Первая младшая группа (от двух до трех лет)




Сюжетно-ролевая игра

Дети первой младшей группы проявляют интерес к различным предметам, манипулируют ими, стремясь познать их назначение, но только взрослый может открыть способы действия с предметами и тем самым ввести ребенка в предметный мир, направляя его действия, стимулируя возникший интерес. Воспитатель должен не только показывать предметы, называть их (это чашка, это лопатка, это платье), но и производить с ними действия (вот так надо наливать в чашку воду, лопаткой насыпаем в ведерко снежок, наденем кукле платье и т. д.).

Действия с предметами воспитатель сопровождает словом, раскрывающим результат действия (перелили воду, насыпали снежок, надели платье), его значение (перелили воду в чашку, чтобы пить; насыпали снежок, чтобы получился куличик; надели новое платье, чтобы пойти в гости), оценку собственных действий и качество предмета («Ловко получилось – воду не пролили!», «Горкой насыпали снег – красиво получилось!», «Аккуратно надевали платье – не помяли его!»).

В результате совместной с воспитателем деятельности малыш постепенно учится действовать с предметами самостоятельно: кормит куклу которую кормил воспитатель; нагружает машинку кубиками, как показал взрослый. Необходимо расширять круг предметов, находящихся в обиходе малыша, стимулируя его познавательную активность; для этого следует создавать простейшие игровые ситуации, показывая все новые и новые способы использования предмета. Приведем пример.

 


...

 

«Вот машина – самосвал. Она едет быстро, вот так, – рассказывает и показывает воспитатель. – Машина гудит: «Би-би! уходи, уходи!». Она остановилась и хочет выгрузить кубики. Давай, Дима, вместе выгружать. Самосвал свалил кубики и поехал дальше. Он еще привезет кубиков. Вези, Леша, кубики к Коле и сам выгружай».

 

Дети, проявляя интерес к предметным действиям, постепенно узнают свойства различных предметов, выделяя операциональную сторону вещей. Первые удачи вызывают у малыша бурные эмоции – сам сделал куличик, сам надел шапочку мишке. Д. Б. Эльконин отмечает, что в данном возрасте дети добиваются оценки своих стараний со стороны взрослого как носителя образцов предметных действий, осуществляющего «деловое» взаимодействие с ребенком. Поэтому воспитатель должен отмечать каждый удачный шаг ребенка, подбадривать в случае неудачи, приветствовать повторное действие.

Предметная отобразительная деятельность становится своего рода предпосылкой игровой деятельности, которая в качестве предметной игры получает свое развитие, когда дети усваивают разнообразные действия с предметами. Например, педагог говорит: «Наша куколка пойдет гулять. Наденем ей шарфик… Вот она гуляет… Пошел дождик – куколка спрячется на веранде…» В процессе предметной игры выстраиваются простейшие сюжетные цепочки: кормить куклу – раздевать – укладывать спать – одевать – вести гулять. При этом дети переносят действия с одними предметами на действия с другими (гуляли с куклой, потом с мишкой; ставили в гараж грузовую машину, потом разные легковые и т. д.). Чем больше опыт, тем совершеннее предметные действия.

Воспитатель в процессе игрового взаимодействия побуждает малыша к совместному общению (куколка не спит – давай ее качать, вместе припевая: «А-а-а»).

Со временем в игре возникает потребность замещения недостающего предмета. Воспитатель, видя, что ребенок хочет накормить куклу, предлагает ему палочку в качестве ножа, говоря при этом: «Не забудь нарезать хлеб, отрежь кусочек и дай своей дочке». Освоив умение «резать хлеб», ребенок непременно будет возвращаться к этим действиям.

В следующий раз взрослый предложит ему «порезать» колбасу сыр и т. д. В ходе игры одни и те же предметы-заместители употребляются неоднократно и могут использоваться для осуществления разных функций. Воспитатель показывает, как полифункциональный предмет, например, кружочек, в одной игре служит тарелочкой, в другой – монетой, в третьей – колесом.

Для того чтобы ребенок мог адекватно производить необходимые действия с заместителем, взрослый должен назвать данный предмет (показывая на палочку, сказать, что это нож) и осуществить с ним примерные действия. Освоив действия, ребенок в дальнейшем по-своему будет использовать предмет-заместитель. Исследователи подчеркивают, что формирование игровых замещений происходит в совместной игре со взрослым, когда путем совместно-индивидуальных действий ребенок изобретает новые способы игровых замещений.

Осуществляя постепенную передачу общественно выработанных способов употребления предметов в совместной деятельности, вовлекая детей в простые игровые ситуации, а значит, побуждая к сопереживанию и активности, воспитатель способствует развитию игровых предметных действий.

Подражая взрослому, ребенок возит на санках зверушек, чинит телефон. Эти действия готовят его к принятию на себя роли; они могут внешне носить беспорядочный характер: сюжетные цепочки (кормить куклу – мыть – укладывать спать) воспроизводятся непоследовательно (укладывать спать – кормить – снова укладывать спать т. д.). Логика в развертывании действий появляется лишь к концу первой младшей группы.

Целенаправленное педагогическое руководство игрой в первой младшей группе позволяет расширить предметно-игровую деятельность детей. Воспитатель вступает в игровые контакты с ребенком с целью привлечь его внимание к сюжету и содержанию игры, предлагая его возможное продолжение («Во что будем сегодня с тобой играть?» «Давай посмотрим, что куколка будет делать дальше». «Самолет приземлился, а кто же его встречает?»); применяет методы прямого руководства игрой: придумывает сюжет, показывает и объясняет действие, становится участником игры, берет на себя роль, вовлекает ребенка в игру путем внесения новой игрушки. Поведение детей в игре не всегда предсказуемо, так же как и дальнейшее развитие игры, поэтому педагог должен установить контакт с ними.

Содержание игры в этом возрасте еще не побуждает детей к устойчивому взаимодействию (например, на прогулке), поэтому общение со сверстниками носит кратковременный характер, так как главным партнером по игре для малыша является взрослый. Тем не менее и в этом направлении зарождается первый игровой опыт, но зачастую ребенок, столкнувшись с проблемой контакта с товарищем по группе, не знает, как поступить, и это иногда становится причиной конфликта.

Роль взрослого состоит в том, чтобы направить внимание малыша на положительное взаимодействие с другими детьми.

 


...

 

Воспитатель. Гриша, передай Жене мишку, дай ему покататься на Жениной горке. Покажи пока нам с Олей, как ты насыпаешь снежок. Смотри – у тебя мишка, у Коли – мишка, поставьте мишек рядом: они будут довольны!

 

Педагог должен постоянно развивать у ребенка потребность в общении с другим человеком, данную ему от рождения; формировать умение жить и действовать в коллективе, испытывая при этом радость от общения.

В случае конфликта воспитатель должен помочь малышам, успокоить их и продолжить игру. Например, дети поссорились из-за какого-либо предмета, игрушки. Педагог должен мгновенно оценить ситуацию и предложить малышам поочередно пользоваться предметом или игрушкой. Приведем пример.

 


...

 

Воспитатель. Лена, у тебя куколка больше не спит, она проснулась и ждет, когда ты ей дашь чаю. А Катина кукла только ложится спать, отдай ей куколкино одеяльце.

Или:

Воспитатель. Ребята, вы собираетесь ремонтировать машину? Ты, Денис, будешь ремонтировать колеса, а ты, Максим, будешь красить машину. Сначала нужно отремонтировать колеса. Давай, Денис, ремонтируй, а ты, Максим, пока выбирай, какой краской будешь красить. Вдвоем вы ее быстро почините!

 

В самом начале сюжетной игры ребенок еще не называет себя именем героя, он действует с игрушкой как бы от своего имени, режиссируя дальнейший ход событий. При этом малыш комментирует игровые действия, выделяя их как свои собственные: «Коля варит суп». Вместе с тем ролевое поведение ребенка начинает проявляться через своеобразный диалог с куклой. Воспитатель действует за одну игрушку, ребенок за другую. При помощи наводящих вопросов осуществляется ролевой диалог. Приведем пример.

 


...

 

Воспитатель. Я – цыпленок, а ты кто? (Показывает на ребенка и его игрушку.)

Ребенок. Ежик.

Воспитатель. Ежик, давай вместе пойдем гулять.

Ребенок. Давай. (Отправляются гулять, смотреть в окно.)

