Пост-рисуночные ассоциации.




Обзор

Проективная методика исследования личности. Разработана К. Маховер в 1948 г. на основе теста Ф. Гудинаф, предназначенного для определения уровня интеллектуального развития детей и подростков с помощью выполненного ими рисунка мужчины (см. Гудинаф “Нарисуй человека” тест). Данную методику можно использовать для обследования как взрослых, так и детей, допускается групповое обследование.

Обследуемому предлагают карандашом на чистом листе бумаги нарисовать человека. После выполнения рисунка ему дают задание нарисовать человека противоположного пола. Заключительный этап обследования - опрос. К. Маховер составлены специальные перечни вопросов о нарисованных фигурах. Эти вопросы касаются возраста, образования, семейного положения, привычек и т. д.

При интерпретации полученных данных автор исходит из идеи о том, что рисунок является выражением “Я” обследуемого. Значительное внимание уделяется анализу разнообразных деталей рисунка, прежде всего особенностям изображения основных частей тела, которые зачастую оценивают в соответствии с психоаналитической символикой. Изучение валидности методики западными психологами привело к противоречивым результатам в силу умозрительности предлагаемых автором интерпретаций. Имеются данные о том, что общие субъективные оценки более валидны и надежны, нежели оценки по отдельным деталям рисунка.

В России методика первоначально применялась в клинико-психологических исследованиях. Анализировались преимущественно формальные аспекты рисунков, напр. размер фигуры, ее расположение на листе бумаги, степень законченности рисунка и т. п. (Ю. С. Савенко, 1970). Полученные при обследовании пациента результаты соотносились с клинической картиной заболевания, обогащая и уточняя представление о больном. Начиная с 90-х годов сфера использования теста существенно расширяется, выполнено немало исследований в возрастной и педагогической психологии.

Инструкция

Процедура тестирования.

Экономичность метода.

В среднем для рисования двух фигур требуется от 10 до 20 минут. Если фиксируются ассоциации по поводу нарисованного, следует добавить еще от 10 до 20 минут. Оборудование состоит только из бумаги и карандаша. Метод может быть использован в группах, если испытуемые работают не слишком близко друг к другу. Поэтому это подходящая методика для выявления проблем в сфере образования, промышленности или терапии. Приблизительное время, которое требуется автору (К.Маховер) для поверхностной интерпретации, набрасывания приблизительных характеристик — от 10 до 15 минут. Это не сопоставлялось с показателями других специалистов. Целостное и системное описание личности требует больше времени, но значительная экономия энергии и времени достигается при непосредственной работе "от продукта", по сравнению с поиском символических значений. В дальнейшем может оказаться необходимым разработать некую систему количественного подсчета для целей обучения, но к настоящему времени выяснилось, что для интерпретации более'' плодотворна работа непосредственно с рисунком.

Предъявление

В настоящее время после нескольких модификаций методика предъявления теста состоит в том, чтобы просто попросить испытуемого "нарисовать человека". Испытуемому дается бумага, предпочтительно стандартного формата (А4) и карандаш средней твердости с резинкой. Наблюдение за процессом рисования осуществляется настолько ненавязчиво, насколько это возможно. Идентифицирующие сведения, предварительные вопросы к испытуемому, приблизительное время, последовательность изображения частей рисунка и спонтанные комментарии фиксируются на другом листе: Отмечается также, фигура какого пола была нарисована первой. Когда один рисунок закончен, испытуемому чистой стороной предъявляется лист, на котором были сделаны заметки экспериментатора по первому рисунку, и дается инструкция нарисовать фигуру другого пола, т.е. соответственно "теперь нарисуйте мужчину" или "теперь нарисуйте женщину". Инструкции нарисовать "особу женского пола" или "особу мужского пола" довольно часто использовались, чтобы предотвратить какое-либо специфическое определение фигуры, которую требовалось нарисовать, поскольку субъект может захотеть нарисовать девочку или мальчика, а не взрослых мужчину или женщину. При работе с очень маленькими детьми лучше предложить им "нарисовать кого-нибудь". Фраза, которая предоставляет наибольшую свободу для проекции, до сих пор еще не определена. Если изображение головы предлагается как законченный рисунок человека, обычно следует убедить испытуемого завершить рисунок. Всегда, когда это возможно, должны быть получены оба рисунка, но если есть время только для одного, предпочтительно, чтобы испытуемый рисовал человека своего пола. Сопротивление рисованию, которое становится меньше по мере того, как экспериментатор становится более опытным и искушенным, может быть легко преодолено за счет уверения .испытуемого, что задание представляет чисто экспериментальный интерес и не имеет никакого отношения к умению рисовать. Испытуемому говорят: "Это не имеет никакого отношения к вашим художественным способностям. Мне интересно знать, как вы попытаетесь изобразить человека". Если испытуемый пропускает существенную часть тела, можно, предварительно это отметив, настаивать, чтобы он все же нарисовал эту часть тела, с тем чтобы увидеть, будет ли учтена подсказка, а также понять, почему он сопротивлялся рисованию этой части тела.

Пост-рисуночные ассоциации.

Хотя ассоциации имеют лишь дополнительное значение для интерпретации, они важны для понимания смыслов и специфических проблем, содержащихся в рисунке. Использование ассоциаций также предоставляет прекрасную возможность для сопутствующего непрямого интервью.

Большинство испытуемых обращает мало внимания на графическую модель, высказывая ассоциации по нарисованной фигуре. Они быстро переключаются на свои собственные дефекты, компенсации и грезы. Персонализация часто представлена не очень осознанно и в тонко замаскированных формах. Реальное использование местоимения "Я" может включаться в речь испытуемого бессознательно. Используется довольно шаблонный набор вопросов, направленный на выявление отношения субъекта к себе самому и к другим. Эти вопросы напечатаны на листе, который используется для замечаний экспериментатора. Испытуемому дается инструкция: "Давайте сочиним рассказ об этом человеке, как будто это персонаж романа или пьесы». Если испытуемый сопротивляется, экспериментатор может подтолкнуть его с помощью вопросов: "Сколько ему примерно лет?", "Похож ли он на женатого человека?" Таким образом, испытуемому может помочь заинтересованное участие экспериментатора, пока он не обратится непосредственно к фигуре. Некоторые из вопросов таковы:

"Сколько лет нарисованному вами человеку?", "Чем он занимается?", "Женат ли он?", "Какое образование он получил?", "Умный ли он человек?" "Привлекателен ли он?", "Силен ли он?", "Какую часть его тела вы считаете лучшей? Почему?", "Какую часть его тела вы считаете худшей? Почему?", "Нервный ли он?" "Что заставляет его сердиться?", "Каковы его самые худшие привычки?", "Каковы его основные желания?". Включаются короткие серии вопросов, касающиеся социальных и сексуальных установок субъекта. Затем испытуемого спрашивают, напоминает ли ему нарисованный человек кого-то конкретного, и хотел бы он сам быть похожим на нарисованного человека, или хотел бы он жениться (выйти замуж) за человека такого типа. Далее его просят определить, какие из сделанных им утверждений могут относиться к нему самому равно как и к нарисованному человеку?

В тех случаях, когда ассоциации используются в диагностических или терапевтических целях, они могут быть распространены на специфичные для индивида проблемы.

Испытуемого также просят дать пояснения по тем чертам, которые обозначены неявно. Информация, которые дают такие ассоциации, представляет огромную клиническую ценность.

 

Бланк для регистрации наблюдений экспериментатора.

 

Имя______________________Возраст______Дата________№ ___ Пол___ М - Ж : 1- 2

Проблема _________________________Диагноз_________________________________

(Нарисуйте человека) Замечания и выполнение________________________________________________________________________________________________

 

Ассоциации

(Что делает)________________(Возраст)________(Семейное положение)_

(Дети)________(С кем живет)__________(К кому более привязан)_______

(Братья или сестры)___________(Характер работы)____________________

(Образование)__________________(Стремления)_____________________

(Умный)______________(Сильный)_______________(Здоровый)________

(Приятной наружности)_______(Лучшее в нем)_______(Худшее в нем)___

(Нервный тип)_________________(Что у него на уме)__________________

(Страхи)___________________(Печальный или радостный)_____________

(Что его раздражает)_______________(Самое сильное желание)_________

(Приятные черты)________________(Неприятные черты)______________

(Преимущественно одинок или общается с людьми)___________________

(О нем говорят)___________________(Самосознание)_________________

(Доверяет людям)____________________(Боится их)__________________

(Живет с женой или родителями)_____________(Живет отдельно)_______

(Ушел от супруга)__________________(Супруг ушел от него)___________

(Сексуальные отношения с женой)_______(Первый сексуальный опыт)___

(Тип девушки с которой встречается)________________________________

(Сексуальные отношения с мужчинами)_____________(Имели ли место)__

(Часто ли занимается онанизмом)___________(Что думает об этом)______

(Кого он вам напоминает?)_________________________________________

(Хотелось ли быть на него похожим)________________________________

 

Самооценка пациента

(Худшая часть тела)_________________(Лучшая часть тела)____________

(Что в нем хорошего)____________________ (Плохого)________________

 

Примечание:

Все вопросы должны быть адаптированы к возрасту и полу испытуемого. Позитивные ответы, представляющие клинический интерес, должны фиксироваться. Отметьте вызывающие сомнение детали фигуры и одежды. Отметьте, какого пола фигура нарисована первой, обведя "М" или "Ж", а также "1" или "2", например М - Ж; 1 - 2 означает, что сначала был нарисован мужчина. Спросите испытуемого, не являются ли какие-то изображенные черты сходным с его собственными.

Анализ

Принципы интерпретации (по К. Маховер)

Понятия, лежащие в основе методики анализа рисунков, возникли сравнительно независимо в ходе изучения тысяч рисунков в клиническом контексте, их формулировка во многом определяется сложившимися проективными методами анализа личности, а также психоаналитической теорией.

Хотя некоторые допущения недостаточно подтверждены экспериментально, их валидность доказана клинически. Принципы интерпретации базировались в основном на изучении клинических типов, при котором особое внимание уделялось графическим проявлениям клинического акцента.

Подборки рисунков, соотнесенные в деталях с анамнезом и историей болезни, использовались для исследования отдельных графических особенностей рисунка. В исследование были включены также женщины и дети, однако обстоятельства, связанные с профессиональными клиническими обязанностями автора, обусловили подбор рисунков в основном мужчин старше 16 лет, которые изучались в связи с трудностями адаптации и эмоциональными проблемами. Значительное число этих подборок рисунков соотносится с индивидуальными протоколами теста Роршаха, полученными при исследовании этих же испытуемых, что создаёт основу для будущих исследований соотношения этих двух методов. Мы не считаем, что детали рисунков, отобранные для обсуждения, исчерпывают все возможные аспекты рассмотрения. Новые аспекты рассмотрения и анализируемые особенности рисунков постоянно добавляются, с тем, чтобы сделать метод более утонченным, обогатить его. Отдельные черты рисунков постоянно включаются в поле зрения ради соотнесения индивидуального анамнеза с рисунком испытуемого.

Мы снова повторим основное положение, многократно проверенное в ходе клинических исследований: человеческая фигура, изображенная индивидом, получившим инструкцию "нарисовать человека", отчетливо соотносится с побуждениями, тревогами, конфликтами и компенсациями, характерными для этого индивида. В некотором смысле, нарисованная фигура есть сам этот человек, и окружающее его на бумаге поле соотносится с его реальным окружением. Возможно, это упрощенная формулировка, но она служит хорошей рабочей гипотезой. Для субъекта процесс рисования человеческой фигуры является, осознает он это или нет, проблемой не только (и не столько) графического навыка, но проблемой проекции себя во всех телесных смыслах и отношениях, которые актуализируются и репрезентируются в его образе тела. Следовательно, специалист, анализирующий рисунок, должен быть в состоянии вычленить из графической продукции то содержание, которое испытуемый вложил в нее. Он должен быть готов интерпретировать те аспекты, которые часто с потрясающей точностью и однозначностью высвечивают реальные жизненные проблемы и указывают на стиль поведения рисующего. Рисунок — это своего рода представление рисующего индивида. Так, если испытуемый изображает руки поднятыми и несколько раз изменяет их положение, это может быть интерпретировано как то, что в своем реальном поведении он не знает, куда деть руки. Если кулаки на рисунке сжаты, это может буквально выражать воинственность, агрессивность субъекта. Если глаза у нарисованной фигуры имеют мечтательное либо скрытное выражение, или выражение смущения, это часто может быть характеристикой проецирующегося индивида.

Размер фигуры, ее расположение на листе, скорость движений рисующей руки, нажим, твердость и изменчивость используемых линий, завершенность отдельных частей, поза фигуры, использование опоры или других эффектов, создающих впечатление опоры, изображение рук прижатыми к телу или вытянутыми, спонтанность или ригидность, нарисована ли фигура в профиль или анфас, — все это существенные аспекты самопрезентации субъекта. В ходе анализа придается значение пропорциям каждой части тела, тенденции к незавершенности, степени детализации, тому, где сконцентрированы детали, количеству и локализации усиленного нажима, стираний и изменений первоначальной линии, степени симметрии, соблюдению средней линии и, наконец, настроению, выраженному в лице и позе фигуры. Женские и мужские фигуры, изображенные испытуемым, сравниваются по всем этим характеристикам.

Содержание, включая детали тела и одежды, интерпретируется в терминах функциональной значимости, придаваемой этим деталям. Функциональная и экспериментальная оценки таких деталей были проведены с помощью испытуемых, искушенных в интроспекции и ассоциировании на сознательном уровне, а также с помощью психотических испытуемых, чьи бессознательные побуждения находились на поверхности и были доступны для анализа. Для дальнейшей валидизации базовых функциональных критериев интерпретации рисунков разрабатывается комплексный опросник, касающийся стереотипных значений, ассоциирующихся со специфическими типами тела, с отдельными деталями одежды, а также с такими частями тела, как большой нос, большие ступни, толстая шея, выступающий подбородок, широкие плечи, тонкие губы, большие руки, а также многие другие детали человеческой фигуры.

Голова

Каково может быть функциональное значение головы с точки зрения испытуемого, рисующего "человека"? Голова — важнейший центр локализации "Я". В основном, именно голове уделяется наибольшее внимание, за исключением рисунков тех пациентов, кто страдает неврозами, депрессией, а также социально дезадаптированных индивидов. Голова — средоточие интеллекта, социальности и контроля над телесными импульсами. Это единственная часть тела, которая постоянно открыта взгляду других людей и, таким образом, вовлечена в процесс социальных взаимоотношений. Испытуемые, как правило, подтверждают эту функциональную интерпретацию головы, когда их просят сначала указать, какая именно часть тела ассоциируется у них с человеком, а затем объяснить, почему именно эту часть тела (голову) они указывают прежде всего. Обсессивно-компульсивные испытуемые будут постоянно подчеркивать физическую силу изображаемой ими фигуры (делая ее похожей на обезьянью), не уделяя особого внимания изображению головы. В этом плане голова определяется как орган, ответственный за тот конфликт, который имеется у субъекта — конфликт, связанный со свободой проявления импульсивного поведения.

Непропорционально большие головы будут, как правило, рисовать испытуемые, страдающие органическим поражением головного мозга, подвергавшиеся нейрохирургическому вмешательству, а также те, кто страдает от сильных головных болей или другого рода повышенной чувствительности в этой области. Это может быть связано с тем, что ослабление интеллектуальной силы и интеллектуального контроля фиксирует сознание субъекта на голове как на важнейшем органе телесной иерархии. Можно, конечно, оспаривать, что в случаях органического поражения мозга большое внимание, уделяемое испытуемым голове, обязано своим происхождением нарушению пространственной ориентации, возникающей на базе интеллектуального дефекта. Однако тот факт, что именно голова, а не другие части тела, выделяется в первую очередь, должен рассматриваться в свете той функциональной значимости, которая приписывается голове.

Поскольку непропорционально большие головы часто встречаются в рисунках, было бы полезно исследовать различные психологические особенности испытуемых, рисующих большие головы. Молодые люди, чья эмоциональная и социальная адаптация нарушена в результате чрезмерного чтения, а также те, кто страдает v другими видами нарушений личностной адаптации, часто рисуют большую голову у изображаемой ими фигуры. Ассоциации, возникающие у испытуемого по поводу изображенной им фигуры, чаще всего являют собой вербальное подтверждение той значимости, которую данный молодой человек придает образованию и достижениям в интеллектуальной сфере, а также той фрустрации, от которой он страдает в этой области. Умственно неполноценные испытуемые часто рисуют большую голову — по тем же причинам. Фрустрированные интеллектуальные стремления, естественно, не проявляются в рисунках умственно отсталых субъектов так открыто, как это случается при ассоциировании по поводу рисунков у людей с нормальным интеллектом. Параноидный, нарциссичный, интеллектуально безупречный и тщеславный субъект может рисовать большую голову как выражение своего преувеличенного "Эго". Другой тип испытуемого, в рисунках которого обнаруживается диспропорционально большая голова, — неадекватный мужчина, рисующий женскую фигуру, как правило, отражающую образ матери, с головой, превосходящей размеры всей мужской фигуры. При различном изображении мужской и женской фигур в рисунках такого типа пол, наделяемый большей по размерам головой, — это тот пол, которому приписывается более высокий интеллект и социальная значимость.

Самая большая группа испытуемых, рисующих крупные головы, — маленькие дети. В их рисуночных проекциях телу всегда уделяется гораздо меньше внимания. Однако не вполне понятно, что с функциональной точки зрения, имеет главное значение — уменьшенность тела или же увеличенность головы. Функциональный анализ роли головы в сознании маленького ребенка позволяет предположить, что, вследствие зависимого положения ребенка, в большей степени делается акцент на социальном (в понятиях межличностных отношений), нежели на активности "Эго", отраженной в значении, приписываемом голове на рисунке более старшего ребенка или же взрослого. Неясно также, почему маленький ребенок 3-4 лет часто рисует большую голову с конечностями, вырастающими непосредственно из нее ("головоног"), как полную репрезентацию человека. Это может быть связано с тем, что, поскольку передвижение и мануальное исследование окружающего пространства (и собственного тела) являются важнейшими особенностями развития ребенка в раннем возрасте, то появление в рисунке рук и ног раньше, чем тела, функционально оправдано. Поскольку развитие "Это" ребенка, его чувства "Я" в понятиях интеллектуальной силы и интеллектуального контроля находится лишь в стадии зарождения, мы должны исследовать функциональное выделение головы под другим углом зрения. Ребенок предлагает изображение головы как законченный рисунок человека, но он никогда не представит человека в целом с помощью рисунка отдельно туловища, шеи, рук или ног. Не кажется ли, что голова имеет больший размер потому, что это — осознаваемый центр функций питания, сенсорной стимуляции и речевой активности, или же голова приобретает в сознании ребенка особую важность благодаря тому факту, что наиболее одухотворенная часть социального окружения — лицо взрослого человека? Именно голова концентрирует на себе улыбку, одобрение, неодобрение или брань. Голова взрослого — наиболее важный орган, связанный с эмоциональным комфортом ребенка. Возможно, большая голова, которой зависимый мужчина наделяет изображаемую им женскую фигуру, отражает его эмоциональную фиксацию на поддерживающем его образе матери, подобно тому, как это происходит с нормальным ребенком в определенной фазе его развития.

Гудинаф отметила основные различия между рисунками мальчиков и девочек, получивших одинаковую инструкцию "нарисовать человека". Эти различия заслуживают того, чтобы рассмотреть их с функциональной точки зрения. Отмечается, что девочки рисуют более крупные головы, более короткие руки, меньшие по размеру кисти рук, более короткие ноги и меньшие по размеру ступни, нежели мальчики. Такого рода различие может быть связано с соответствующим опытом, который приобретают, вырастая в нашей культуре, мальчики и девочки. В то время, как от девочек требуется лишь быть хорошенькими и изящными, дабы привлекать внимание в обществе, от мальчиков ожидают быстрых успехов в физическом и сексуальном развитии, в овладении спортивными навыками, с тем, чтобы сильнее выделяться в своем окружении, демонстрировать более впечатляющие, очевидные достижения. Многие клиницисты отмечали, что эмоциональные трудности, нарушения поведения и затруднения в учебе чаще проявляются у мальчиков, нежели у девочек. Требования, предъявляемые к мальчику, выше. Соревнование с очень значительными, подчас недостижимыми успехами, приписываемыми "образу отца", может довести мальчика до уныния, озлобленности и часто отступления под опеку матери. Имеет место проявление таких проблем, от которых девочки, по большому счету, избавлены.

Социальные черты — части лица

Лицо — наиболее выразительная часть тела. Это важнейший центр коммуникации. Голова и лицо с наибольшей готовностью воспринимаются, субъективно легче всего изображаются, а в грубых изображениях нарисованы, как правило, тщательнее всего прочего. Испытуемые всех возрастов часто предлагают лицо (или голову) как законченный рисунок человека, в то время как туловище или любая другая часть тела сами по себе никогда не предлагаются как замещение полного изображения фигуры. Для испытуемых, рисующих голову в последнюю очередь, обычно характерны нарушения в межличностных отношениях. Лицо может быть расценено как социальная часть рисунка. Испытуемый, намеренно упускающий изображение черт лица, в то же время тщательно и нарочито агрессивно выделяющий контур и детализацию остальных частей фигуры, как правило, стремится к уходу от проблем, связанных с конфликтами в межличностных отношениях. Такой рисунок — графическое проявление избегания проблемы. Поверхностность, настороженность и враждебность характеризуют социальные контакты индивидов такого типа. Мы сталкивались также с опусканием черт лица в рисунках "нормальных" I субъектов. Робкие, несмелые, склонные к уходу от проблем индивиды часто сильно затушевывают черты лица, подчеркивая контур головы (значимость "Я" и сильное стремление к социальному принятию, заблокированное эгоцентризмом.) С другой стороны, мы отмечаем также выделение и подчеркивание черт лица у тех субъектов, которые в собственной фантазии компенсируют свою неадекватность и слабость самоутверждения, создавая образ "Я" агрессивного и социально доминантного индивида. Такая позиция часто проявляется в рисовании профиля и в комбинации профиля с неясно выделенной средней линией фигуры.

Один глубоко дезадаптированный подросток, нарисовавший большую голову, наполнил свой рисунок богатым фантазийным содержанием и символическим выражением сексуальной витальности (огромная, сильно заштрихованная шляпа, чрезвычайно толстые, также сильно затушеванные губы, и пышные, тщательно прорисованные волосы). Голова была изображена практически отдельно от тела нарисованной фигуры. Она находилась в стороне от средней линии тела и была похожа на голову статуи, отбитую и неловко заново прикрепленную. В ассоциативных связях испытуемого выявилось, что нарисованный человек очень умен, и хотя он чернокожий и находится в стесненных обстоятельствах, он стремится стать доктором (большая голова — дань интеллекту, а излишне проработанные детали головы — дань фантазии). Остальная часть фигуры была нарисована в тщательно подобранной, как у денди, одежде — сюртук, отутюженные брюки и остроносые туфли. Сильно подчеркивалось ничем не сдерживаемое выражение того, что жизнь индивида направляется мощными импульсами. С клинической точки зрения, для этого субъекта характерна двойственность: с одной стороны, показная, кричащая, чрезмерно активная и несдержанная демонстрация сиюминутных потребностей, и, с другой стороны, оторванная от жизни фантазия, в которую субъект полностью погружается и которая превращает задание "нарисовать человека" в настоящий творческий акт, имеющий для субъекта значение катарсиса.

Выражение лица

Установлено, что выражение лица является одной из таких характеристик рисунка, которые можно интерпретировать непосредственно с достаточной точностью, Индивидуальные оценки выражения лица нарисованной фигуры будут различаться в деталях, однако опыт автора показывает, что независимость суждений от личности описывающего рисунок — скорее правило, чем исключение. Мы обнаруживаем, что, независимо от умения рисовать, испытуемый будет бессознательно придавать свoeму рисунку определенное выражение — ненависти, страха, смущения, агрессии, вызова, умиротворения, кротокости или даже неадекватной аффективности. Однако попытка испытуемого нарисовать в соответствии с инструкцией смущенного либо счастливого человека может оказаться неудачной. Запланированы эксперименты, в которых проекция различных выражений лица будет следствием специфической инструкции, а также будет возникать под влиянием специфического настроения, внушенного под гипнозом. У шизоидных субъектов обычно наблюдается комбинация особенностей рисунка, включающая выражение лица, отражающее аутистическую и нарциссическую поглощенность, большие размеры изображения, а также ограниченную подвижность, что подчеркивает сконцентрированность субъекта на себе. В такого рода рисунках обездвиженных фигур воображаемое двигательное побуждение сильно, однако фигура остается зажатой в рамках нарциссизма и эксгибиционизма субъекта. Более чем часто результатом бывает статичная поза, что ощутимо контрастирует с очевидным внутренним побуждением к движению.

Большое разнообразие графических особенностей, относящихся к индивидуальным характеристикам лица, составляет один из основных источников анализа содержания. Интроспективные отчеты, полученные у отдельных испытуемых и касающиеся их навыков рисования, выявляют предрасположенность к закрепленным предпочтениям специфических способов изображения рта, глаз, носа и других деталей лица. Это предполагает, что определенный стиль, избранный для изображения различных черт лица, стабильно соотносится с базовыми характеристиками личности. Эта гипотеза проверяется путем изучения константности рисовальных шаблонов.

В рисунке присутствуют и другие очевидные признаки высокоразвитой интрапсихической дифференциации. Это особенно хорошо заметно, когда испытуемый рисует дополнительные линии, чтобы обозначить морщины или придать лицу особую выразительность. Такого типа линии обычно заметны в области носогубных складок и на лбу. Целью такого рода графического акцента является добавление серьезности и зрелости изображаемому лицу. Специальное подчеркивание лба, изображение его очень выпуклым (что особенно хорошо видно на профильных рисунках) в целом ассоциируется испытуемым с интеллектуальными способностями. Подчеркивание выпуклости в области затылка, что также иногда видно на рисунке, имеет, вероятно, такое же значение.

Рот

Рот появляется на детских рисунках практически так же рано, как и голова. Это тесно связано с функциональными особенностями роста и развития ребенка. Подобно другим деталям лица, рот может отображать широкий спектр рисуночных проекций. Рот может быть выделен путем пропуска его (отказ от изображения рта вообще), подчеркивания, необычного размера, особых очертаний, штриховки, стирания, или изображения его в необычном месте. Выделение оральной области отмёчается в рисунках маленьких детей, а также отсталых и деградировавших индивидов, алкоголиков. Поскольку рот является источником чувственного или эротического удовлетворения, он отчетливо выделяется в рисунках индивидов, имеющих сексуальные проблемы. Чрезмерно сильное выделение рта обычно связано с фиксацией на пище, с желудочной симптоматикой, а также склонностью к сквернословию и подверженностью вспышкам гнева. Рот с детально прорисованными зубами в рисунке взрослого человека считается признаком инфантильной, оральной агрессивности. Часто можно видеть такой рот на рисунках испытуемых, страдающих простой формой шизофрении, а также явных истериков. Дети и Дефективные испытуемые невысокого уровня часто демонстрируют такой способ изображения рта, однако, в отличие от рисунков шизофреников, оральная агрессия, обозначаемая таким образом, является скорее показателем развития, нежели регрессии. Иногда обозначен также и язык, что подчеркивает оральную концентрацию на примитивном уровне. Этим привносится также эротическая нота.

Изогнутый, чувственный рот обычно отмечается в рисунках инфантильных, зависимых индивидов. Их зависимость часто подчеркивается также выделением пуговиц. Функционально рот такого типа изначально пассивен и открыт для принятия пищи. Обычно такое выражение оральной зависимости демонстрируют требовательные и паразитически настроенные взрослые испытуемые. С другой стороны, мы выявили в рисунках другой тип рта — изображение его резкой, грубой линией (как щель). В рисунке такой рот передает агрессивность. Такой способ изображения рта, как правило, достоверно ассоциируется с вербально-агрессивной, сверхкритичной и подчас садистической личностью. Варианты такой линии можно видеть в тех случаях, когда испытуемый начинает рисовать под ощутимым давлением, но быстро заканчивает работу над листом бумаги. В результате рот обозначается как короткая, грубая линия. Интерпретация такого типа рисунков состоит в том, что побуждение к вербальной агрессии сильно, но ожидаемый отпор заставляет индивида предусмотрительно от нее отказаться. Испытуемые, находящиеся в состоянии напряженности, изображали рот одной линией на профильных рисунках так, как будто рот был плотно сжат, закрыт от чего-то. Особенно это было заметно в рисунках тех испытуемых, которые имели активный опыт фелляции. Сходный тип изображения, но с менее выраженной напряженностью, отмечался у пациента, который лишился речи в результате операции на горле. В этой связи было бы полезно изучить способы изображения рта у людей, страдающих от заикания и других дефектов речи. Изображение рта с помощью широкой приподнятой (на концах) линии, как на клоунской маске, часто отмечается в детских рисунках и иных фигурах, нарисованных в инфантильной манере. В зависимости от других аспектов рисунка это интерпретируется как подчеркнутое стремление к одобрению либо как аффект неадекватности. В рисунке, который был недавно выполнен пациентом, страдающим патологической депрессией, отсутствие рта совпадало с выраженным чувством вины в связи с оральной агрессией, связанной в сознании пациента с садистскими наклонностями. Такая формулировка совпадает с психоаналитической теорией депрессии. Пропуск рта характерен также для астматиков.

Губы

Детализация губ, появляющихся на рисунке, часто задает тон выражению лица. Приданные мужской фигуре полные губы расцениваются как показатель женственности. Они могут часто изображаться наряду с другими чертами, отражающими тщеславие и нарциссические интересы. Иногда губы изображаются особо чувственными и могут быть интерпретированы именно таким образом. В редких случаях губы специфически изогнуты, чтобы походить на фаллос, — для этих испытуемых был актуален опыт оральной сексуальности. Изображение губ, так же, как и других деталей, часто заметно различается в рисунке мужской и женской фигуры. Эти различия будут обсуждаться в одном из следующих разделов. Тщательно вырисованные губы в форме лука Купидона в сочетании с другими обильно приукрашенными чертами изображенной фигуры можно видеть в рисунке преждевременно сексуально развившейся девочки. О выраженности сексуального побуждения можно судить, исходя из других аспектов рисунка. Неуместная линия, находящаяся между губами, наподобие соломинки или зубочистки, отмечается в рисунках тех испытуемых, в чьей сексуальной сфере имеется предрасположенность к оральному эротизму. Более грубая и специфическая эротическая концентрация на губах и области рта имеется в рисунках очень незрелых индивидов — их рисунки сами по себе весьма грубы. Более изощренный вариант орально-эротического акцента достигается включением очень заметной сигареты или трубки.

Подбородок

В представлении о красоте лица подбородок играет сравнительно небольшую роль. В реальной жизни просто различают слабый и сильный подбородок. В рисунках же он часто акцентируется. Роль подбородка в образе тела обусловлена преимущественно его символическим значением в качестве социального стереотипа, а не проистекает из его конкретной функциональной роли, В профильных изображениях подбородок часто вздернут, напряжен или заметно выступает. Такое изображение может расцениваться как компенсация слабости, нерешительности, боязни ответственности. Оно интерпретируется как отражение сильного стремления к превосходству и социальной значимости. Нередко это стремление еще более полно проявляется в виде прорисовки с нажимом всего лицевого профиля в противоположность легким линиям во всех остальных местах. В таких случаях данное побуждение обычно не проявляется во внешнем поведении, а культивируется в воображении. В целом, линия, выполненная прерывисто или с нажимом свидетельствует о внимании к подбородку. Нередко подбородок женской фигуры изображается иначе, чем мужской. Как правило, зависимые мужчины часто символически отображают проекцию большей силы, приписываемой женщине, не только рисуя женскую фигуру большего размера, чем мужскую, но также наделяя ее гораздо более сильно выступающим подбородком.

Глаза





Читайте также:
Основные факторы риска неинфекционных заболеваний: Основные факторы риска неинфекционных заболеваний, увеличивающие вероятность...
Пример художественного стиля речи: Жанры публицистического стиля имеют такие типы...
Перечень документов по охране труда. Сроки хранения: Итак, перечень документов по охране труда выглядит следующим образом...
Опасности нашей повседневной жизни: Опасность — возможность возникновения обстоятельств, при которых...

Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.03 с.