Методические рекомендации к выполнению
Контрольной работы по МДК 03.03. «Теория и методика экологического образования дошкольников»
для студентов заочной формы обучения
по специальности 44.01.02 «Дошкольное образование»
Общие указания к выполнению контрольной работы
Контрольная работа - одна из форм самостоятельной работы студентов в межсессионный период. В процессе ее написания происходит закрепление и углубление теоретических знаний, применения их на практике, формируются умения анализировать психолого-педагогическую и методическую литературу, обобщать и описывать передовой опыт, результаты собственной педагогической деятельности, приобретаются простейшие навыки исследовательской работы (наблюдение за педагогическим процессом по намеченному плану для решения поставленных задач; изучение условий педагогической деятельности; выявление наиболее эффективных методов и приемов; анализ литературы и фактических материалов и т.п.)
Выбор темы контрольной работы
Тематика контрольных работ должна отвечать следующим требованиям:
- учет направлений и проблематики современных научно-педагогических исследований, ФГОС ДО;
- приобщение студента к работе над проблемами, которые исследуют отдельные преподаватели и коллектив кафедры;
- учет разнообразных интересов студентов в области педагогической теории и практики;
- направленность на разработку актуальных проблем воспитания и обучения детей в конкретном ДОУ.
Темы контрольных работ могут определяться разными способами.
· Тему определяет преподаватель.
· Тему определяет студент, разработка которой будет способствовать преодолению затруднений, возникших в его практической деятельности.
|
· Студент работает по теме, соответствующей его интересам.
Важно, чтобы система заданий в контрольной работе выявляла как знания студентов по определенной теме, так и понимание сущности изучаемых предметов и явлений, их закономерностей, умения самостоятельно делать обобщения и выводы, творчески подходить к решению профессиональных педагогических проблем.
Основным критерием выбора темы является интерес студента, его стремление расширить свои познания в области учебной дисциплины. Этот выбор должен быть результатом собственных размышлений, возникших в процессе изучения дисциплины и опыта профессионально-педагогической деятельности.
Самостоятельно выбрать тему можно в процессе:
- анализа затруднений в профессиональной педагогической деятельности;
- просмотра аналитических обзоров по содержанию изучаемой дисциплины;
- ознакомления со специальной литературой и периодическими изданиями;
- консультации преподавателя.
Выбор темы зависит также от ее актуальности для ДОО, от специфики деятельности студента, его профессиональных потребностей, интересов, наличия источников информации и т.д. Так, например, студент с большим педагогическим стажем может выполнять задания, требующие глубокого обобщения изученного материала и опыта работы. Выбрав тему, необходимо зарегистрировать ее у преподавателя и методиста.
Составление плана контрольной работы
Студенту необходимо осмыслить цель и направление работы, внимательно изучить методические указания, в которых определяется примерное содержание работы, предлагаются основные задания и пути их выполнения, список рекомендуемой литературы. Затем составляется развернутый план работы.
|
План должен компактно отражать последовательность (логику) изложения материала. Он подробно передает содержание частей текста. Удачно составленный план говорит об умении студента анализировать текст, о степени освоения его содержания. План составляется постепенно и может корректироваться в процессе анализа информации, поэтому, записывая пункты плана, можно оставлять свободное место для последующей его коррекции.
Составляя план при чтении текста, определить главное в содержании. При необходимости нужным отрывкам дать заголовки, формулируя соответствующий пункт плана. Стремиться к тому, чтобы заголовки - пункты плана - наиболее точно раскрывали мысли автора.
Основные пункты плана целесообразно конкретизировать, дополнить в соответствии с имеющимися условиями, что позволит глубже осветить материал и логично его выстроить. В дальнейшем, при изложении содержания, нужно строго придерживаться намеченного плана и в соответствии с его пунктами выделять в тексте названия разделов.
Раскрывать вопросы плана необходимо конкретно, логично, с обобщениями и выводами, проявляя собственное отношение к проблеме.
Необходимо рассчитать время для выполнения каждого этапа задания: анализа литературы, изучения опыта работы, организации миниисследований, подготовки материалов для педагогического взаимодействия с детьми, организации и проведения собственной педагогической деятельности, обработки и анализа материала, оформления контрольной работы.
По данным этапам студентом может быть составлен график индивидуальной работы. После каждого этапа выполнения можно получить консультацию у преподавателя с целью дальнейшей корректировки содержания и графика самостоятельной работы.