Модели рынка | Кол-во фирм в отрасли | Характер продукции | Входные барьеры | Контроль над ценой |
Чистая монополия | Одна фирма | Однородная, не имеющая субститутов | Высокие | Полный |
Дуополия | Две фирмы | Однородная | Высокие | Частичный |
Олигополия | Малое кол-во фирм | Однородная с незначительной дифференциацией | Высокие | Частичный |
Монополистическая конкуренция | Множество фирм | Разнородная | Низкие | Слабый |
К числу наиболее распространенных актов недобросовестной конкуренции относятся:
- распространение ложных или неточных сведений о конкуренте;
- доведение до потребителя искаженной информации о характере, способе, месте изготовления товара и его качестве;
- незаконное использование товарного знака конкурента, его фирменного наименования, маркировки;
- реклама товара, не отвечающего требованиям качества;
- использование некорректных сведений, порочащих товары конкурентов;
- самовольное использование или разглашение конфиденциальной
научно-технической, производственной информации, компрометирующей товары.
Кроме этого имеют место и методы прямого насилия: поджоги, взрывы, убийства, шпионаж, гос. перевороты.
Внутриотраслевая конкуренция – соперничество между предпринимателями, занятыми производством и реализацией одинаковой или взаимозаменяемой продукции. Этот вид конкуренции направлен на то, чтобы завоевать и удержать покупателя для приобретения продукции своей фирмы.
Межотраслевая конкуренция – соперничество между предпринимателями, вложившими свои средства в отрасли, выпускающие различные виды продукции.
Рыночная конкуренция имеет преимущества и недостатки. Преимущества:
|
- способствует более эффективному использованию ресурсов;
- вызывает необходимость гибко реагировать и быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям производства;
- создает условия для оптимального использования достижений НТП;
- обеспечивает свободу выбора потребителей и производителей;
- нацеливает производителей на удовлетворение разных потребностей и на повышение качества товаров и услуг.
Недостатки:
- не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (леса, дикие животные, водные ресурсы и т.д.);
- отрицательно сказывается на защите окружающей среды;
- не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного пользования (дамбы, общественный транспорт, дороги);
- не гарантирует право на отдых, труд, доход;
- не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных.
2. Рынки несовершенной конкуренции. Монополия – крупная компания, корпорация, объединяющая несколько компаний и достигающая благодаря этому определенного положения (монопольного) на рынке отдельного товара или группы товаров. Монополия приводит к концентрации производства, выделению немногих крупных производителей, которые договариваются между собой, образуя на определенный период времени альянс – союз.
В нашей стране согласно закону фирма является монополистом, если ее доля на рынке превышает 35%-ю величину, устанавливаемую ежегодно Государственным комитетом по антимонопольной политике.
Цель создания монополии – получение максимально возможного дохода посредством контроля над объемами производства и реализацией товаров. Одним из методов достижения этой цели является установление монопольных цен. Такие цены являются следствием соглашения между монополистами, господствующими на рынке данного товара, и устанавливаются исходя и расчета получения возможно большей прибыли от продажи товаров.
|
Следует различать 2 вида монопольных цен:
1) монопольно высокие цены (цены, устанавливаемые на продаваемые ими товары);
2) монопольно низкие цены (цены, установленные монополистами на покупаемые ими товары).
На кратковременные колебания спроса монополии предпочитают отвечать не изменением цен, а маневрированием загрузки производственных мощностей.
Для достижения своих целей монополии широко используют следующие способы борьбы:
1. Хозяйственный бойкот – частичный или полный отказ от экономических связей с аутсайдерами (предприятиями, не входящими в монополистическое объединение). Монополии предлагают зависимым от низ покупателям не приобретать товары других фирм, т.к. они якобы худшего качества.
2. Демпинг – преднамеренная продажа товаров по "бросовым" ценам с целью разорения конкурента.
3. Ограничение продажи товаров самостоятельным фирмам.
4. Маневрирование ценами – монополия повышает цены на продукты, сбываемые мелким собственникам, и одновременно применяет тайные скидки и уступки в этом отношении для крупных покупателей.
5. Использование финансовых средств борьбы с конкурентами.
Выделяют различные виды монополий, применяя для этого следующие критерии:
|
1. Исходя из степени охвата экономики:
- чистая монополия (продавец имеет полный контроль над рынком);
- ограниченная монополия (продавец имеет частичный контроль над рынком);
- абсолютная монополия (производство и реализация товара сосредоточены в руках государства).
2. В зависимости от характера и причин возникновения:
- естественные (предприятия и организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно невоспроизводимые элементы производства: редкие металлы, плодородные земли, газ, нефть и т.д.);
- монополии, возникающие в ходе определенной договоренности ранее соперничавших производителей (картели, синдикаты, тресты, концерны, конгломераты).
Картель – соглашение между самостоятельными предприятиями одной отрасли о ценах, рынках сбыта, доле каждого участника в общем объеме производства, обмене патентами и т.п. Картель представляет собой низшую форму монополистических объединений.
Синдикат – более высокая ступень монополизации. В нем предприятия отрасли, сохраняя юридическую и производственную самостоятельность, объединяют свою коммерческую деятельность, создавая в этих целях единые конторы по сбыту продукции.
Трест – высшая форма промышленных монополий начала ХХ в., где полностью объединяются сбыт, производство и финансы предприятий.
Концерн – союз формально независимых предприятий, в рамках которого головная компания организует финансовый контроль за всеми участниками.
Конгломерат – одна из форм союза, объединения разнопрофильных фирм, действующих в разных секторах экономики. При этом сохраняется высокая степень самостоятельности входящих в него фирм.
Усиливая свои позиции в экономической области внутри страны, монополии выходят на мировые рынки. Возникают транснациональные монополии в автомобильной, нефте- и газодобывающей отраслях и др.
Олигополия – тип рынка несовершенной конкуренции, характеризующийся присутствием на нем нескольких производителей (как правило, 2-5). Из этого следует, что олигополист, в отличие от совершенного конкурента, обладает определенной властью над ценой, однако его власть, по сравнению с монополистом, ограничена количеством производителей, поделивших рынок между собой.
Для прогнозирования монополистического поведения фирм в отрасли используется индекс Герфиндаля, показывающий степень концентрации рынка: H = S12 + S22 + … + Sn2,
где S1, S2, …, Sn - доли фирм на рынке в порядке убывания (определяются в процентах как отношение объема поставок фирмы к объему всего рынка).
Например, если предложение товара обеспечивают 4 фирмы с рыночными долями 60%, 20%, 10% и 10%, то H = 3600+400+100+100 = 4200. В случае монополии он равен 10000, дуополии – 5000, а в ситуации, близкой к совершенной конкуренции (например, 100 фирм) – 100. Данный индекс реагирует как на рыночную долю каждой фирмы, так и на количество фирм в отрасли. Концентрация рынка, не превышающая 1000, считается низкой. Индекс, равный 1800 и выше, признак высокой концентрации.
Монополистическая конкуренция – модель рынка несовершенной конкуренции, когда с одной стороны фирмы выступают своего рода монополистами по производству товара, отличающего по своим качественным, вкусовым и т.п. характеристикам, а с другой – конкурируют между собой, т.к. производят товар, направленный на удовлетворение конкретной потребности. Например, рынки газированной воды.
3. Антимонопольное законодательство. Важнейшим средством регулирования деятельности монополистических объединений является антимонопольное законодательство. Это законы и другие правительственные акты, способствующие развитию конкуренции, направленные на ограничение и запрещение монополий, препятствующие созданию монопольных структур и объединений, монополистических действий.
Общие основы антимонопольного законодательства:
1) охрана и поощрение конкуренции;
2) контроль над фирмами, осуществляющими господство на рынке;
3) защита интересов потребителя;
4) контроль над ценами;
5) защита и содействие развитию среднего и мелкого бизнеса.
Антимонопольное законодательство впервые возникло в США и Канаде. В 1880 г. был принят закон Шермана, который вводил запрет на монополизацию рынка и признавал незаконным любые объединения и соглашения, способствующие ограничению производства и торговли. Первые антимонопольные законы США представляли собой попытку борьбы против крупного производства за выживание мелкого. В дальнейшем практика антимонопольного законодательства менялась. На протяжении ХХ столетия периоды его ужесточения и либерализации несколько раз чередовались.
В России Закон"О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" был принят в 1991 г. Его цель – определение организационных и правовых основ предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. В 1995 г. принят Федеральный закон "О естественных монополиях", в котором определяются основные сферы государственного регулирования:
- транспортировка нефти и нефтепродуктов и газа по магистральным трубопроводам;
- услуги по передачи электрической и тепловой энергии;
- железнодорожные перевозки и др.
В законе определен также один из методов регулирования деятельности естественных монополий: ценовое регулирование, осуществляемое путем установления цен (тарифов) или их предельного уровня.