Рекомендации по проведению урока для старшеклассников




Для школьников 9-10 классов может быть предложено проведение открытого урока в форме деловой игры «Прими решение».

 
 

 


В другом варианте учитель может сам раздать жетоны, учи­тывая особенности конкретного учебного коллектива. Ученик, получив жетон, становится собственником конкретного участка земли в городе N. Далее «школьникам-землевладельцам» предлагается ознакомиться с планом города N (рис. 2), найти свой участок и проанализировать преимущества и недостатки места расположения своего участка земли.

Каждый собственник земельного участка получает пись­мо городского совета, в котором сообщается о том, что горо­ду N нужен один из участков А — Э для того, чтобы устроить на нем городскую свалку. Предполагается, что свалка будет располагаться на территории, отмеченной пунктирной лини­ей на пляже города, а мусор станут вывозить по дорогам, вы­деленным на плане черным цветом. К сожалению, городской совет имеет очень ограниченный бюджет и хочет избежать судебных процессов. Тем не менее мэр намерен хорошо воз­наградить владельца(ев) участка(ов) за согласие разместить свалку в конкретном районе города.

На данном уроке совершенно необходимо обеспечить эмоциональный фон для принятия учащимися социально­го решения. С этой целью желательно предоставить им для просмотра специально подготовленные видеоматериалы, посвященные городской экологии, проблемам, связанным с уборкой мусора, напомнить ключевые понятия, составляю­щие основу этической системы современного российского общества.

 

 


Вполне возможно допустить, что предлагаемая проблема будет непонятна школьникам, каждый день наблюдающим подобную картину, типичную для населенных пунктов России, когда жители своими руками, к тому же бесплатно, создают свалку буквально рядом с собственным домом и десятиле­тиями практически живут рядом с помойкой. В этой ситуации учитель в качестве социальной проблемы либо избирает дру­гой сюжет, либо изыскивает способы и средства, доступные в рамках учебного процесса для воспитания культурного, экологического и эстетического кругозора учащихся, для ус­воения образцов и стандартов благоприятной среды обита­ния людей.

После просмотра видеоматериалов учащиеся получают задание: «Определите место для свалки внутри площади, очерченной пунктирной линией (-«-)». При этом необходимо учитывать следующие условия:

вам нравится ваш район, вы хотите в нем остаться жить;

желательно избегать строительства свалки на соседних территориях;

от свалки будет идти неприятный запах, дым, на ней раз­ведутся крысы;

преимущественное направление ветра — восточное, т. е. с океана, и иногда он дует с противоположной «** запад­ной — стороны;

площадка для гольфа, промышленный район, лесопилка, стройка — объекты частной собственности, земельные уча­стки здесь стоят дороже городской земли. Также могут быть введены дополнительные условия: загрязненные воды могут попасть в океан; токсичные отходы могут загрязнить озеро w источник питьевой воды;

свалка не должна находиться рядом с пляжем — наибо­лее популярным местом отдыха в городе.

Свалка займет один квадрат (отмечено буквами). Строй­ка — будущий университет, и это место не может быть ис­пользовано для свалки.

После того как каждый житель города определит индиви­дуально, где бы он устроил городскую свалку, учитель пред­лагает одному учащемуся от каждой группы обладателей же­тонов зеленого, красного, желтого и белого цвета высказать свои предположения (таким образом, свою точку зрения будут излагать четверо). Поскольку эти четыре предложения не найдут поддержки у всех владельцев участков в силу того, что их интересы не совпадают, учитель предлагает для реше­ния городской проблемы объединиться по интересам. Это очень важная часть деловой игры, так как на данном этапе школьники отрабатывают навыки самоорганизации, необхо­димые для решения проблем повседневной жизни, сформи- рованность которых является показателем готовности граж­дан жить в гражданском обществе. Учитель не должен руко­водить процессом объединения школьников в группы, как он это делает обычно при организации групповой деятельнос­ти. Дело в том, что если постоянно не ставить учащихся в си­туацию необходимости самоорганизации, то школьники не будут иметь возможности приобрести это необходимое гражданское умение. Они будут руководствоваться стерео­типным ожиданием того, что кто-нибудь займется их органи­зацией.