 

В следующий раз педагог дает малышу эти же игрушки и побуждает его к диалогу между ними в режиссерской игре. Ребенок пытается действовать так, как ему показывал воспитатель; в данном случае он осуществляет разговор игрушек, внешне отображая ролевой диалог. Внутренне присвоенным он будет тогда, когда ребенок встанет на позицию героя и сможет действовать от имени другого. Это произойдет постепенно и оформится к 4–5 годам.

По мере развития ребенка и при создании благоприятных условий в игру вовлекаются все новые и новые предметы-заместители; расширяется состав игрушек-персонажей, участвующих в игре; обогащается содержание и сюжет игры. Ребенок берет две-три куклы, сажает их на стулья и показывает им концерт, как это делал взрослый; самостоятельно придумывает сюжеты, в которых отображается его повседневная жизнь или отражаются действия героев художественных произведений. Дети, играющие «рядом, но не вместе», по мере своего развития проявляют все больше внимания к играющим сверстникам. Задача педагога – направить активность малышей в нужное русло с помощью советов, прямых указаний и непосредственного участия в игре.

Таким образом, начиная игровую деятельность с одноактных манипуляций с предметами, далее объединяя несколько таких действий в одной игре, затем – применяя игровые заместители предметов, ребенок наконец более или менее осознанно воспроизводит последовательные цепочки сюжетных действий. Игра из ознакомительной переходит в отобразительную, затем в сюжетно-отобразительную.

Игра развивается от конкретного предметного действия к обобщенно-игровому, а далее – к ролевому действию. Единицей игры, по мнению Д. Б. Эльконина, является роль и связанные с ней действия. В процессе игры ребенок, выполняя то или иное действие, берет на себя ту или иную роль. Роль диктует содержание диалога играющих и определяет их ролевое поведение. Если ребенок играет в магазин, взяв на себя роль продавца и покупателя в режиссерской игре, то и разговор двух его кукол будет соответствовать принятым ролям. Вложить в него конкретное содержание малыш может с помощью взрослого, используя при этом также свои впечатления. Наблюдая деятельность окружающих взрослых, он отражает характерные отношения между ними.

По мнению И. И. Палагиной, необходимо учить детей замечать, запоминать и проигрывать жизненные ситуации, эпизоды из книг, мультфильмов, чтобы они смогли вживаться в тот или иной образ. Простейшие импровизации с включением детей в игровую ситуацию способствуют развитию воображения, столь важного для формирования умения вставать на позицию персонажа.

Малыши учатся воплощать роль в ходе театрализованных игр, основанных на произведениях малых фольклорных форм (песенок, потешек, прибауток). Театрализованная игра, драматизация являются одним из действенных средств, способствующих эмоциональному раскрепощению детей, что очень важно для проведения сюжетно-ролевой игры. С другой стороны, развитие сюжетно-ролевой игры способствует совершенствованию драматизации.

Театрализованная игра

В возрасте 2–3 лет малыш активно манипулирует предметами, при помощи взрослого находит способы их использования. Действия с игрушкой еще однообразны, повторяемы: кормит куклу, укладывает спать, ведет гулять. Но вот малыш получает первый опыт художественного общения с персонажем, когда та же самая кукла предстает перед ребенком в несколько ином обличье и выступает в театральной роли; он захвачен действом. Знакомство с театром как с особым миром художественных образов происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроя. С первой же встречи важно вызвать эмоционально-положительный отклик в душе малыша, побудить его к активному восприятию. Вначале это будут короткие инсценировки, например, портретная зарисовка и диалог воспитателя и персонажа с детьми.

 


...

 

Воспитатель. К вам пришла кукла Катя в нарядном платье. Что это у Кати? (Бантик.) Да, это бантик. А это что? (Шляпка.) Что у нее на ножках? (Сапожки.) Давайте попросим Катю поплясать: «Катя, попляши». (Катя пляшет.) Катя, наши дети тоже умеют плясать. Посмотри. (Дети пляшут под знакомую мелодию.)

Катя. Я – кукла Катя. У меня красивые платье и шляпка.

Я люблю петь. Я спою вам веселую песенку. (Дети слушают песенку.) Воспитатель. Хорошая песенка? Приходи к нам, Катя, еще.

 

В первом диалоге с куклой-актрисой ребенка привлекает необычность поведения куклы, сама возможность общения с ней.

Дальнейшие встречи с игрушкой, любимой куклой как с близким, давно знакомым персонажем будут содействовать расширению контакта с детьми, вовлечению их в игровое общение. Последовательность предпринимаемых взрослым шагов благотворно сказывается на способности детей к перевоплощению. Потребность в самовыражении у ребенка проявляется в непроизвольном движении, подпевании, подыгрывании на простейших музыкальных инструментах. Для него важен как сам факт участия в игре, так и наблюдение за выступлением и участием других детей. И если малыш внутренне пока еще не готов включиться в общую игру, то в дальнейшем участие в ней будет все более привлекательным при условии ненасильственного, естественного вхождения в игровую ситуацию. Например, кукла Катя называет и показывает музыкальные инструменты, с которыми дети уже познакомились на музыкальных занятиях, приглашает поехать всем вместе на санках с бубенцами, раздает инструменты (погремушки, колокольчики, маленькие бубны). Дети, вовлеченные в игровую атмосферу, весело «едут» с горки на горку.

На занятиях, часть которых занимает театрализованная игра, должна царить атмосфера импровизации. Воспитатель, наблюдая в процессе работы за детьми, выявляет наиболее активных, адекватно действующих малышей и привлекает к ним внимание остальных. Так, при драматизации потешки «Пошел котик во лесок» взрослый использует малейшие проявления желания детей участвовать в игре. Воспитатель показывает игрушку детям и произносит:

 


...

 

Пошел котик во лесок, (Дети подражают походке котика.)

Нашел котик поясок, (Дети кладут руки на пояс.)

Нарядился, (Дети любуются пояском.)

Воротился, (Дети поворачиваются и идут в другую сторону.)

Стал он люлечку качать: (Дети складывают руки «колыбелькой».)

Баю-бай, баю-бай, (Дети подпевают.)

Ляг, Галинка, скоренько,

Встань, Галинка, с зоренькой! (Воспитатель подходит с игрушкой к ребенку, кланяется ему и называет его имя.)

 

Игра повторяется 3–4 раза.

Импровизируя, дети постепенно приобретают опыт художественного восприятия: вслушиваются в слово, наблюдают за выразительным движением персонажа, интонацией. Шум ветра, переданный в легком глиссандо на металлофоне; серебристый звон колокольчика, исполненный на треугольнике; топот шагов, имитируемый деревянными брусочками, – все звуки, сопровождающие выразительный рассказ воспитателя, помогают достраивать в воображении ребенка предлагаемый взрослым художественный образ, воспитывая особое, эстетическое отношение к миру. Используя склонность детей к подражанию, можно добиться выразительной имитации голосом различных звуков живой и неживой природы. При этом следует идти от простейших упражнений к более сложным. Например, дети, изображая ветер, надувают щеки, делая это старательно и беззаботно. Но когда перед ними встает задача подуть так, чтобы спугнуть злого волка, то, мгновенно преображаясь, лица детей делаются устрашающими, в округлившихся глазах передается гамма самых разнообразных чувств.

Выполнение действий по образцу, многократные повторы движений способствуют формированию мышечных ощущений, специальных навыков и умений (показать свои ручки, выставить ножку, притопнуть, помахать платочком, покружиться, попрыгать). Педагог фиксирует успехи каждого ребенка, отмечает новые достижения; игровая атмосфера пробуждает эмоции детей.

Знакомые стихи и песенки являются хорошим игровым материалом. Драматизация произведений малых фольклорных форм является своего рода тренировкой эмоциональных проявлений. Эти произведения таят в каждой строчке особое настроение, сюжет, требующие от педагога владения техникой ролевого воплощения при помощи движений, интонации, мимики.

Специалисты советуют начинать знакомство детей с театром с кукольного театра, оказывающего сильное эмоциональное влияние на малышей. Показывая мини-пьески в настольном театре, на фланелеграфе, в технике бибабо, при помощи отдельных игрушек и кукол, воспитатель передает палитру переживаний через интонацию, а по возможности и через внешние действия героя. Детям данного возраста доступно восприятие контрастных настроений («весело – грустно»). Эмоциональнее всего малыши реагируют на большие, яркие игрушки, которые вызывают у них неподдельный восторг. Такой игрушке свойственна малая подвижность, но зато она всегда в центре внимания детей. Всем хочется встать к ней ближе, потрогать, погладить, то есть выразить свое отношение к ней. С помощью таких игрушек можно устраивать для детей маленькие концерты, разыгрывать сценки-диалоги, показывать драматизации-зарисовки, драматизации-портреты. На фланелеграфе можно выстроить целую сцену с несколькими персонажами, настроение которых подчеркивается только интонацией голоса действующего за них воспитателя. По просьбе педагога дети называют героев, их действия, но первоначально имитируют их голоса и поведение только по показу взрослого. Устройство кукол бибабо позволяет изображать персонаж в разных позах, через выразительное движение, интонацию. Применение кукольного театра следует ограничить введением одного-двух персонажей, которые должны двигаться с такой скоростью, чтобы малыши смогли за ними уследить.

Общим в рекомендациях по проведению театрализованного представления является то, что все слова и движения персонажей должны ясно определяться, различаться по своему характеру и настроению, следовать в небыстром темпе. Действие должно быть непродолжительным. При подготовке мини-спектаклей воспитателю следует заранее готовить место для показа, оснащая его различным оборудованием, материалами и атрибутикой. Все тексты педагог должен выучивать наизусть, для того чтобы активнее вживаться в роль, успевать следить за реакцией детей и взаимодействовать с ними.

Наблюдая за детьми, чуткий воспитатель узнает об уровне развития их эмоционального мира, игровых умений и навыков. С целью раскрепощения и устранения внутренней скованности малышей можно проводить специальные этюды, упражнения на развитие эмоций. Для этого предлагаются различные состояния-настроения, подчеркивающие чувства самих детей или предъявленных персонажей. Следует использовать выразительные возможности голоса, музыки, движения (графического изображения), акцентируя на этом внимание детей, предлагая им называть настроение и выражать его в голосе и в движении. Таковы простейшие этюды «Солнышко встает» и «Солнышко садится», в которых эмоциональное состояние передается детям при помощи словесной (солнышко встает и садится) и музыкальной

(мелодия движется вверх и вниз) установок, побуждающих выполнять соответствующие движения. При выполнении этюдов следует опираться на программные потешки, песенки и заклички, близкие по тематике, например, «Солнышко, ведрышко». Постепенно эмоционально-тематическое поле драматизации расширяется, музыкальный образ усиливает действие обобщенно-драматического образа.

Приобретенный опыт следует использовать при чтении сказок, изображая героев в лицах. При чтении сказок воспитатель с помощью мимики, жестов, позы, интонации должен донести до ребят смысл произведения и раскрыть характеры его героев.

Постепенно детей знакомят с драматическим театром, в котором все роли исполняются одним актером-взрослым. При чтении и разыгрывании фольклорных произведений очень хорошо включать народную музыку в качестве вступления, заключения, фона для усиления эмоционального восприятия сказки детьми.

Осознание себя в роли приходит к малышу не сразу. Вначале он и не понимает, о ком это говорят: «Вот на полянку вышел медвежонок. Медвежонок, поклонись, покружись, подойди ближе, дай свою лапу». И только когда воспитатель берет малыша за руку и надевает ему шапочку медведя, ребенок понимает, что это он – медведь, это про него говорят, и заулыбается в ответ. Под общие аплодисменты малыш будет подражать повадкам медведя, ориентируясь на воспитателя и ожидая его одобрения. Педагог должен как можно более тесно общаться с каждым ребенком. Только при условии обращения к каждому индивидуально наиболее эффективно развиваются необходимые качества – память, мышление, воображение, внимание.

Уже с первых дней учебного года важно нацеливать детей на необходимость создания предметно-пространственной среды. Разыгрывая небольшие пьески, осуществляя постановки в настольном театре, надо уделять внимание атрибутам, декорациям, различному оборудованию. Так, при драматизации сказки В. Сутеева «Кто сказал „мяу"?», после того как дети увидели кукольное представление, при повторном обращении к пьесе можно дать им возможность внимательно рассмотреть декорации и ответить на вопросы: «Где жил щенок? Какой у него был домик? Как щенок опять стал чистым?». Затем можно предложить создать аппликацию по сказке (ее делает воспитатель, обращаясь к ребенку: «Давай сделаем вместе»), изобразить некоторых героев, их домики, пруд. Можно, заинтересовав детей сюжетом, разыграть с ними отдельные эпизоды и, побуждая к обустройству места действия, обозначить в групповой комнате домик щенка, его любимый коврик, предметы домашнего обихода, улицу.

Часто ребенку трудно войти в роль из-за того, что он не может представить обстановку, в которой происходит действие, внешний вид того или иного героя, не понимает его поведение, не знает его привычек. Для развития воображения детей и приобретения ими необходимых знаний следует рассказывать о повадках домашних животных, их друзьях и врагах, о необходимости защищать их, заботиться о них. Можно использовать иллюстративный материал (репродукции, рисунки, видеоматериалы), чтобы наглядно показать детям, как выглядит незнакомое животное, или дать возможность полюбоваться знакомыми животными, представленными художником в необычном ракурсе, подчеркивающем их красоту, ловкость или силу.

Огромную радость детям этого возраста доставляют специально организованные выступления старших детей и взрослых. Это могут быть как кукольные, так и драматические спектакли, которые несут малышам праздничное настроение. Материал для таких выступлений может быть самым разнообразным. Детям первой младшей группы доступны для восприятия небольшие кукольные сценки, в которых участвуют два-три персонажа, появляющиеся в основном поочередно. Старшие дети показывают посильные для исполнения пьески «Лиса и Заяц», «Козлятки и волк», «Три медведя» и др., доступные восприятию малышей. При этом старшие дети должны хорошо знать драматический материал и ясно произносить фразы.

Для того чтобы вызвать у зрителей наибольший эмоциональный подъем, необходимо создать праздничную обстановку и подготовить место для показа спектакля. Выступление может проходить как в зале, так и в групповой комнате в наиболее удобное время. Для оформления помещения следует привлекать детей старших групп, особенно – участников предстоящего выступления. Ребятам можно поручить поставить ширму, подготовить кукол, костюмы, реквизит, расставить все необходимое для представления, повесить шарики, оформить стены аппликацией, картинками, украсить ширму (дождем, нарисованными и вырезанными из ватмана деревьями, домиками, фигурками зверей и т. д.).

Дети первой младшей группы обязательно должны участвовать в общих праздниках детского сада. В таких мероприятиях, как правило, часть материала специально рассчитана на восприятие детьми этого возраста. Например, в народных праздниках это могут быть небольшие кукольные сценки с Петрушкой на ширме, инсценирование потешек, участие больших кукол и т. п. Малыши могут участвовать в импровизации движений под музыку в сочетании со словом, в драматизации произведений малых форм.

Театрализованная игра позволяет ребенку вступить в особые отношения с окружающим миром, в которые он не может вступить сам в силу ограниченности своих возможностей. Дошкольник получает возможность активно общаться со взрослым в художественно-игровой деятельности, которая, в свою очередь, способствует развитию положительных эмоций, воображения, в дальнейшем соотносить различные впечатления со своим личным опытом в самостоятельной игровой деятельности.

 


Дидактическая игра

В возрасте 2–3 лет ребенок познает мир через наблюдение и воспроизведение определенных действий с реальными предметами. В развитии предметной деятельности детей этого возраста выделяются ориентировочные и исследовательские фазы. Ребенку хочется все потрогать руками, узнать назначение того или иного предмета. Называя незнакомый предмет, воспитатель показывает его функции и предлагает его малышу для обследования. В этом возрасте дети любят подражать, но это подражание по сравнению с более ранним этапом жизни ребенка уже подчинено определенным мотивам. Малыш достаточно легко ориентируется в предметном окружении; в процессе действий с предметом для него важно возникающее в ходе игры общение со взрослым, когда тот проговаривает конкретные действия, обращается к ребенку – то есть создаются ситуации, развивающие мышление, эмоции, речь.

Основной формой организации обучения детей в детском саду являются занятия. Дидактическая игра, включенная в занятие, делает процесс усвоения учебного материала увлекательным и интересным. Дети первой младшей группы захвачены самим процессом игры, в которой на первый план для них выступает игровая задача и игровое действие (сложи матрешку; назови животное, изображенное на картинке; найди среди других и подкати ближе большой шар). Интерес к игре подогревается новизной: постановкой новых игровых задач, применением новых игровых действий и материалов. Например, воспитатель предлагает дидактическую игру «Оденем куклу Катю». В разное время года одна и та же игровая задача будет выполняться при помощи разнообразного игрового материала: зимой – это теплая верхняя одежда и обувь, летом – легкая, по погоде. Если в первый раз дети одевают Катю на прогулку, выбирая, что ей надеть из предложенных вещей, по порядку, как показывал воспитатель, то в дальнейшем можно усложнить задание и предоставить им возможность выбора одежды для куклы: на летнюю прогулку кукла возьмет короткую куртку или плащ, зонт или дождевик, пойдет в шляпке или без нее. Игру можно продолжить; она станет еще интересней, если предоставить ребенку больше самостоятельности при одевании на прогулку («Мы одели куклу, а теперь Саша оденется сам. Саша, что ты наденешь сначала? А потом?»). Несмотря на то, что ребенок в действительности одевается с помощью взрослого, побуждения к самостоятельным действиям толкают его одеваться с интересом, вовлекают в игровую ситуацию; за столь успешно выполняемое дело малыша надо похвалить. Остальные дети, глядя на него, будут стремиться одеваться правильно. Таким образом постепенно воспитывается самостоятельность в посильном самообслуживании.

Исследования свидетельствуют о том, что дидактическая игра способствует развитию познавательной активности, если в ходе нее задействованы мыслительные процессы, в результате чего расширяются представления детей о предметах, появляются первые навыки сравнения, обобщения, например, ребенок учится различать разнородные предметы и соотносить их по форме, цвету, величине. Такие игры, как «Овощной магазин», интересны малышу тем, что он может не только разглядывать имеющиеся в магазине овощи, но и ощупывать их, производить с ними различные действия (складывать в кучки овощи круглой формы; расставлять на одной полке овощи большей и меньшей величины; упаковывать в пакеты овощи только красного цвета и т. д.). Таким образом, в 2–3 года ребенок получает самые первые представления о предэталонах формы, цвета, величины. При этом воспитатель ставит в игре дидактическую задачу, удовлетворяя потребность ребенка в игровом действии и общении, через которые решается игровая задача.

Познакомившись с новыми понятиями (например, форма, величина, цвет), ребенок может совершенствовать в дидактической игре свои представления о них. Закрепление представлений, например, о форме, происходит в таких дидактических играх, как «Сделай крышу у домика», «Разные кружки для зайца и лисы» и др. Совершенствование навыков восприятия формы может происходить, если ввести в игры дополнительные правила, условия, усложнения, например, попросить положить в домик разные по цвету коврики не только для зайчика, но и для его братцев, которые придут в гости; спросить у ребенка, для чего еще могут пригодиться кружки в домике лисы. Активизируя воображение малыша, воспитатель придает деятельности творческий характер.

Постоянное обогащение представлений детей происходит не только в ходе специальных занятий, но и в повседневной жизни, в течение дня, проведенного в детском саду, во время различных режимных моментов (утреннего прихода в детский сад, умывания, сборов на прогулку; на улице, во время еды, укладывания спать; в вечерних самостоятельных играх). Это педагог обязательно должен учитывать в своей работе. Например, используя потешки, песенки, приговорки, воспитатель эмоционально-положительно настраивает детей на дальнейшие действия, создавая при помощи образного слова непринужденную атмосферу, в которой очень легко дать им элементарные представления о режимных моментах, о поведении за столом. Приведем пример.

 


...

 

Воспитатель. Посмотрите, ребята, часики идут – тик-так, нам обедать велят.

Травка-муравка со дна поднялась,

Птичка-синичка за зерно взялась,

Зайки – за капустку,

Мышки – за корку,

Детки – за молочко.

Вот и нам время обедать пришло.

Посмотрите, слоник сел за стол и ест. Он пришел в детский сад в первый раз. У него испачкалась одежда: видите, какой грязной стала рубашка. Давайте научим слоника аккуратно есть. Дети охотно рассказывают слонику правила поведения за столом и подсказывают известные им приемы сохранения одежды в чистоте (повязать передничек, зачерпывать ложку не до самых краев, кушать не спеша, не отвлекаться во время еды и т. д.).

 

Дидактическая игра «Накормим гостя» превращается в веселое занятие, во время которого дети кормят своих друзей: мишек, кукол, обезьянок, собачек. Игровая задача выполняется с желанием; игровое действие заставляет детей быть сосредоточенными («Посмотрим, чей гость будет больше всех доволен обедом и ни разу не испачкается»). Выполнение игровых правил (после еды сказать «спасибо», встать из-за стола и задвинуть стул) придает игре слаженность.

Очень увлекают малышей третьего года жизни дидактические игрушки (пирамидки, кубики, матрешки), действия с которыми способствуют совершенствованию координации движений руки, развивают глазомер. Воспитатель учит их складывать пирамидки разных цветов, разных форм и величин, также показывая и варианты цветовых сочетаний. Например, детям предлагают различить по величине два предмета: подобрать большой мяч для слоника и маленький мячик для мышки. Затем педагог усложняет задание: нужно подобрать два одеяла одинакового цвета («Слоник и мышка дружат, они любят, чтобы у них все было одинаковое. Вот два одеяла желтого цвета. Скажите, какое подойдет для слоника, а какое – для мышки?»).

Воспитатель учит детей различать свойства известных им предметов, предлагающихся в неожиданных обстоятельствах. Например, рассматривая игрушки в групповой комнате, они учатся выделять свойства этих знакомых предметов: вот на столике большой слон, вот маленькая собачка; на полке сидят большой белый зайчик и его друг, маленький серый зайчик; тут матрешки выстроились в ряд, чтобы петь, а последней стоит самая маленькая. Педагог помогает обследовать предметы, которые дети видят каждый день, но не обращают внимания на их признаки, например, вместе с ними производит многократные действия с матрешками (складывание и раскладывание, соотнесение по величине). По мере приобретения навыка действий с игрушками-вкладышами и различения деталей, из которых они состоят, дети начинают играть с целиком собранной игрушкой в сюжетные игры, с удовольствием используют ее в самостоятельной деятельности (игрушки выступают в роли «дочек»).

Педагог закрепляет полученные детьми знания и совершенствует их восприятие в игре. Например, для наилучшего запоминания и различения цветовой гаммы можно применить методику «Заборчик»: на специальных заготовках дети подбирают или рисуют полоски-заборчики ровно и красиво, подбирая цвета. Специалисты советуют как можно раньше вводить в занятия все основные цвета. Для этого используют специальные дидактические упражнения на различение цветов («Найди красные и желтые цветы», «Нарисуй солнышко и тучу», «Раскрась коврик», «Что нарисуем этой краской?»). В процессе таких упражнений воспитатель подбадривает ребенка, помогая ему не только словом, но и прикосновением, взглядом, выразительной мимикой. Познакомив детей с некоторыми цветами, формами и величинами, можно усложнить задачу и предложить дидактическую игру на сочетание известных свойств предметов («Выложи узор»), в которой ребенку предоставляется возможность украсить ковер для любимой бабушки при помощи мозаичной техники, наборов разрезных картинок, где сочетаются разные цвета, формы и величины.

В дидактической игре могут применяться кубики: цветные или имеющие на одной стороне часть разрезной картинки, которую надо составить. В первой младшей группе необходимо показать детям способы действий с такими кубиками; научить рассматривать картинку, выделяя в ней составные части, соотносить части и целое. Хорошим приемом для введения в игровую ситуацию служит использование коротких стихотворений, загадок.

 


...

 

Воспитатель.

Были мы у бабушки – накушались оладушек,

Были у Татьянки – кушали сметанку

Ну а дед Тимоха дал стручок… (гороха).

Посмотрите на рисунок: на одном кубике – верхушка стручка, на другом – его серединка, а на третьем – хвостик. Как сложить горошек? Правильно – составить кубики рядом, картинка к картинке.

 

Знакомясь с явлениями природы, дети с интересом играют в дидактические игры «Холодно – жарко», «Соберем листочки», «Сухой – сырой» и др., с помощью которых на прогулке можно узнать, как изменяется погода, как подобрать листья (цветы, травинки, веточки) по цвету, из какого песка (снега) можно построить прочный дом (куличик). Придя с улицы, дети могут взять наглядное игровое пособие и с помощью вертящегося диска (на нем на противоположных сторонах нарисованы солнце и туча с дождем, зимний и летний день) определяют, когда можно повести куклу на прогулку. В другой игре собранные во время прогулки на участке листочки можно расположить по величине (от маленьких – к большим и наоборот). Для того чтобы научить детей различать различные свойства предметов и явлений, надо организовывать наблюдения за этими пр



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: