1. Издержки и их виды. Способы снижения затрат
2. Прибыль и рентабельность производства. График безубыточности
3. Сущность и функции цены
4. Виды цен и способы ценообразования
1. Издержки производства и их виды. Издержки производства представляют собой совокупность материальных и трудовых затрат на производство продукции. Они образуют внутреннюю стоимость товара (для изготовителя) и поэтому служат основой для определения исходной продажной цены – цены предложения. Издержки выступают как экономическая категория, которая отражает, во-первых, отношения, возникающие между субъектами внутри предприятия по поводу использования живого и овеществленного труда; во-вторых, это отношения, возникающие вне предприятия между предприятиями-поставщиками материалов, топлива, комплектующих изделий и предприятиями, которые используют эти продукты, сырье для производства своей продукции. Издержки всегда принимают количественное выражение и рассматриваются через систему натуральных и стоимостных показателей.
В экономической литературе издержки предприятия рассматриваются как издержки упущенных возможностей и как явные (бухгалтерские) издержки. Последние включают: стоимость сырья, полуфабрикатов, топлива, амортизацию оборудования, заработную плату со всеми начислениями по социальному страхованию, административные расходы. Неявные издержки (издержки упущенных возможностей) – это те доходы, которые могли бы быть получены на собственные ресурсы, если бы их предоставить за плату, установленную рынком, другим пользователям. Сюда включаются: процент на собственный капитал, арендная плата за помещение, плата за менеджерскую работу самого предпринимателя.
|
Бухгалтерские плюс неявные издержки составляют экономические издержки.
С точки зрения зависимости величины издержек от объема продукции их подразделяют на постоянные и переменные.
Издержки производства
Постоянные издержки не зависят от объема выпуска продукции. Это затраты на эксплуатацию здания, оборудования, арендная плата, административно-управленческие расходы, некоторые виды налогов.
Переменные издержки изменяются с изменением объема производства. Это затраты на сырье, материалы, рабочую силу и т.д.
Общие издержки – представляют собой сумму общих постоянных и общих переменных издержек.
Однако производителя часто интересует величина не столько общих издержек, сколько средних издержек. Они представляют собой частное от деления общих издержек на объем продукции.
Поскольку сумма постоянных издержек постоянна, то средние постоянные издержки уменьшаются с ростом объема продукции. Но это происходит лишь до определенного периода, начиная с которого при росте объемов производства издержки на единицу продукции будут возрастать. В этой связи говорят о предельных издержках, которые представляют собой дополнительные издержки на производство каждой дополнительной единицы продукции по сравнению с данным объемом выпуска.
В хозяйственной практике нашей страны для определения издержек производства продукции используется категория себестоимости. Себестоимость отражает в денежной форме текущие затраты на производство и реализацию продукции, включает стоимость потребленных средств производства, средства на оплату труда, косвенные расходы предприятия и издержки на реализацию. В состав себестоимости не включаются разовые расходы, затраты, не связанные с производством продукции, а также убытки от стихийных бедствий, штрафы, неустойки.
|
Различают производственную себестоимость, включающую расходы на производство продукции, и полную, в состав которой входит производственная себестоимость, а также расходы, связанные с реализацией продукции, и некоторые другие внутрипроизводственные расходы.
В строительстве различают сметную, плановую и фактическую себестоимость.
Группировка затрат по элементам составляет структуру себестоимости. Она включает 4 группы:
1) материальные затраты;
2) заработная плата и различные отчисления;
3) амортизация основных фондов;
4) прочие затраты.
Исчисление себестоимости единицы продукции называется калькуляцией.
Основными путями снижения себестоимости продукции являются: рост производительности труда, интенсификация использования производственных мощностей и оборудования, рост качества продукции, сокращение расходов на обслуживание производства и управления, внедрение достижений НТП.
2. Прибыль и рентабельность производства. График безубыточности.
Прибыль представляет собой разницу между выручкой и издержками предприятия. Следует различать 2 подхода к понятию прибыли:
1. Бухгалтерский. Прибыль есть разница между выручкой от реализации и денежными (явными) издержками.
2. Экономический. Прибыль есть разница между выручкой от реализации и явными плюс неявными издержками. Из бухгалтерской прибыли надо вычесть процент на капитал, установленные в данные момент рынком капиталов, ренту за землю и помещение, плату за управление. В результате получается экономическая прибыль.
|
Основными показателями прибыли являются:
- общая прибыль отчетного периода – балансовая прибыль;
- прибыль от реализации продукции (работ, услуг);
- прибыль от финансовой деятельности;
- прибыль от прочих внереализационных операций;
- налогооблагаемая прибыль;
- чистая прибыль;
- сверхприбыль и монопольная сверхприбыль;
- средняя прибыль;
- предельная прибыль.
Различают также валовую прибыль и чистую. Валовая прибыль определяется как разность между ценой реализации продукции и полной себестоимостью. После уплаты из валовой прибыли процентов за кредит, налогов, арендной платы, других платежей остается чистая прибыль.
Чистая прибыль используется на производственные и социальные нужды предприятия, в том числе на накопления, экологию, подготовку и переподготовку кадров, уплату дивидендов и т.д.
Для оценки уровня эффективности предприятия используется показатель рентабельности производства, характеризующий прибыльность или убыточность предприятия за определенный период времени (как правило, год). В хозяйственной практике используется несколько показателей рентабельности: рентабельность производства (плановая и фактическая, общая и расчетная), рентабельность изделия (нормативная и фактическая).
Общая рентабельность производства определяется отношением валовой прибыли к среднегодовой стоимости производственных фондов и оборотных средств.
Факторами роста прибыли являются как те, которые непосредственно связаны с данным предприятием (организация производства, НТП), так и внешние условия (изменение экономической конъюнктуры, получение выгодного госзаказа и т.д.). Сегодня обеспечение прибыльности предприятия следует рассматривать как самую главную задачу для российской экономики.
3. Сущность и функции цены. Сущность цены изучалась различными представителями экономических школ и направлений, т.к. в цене проявляется целая система экономических, политических и социальных отношений, и с помощью цены можно воздействовать на эти отношения.
Буржуазная классическая политэкономия (А. Смит, Д. Рикардо) рассматривала цену как денежное выражение стоимости, причем цена товара находилась под действием спроса и предложения, т.е. могла быть равна, больше или меньше стоимости. Закон стоимости действует через механизм цен на развитие производительных сил, на приближение индивидуальных затрат к общественно-необходимым.
Марксистская школа (К. Маркс) при определении цены исходила из теории трудовой стоимости. К. Маркс считал, что структура стоимости товаров, произведенных на капиталистическом предприятии, включает в себя затраты постоянного капитала (амортизация, сырье, материалы и т.д.) и переменного (ЗП рабочих). Затраты на ЗП Маркс считал переменным капиталом, т.к. авансированная часть капитала в процессе производства не только возвращается, но и увеличивается за счет создания прибавочной стоимости. В итоге в цену включались издержки производства и прибыль. На основе трудовой стоимости Маркс перешел к проблеме реализации товаров не по стоимости, а по цене.
Австрийская школа (Бем-Баверк, Визер, Менгер) выдвинула теорию предельной полезности, согласно которой ценность товара определяется не затратами труда, а предельной полезностью, которой обладает товар. То есть цена товара зависит от его редкости. Теория австрийской школы носила в значительной степени субъективный характер, т.к. степень определения предельной полезности для каждого товара была различной, и это затрудняло на практике применение положений австрийской школы. Тем не менее, был сделан правильный шаг в направлении учета свойств товара при определении цены.
А. Маршалл поставил перед собой задачу примирить классиков и австрийскую школу. Он выдвинул теорию, согласно которой стоимость товара зависит от спроса и предложения. Под действием конкуренции устанавливается на рынке равновесная цена, а всякое отклонение спроса или предложения диктует отклонение цены от равновесной. Маршалл через категорию спроса связал теорию цены с полезностью товара, а предложение – с затратами труда, т.е. с теорией трудовой стоимости. Однако он не смог ответить, что лежит в основе ценности товара, когда спрос равен предложению.
Цена представляет собой категорию, выражающую экономические отношения между отдельными отраслями, регионами, классами, индивидуумами. В экономической науке сущность цены рассматривается через ее функции:
1. Учетная. Все затраты на предприятии определяются с помощью натуральных показателей или с помощью цены. С помощью цены определяют многие показатели, которые невозможно определить через натуральные измерители (себестоимость продукции, рост производительности труда, величина национального дохода).
2. Управленческая. С помощью цены можно прогнозировать развитие производства на предприятии, в регионе или стране. С помощью цены осуществляется разработка экономических, социальных, научно-технических программ и внутрифирменное планирование.
3. Распределительная и перераспределительная. Государство с помощью цен стремится установить более высокие цены на элитные товары и более низкие на товары первой необходимости, чтобы обеспечить социальную защиту населения.
4. Стимулирующая. Цена может способствовать ускорению НТП, переливанию капиталов из одной отрасли в другую, тем самым обеспечивать быстрое развитие некоторых отраслей и регионов.
5. Ограничивающая. Цена может ограничивать размеры потребления дефицитных или вредных для общества продуктов и ресурсов.
4. Виды цен и способы ценообразования. Всю совокупность цен можно разделить на три крупных блока:
1. Договорные цены – это свободные рыночные цены, устанавливаемые на основе договора между покупателем и продавцом. Они в свою очередь могут быть открытые (уточняемые в соответствие с условиями договора в процессе производства и реализации продукции) и твердые (фиксированные).
2. Государственные – устанавливаются:
- на продукцию гос. предприятий;
- на продукцию предприятий-монополистов;
- на продукцию базовых отраслей (металлургия, электроэнергетика);
- на продукцию ВПК;
- на социально-значимые товары (товары первой необходимости, медицинские товары и услуги и т.д.).
Система гос. цен включает фиксированные цены и регулируемые. Гос. регулирование цен состоит в установлении их предельного уровня или предела их отклонения от фиксированных гос. цен.
3. Мировые цены – наиболее объективно выражают стоимость товара и характеризуются следующими признаками:
- цена, по которой осуществляются крупные сделки на условиях, характерных для большинства товарных рынков:
- цена в сделках, платежи по которым ведутся в свободно конвертируемой валюте;
- цена, используемая в регулярных сделках на важных рынках.
Кроме этого цены могут быть:
1) цены свободного рынка, монопольно-высокие и монопольно-низкие (см. тему "Конкуренция и монополии").
2) в зависимости от объема продаж – оптовые и розничные.
3) от удаленности покупателя – зональные (СЭЗ) и поясные (природно-климатические пояса).
В строительстве применяется категория сметных цен.
В условиях рынка применяются две основные системы ценообразования: затратное и рыночное.
При затратном ценообразовании предприятие формирует цену товара по принципу "затраты+". Под затратами понимаются издержки производства, которые несет предприятие при производстве и реализации продукции, а под "+" – некоторая прибыль, которую предприятие получает после реализации продукции. Формула определения цены товара: Ц=С+П.
Затратное ценообразование применяется, если существует ряд факторов и условий:
- фирма, которая реализует товар, является монополистом;
- в условиях олигопольного рынка фирма вступает в сговор по проведению единой ценовой политики;
- когда фирмой выполняются работы по индивидуальным проектам.
Любая фирма в рыночной экономике стремится получить прибыль. Причем, если уровень прибыли в одной отрасли будет меньше, чем в другой, то произойдет перелив капитала в более прибыльную. Но с другой стороны, чтобы цены на товары не росли и не были экономически необоснованными, в развитых странах осуществляется регулирование нормы прибыли с помощью антимонопольного законодательства.
В тех случаях, когда не может быть применено затратное ценообразование цена определяется по принципу соответствия спроса и предложения (если предложение превышает спрос, то цена падает, и наоборот). Фирмы, работающие в условиях конкурентной борьбы, не могут строить свою ценовую политику на затратной основе. Только конъюнктура рынка может дать ответ, что действующая цена обеспечивает прибыльность или убыточность предприятия.
При установлении цены имеют место следующие стратегии:
1) ориентация на средние рыночные цены товаров данного рода;
2) ориентация на ценового лидера;
3) ориентация на спрос.
При выборе стратегии необходимо учитывать ряд факторов:
- выход на новый рынок;
- введение нового товара;
- защита позиций фирмы;
- последовательное завоевание сегментов рынка;
- установление цен в рамках товарного ассортимента;
- установление цен на дополняющие товары;
- установление цен со скидкой и зачетами.