По замыслу собственники земельных участков должны объединяться по цвету жетонов, т. е. по принципу общности интересов тех, кто живет (владеет собственностью) в опре­деленном районе города и, следовательно, имеет совпадаю­щие интересы.

Далее учителю следует дождаться проявления учениками умения к самоорганизации, необходимого для решения об­щего вопроса. Если у них такой навык еще не сформировал­ся, то требуется корректная помощь со стороны учителя, ко­торую он оказывает своими советами. После этого каждое объединение усаживается за «круглый стол» переговоров и вырабатывает свое решение по вопросу, какой именно учас­ток земли, в пределах указанной территории, предлагается отвести под городскую свалку. После того как группы примут решение, им можно дать время (например 10 мин), в течение которого каждая группа посылает в другие группы своего представителя для обсуждения возможностей принятия компромиссного решения.

На следующем этапе деловой игры происходит заседа­ние городского совета, на котором каждая группа за 5 мин должна представить свое окончательное решение, оформ­ленное письменно в виде обращения и подкрепленное доку­ментами и плакатами. Цель плакатов — привлечь на свою сторону общественное мнение. Роль городского совета испол­няет учитель, который оглашает содержание полученных доку­ментов и ставит предложения на голосование. Если при голо­совании возникает конфликтная ситуация, то это дает возмож­ность учителю организовать дискуссию по проблеме, а затем вторично провести голосование за поступившие конкретные предложения. Цель обсуждения и голосования — разрешить конфликт. Школьники должны найти разумное решение про­блемы не на основе индивидуальных предпочтений, а исходя из актуальных социальных ценностей.

Завершая деловую игру, учитель может прибегнуть к реф­лексии: попросить каждого ученика проанализировать свою работу на уроке и ответить на вопрос, чему он научился (чему учился), какие вопросы, возникшие в ходе этого занятия, по­лучат, по его мнению, ответ в результате изучения данного элективного курса.

Для учащихся 11 классов в рамках проблемы «Права человека в современном мире» может быть рекомендовано обсудить такие проблемы как:

- Понятие и сущность прав человека.

- Становление и развитие идей о правах человека.

- Поколения прав человека.

- Права человека и гражданина.

- Основания ограничения прав и свобод человека и гражданина.

- Юридические механизмы защиты прав человека в РФ.

- Уполномоченный по правам человека – защитник фундаментальных личных прав человека.

- Глобализация и права человека.

- Духовно – нравственные основы прав человека.

В том случае, если выпускники школы имеют опыт участия в дебатах, учителю можно посоветовать воспользоваться данной формой занятия и организовать дебаты по проблеме: «Сначала свободный человек – потом свободная страна».

 


 

Рекомендуемая литература

 

1. Антонов В.В., Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека / пособие для учителя начальной школы. М., 2007.

 

2. Антонов В.В., Изучаем права человека. Рабочая тетрадь. М. 2007.

Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г., Ваши права. / книга для учащихся начальных классов. М., 2007.

 

3. Гуманистические ценности европейских цивилизаций и проблемы современного мира. Учебное пособие для 10-11 классов средней школы. СПб., 1996.

 

4. О самом главном. Книга для чтения по этике и праву для 7-9 классов / Сост. С.А. Морозова, Н.И. Элиасберг. СПб., 1996.

 

5. Учимся думать о себе о других. / книга для чтения по этике и праву для начальной школы. Сост. Н.П. Лукина, Г.В. Пенькова, Н.И. Элиасберг. СПб., 1996.

 

6. Права человека. Методика преподавания в школе 9-11 классы.

Пермь, 2000.

 

7. Право: профильный уровень / под редакцией Богомобова Л.Н

 

8. Права человека в свободной стране. Учебное пособие по обществознанию для 8-9 классов основной общеобразовательной школы. СПб., 2004.

 

9. Элиасберг Н.И. Права ребёнка – это ваши права. СПб., 1997.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: