Материал для самостоятельного изучения темы




Текст. Признаки текста

Сокращение текста. План. Тезисы

1. Посмотрите вводное видео по ссылке, актуализирующее тему урока https://resh.edu.ru/subject/lesson/5892/start/103962/ (3 минуты).

2. Посмотрите видео по ссылке "Текст и его преобразование" https://resh.edu.ru/subject/lesson/5892/main/103966/ (15 минут).

3. Сделайте выписки из "Глоссария" и "Материала для самостоятельного изучения темы" (стр. 1 - 3 данного документа), пришлите фото тетради на оценку.

4. Выполните задания №1, №2, №3 (стр. 3 - 5), в формате Word (можно и в тетради), пришлите ответы на оценку.

 

Глоссарий

Текст– основная коммуникативная единица, которая является результатом речевой деятельности человека. Текст характеризуется тематическим единством, смысловой цельностью и наличием грамматической связи между предложениями.

Тема текста – этопредмет (суть) какого-либо высказывания.

Идея текста – это главная мысль высказывания.

Микротема – часть общей темы текста.

Абзац – отрезок письменной речи, состоящий из одного или нескольких предложений.

Тип речи – определенное обобщенное значение текста: описание, повествование, рассуждение.

Описание – тип текста, в котором описываются особенности предметов и явлений, называются их признаки.

Повествование – тип текста, в котором рассказывается о действии, развивающемся во временной последовательности.

Рассуждение тип текста, в котором передается течение мысли, раскрываются причинно-следственные связи.

Цепная связь – способ связи предложений в тексте, при котором каждое последующее предложение развивает предшествующее, как бы вытекает из него.

Параллельная связь – способ связи предложений в тексте, при котором все предложения не сцепляются, а сопоставляются по смыслу с первым.

План текста – объединение элементов текстовой информации.

Тезисы – кратко сформулированные основные мысли текста.

 

 

Обязательная литература:

Власенков А. И. Русский язык. 10—11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень /А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2016 г. – 88 с.

Дополнительная литература:

1. Т.С. Кудрявцева. Русский язык. Учимся работать с текстом. 10–11 классы: учеб. пособие /Т.С. Кудрявцева. — М.: Дрофа, 2010 – 144 с.

2. М.Ю. Сидорова, В.С. Савельев. Русский язык. Культура речи. Конспект лекций. – М.: Айрис-Пресс, 2007 – 204 с.

Интернет-ресурсы:

Образовательный портал Студопедия. URL: https://www.studopedia.ru (дата обращения - 30.11.2018).

 

Материал для самостоятельного изучения темы

 

Солнце уже поднялось над лесом, и все было голубое, зеленое, желтое… Тропинка вела вниз, и лес становился все темнее и темнее. Из окошка тянуло сладким тоскливым запахом, и по деревьям вокруг ходили тени. Лес был сосновый и редкий, ноги скользили по опавшей хвое. Они причалили к северному берегу, где из желтого песчаного обрыва торчали корявые корни мачтовых сосен. Ноги проваливались во влажный песок…

 

Являются ли данные предложения текстом?

 

На первый взгляд, предложения связаны общей темой, т.е. предметом изображения: лес, тропинка, сосны. Несмотря на тематическую общность, эти предложения не обладают цельностью, которую ученый-психолингвист Леонид Владимирович Сахарный определил как динамическое представление об объекте. Иными словами, эти предложения не имеют общего «вектора» движения, хотя формально движение задано глаголами поднялось, вела, тянуло, ходили, скользили, причалили, проваливались.

Между предложениями нет логической связи. Так, в первом предложении говорится о солнце, поднявшемся над лесом, а во втором — о наползающей темноте. В третьем среди лесного пространства вдруг появляется окошко, из которого «тянуло сладким тоскливым запахом ».В одном предложении говорится, что «ноги скользили по опавшей хвое », а в другом — «Ноги проваливались во влажный песок ». Наконец неправильное употребление личного местоимения они в предложении «Они причалили к северному берегу » приводит к искажению смысла, потому что по закону цепной связи предложений они — это ноги.

Итак, рассмотренные предложения не обладают цельностью — главным признаком связного текста, поэтому не являются текстом.

 

Текст — это речевое произведение, основная коммуникативная единица, которая является результатом речевой деятельности человека.

 

Текст характеризуется

· тематическим единством (тема)

· смысловой цельностью (идея, главная мысль)

· наличием между предложениями грамматической связи (цепная и параллельная)

У текста есть определённая композиция: вступление, основная часть и вывод. Во всех частях последовательно раскрывается содержание текста.

У текста есть функционально-смысловая принадлежность к определенному типу:

· повествование (действия во временной последовательности)

· описание (статичные картины, детали)

· рассуждение (развитие мыслио предмете речи)

Редко встречаются тексты, относящиеся только к одному типу речи, чаще всего в текстах комбинируются описание, повествование и рассуждение.

У текста есть соотнесенность сопределенной функциональной разновидностью языка. В зависимости от этого выделяют тексты разговорного, научного, официально-делового, публицистического и художественного стиля.

Задание 1.

Восстановите порядок предложений в рассуждении и расставьте предложения в том порядке, при котором текст обретет цельностью.

1. А у дуба даже есть две формы: дуб летний осенью обязательно сбрасывает листья, дуб зимний иногда остается на зиму покрытым сухими мертвыми листьями.

2. Опавшие листья, разлагаясь, удобряют почву.

3. Деревья одной породы, иной раз стоящие рядом, сбрасывают листья неодновременно.

4. Кроме того, прикрытая почва зимой не промерзает, так как подстилка — очень плохой проводник тепла и вместе с толстым слоем снега препятствует охлаждению почвы.

5. Листопад у каждого дерева совершается по-своему.

 

 

Задание 2.

Исключите текст, в котором предложения соединяются параллельной связью.

1) Все Рижское взморье в снегу. Он все время слетает с высоких сосен длинными прядями и рассыпается в пыль. Слетает он от ветра и от того, что по соснам прыгают белки. (Ю. В. Бондарев)

2) Дом стоит у самого моря. Чтобы увидеть море, нужно зайти за калитку и немного пройти по протоптанной в снегу тропинке мимо заколоченной дачи. На окнах этой дачи еще с лета остались занавески. Они шевелятся от слабого ветра. (Ю. В. Бондарев)

3) Леса оздоровляют землю. Они не только исполинские лаборатории, дающие кислород. Они поглощают пыль и ядовитые газы, поэтому их справедливо называют «легкими земли».

Подсказка

При параллельной связи предложений в одном из текстов использован синтаксический параллелизм.

 

Задание 3.

Прочитайте текст и выполните тест.

 

1) В представлении многих Ломоносов, совсем мальчик, сын темного поморского рыбака из бедной, затерянной в снегах деревеньки, вдруг бросает все и пешком идет в Москву учиться. 2) Все так и не так. 3) Во-первых, это был совсем не мальчик. 4) В Москву отправился 19-летний, по существу, взрослый парень, завидный жених, широкоплечий силач, который с десяти лет ходил в море и был дублен самыми злыми северными ветрами. 5) Во-вторых, в Москву отправился не сын бедного темного помора, а единственный наследник человека, для своих мест если не богатого, то весьма обеспеченного, пользующегося и авторитетом, и известностью. 6) И наконец, в Москву пришел вовсе не неуч, слепо, как росток к солнцу, тянувшийся к знаниям, а юноша, уже прикоснувшийся к науке своего времени, уже сделавший первый жадный глоток из чаши истины, понявший, что жажду эту побороть он в себе теперь не в силах, и с немалыми сомнениями и колебаниями решивший идти в Москву, точно зная, что лишь там он сможет утолить эту жажду. 7) Таким образом, явление Ломоносова в Москву — это не некая игра судьбы, не случайность внезапного озарения, а неизмеримо более серьезное отражение сложного духовного процесса человека с уже сложившимся характером. (Я.К. Голованов)

 

1. Тема текста отражена в варианте…

А) Гости Москвы

Б) Явление Ломоносова в Москву

В) Пешеходы на московских улицах

 

2. Идея текста выражена в предложении…

А) №1

Б) №6

В) №7

 

3. Текст можно разделить на…

А) три абзаца

Б) четыре абзаца

В) пять абзацев

 

4. В тексте абзацы связаны таким средством синтаксической связи, как использование…

А) вводных слов

Б) прямого и обратного порядка слов

В) парцелляции (деления) конструкций, т.е. изъятия из предложения какой-либо части и оформление ее (после точки) в виде самостоятельного неполного предложения.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: