дети как бы заново проживают просмотренный спектакль, и это помогает им глубже понять его. Воспитатель просит их продемонстрировать по памяти некоторые сцены и диалоги из спектакля, по-своему отразить тот или иной художественный образ в движении. Повторное обращение к постановке способствует лучшему запоминанию и пониманию ее содержания, акцентирует внимание детей на особенностях выразительных средств, дает возможность снова пережить испытанные чувства. Этот метод позволяет вызвать творческую активность детей, проявляющуюся в импровизации. Способность творить новое, как известно, являющееся в дошкольном возрасте субъективным, то есть имеющее, по выражению Н. А. Ветлугиной, характер «открытий для себя», дает ребенку возможность совершенствоваться в дальнейших самостоятельных играх. В этом возрасте детей уже не устраивают готовые сюжеты – им хочется придумывать свои; педагог должен предоставлять для этого необходимые условия:

• нацеливать детей на создание собственных поделок для режиссерской настольной театрализованной игры и предоставлять необходимые оборудование и материалы;

• знакомить их с интересными рассказами и сказками, способствующими созданию собственного замысла;

• давать детям возможность отражать замыслы в движении, пении, рисовании;

• проявлять инициативу и творчество как пример для подражания.

Дети продолжают разыгрывать небольшие сюжеты, используя разные виды театра (настольный, бибабо, стендовый); придумывать и разыгрывать диалоги, выражая интонацией особенности характера и настроения героя. Используя знакомые произведения малых форм, в свободной игре они выбирают претендентов на роль, учитывая их предыдущий опыт и желание.

Дошкольники часто показывают драматизации, пьесы-диалоги, в которых они научились выразительно строить вопросо-ответную интонацию. Например, в песенке-игре «Котятки» ребята с удовольствием играют в пальчиковый театр; им нравится, как пальчики «кланяются», а дети говорят за них, играя интонацией, которая «взлетает вверх» в вопросе и «падает вниз» при ответе.

Любые диалоги являются интересным упражнением на выразительность интонации, например, диалог в английской песенке «В гостях у королевы»:

 


...

 

– Где ты была сегодня, киска?

– У королевы у английской.

– Что ты видала при дворе?

– Видала мышку на ковре.

Воспитатель. Дети, подумайте, кто беседует с киской, и скажите, с какой интонацией заданы эти вопросы? Как киска на них отвечала? Миша и Лера, вы будете вести диалог. Покажите нам героя песенки и его киску. Выберите себе кукол для спектакля.

В этом случае детям предоставляется право выбора не только характеров и интонаций, но и самих героев. Выбирая куклу, ребенок должен уметь ей управлять.

Педагог по-прежнему учит детей основным приемам кукловождения и предлагает различные упражнения с верховой куклой (водить по грядке (по краю ширмы), вести в глубь сцены, делать характерные движения и жесты, отражать в интонации и во внешнем поведении куклы изменения внутреннего состояния персонажа, сопровождать выступление пением). В работе с верховыми куклами следует заботиться о том, чтобы ширма скрывала юного артиста, а его рука была поднята на необходимую высоту и не перенапрягалась в неудобном положении.

К играм с куклами дети могут придумывать музыкальное сопровождение. Воспитатель должен посоветовать, соответствует ли оно замыслу или нуждается в корректировке. Например, можно попросить детей из двух знакомых контрастных музыкальных произведений выбрать наиболее созвучное настроению данного эпизода произведение из знакомого музыкального репертуара, подобрать подходящее произведение для заключительной песенки героев, придумать новые слова на известную мелодию.

Дети подготовительной группы, соревнуясь, любят показывать друг другу придуманные спектакли. Воспитатель может предложить им устроить вечер развлечений для детей младших групп и показать наиболее удачные драматизации. Такие мини-спектакли представляют собой синтез различных видов деятельности: изобразительной (декорации), музыкальной (сопровождение музыкой), речевой (слово),

собственно драматической, которая является стержневой и вокруг которой объединяются другие виды деятельности. Синтетический характер проявляется в объединении творческих действий (перцептивных, продуктивных, исполнительских). Это совершенствует эмоциональную сферу детей, способствует развитию важнейших психических качеств (самостоятельности, инициативы, воображения).

Применение этюдов способствует обогащению исполнительских умений детей. Ритмопластические этюды, перерастающие впоследствии в спектакли с музыкальным сопровождением, усложняют задачу воплощения в роли без выразительного средства – слова, но дают больше возможностей проявить свои способности в движении, опираясь в основном на музыку.

Подбирая музыкальные характеристики, воспитатель и музыкальный руководитель предлагают детям для самостоятельного воплощения некоторые из них, побуждают объединить их одним сюжетом – так получаются целые музыкальные рассказы.

 


...

 

Воспитатель. У Володи – музыка танцующего мотылька (Р. Шуман. Бабочки), у Наташи – музыка нежного цветка (Ф. Шопен. Прелюдия № 7, Ля мажор), у Коли – музыка усатого жука (К. Вебер. Экосез до минор). (После знакомства с этими музыкальными произведениями дети по очереди показывают свои импровизации.) Теперь давайте придумаем рассказ, в котором соединятся все три героя. Вот мотылек порхает, кружится в воздухе, выбирая место для отдыха. Вдруг он видит в саду цветник. Мотылек выбирает цветок. Почти утонув в нежных лепестках, мотылек пьет душистый сок и засыпает в закрывающемся на ночь цветке. Проснувшись рано утром, он окидывает взглядом волшебное место, где так сладко спал, и видит, что раскрывшийся навстречу солнцу цветок необычайно красив. Он кружится над ним и любуется свежими розовыми лепестками. Но вот к цветку ползет усатый жук, он рвет своими лапками нежные листья. Цветок не может защитить себя, он колышет листьями и опускает стебелек. Мотылек машет крылышками и отгоняет усатого жука, снова садится и качается на нежных лепестках. (Дети воплощают образы под музыку согласно сюжетной линии.)

Получившийся рассказ объединяет в себе три разных образа и три вида искусства (танец, музыку и слово).

Используя оценочные умения детей, педагог привлекает их к разбору воплощенных образов героев детских сочинений. Дети сравнивают полученные результаты и оценивают их с точки зрения оригинальности, артистичности исполнения и степени самостоятельности создания.

Наибольшим успехом и у зрителей, и у самих выступающих пользуются детские музыкальные спектакли, в которых музыка, движение и слово взаимно дополняют друг друга. По мнению Т. С. Комаровой, интегрирование разного содержания в воспитательно-образовательной работе соответствует характеру мышления дошкольников, которое является наглядно-действенным и наглядно-образным; вместе с тем и восприятие, и мышление, лежащие в основе детского творчества, достаточно синкретичны.

В работе над музыкальным спектаклем наряду с произведениями профессиональных композиторов можно использовать номера, сочиненные самими детьми. Например, в музыкальную сказку «Волк и семеро козлят» (муз. М. Коваля) может быть вставлен придуманный детьми «Вальс бабочек и цветов», а в сказку «Кошкин дом» (муз. В. Золотарева) – «Танец пожарных и огня». Интересные воплощения в танце, песне, драматизации у детей рождаются под воздействием захватывающего рассказа воспитателя, когда начинает интенсивно работать воображение.

Дети любят отражать свои впечатления в рисунках. Это свидетельствует о сильном воздействии, оказанном на них театральной постановкой. Рисование дает возможность еще раз пережить изображаемые события, а значит, глубже усвоить художественный образ произведения.

К концу дошкольного возраста дети с интересом разыгрывают различные приключенческие сюжеты. Их уже не устраивают «гладкие» сюжетные линии; им нужны крутые повороты, неожиданные смены событий. Читая соответствующую литературу, воспитатель побуждает детей к придумыванию сказок-сериалов, рассказов с последующей игрой. Например, можно озадачить детей вопросом: «А как бы поступили другие сестры главной героини, окажись они в замке чудовища?» и предложить проиграть сказку с изменениями в сюжете («Аленький цветочек». С. Т. Аксаков).

Совершенствованию отдельных элементов движений, интонаций помогают специальные упражнения и гимнастика, которую дошкольники могут проводить сами. Они придумывают и задают сверстникам какой-либо образ, сопровождая его словом, жестом, интонацией, позой, мимикой.

Исследователи считают, что радость от соприкосновения с искусством с возрастом часто теряется, если в ней не упражняться сознательно. Работая над воплощением средств выразительности, над конкретными навыками, важно не упускать из виду воспитание отношения к театру как к храму искусств; не упрощать и не принижать его воздействие на духовно-нравственное развитие детей. Следует помнить, что дети этого возраста ищут в театре героя, на которого им хотелось бы быть похожими, и, если такой встречи не происходит, они обращаются к фильмам-боевикам, вынужденно перенимают повадки супергероев и активно им подражают. Театрализованная игра в детском саду должна дать ребенку положительного героя, которому хотелось бы подражать и верить.

Дидактическая игра

У детей 6–7 лет начинают складываться личностные механизмы поведения, в которых основное место занимают осознанность и опосредованность собственного поведения. На смену непроизвольно-произвольному приходит произвольное поведение. В последний год перед школой у детей нередко проявляются возрастные кризисные признаки, выражающиеся в неадекватном поведении, негативной реакции на указания взрослых, что, по мнению Л. С. Выготского, связано с потерей детской непосредственности и стремлением ребенка утвердить себя в роли более взрослого человека. Ребенок начинает осознавать себя членом общества взрослых. Это отражается в обостренном интересе к общественной деятельности людей, к событиям, происходящим в мире; новых социальных контактах детей (с педагогами – руководителями кружков, секций и студий; со сверстниками и более старшими детьми во дворе и в кружках вне детского сада; со знакомыми и незнакомыми людьми непедагогических профессий и др.). Ребенок готов контактировать с этим новым для нег



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: