Рекомендации по проведению урока для младших школьников




Методические рекомендации

По проведению урока, посвященного Дню прав человека

День прав человека празднуется по предложению Генеральной Ассамблеи ОНН ежегодно 10 декабря, начиная с 1950 года. В этот день в 1948 году Генеральная Ассамблея ОНН приняла Всеобщую декларацию прав человека. В России в этот день проводятся различные официальные и неофициальные мероприятия. Например, в 2001году была учреждена премия имени Андрея Сахарова «За журналистику как поступок», которая присуждается российским журналистам и вручается именно 10 декабря в День прав человека.

В каждом классе в этот день учащимся напоминается о том, что именно 10 декабря 1948 года появился первый международный документ, в котором международные сообщество перечислило основные права и свободы человека и призвало все государства – члены ООН обеспечить самое широкое распространение текста Декларации, чтение и изучение ее преимущественно в школах и других учебных заведениях. Система образования должна:

- содействовать тому, чтобы люди жили и работали в обществе на основе глубокого знания о правах и основных свободах человека;

- воспитывать личность, которая уважает и соблюдает права человека, верит в достоинство и ценность человеческой личности, осознает ценность такого мира, в котором люди имеют свободу слова и убеждений, свободу от страха и нужды, в котором права человека охраняются властью закона. Содержание прав человека многофункционально и несет в себе значительный гуманистический потенциал, необходимый для воспитания таких важных личностных качеств человека как уважение других людей, милосердие, доброта, стремление к использованию ненасильственных средств разрешения конфликтов;

- развивать чувство солидарности и желание сотрудничать с другими людьми.

Ключевыми темами урока, посвященного правам человека, могут быть следующие:

для младших школьников – «Права человека – мои права»;

для учащихся основной школы – «Права человека – наши права»;

для старшеклассников – «Права человека в современном мире».

Учитель также вправе самостоятельно сформулировать тему своего урока, с учетом интересов школьников в области прав человека, их познавательных возможностей, особенностей учебного плана школы.


Рекомендации по проведению урока для младших школьников

По объему Всеобщая Декларация прав человека невелика. Она состоит из преамбулы и 30 статей. Однако при работе с младшими школьниками желательно использовать сокращенный вариант Всеобщей Декларации прав человека.

Сокращенный вариант Всеобщей декларации прав человека

 

Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего членам человеческой семьи, равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира, и принимая во внимание необходимость охраны прав человека властью закона, как и необходимость содействия развитию дружеских отношений между нациями, Генеральная Ассамблея заявляет о том, что народы ООН, подтвердив свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и в равноправие мужчин и женщин, преисполненные решимости содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе, дали обет содействовать уважению этих прав и всеобщему их признанию и осуществлению.

 

Резюме Всеобщей декларации прав человека:

1. Каждый человек свободен и ко всем нам должно быть одинаковое отношение.

2. Все люди равны, несмотря на различия, например, в цвете кожи, пола, религии, языка.

3. Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.

4. Никто не имеет права обращаться с вами как с рабом, также как и вы не можете сделать кого-либо своим рабом.

5. Никто не имеет права причинять вам боль или подвергать вас пыткам.

6. Каждый человек имеет право на равенство перед законом.

7. Закон одинаков для всех, он должен применяться одинаково в отношении всех.

8. Каждый человек имеет право на защиту закона в случае нарушения его прав.

9. Никто не имеет права несправедливо заключить вас в тюрьму или изгнать вас из вашей страны.

10. Каждый человек имеет право на гласный и справедливый суд.

11. Каждый человек должен считаться невиновным, пока его виновность не будет установлена.

12. Каждый имеет право просить о помощи, если кто-то пытается причинить вам вред, но никто не может входить в ваш дом, вскрывать ваши письма, вмешиваться в ваши дела или в дела вашей семьи без уважительной причины.

13. Каждый человек имеет право переезжать с места на место согласно своему желанию.

14. Каждый человек имеет право выехать в другую страну и искать защиты, если он стал жертвой преследования или ему угрожает преследование.

15. Каждый человек имеет право быть гражданином своей страны. Никто не имеет права препятствовать получению вами другого гражданства, если вы этого хотите.

16. Каждый человек имеет право на вступление в брак и создание семьи.

17. Каждый человек имеет право владеть имуществом и личными вещами.

18. Каждый человек имеет право на исповедание своей религии и отправление всех религиозный обрядов, а также право, при желании, менять свою религию.

19. Каждый человек имеет право на высказывание своего мнения, на получение и передачу информации.

20. Каждый человек имеет право на участие в мирных собраниях и ассоциациях.

21. Каждый человек имеет право на участие в выборах и на участие в управлении своей страной.

22. Каждый человек имеет право на социальную защиту, а также на развитие своих способностей.

23. Каждый человек имеет право на труд, в благоприятных условиях, за справедливое вознаграждение, а также право вступать в профессиональные союзы.

24. Каждый человек имеет право на отдых и досуг.

25. Каждый человек имеет право на адекватный жизненный уровень и право на медицинский уход в случае заболевания.

26. Каждый имеет право ходить в школу.

27. Каждый человек имеет право участвовать в культурной жизни общества.

28. Каждый человек обязан уважать «социальный» порядок, необходимый для осуществления всех этих прав.

29. Каждый человек обязан уважать права других, уважать общество и общественное имущество.

30. Никто не имеет права отнять ни одно из прав, определенных настоящей Декларацией.

 

Декларация (от французского declaration-заявление) - название политико-правового акта общего характера, положения которого затем конкретизируются в законах. Форма декларации - торжественная и одновременно общедоступная, величественная и демократическая, официально-строгая и высокогражданственная как нельзя лучше подчеркивает значение документа, посвященного правам человека, правам всех людей Земли. Чаще всего декларации в истории принимались торжественно и носили, как правило, обязательный характер, однако в международном праве XX века и в настоящее время декларации носят чаще всего необязательный характер, в отличие от актов и Конвенций.

Декларация является документом, не возлагающим на подписание ее государства конкретные обязанности, ибо содержащиеся в ней положения провозглашены в качестве задач, к выполнению которых должны стремиться все народы.

Пакты являются документами, возлагающими на участвующие в них государства конкретные обязанности в области прав человека, например, Международный пакт о гражданских и политических правах; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Оба документа приняты 16 декабря 1966года.

Конвенция, например, Конвенция о правах ребенка (1989г.) - это договор, имеющий обязательную силу для тех государств, которые его подписали и ратифицировали.

Ратификация означает одобрение данного документа высшим законодательным органом государства.

Конвекции и пакты ООН в области прав человека были подписаны и ратифицированы СССР, а Россия как его правопреемник подтвердила обязательства перед ООН.

Свыше половины стран мира еще не ратифицировали Международные пакты о правах человека

Понятие «права человека» означает принципы, нормы отношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению (эту часть прав обычно называют свободами) или получать определенные блага (собственно права).

Термин «Права человека» употребляется как в узком, так и в широком смысле. В первом случае это только те права, которые не предоставляются, а лишь охраняются и гарантируются государством. Они присущи каждому человеку от рождения и действуют независимо от их конституционно-правового признания и государственных границ. К ним относятся право на жизнь и телесную неприкосновенность, уважение человеческого достоинства, свобода от незаконного ареста или задержания, свобода веры и совести и т.д.

Во втором случае «права человека» включают весь обширный комплекс прав и свобод личности, их различные виды.

Права человека делятся на:

1) негативные, охраняющие свободу индивида и определяющие обязанности государства и других людей воздержаться от нежелательных для него ограничений и действий;

2) позитивные, фиксирующие обязанности государства предоставлять гражданину те или иные блага: право на труд, отдых, образование и т.д.

Традиционно, исходя из наиболее важных и наиболее общих документов составляющих так называемую Хартию ООН по правам человека, права человека делятся на личные (гражданские), гарантирующие индивидуальную свободу; политические, определяющие возможности активного участия граждан в управлении государственными и общественными делами; экономические ( право на собственность,предпринимательство, свободные распоряжение своей рабочей силой (т.е. способного к труду) и др.; социальные, обеспечивающие каждому человеку достойный уровень жизни и социальную защищенность; культурные, гарантирующие духовные развитие личности; экологические - на здоровую окружающую среду.

Учитель, работающий с младшими школьниками, безусловно, должен адаптировать понятие и сущность прав человека, сделать их доступными для восприятия детей.

Достаточно сказать, что права – это то, что разрешено человеку обществом и государством.

«Иметь право» - это возможность совершать какие-либо действия, например, учиться, трудиться, высказывать свое мнение.

«Иметь право» - это и возможность пользоваться какими-то благами.

Благо - это то, что очень нужно человеку. Например, получать медицинскую помощь, получать бесплатно учебники, иметь свои вещи.

После объяснения понятия «права человека» в младших классах желательно обратиться к опыту учащихся и попросить каждого назвать одно важное для него право человека. Предложения учащихся фиксируются на доске и затем сравниваются с текстом Сокращенного варианта Всеобщей декларации прав человека:

1. Сравните предложенные вами права человека с теми, которые содержаться во Всеобщей декларации прав человека.

2. Какие права человека, предложенные вами, вошли в международный документ?

3. Какие права, предложенные вами, не отражены во Всеобщей декларации прав человека? Как вы думаете, можно ли дополнить перечень прав человека из Декларации?

4. Какие три права из Всеобщей декларации прав человека вы считаете наиболее важными? Почему?

При разъяснении сущности основных прав человека желательно использовать именно фрагменты известных школьникам сказок и мультфильмов, так как необходимые ассоциации со сказочными персонажами и литературными героями могут не возникнуть из-за незнания детьми сюжетов сказок и литературных произведений.

Например, учитель может использовать отрывок сказки А.Усачева «Приключения Маленького человечка»:

 


Андрей Усачев

Из сказки: «ПРИКЛЮЧЕНИЯ МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕЧКА»

...А уж Маленького Человека большие люди и вовсе не замеча­ли. Они могли толкнуть его на улице и не извиниться. Или пройти через его ухоженный сад, топча своими слоновьими ногами цветы.

— Что вы делаете? — кричал им Маленький Человек. — Пожа­луйста, будьте внимательны... „

Но большие люди не обращали на него никакого внимания и шли дальше по своим делам.

Тогда Маленький Человек купил себе собаку. Собаку он купил себе, конечно, очень маленькую. Но с таким громким голосом, что все стали обходить его дом стороной.

- Странно, — думал Маленький Человек. — Большие люди боятся, когда на них кто-нибудь JIAET. Но они совершенно никого НЕ УВАЖАЮТ...

Однажды Маленький Человек нашел в своей библиотеке ма­ленькую книжку, которая называлась «Всеобщая Декларация Прав Человека». В ней говорилось о том, что все люди должны знать свои права и относиться друг к другу с уважением. Книжка эта очень понравилась Маленькому Человеку. Но у кого он ни спраши­вал, никто в городе даже не слышал о правах человека.

- Большие люди удивительно безграмотны, — подумал Ма­ленький Человек.— Надо это исправить.

И однажды он вышел на центральную площадь города с боль­шим плакатом в руках:

ВСЕ ЛЮДИ РОЖДАЮТСЯ СВОБОДНЫМИ И РАВНЫМИ, ВСЕ ИМЕЮТ ОДИНАКОВОЕ ДОСТОИНСТВО И ПРАВА.

ВСЕ НАДЕЛЕНЫРАЗУМОМ И СОВЕСТЬЮ И ДОЛЖНЫОТНОСИТЬСЯ ДРУГ К ДРУГУ КАК БРАТЬЯ И СЕСТРЫ

 

Вскоре вокруг плаката собрались горожане.

- Что это тут написано? — в недоумении спрашивали они друг у друга. Хотя Маленький Человек написал все ОЧЕНЬ БОЛЬШИ­МИ БУКВАМИ.

- Это слова из «Всеобщей Декларации Прав Человека», — объяснил им Маленький Человек. — Она написана для того, чтобы все люди знали о своих правах...

- Глупость какая-то написана, — заявил один Толстый гражда­нин.— Люди не могут рождаться равными. Я, например, когда родился, весил 4 килограмма 500 граммов, а мой сосед — всего 3 килограмма 100 граммов, а вы...

- Послушайте! — сказал Маленький Человек. — Рождаться равными — не значит рождаться одного роста и веса. Или одинаково сильными и красивыми. Рождаться равными — значит РОЖДАТЬ­СЯ ЛЮДЬМИ. Маленькими и голыми. Ведь никто еще не появлялся на свет Министром с Портфелем или Генералом с Погонами.

- Допустим, — сказал Толстый гражданин. — Но почему это я должен относиться ко всем как к братьям и сестрам? Я — в семье единственный ребенок, и никаких братьев и сестер у меня сроду не было!

- У меня их тоже не было, — вздохнул Маленький Человек. — Но все мы — люди, и значит, братья по разуму и происхождению...

 

Говорят, что все люди произошли от Адама и Евы, то есть прихо­дятся друг другу родственниками. Только очень дальними.

ВОПРОСЫ:

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: