Основная тема этого эссе
Далее в этом эссе мы сконцентрируемся исключительно на определении принципов, которым должны следовать инициирующие или наставляющие духовные учители, ученики инициирующих или наставляющих духовных учителей, зональные секретари Джи‑би‑си, региональные секретари, президенты храмов и другие администраторы, уполномоченные ИСККОН. Цель заключается в том, чтобы предотвратить возможное недопонимание между духовными учителями и администраторами, а также свести до минимума влияние этого недопонимания на преданных, о которых они обоюдно заботятся.
Определение термина «духовный учитель»
Следует отметить, что далее, если не будет уточняться отдельно, при упоминании термина «духовный учитель» мы имеем в виду как инициирующих, так и наставляющих духовных учителей (включая администраторов, которые действуют как таковые). Кроме того, когда бы мы ни упоминали термин «духовное руководство», мы имеем в виду духовного учителя или администратора, чьи наставления (шикша) и пример сформировали фундамент веры преданного в преданное служение и являются основой для развития преданного в будущем.
Руководство в ИСККОН
Это эссе не является подробным или окончательным анализом административной системы ИСККОН, так же как и подробным анализом гуру‑таттвы — необходимых качеств и обязанностей духовного учителя и процесса выбора духовного учителя.
Основная предпосылка этого эссе такова: является преданный инициирующим или наставляющим духовным учителем, санньяси, членом Джи‑би‑си, зональным секретарем, региональным секретарем, президентом храма, лидером общины, или другим руководителем в ИСККОН, предоставляемые ему полномочия являются полными, только если он или она следует наставлению Шрилы Прабхупады служить в ИСККОН под руководством Джи‑би‑си.
|
Чтобы утвердить эту предпосылку, достаточно подчеркнуть, что Его Божественная Милость постоянно и четко устанавливал этот принцип в своих наставлениях, а также подписанных им официальных документах. Шрила Прабхупада, таким образом, четко определил, что Джи‑би‑си является высшим руководящим органом. Он также указал, что полномочия Джи‑би‑си включают ответственность за духовное руководство (шикшу) во всем ИСККОН, включая всех преданных, служащих в качестве духовных учителей:
Репортер: «Есть ли кто‑то, кто будет вашим преемником в качестве главного учителя движения?»
Шрила Прабхупада: «Я обучаю некоторых продвинутых учеников, чтобы они естественно могли принять эту ответственность. Я сделал их Джи‑би‑си» [Беседа Шрилы Прабхупады с репортером, Лос‑Анджелес, 4 июня 1976 г.].
Другими словами, хотя Джи‑би‑си является наивысшим руководящим органом в ИСККОН, обязанность Джи‑би‑си — не только управлять, но и обучать.
Две линии руководства
Принимая во внимание, что преданный получает духовное вдохновение от высшего руководства ИСККОН, следует отметить, что существуют две линии руководства и их представители. Одна является преимущественно духовной, другая же — преимущественно административной. Обе линии руководства служат своим уникальным и в то же время взаимозависимым целям, повинуясь указаниям нашего ачарьи‑основателя. Обе уполномочены советом Джи‑би‑си давать прибежище преданным, находящимся в сфере их заботы. Это прибежище предоставляется как через наставления, так и посредством примера.
|
Различая, таким образом, две линии духовного руководства в этом контексте (одна — преимущественно духовная, другая — преимущественно административная), мы не предполагаем, что административная линия противоречит духовной. Также мы не предполагаем, что духовная линия руководства каким‑либо образом более привилегированна или чиста по своей природе.
«Менеджмент — это также духовная деятельность… Это устроено Кришной» [Беседа со Шрилой Прабхупадой, Калькутта, 16 января 1977 г.].
«В нашей проповеднической деятельности … мы имеем дело с очень большим количеством собственности и денег, так много книг покупается и продается, но поскольку вся эта деятельность относится к движению сознания Кришны, она никогда не должна считаться материальной. Если кто‑то поглощен мыслями о таком менеджменте, это не означает, что он не в сознании Кришны. Если человек строго соблюдает регулирующие принципы повторения шестнадцати кругов маха‑мантры каждый день, то его деятельность в материальном мире ради распространения движения сознания Кришны не отличается от духовного развития сознания Кришны» [«Шримад‑Бхагаватам», 5.16.3, комментарий].
В духовном обществе администратор не может выполнять свои обязанности и руководить, просто провозглашая правила и заставляя следовать им. Сами правила должны иметь духовную основу, а их выполнение и обеспечение соблюдения должны соответствовать вайшнавским принципам. Администраторы, которые служат с таким пониманием, как правило, имеют полновесный духовный авторитет среди находящихся в зоне их ответственности преданных.
|
Мы должны, таким образом, видеть единство между «духовным» и «административным». Но в то же время есть некоторое различие, и понимание этого одновременного единства и различия требует четкого использования этих двух терминов с их пояснением.
Духовная линия руководства
Духовная линия руководства начинается с Господа Кришны и продолжается Брахмой, Нарадой, Вьясой и всей ученической преемственностью через Шрилу Прабхупаду, нашего ачарью‑основателя. Те, кто следуют нашей сампрадае и служат под руководством Джи‑би‑си, уполномочены давать шикшу и прибежище в этой духовной линии под эгидой ИСККОН. Эта духовная линия может включать членов Джи‑би‑си, зональных секретарей Джи‑би‑си, духовных учителей, санньяси, региональных секретарей, президентов храмов, лидеров общин, путешествующих проповедников и проповедников в общинах. На самом деле, любой, кто строго следует истинному духовному учителю, как своим примером, так и указаниями, может быть уполномочен представлять духовную линию руководства. Обычно наиболее важным духовным авторитетом для человека является его инициирующий или наставляющий духовный учитель. В писаниях ясно говорится, что преданные должны подчиняться и быть верными своим духовным учителям. Духовные учители, таким образом, оказывают влияние на своих учеников, обучая их науке бхакти. Духовные учители, следовательно, играют значительную роль в предоставлении своим ученикам духовного образования и вдохновения, которое необходимо для продвижения в сознании Кришны.
Административная линия руководства
В административной линии руководства согласно наставлениям Шрилы Прабхупады руководство Обществом и обеспечение соблюдения его правил осуществляется Джи‑би‑си. Когда мы используем термин «руководство» в контексте административной структуры, мы не имеем в виду абсолютную, непогрешимую власть, такую как авторитет писаний. Под этим термином подразумеваются полномочия организовать проповедническое движение так, чтобы оно соответствовало наставлениям Шрилы Прабхупады. Для исполнения этих полномочий его последователи приняли административную систему ИСККОН, данную Шрилой Прабхупадой для обеспечения развития храмов, преданных‑прихожан (не являющихся жителями храмов) и проектов, таких как фермы и гурукулы, а также других соответствующих организаций и субъектов.
Таким образом, чтобы лучше служить этому расширяющемуся полю деятельности и его членам, данная структура на сегодняшний день включает различные региональные, национальные и континентальные управляющие органы, состоящие из членов Джи‑би‑си, зональных секретарей Джи‑би‑си, духовных учителей, санньяси, региональных секретарей, президентов храмов, лидеров общин, путешествующих проповедников и проповедников в общинах. При этом эта структура не ограничивается только перечисленным списком лиц.
Определение расхождений
Хотя в идеальном мире ИСККОН мог бы работать так, как желал того Шрила Прабхупада, мы однако наблюдаем, что иногда представители одной из линий руководства вмешиваются в деятельность представителей другой линии.
Например, случается, что духовные лидеры вмешиваются в деятельность компетентных и ответственных администраторов. Иногда такой духовный лидер не считает себя частью зональной административной структуры, в которой его проповедь имеет влияние (хотя он на самом деле подотчетен ей).
Однако он все же прямым либо непрямым образом руководит некоторыми проектами в пределах этой структуры.
Таким образом, иногда духовные лидеры руководят преданными, денежными средствами и даже проектами, за которые отвечают их последователи и подопечные [«подопечные» — это не только те, кто зависит духовно. Есть случаи, когда преданные также финансово зависят от своего духовного руководства и финансово поддерживаются структурами, созданными духовным руководством]. При этом без какого‑либо четкого соглашения с административной структурой, с которой они пересекаются. Поступая так, духовные лидеры могут непреднамеренно подорвать административную линию руководства, воодушевляя своих подопечных служить и быть лояльными отдельно созданной, собственной административной структуре, развившейся вследствие их влияния как духовного лидера.
Такое развитие событий приводит не только к сумятице, но и к возникновению духа сепаратизма. Подобные ситуации могут также стать предметом спора для администраторов, хотя младшие администраторы часто воздерживаются от прямого высказывания своего недовольства, потому что чувствуют страх перед совершением оскорблений, особенно по отношению к духовным учителям.
В свою очередь, есть администраторы, которые иногда не предоставляют адекватной духовной заботы. Это может привести к тому, что духовный учитель пожелает вмешаться и предложит альтернативу текущему общению и служению своего ученика.
К примеру, администраторы могут иногда уделять больше внимания административным целям, чем садхане, чистой проповеди или развитию чистоты в преданном служении тех, кто находится под их покровительством. Администраторы могут даже пренебрегать духовным развитием тех, кто находится в их юрисдикции, но не предлагает ресурсы для помощи в реализации их административного видения. Хотя при этом такие администраторы, возможно, сами мало чего сделали для того, чтобы воодушевить этих преданных помогать, или же не уполномочили других сделать это.
Уважение к административной линии руководства
Вышеупомянутые ситуации становятся причиной трений между духовной и административной линиями руководства.
Бывает, что финансово независимые преданные не связаны с местной ятрой через административную систему. Все же не нужно предполагать, что местные административные структуры не предпринимают никаких усилий, чтобы включить каждого преданного или того, кто стремится стать преданным, в организованную в данном месте систему заботы о преданных общины.
Поэтому, с уважением к служению администраторов ИСККОН, духовному учителю следует всегда стремиться получать одобрение администраторов района, где живут его ученики, прежде чем предлагать им новый проект или служение или же вмешиваться в другие решения администрации.
Наилучший вариант — это с самого начала общения с учениками обучить их проявлять уважение к местным администраторам. Администраторы ИСККОН выполняют обязанности по поддержанию храмов, Божеств, данных нам Шрилой Прабхупадой стандартов и распространению его книг.
«Установление Божества означает регулярное поклонение без сбоев и навсегда» [ПШП Шивананде дасу, 2 сентября 1971 г.].
Поэтому духовным учителям следует обучать своих учеников служить миссии Шрилы Прабхупады, сотрудничая с местными лидерами и администраторами.
Но это не означает, что администратор обладает полной свободой игнорировать законные потребности подчиненных или же имеет право игнорировать пожелания духовных учителей, которые просят, чтобы администратор обеспечил должную заботу их ученикам. Ему следует быть внимательными к пожеланиям духовных учителей и потребностям их учеников.
Если духовный учитель все же ясно чувствует, что уровень заботы о его учениках в рамках местной административной структуры является неадекватным, учитывая уровень их отдачи и налагаемые на них обязательства, то он может обратиться от их имени к более высоким представителям административной структуры, например, местному Джи‑би‑си, или воспользоваться другими методами апелляции в ИСККОН, как указано далее в этом документе.
Более подробно мы рассмотрим эту тему далее. Перед этим же коротко обсудим тему веры. Представителям обеих линий руководства следует учитывать важность элемента веры в рассматриваемых вопросах.
Руководство основано на постоянном развитии веры
Наибольшая ценность ИСККОН — это вера его членов. Даже если не будет храмов, проектов, дохода и останется всего несколько последователей, однако будет вера, то это будет процветанием в истинном смысле этого слова. Рассмотрим, что Шрила Прабхупада написал в следующем письме:
«В санскритской литературе есть поговорка о том, что воодушевленные люди получают благосклонность Богини процветания. В западной части мира есть реальный результат этой поговорки. Людей в этой части мира очень воодушевляет материальное продвижение, и они его получают. Подобным образом, в соответствии с наставлениями Шрилы Рупы Госвами, если мы воодушевляемся духовным, то мы также получаем успех в этом. Например, я приехал в вашу страну в очень преклонном возрасте, но у меня было одно преимущество: энтузиазм и вера в моего духовного учителя. Я считаю, что лишь это дает мне свет надежды, и позволило достичь всего, что достигнуто с вашей помощью» [ПШП Джая Говинде дасу, Титтенхерст, 15 октября 1969 г.].
Также в комментарии к стиху 9.3 «Бхагавад‑гиты как она есть» Шрила Прабхупада пишет: «Вера является наиболее важным фактором для прогресса в сознании Кришны… Только благодаря вере человек может продвигаться в сознании Кришны».
Тем, кто находится в духовной линии руководства, следует проповедовать и вести себя таким образом, чтобы питать и защищать веру своих подопечных в чистое преданное служение, нашу сампрадаю, Шрилу Прабхупаду и ИСККОН, а также его администрацию.
Духовные учители также имеют дополнительную ответственность взращивать и защищать веру администраторов ИСККОН в то, что они (духовные учители) являются достойными представителями духовной линии руководства. Если духовные учители будут действовать противоположным образом, они подорвут веру других.
И наоборот, тем, кто находится в административной линии руководства, следует руководить, проповедовать и вести себя таким образом, чтобы развивать и поддерживать доверие к себе представителей духовной линии руководства и их учеников. Благодаря тому, что администраторы будут проявлять искреннюю заботу о зависимых от них преданных, духовные учители, в свою очередь, будут воодушевлять своих учеников помогать администраторам в их служении. Но если действия администраторов будут противоречить духовным принципам, а также духовным интересам преданных, за которых они отвечают, это также подорвет веру других.
Поэтому ради защиты веры всех членов ИСККОН необходимо сформулировать четкие принципы, которым будут следовать обе линии руководства.
Духовные учители не являются независимыми
Чтобы обосновать необходимость существования четко определенных принципов, мы рассмотрим положение духовных учителей в рамках административной структуры ИСККОН.
Когда Шрила Прабхупада физически присутствовал, он был единственным инициирующим духовным учителем ИСККОН, основным шикша‑гуру и главным административным руководителем, находясь выше Джи‑би‑си:
«… мы руководим нашим движением сознания Кришны с помощью Джи‑би‑си. У нас есть около 20 членов Джи‑би‑си, заботящихся о делах по всему миру, а выше Джи‑би‑си нахожусь я. Под руководством Джи‑би‑си в каждом центре есть президент храма, секретарь, казначей. Таким образом, президент храма отвечает перед Джи‑би‑си, а Джи‑би‑си ответственен передо мной. Так мы управляем…» [ПШП Васудеве дасу, Нью‑Вриндаван, 30 июня 1976 г.].
Сейчас, при физическом отсутствии Шрилы Прабхупады, структура несколько изменилась. Его Божественная Милость дал наставления о том, что Джи‑би‑си должен быть высшим руководящим органом в ИСККОН. В то же время он указал, что у Общества должно быть много духовных учителей:
«Любой, кто следует приказу Господа Чайтаньи под руководством Его истинного представителя, может стать духовным учителем, и я хочу, чтобы в мое отсутствие все мои ученики стали истинными духовными учителями для распространения сознания Кришны по всему миру» [ПШП Мадхусудане дасу, Навадвипа, 2 ноября 1967 г.].
Это приводит к затруднительной ситуации. Многие духовные организации имеют одного духовного учителя, действующего в качестве единого главы, в то время как в ИСККОН есть много духовных учителей в рамках одной организации. Также существует «руководящий орган», который является «высшим административным органом» для всей организации. Предполагается, что служащие в ИСККОН духовные учители должны следовать наставлениям Шрилы Прабхупады и работать под эгидой Джи‑би‑си.
Таким образом, духовные учители обязаны следовать курсу и правилам поведения Общества, включая правила, изложенные в этом утвержденном Джи‑би‑си документе, и подчиняться решениям Джи‑би‑си.
В обязанности гуру входит воодушевлять своих учеников общаться и служить в уже созданных администраторами проектах и системе заботы о преданных ИСККОН, которые существуют в районе жительства этих учеников, — вместо того, чтобы воодушевлять их общаться только с ними (духовными учителями) или с их структурами и проектами, которые не имеют связи с зональной административной структурой ИСККОН.
Ученикам не следует создавать конфликтов между своими руководителями.
Ученикам также нужно понимать более масштабную картину в ИСККОН. Понятно, что духовный учитель может быть духовно более продвинут, чем любой член Джи‑би‑си или любой другой администратор ИСККОН (хотя не исключено, что местные Джи‑би‑си или администраторы ИСККОН могут быть духовно более продвинуты, чем отдельные духовные учители).
Тем не менее, что касается духовного руководства Общества, как мы уже четко показали, Шрила Прабхупада наделил соответствующими полномочиями совет Джи‑би‑си и его индивидуальных членов, а также других администраторов ИСККОН.
Если ученик ошибочно думает, что его или ее духовный учитель находится выше Джи‑би‑си, а также принятых в ИСККОН законов и правил, то это должно быть исправлено духовным учителем или другими руководителями. В противном случае, такое неправильное понимание может привести к конфликту между духовным и административным руководством ученика.
На самом деле, всем ученикам нужно следовать своим руководителям в ИСККОН, так же как и всем инициирующим и наставляющим духовным учителям, в свою очередь, нужно следовать их руководителям в ИСККОН.
Поэтому как своим примером, так и наставлениями всем духовным учителям следует не только обучать своих учеников науке бхакти, но и правильным отношениям с административной структурой ИСККОН, а также показывать им правильные взаимоотношения самих духовных учителей с этой структурой.
Основные принципы
Образование, которое должны получать ученики
Обязанность духовного учителя ИСККОН заключается в том, чтобы помочь ученикам ясно понимать следующее:
1. Духовный учитель авторитетен на основе своей верности Шриле Прабхупаде. Это также подразумевает верность приказу Шрилы Прабхупады действовать в его миссии, ИСККОН.
2. Духовный учитель является членом ИСККОН и, как таковой, ответственен перед коллективной волей руководства ИСККОН, советом Джи‑би‑си.
3. Духовный учитель не получает каких‑либо особых прав или преимуществ в использовании ресурсов ИСККОН просто на основании того, что он является духовным учителем. Более того, духовный учитель не должен злоупотреблять своими правами и положением по отношению к ученикам.
4. Ученикам нужно следовать своим руководителям в ИСККОН на основе примера, который устанавливают инициирующие и наставляющие духовные учителя, когда следуют своим руководителям в ИСККОН.
5. В сущности, задача ученика заключается в том, чтобы предаться Кришне через духовного учителя, и это также подразумевает признание и уважение других старших в администрации ИСККОН, помогающих этому ученику в процессе духовного прогресса.
6. Духовно зрелые администраторы могут быть главными шикша‑гуру для преданных, которые не являются их инициированными учениками, и инициирующий духовный учитель должен в полной мере поощрять такие отношения.
Поведение гуру
Помимо этого, чтобы проявить уважение к административной линии руководства и содействовать развитию и защите веры администраторов в духовную линию руководства, каждому духовному учителю следует:
1. При первом посещении или даже перед прибытием в храм или проповеднический центр ИСККОН, спросить у местного администратора, как он (духовный учитель) может послужить ятре во время своего визита, а не просто следовать своим планам.
2. Перед планированием поездки в зону или регион, где нет храма или проповеднического центра, сначала спросить зонального представителя Джи‑би‑си, есть ли у местных лидеров планы в отношении этого места или региона, в осуществлении которых он (духовный учитель) может быть полезен.
3. Если есть разногласия по административным решениям, сделать все возможное для сотрудничества с соответствующими руководителями. Если не удается достичь согласия, то духовному учителю следует считаться с мнением соответствующего руководства. При этом у него есть возможность обратиться к вышестоящему руководству, если в этом есть необходимость.
Обязанности администраторов
Ради сотрудничества в ИСККОН, уважения к духовной линии руководства, развития и защиты веры духовных учителей и учеников в административную структуру, всем администраторам следует:
1. Быть восприимчивым к советам инициирующих духовных учителей или других путешествующих проповедников, которые посещают территорию, на которую распространяются полномочия данного администратора. В особенности относительно вопросов заботы о преданных.
2. Защищать в своих подопечных веру в чистое преданное служение и принцип принятия инициирующего и наставляющих духовных учителей и служения им.
3. Поощрять и поддерживать систему заботы о преданных (такую как система наставничества, брахманический совет и т.д.) в сфере их административных полномочий.
4. Обучить администраторов в своей линии руководства принципам заботы о преданных.
5. Информировать приезжающих духовных учителей о духовном здоровье и общем благосостоянии их учеников.
6. Воодушевлять приезжих духовных учителей и путешествующих проповедников общаться с теми учениками, которые нуждаются в помощи и будут наиболее восприимчивы к такой помощи. Также следует помогать им в этом процессе.
7. Обеспечить наличие справедливой системы рекомендаций на инициацию, которая бы не допускала необоснованного давления или манипуляций со стороны местной администрации ради достижения административных целей.
Итоги
Чтобы стимулировать процветание в духовной жизни преданных, Шрила Прабхупада создал в ИСККОН административную структуру с четкими линиями руководства. Каждому члену ИСККОН следует уважать эту структуру и научиться работать в ней. Цель административной структуры духовна: содействовать духовному продвижению членов ИСККОН через общение с преданными, возможности для служения и эффективные стратегии проповеди. В то же самое время ИСККОН подтверждает фундаментальную важность принятия инициации от истинного духовного учителя.
Высший авторитет — это, разумеется, наш ачарья‑основатель Шрила Прабхупада, являющийся инициирующим духовным учителем многих преданных в ИСККОН и главным наставляющим духовным учителем каждого преданного сейчас и в будущем. Также важна роль множества инициирующих и наставляющих духовных учителей, служащих в ИСККОН в настоящее время.
Всем духовным учителям и их ученикам следует в свою очередь ценить в нашем обществе роль администраторов, помогающих вести и обучать учеников и поддерживающих материальную базу, которую ИСККОН предоставляет для духовного продвижения учеников. Всем духовным учителям и их ученикам следует работать совместно в рамках административной структуры ИСККОН — как для того, чтобы самим извлечь духовное благо, так и для того, чтобы помочь процветанию Общества.
Этот дух сотрудничества и взаимного уважения является наилучшим способом сохранения единства Общества, удовлетворения Шрилы Прабхупады и расширения миссии санкиртаны.
Находясь в настроении Господа Чайтаньи, Шрила Прабхупада желал, чтобы движение санкиртаны распространилось по всему миру — «в каждом городе и деревне». Он продемонстрировал это желание своими постоянными путешествиями, письменными трудами и проповедью. Он просил своих учеников повсеместно открывать центры, распространять его книги, прасад, организовывать привлекательные фестивали и т.д. Шрила Прабхупада желал, чтобы ИСККОН продолжал расширяться и восходил, как благословенная луна милости Господа Чайтаньи.
Именно для этой цели Шрила Прабхупада основал ИСККОН как духовную организацию с административной структурой. Цель этой структуры — поддержать стандарты, которые он установил, предоставить преданным прибежище и духовную поддержку, а также поддержать и расширить миссию санкиртаны. Чтобы удовлетворить Шрилу Прабхупаду, донося милость Шри Шри Гаура‑Нитай до обусловленных душ, всем в ИСККОН — духовным учителям, ученикам и администраторам — следует действовать в этой структуре в духе сотрудничества.