Анатомические проявления




Явные анатомические проявления внутренних органов тела не встречаются почти нигде, кроме рисунков шизофреников или активно маниакальных пациентов. Подозрение о наличии соматических маний (фиксаций), которое вызывают такие изображения, обычно подтверждается. Более умеренный тип соматической озабоченности может быть выражен с помощью несущего смысловую нагрузку помещения нескольких коротких линий на груди или области таза. Обозначение ребер линиями также не обязательно патологично, поскольку они служат демонстрации физической силы. Включение половых органов в предлагаемый рисунок в качестве реакции на инструкцию "нарисуйте человека" редко встречается где-либо, кроме как на рисунках студентов художественных специальностей, людей, проходящих курс психоанализа, и шизофреников. Прорисовка частей тела сквозь просвечивающую одежду является иным признаком, нежели рисование внутренних органов. В первом случае тело обычно рисуется первым, и в дальнейшем добавленная одежда просто не может скрыть его. Это не позитивная прорисовка органов. В таком виде чаще всего встречаются ноги мужской фигуры, просвечивающие сквозь брюки (часто затушеванные и являющиеся признаком гомосексуальных страхов), либо контуры женского тела, видные сквозь юбку (чаше всего ассоциируются с тайными сексуальными фантазиями либо проявлениями девиантного характера у испытуемых-мужчин, которые чрезвычайно озабочены инфантильными сексуальными импульсами). Второй тип изображения виден главным образом в рисунках испытуемых-мужчин с инволюционными сексуальными проблемами.

Суставы

Кроме тех случаев, когда испытуемый рисует "скелета" в качестве стилистического образа телесных проблем, с которыми он столкнулся, он редко обозначает локоть, плечо, коленные суставы или костяшки пальцев в своих рисунках. У индивидов, которые обозначают суставы, можно заподозрить ощущение вины и неуверенности в связи с телесной интеграцией. Суставы придают фигуре качество "спаянности". Это механическая и искусственная нота, которая порождает сомнения в нормальном динамическом функционировании и стабильной организации образа тела. Шизоиды, явно шизофренические индивиды и в отдельных случаях люди с явлением телесного нарциссизма в состоянии ухудшения будут рисовать подчеркнутые суставы, чтобы замаскировать ощущение телесной дезорганизации. Обозначение суставов может быть также видно в рисунках, включающих застывшее, воображаемое движение. Большинство рисунков, которые содержат выделение суставов, свидетельствуют о зависимости от матери, психосексуальной незрелости и находятся в паре с женской фигурой, которая более агрессивна, больше по размеру и более доминантна, чем фигура мужчины.

Одежда

Образ тела может быть расширен, изменен или продолжен с помощью одежды. Большая часть нашего тела обычно закрыта одеждой. Безотносительно к отдельным теориям, касающимся функции одежды, в целом принято считать, что одежда всегда имела некоторую либидозную значимость. Одежда является в некотором смысле компромиссом между скромностью и прямой демонстрацией тела во всех обстоятельствах, кроме тех случаев, когда она определенно имеет функции защиты. Большинство испытуемых стремятся уклониться от проблемы — одевать или не одевать фигуру, которую они рисуют. Большинство останавливаются на компромиссе в виде грубого, туманного или символического обозначения одежды. Если человек задает предварительный вопрос: как он должен рисовать фигуру — в одежде или без нее, это может быть расценено как проявление сильной озабоченности и переживаний, связанных с телом. Смущение, с которым задается вопрос, и клинические данные, относящиеся к индивидуальному случаю, подтверждают справедливость такой интерпретации. Нередко идентичность проецирующегося человека, даже если проекция является бессознательной, может быть выведена из характера одежды. Так, прямой наряд на женщине, который достигает щиколоток, может быть расценен как обозначение того, что фигура представляет образ матери. Некоторые испытуемые-мужчины рисуют на фигуре молодого человека одежду той моды, которая была во времена молодости отца, таким образом подтверждая сильную идентификацию с отцом.

Изучение рисунков в соотнесении с клиническими данными выявляет небольшую, но существенную группу индивидов, для которых характерен избыток или недостаток одежды на нарисованной фигуре при том, что к рисунку они относятся с большой серьезностью и вкладывают в него много сил. Для удобства те, кто рисует избыток одежды, могут быть отнесены к нарциссистам одежды, а те, кто рисует мало одежды — к нарциссистам тела. Хотя для обеих этих групп характерна инфантильная и эгоцентрическая эмоциональность и повышенная степень сексуальной дезадаптации, их отличают интересные различия в рисунках и, соответственно, в личности. Нарциссисты одежды используют одежду в основном в смысле социальной и сексуальной приманки. Телесный эксгибиционизм и самодемонстрация дополняются декорированием, в то время как собственно тело не обыгрывается. С другой стороны, нарциссист тела, если это мужчина, чаще всего демонстрирует в рисунке развитую мускулатуру, отдавая дань одежде лишь в виде коротких спортивных плавок. Рисунок же мужчины-нарциссиста одежды чаще похож на иллюстрацию из журнала мод — в изящном костюме с подложными плечами, носовым платком, тщательно сложенным в нагрудном кармане и другими деталями превосходного швейного искусства и ухоженности. Довольно интересно то, что женская фигура в паре может быть одета в купальный костюм и быть более мускулистой, нежели соблазнительной. С другой стороны, женская фигура нарциссиста тела всегда полностью одета, но так, чтобы подчеркнуть сексуальность одежды.

Этим контрастирующим типам изображения одежды соответствуют существенные различия в личности. Нарциссист одежды внешне вполне социален и экстравертирован. Однако социальность более мотивирована сильной потребностью в социальном одобрении и превосходстве, нежели истинным интересом к объекту. Рисунки фигур своего пола, выполненные женщинами, принадлежащими к типу нарцис-систов одежды, характеризуются чрезмерным вниманием к деталям косметики, украшениям и ухоженности. В целом, такие индивиды имеют тенденцию к психопатическому типу адаптации. Нарциссисты тела, выставляющие на первый план мускульную силу, соотносятся более с шизоидным, самоуглубленным и интровертированным типом личности. Они озабочены своим телом, часто до такой степени, что предаются долгим и напряженным упражнениям по развитию тела ради самого этого результата. Сексуально они, возможно, в основном ограничиваются аутоэротической стимуляцией. Они не получают истинного удовлетворения от социальных взаимодействий, предпочитая свои собственные фантазийные размышления.

Пуговицы

Выделение пуговиц посредством затушевывания, специального надавливания, либо случайного или неправильного расположения на фигуре встречается в основном у зависимых, инфантильных и неадекватных людей. Это в большей степени видно в рисунках мужчин, нежели в рисунках женщин, и больше у детей, особенно мальчиков, нежели у взрослых. У эмоционально деградировавших взрослых механический и не очень уместный ряд пуговиц, рисуемый строго по середине фигуры, возможно в сочетании с негармонирующей шляпой, служит для полного представления одежды. Иногда пуговицы служат проработке сильно выделенной средней линии, отражая эгоцентрическую и соматическую озабоченность. В отдельных случаях большая и подчеркнутая пуговица помещена на месте пупка, без каких-либо других обозначений одежды.

Поскольку пуговицы появляются на столь многих рисунках дезадаптированных индивидов, было бы полезно исследовать функциональное и символической значение пуговиц с разных точек зрения. Тот факт, что пуговица часто в форме круглой пряжки, иногда помещается на месте пупка, а также тот факт, что выделение пуговиц происходит в основном в рисунках привязанных к матери индивидов, позволяют предположить, что психологическая значимость пуговиц может быть связана с пупком и — символом зависимости от матери. Пупок является центром тела, и важные вещи берут свое начало в центре. Это наиболее привлекающая внимание точка живота, которая может по внешнему виду быть ассоциирована с сосками. Для младенца сосок обладает магическим свойством поддержки жизни, требующим от него сравнительно малого усилия. Именно эта ассоциация с функцией кормления позволяет с достаточной вероятностью говорить об интерпретации зависимости.

Пуговицы являются заметной деталью униформ, и особенно униформ швейцаров и кадетов, что предполагает некоторую их взаимосвязь с комплексом подчинения авторитету. Это с другого конца подтверждает смысл зависимости. Власть и контроль с их следствиями — подчинением и зависимостью — упоминаются во многих поговорках, касающихся пуговиц. Так, нажать на пуговицу (кнопку) — значит подчинить себе какого-либо человека или вещь посредством дистанционного управления. Когда все застегнуто, оно находится под контролем. Функционально пуговицы расстегиваются, чтобы показать тело, и застегиваются, чтобы скрыть его, и в этом смысле отражают отношение к телу. Пуговицы на манжетах добавляют обсессивную ноту к чертам зависимости.

Карманы

Подобно пуговицам, неадекватное выделение карманов видно в рисунках инфантильных и зависимых индивидов, и больше у мужчин, нежели у женщин. Особое отношение к карманам эмпирически ассоциируется более конкретно с аффективной или материальной депривацией как основой психопатического типа адаптации. Мальчики-подростки, арестованные за карманную кражу, часто включают специальные карманы в свои рисунки, либо придают аксессуар в виде книжки карманного формата женщине, таким образом предлагая графическую иллюстрацию часто невротической и символической природы правонарушения. Ассоциации испытуемых по поводу карманов описывают карманы как место для хранения личного имущества, как предоставляющие возможность спрятать огнестрельное оружие, либо как сферу мастурбации. Один из пациентов, который нарисовал фигуру с руками в карманах, отметил: "У меня всегда была эта дурная привычка. Моя мама сказала, что мальчик, который держит свои руки в карманах, никогда ни на что не будет годен". Для подрастающего мальчика большой карман, полный разного добра, является символом расширения Эго и зрелости. Таким образом, карманы могут использоваться подростками как выражение стремления к мужественности, которое вступает в противоречие с эмоциональной зависимостью от матери. Женщины редко обозначают карманы на своих рисунках. Они склонны к большей независимости, и их одежда, за исключением платьев "рубашечного" покроя и пиджака, сшитого по фасону мужского, редко имеет карманы.

Галстук

Галстук является распространенным сексуальным символом, он чаще всего встречается на рисунках мальчиков и молодых мужчин. С другой стороны, у мужчин старше сорока конфликт по поводу сексуальной неадекватности имеет тенденцию к графическому выражению в вопиющем удлинении носа, либо в чрезвычайном внимании к изображению носа, либо в другом типе неадекватного изображения этого органа или ступни. Последний штрих, который добавляет к своей внешности молодой человек, идущий на свидание, — он поправляет галстук и, возможно, расправляет носовой платок в нагрудном кармане. Внимание как к галстуку, так и к носовому платку часто встречается в рисунках сексуально неадекватных мужчин. Женственные и утонченные мужчины известны своими коллекциями стильных галстуков. Говорят, гомосексуалисты повязывают галстуки так, чтобы привлечь внимание. В рисунках галстуки варьируют от неявного, маленького и выглядящего ослабленным галстука у индивида, который в отчаянии от своей слабой сексуальности, до длинного и бросающегося в глаза галстука, иногда украшенного деталями фаллического типа, что бывает у сексуально агрессивного индивида, побуждаемого к сверхкомпенсации страхом импотенции. В рисунках, собранных автором, имеется относительно мало галстуков в виде банта, и возможная связь с клиническими данными не могла вследствие этого быть изучена. В отдельных случаях галстук нарисован так, как будто он отлетает от тела. Это было видно в случаях явной сексуальной агрессии и обычно означает сильную сексуальную озабоченность. Кстати, отметим, что черный или белый галстук-бабочка всегда носится в формальной, регламентированной и консервативной обстановке, в то время как яркий галстук-бант надевают в случаях, требующих атмосферы юности и беззаботности.

Обувь и шляпа

Символическое фаллическое значение обуви, выраженное графически в безошибочно узнаваемом стиле, а также в конфликтном изображении, включающем стирания, изменения, затушевку или изменение линии, чаще всего отмечается в рисунках пожилого испытуемого-мужчины, который в некоторой степени страдает от импотенции. Нередко обуви уделяется особое внимание в виде проработки петель, шнурков или бантиков при том, что тенденция к прорисовке не характерна для остальных частей рисунка. Это чаще всего видно в изображениях мужчин, выполненных девочками-подростками, и, похоже, представляет собой акцент на обсессивности, которая обычно сконцентрирована на сексуально символических деталях одежды, что может быть ассоциировано с сексуальными импульсами. Обсессивная детализация обуви представляет собой явно женскую характеристику в графической экспрессии.

Когда на фигуре появляется шляпа при отсутствии другой одежды, в рисунке можно найти и другие черты регрессии. Шляпы обычно изображаются в такой манере, которая подтверждает фаллическое значение, приписываемое шляпам в психоаналитических исследованиях. В одном случае, у эксгибициониста, осужденного за нарушение общественной нравственности, поля шляпы, при взгляде в профиль, были нарисованы так, что их выступающие за пределы тульи края имели поразительное сходство с эрегированным фаллосом. Часто шляпа может быть специально декорирована, чрезвычайно велика, или сквозь нее видны волосы либо лоб. Последний тип просвечивания обычно имеет место в контексте в целом примитивного и неразработанного способа изображения фигуры в целом и весьма часто является симптоматикой примитивного сексуального поведения субъекта. Шляпа практически никогда не придается обеим фигурам (и мужской, и женской) одновременно. Женская фигура обычно имеет пышные волосы, а мужская — шляпу.

Другими сексуальными символами, чаще всего ветречающимися в рисунках, являются трубка, сигарета, пистолет и, реже, трость. Трубка и сигарета встречаются, в основном, в рисунках молодых мужчин и подростков. Пистолет чаще появляется на рисунках мальчиков предподросткового и подросткового возраста, в то время как трость редко можно видеть у субъектов младше сорока. Символизм трубки, сигареты и пистолета слишком очевиден, чтобы нуждаться в обсуждении. Когда они делаются необычно большими, бросающимися в глаза, либо активно дымящимися, они обычно означают сексуальную озабоченность, настолько сильную, что она активно беспокоит субъекта. Эта интерпретация не относится к рисункам маленьких мальчиков, которые разрабатывают драматическую тематику стрельбы. Один пациент, который на сексуальной почве совершил покушение на убийство собственной невесты, в первую очередь нарисовал шляпу у мужской фигуры, сопроводив это беглым наброском профиля. Вслед за этим он сразу воткнул трубку в рот, прежде чем заняться другими частями рисунка. Трубка была очень большая, подчеркнутая и активно дымящаяся. Когда пациента спросили, женат ли нарисованный им мужчина, он ответил: "Он, должно быть, женат, раз так курит трубку". Трость появляется на рисунках людей средних лет или старше, которые неохотно принимают свое увядание. Она редко обнаруживается на рисунках людей более молодого возраста. В группе рисунков, полученных от перемещенных европейских специалистов пожилого возраста, трость являлась весьма значимой чертой. В отдельных случаях толстая короткая трость нарисована в районе сексуальной области фигуры в претенциозном исполнении, обозначая попытку заменить интеллектуальную силу на неадекватную сексуальную силу.

Выделение ширинки на брюках видно у индивидов, озабоченных мастурбацией, за исключением тех случаев, когда изображается спортивный костюм, у которого это — существенная часть.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: