Методические рекомендации по проведению лабораторных занятий




Лабораторные занятия дополняют и конкретизируют материал, изложенный в учебной литературе по дисциплине «Проблемные вопросы уголовного судопроизводства по отдельным категориям уголовных дел».

Лабораторные занятия проводятся в следующих формах: выполнение лабораторных работ, тестирование, разбор конкретных ситуаций, решение ситуационных задач.

Цель лабораторных занятий – практическая отработка и закрепление полученных знаний, получение навыков самостоятельной работы студентов с учебной, научной литературой, статистической информацией, теоретического анализа, умения разбираться и ориентироваться в современных проблемах уголовно-процессуального права.

Проведение лабораторных занятий предполагает развитие у студентов профессиональной заинтересованности, юридического мышления, а также выработку профессиональных навыков анализа и самостоятельного применения знаний по уголовно-процессуальному законодательству при выполнении практических заданий и решения ситуационных задач,.

Активные методы обучения предполагают более глубокое усвоение материала, понимание сущности изучаемых правовых явлений и, как результат – получение соответствующих знаний, умений и навыков, формирование компетенций:

работа в команде при решении задач;

самостоятельное приобретение студентами знаний для решения конкретных проблем при подготовке к занятиям;

использование, группировка и концентрация знаний, полученных студентами из разных областей в контексте решаемых задач по всем темам дисциплины.

При проведении лабораторных занятий используются такие интерактивные методы обучения, как выполнение проблемных заданий (кейс заданий), решение ситуационных задач.

Анализ конкретной ситуации является одним из распространенных методов организации познавательной деятельности студентов. Ситуация – совокупность фактов и данных, определяющих то или иное явление. Анализ и разрешение ситуации осуществляется методом разбора.

Решение ситуационных задач позволяет студенту осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка. Специфика данного вида задач заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер, но для ее решения необходимо конкретное предметное знание нескольких учебных дисциплин. Обязательным элементом задачи является проблемный вопрос (вопросы), который должен быть сформулирован таким образом, чтобы студенту было понятно, что от него требуется при решении задачи.

При решении ситуационной задачи преподаватель и студент преследуют разные цели: для студента – найти решение, соответствующее данной ситуации; для преподавателя – освоение студентом способа деятельности и осознание его сущности.

Решение ситуационных задач может способствовать развитию навыков самоорганизации деятельности, формированию умения объяснять явления действительности, повышению уровня функциональной грамотности, формированию компетенций, подготовке к профессиональному выбору, ориентации в ключевых проблемах деятельности юриста. Во всех случаях решение задач направлено на достижение межпредметных результатов.

В каждом конкретном случае необходимо отыскать соответствующую норму (нормы) уголовно-процессуального кодекса и применять ее к установленным и подтвержденным доказательствами фактическим обстоятельствам дела.

Студент должен правильно охарактеризовать природу и состав правоотношения, определить точный смысл правовой нормы, применить нормативный материал к конкретным отношениям и облечь проделанную работу в соответствующую форму (постановление, протокол и пр.). При этом в одних задачах вопросы, на которые следует ответить, сформулированы в тексте, а в других студент должен сам поставить вопросы и дать на них развернутый ответ со ссылкой на источник.

Решение задачи предусматривает следующие стадии применения права: 1) установление фактических обстоятельств дела; 2) выбор нормы права; 3) решение юридического дела. С практической точки зрения целесообразнее начинать с выбора нормы УПК РФ. Во-первых, норма очертит круг исследуемых обстоятельств, не позволит установить факты, не относящиеся к данному случаю. Во-вторых, для вынесения решения необходимо сделать умозаключение, в котором большей посылкой служит норма права, а меньшей - фактические обстоятельства, сопоставляемые с этой нормой. В такой же последовательности целесообразно излагать и ход решения задачи (а правоприменительному органу решать юридическое дело).

Основным условием успешной работы студентов на лабораторных занятиях является предварительная подготовка: необходимо изучить нормативные правовые акты, рекомендованную по данной теме литературу. В процессе подготовки к занятиям студентам рекомендуется использовать СПС «Гарант», СПС «КонсультантПлюс» и различные электронные библиотечные системы.

В процессе выполнения лабораторной работы предстоит выполнить следующее:

составить план исследования;

отобрать источники информации;

спланировать и организовать сбор первичной информации;

систематизировать собранную информацию;

произвести анализ изученного материала.

Составление плана исследования

План исследования должен содержать формулировку цели, постановку задач исследования, характеристику метода сбора информации, характеристику источников информации.

 

Подбор источников информации

При подборе информационных ресурсов следует учитывать, что основная часть лабораторной работы строится на основе конкретных статистических и аналитических материалов.

Для правильного проведения лабораторной работы необходимо:

Собрать первичные источники информации – статистические данные, публикуемые в периодической печати, статистических сборниках, аналитических обзорах различных государственных организаций, в том числе и размещенных на информационных сайтах.

Вторичные источники информации – отчеты и доклады, различные публикации (материалы конференций, семинаров) и др.

Статьи по избранной теме, публикуемые в периодических изданиях – юридических изданиях, газетах.

Официальные документы – Конституцию РФ, законодательные акты, постановления Правительства РФ, министерств, ведомств и т.п.;

Монографии, коллективные работы, сборники трудов, различные справочники, энциклопедии.

Основная часть л абораторной работы состоит из трех основных разделов:

1. Теоретический – раскрывается содержание основных понятий, категорий и терминов, порядок расчетов тех или иных статистических показателей, на основании которых будет выполнена лабораторная работа.

2. Практический – представляются фактические данные, материал основывается на тщательном и всестороннем изучении и глубоком анализе статистического и фактического материала, действующих нормативных правовых актов. Для проведения дальнейшего анализа большие статистические материалы и цифровые данные необходимо по возможности сгруппировать, классифицировать, для наглядности преобразовать в обобщающие графики или диаграммы.

3. Аналитический – проводится анализ представленных данных, необходимо определить закономерности и тенденции изучаемого явления, найти аргументацию для обоснования своего методологического подхода или собственного мнения по изучаемому вопросу. В этом разделе должна быть отражена специфика данного явления на конкретных примерах, предложены основные пути и направления решения проблем, выявленных при проведении исследования.

Завершающим этапом в выполнении лабораторной работы является ее защита, то есть демонстрация знания темы исследования, представленной в электронном виде.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: