Представленный здесь краткий обзор принципов анализа рисунка является в основном предварительным. Тем не менее по ходу работы интерпретативные принципы и тенденции, описанные здесь, были верифицированы в клиническом приложении к анализу тысяч рисунков, изученных в соотнесении с историями болезни индивидуальных случаев на протяжении 15 лет.
Огромное количество детальных исследований личности, включающих "слепую" интерпретацию рисунков, неоднократно подтверждали валидность метода. Большинство клинических наблюдений и установление специфических смыслов были достигнуты в результате тщательного изучения всего разнообразия случаев, в которых проявлялась определенная черта рисунка, и специального соотнесения с контекстом, в котором эта черта появлялась. Уже достаточно известно о графической экспрессии некоторых клинически гомогенных групп, что имеет важное значение для дифференциальной диагностики. Однако для дальнейшей кодификации метода необходимо изучить как динамику интраиндивидуальных паттернов, так и рисуночные характеристики, общие для определенных клинических групп. На этой стадии систематизации надежнее сосредоточиться на психологическом смысле специфических рисуночных черт в контексте их взаимоотношения, нежели пытаться установить жесткую формулу для руководства интерпретацией. Рисунок человеческой фигуры должен рассматриваться как выражение настроения и тенденций и как средство для проекции индивидом его проблем и его способа организации опыта, отраженных в его схеме тела. Подобно всем проективным методикам, которые стремятся охватить целое и анализируют комплексный паттерн личностной организации, методическое психологическое знание и клиническая проницательность аналитика необходимы для перевода языка метода на язык черт и поведенческой динамики, тенденций изучаемого индивида. Хотя методика "слепого" анализа необходима для экспериментальной верификации принципов, и часто использовалась автором, клиническое использование рисунков в целях диагностики или терапии наиболее плодотворно, когда рисунки интерпретированы в свете всех доступных анамнестических данных.
|
Наконец, хотя от рисунка не ждут, что он точно выявит абсолютно все, он тем не менее выявляет кое-что, а порой и очень многое. Анализ рисунка имеет возможность стать прекрасным методом исследования личности. если объединить исследовательские усилия, которых он заслуживает. Возможности его психологического применения таковы, что опыт работы с методом должен стимулировать формулирование бесчисленных проблем и гипотез первостепенной важности в области личностной организации, экспрессии и проекции. Анализ рисунков предлагается как ценный дополнительный клинический метод. По затрачиваемому времени и используемым материалам метод весьма экономичен и не требует специальной подготовки. Рисунки могут быть выполнены в любом месте и в любое время, когда есть под рукой карандаш и бумага, и по этой причине метод с энтузиазмом воспринят многими клиницистами. При небольшой модификации процедуры метод вполне может быть приспособлен для группового применения. Нет сомнения, что ряд предложенных здесь формулировок потребует изменения в свете будущего опыта. Многие детали нуждаются в дальнейшем изучении, валидизации и отборе. Метод может быть значительно расширен за счет установления новых объяснительных принципов. Важно то, что представленные здесь основы метода открывают широкое поле для такого прогресса.
|
Описание теста "Рисунок человека"
Тест "Рисунок человека" разработан К.Маховер в 1946 году на основе теста Ф.Гудинаф с целью определения индивидуальных особенностей личности.
Инструкция к тесту
Процедура теста состоит из того, что ребенку дают простой карандаш средней мягкости и стандартный чистый лист бумаги формата а4 (210 х 297 мм.) И просят создать рисунок: " Нарисуй, пожалуйста, человека, какого хочешь ".
Если ребенок отказывается, надо постараться его убедить. На всевозможные вопросы, которые, как правило, носят уточняющий характер ("а какого человека?"), следует отвечать уклончиво, например: "любого", "рисуй какого хочешь". На любые выражения сомнений можно сказать: "ты начни, а дальше легче будет…"
В ответ на вашу просьбу ребенок не обязательно создаст полноценный рисунок человека. Он может нарисовать человека частично, нечто вроде бюста или в виде карикатуры, мультипликационного героя, абстрактного изображения. В принципе любой рисунок может предоставить важную информацию о ребенке, тем не менее если рисунок не удовлетворяет требованиям, ребенка просят взять другой лист бумаги и нарисовать человека еще раз, теперь в полный рост, целиком: с головой, туловищем, руками и ногами.
Инструкция повторяется до тех пор, пока не будет получен удовлетворительный рисунок фигуры человека. Все вопросы и реплики ребенка в процессе рисования, особенности его поведения, а также такие манипуляции, как стирание элементов рисунка и дополнения, вы должны фиксировать. То же самое касается времени рисования.
|
Наблюдения за ребенком, сделанные в процессе работы над рисунком, дадут немаловажную информацию о его особенностях.
· Как он отнесся к заданию?
· Выражал ли он сопротивление или резкий отказ?
· Задавал ли дополнительные вопросы и как много?
· Выражал ли острую потребность в дальнейших указаниях? Если да, то каким образом: заявлял об этом прямо или это выражалось в его движениях и поведении?
· Может быть ребенок смело приступил к выполнению задания и ничем не выражал сомнений в своих способностях?
· Или его сомнения и неуверенность отражались во всем, что он делал и говорил?
Подобные наблюдения дают немало пищи для размышлений: может быть, ребенок чувствует себя незащищенным, он тревожен, беспокоен, не уверен в себе, сомнителен, подозрителен, высокомерен, проявляет негативизм, чрезвычайно критичен, враждебно настроен, напряжен, спокоен, доверчив, любопытен, смущен, насторожен, импульсивен и т.д. и т.п.
После того как рисунок завершен, спросите ребенка, все ли он нарисовал, а затем переходите к беседе, которая строится на основании рисунка и его особенностей. В процессе беседы вы можете прояснить все неясные моменты рисунка, а через отношения, чувства и переживания, которые ребенок выражает во время беседы, вы может получить уникальную информацию относительно его эмоционального, психологического состояния. Беседа может включать вопросы:
· Кто этот человек?
· Где он живет?
· Есть ли у него друзья?
· Чем он занимается?
· Добрый он или злой?
· На кого он смотрит?
· Кто смотрит на него?
Другие вопросы, которые следует задать ребенку, дабы получить от него максимум информации:
· Знаком тебе этот человек?
· На кого он похож, кого он напоминает?
· О ком ты думал, когда рисовал?
· Что делает нарисованный человек, чем он в данный момент занят?
· Сколько ему лет?
· Где он находится?
· Что вокруг него?
· О чем он думает?
· Что он чувствует?
· Чем он занимается?
· Он тебе нравится?
· У него есть плохие привычки?
· У него есть какие-нибудь желания?
· Что тебе приходит в голову, когда ты смотришь на этого нарисованного человека?
· Этот человек здоров?
· Что больше всего хочет этот человек?
Во время этой беседы с ребенком вы можете попросить его разъяснить или прокомментировать имеющиеся на рисунке неясные детали, сомнительные или нечеткие места. Спросите также, какая часть тела, по его мнению, получилась лучше всего и почему, а какая часть самая неудачная, почему.
Другой вариант беседы с ребенком – попросить его сочинить историю об этом человеке.