Выражение замысла автора и основной проблематики через поэтику и композицию рассказа




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Институт дистанционного образования

 

Реферат на тему «Целостный идейно-художественный анализ научно-фантастического рассказа «Дверь в стене» Г. Уэллса»

 

 

Глазыриной А.В. / /

15.11.2011

Проверила:

Песоцкая С.В. / /

 

 

 

Томск 2011

Содержание

1. Место жанра научно-фантастического рассказа в культурной

эпохе Г. Уэллса……………………………………………………….3

2. Выражение замысла автора и основной проблематики через поэтику и композицию рассказа……………………………………………....5

3. Система стилистических средств, применяемых в рассказе………9

4. Заключение…………………………………………………………...18

5. Список использованной литературы……………………………….19

 

Место жанра научно-фантастического рассказа в культурной эпохе Г. Уэллса

Рассказ «The Door in the Wall», на основе которого выполняется работа, написал в 1906 году английский писатель Герберт Уэллс. Он относится к жанру научно-фантастического рассказа, хотя среди читателей он пользуется славой «городской сказки». Г. Уэллса считают родоначальником научно-фантастической литературы XX века и крупнейшим мастером критического реализма, который внес значительный вклад в общелитературный процесс.

Творческое наследие Уэллса очень велико. Ему принадлежит около сорока романов, множество публицистических работ, киносценариев. Уэллс — автор многочисленных рассказов, весьма разнообразных по тематике и форме [12].

Конец XIX столетия ознаменовался большими научными открытиями, систематизацией ранее накопленных знаний. Но тот же период истории Англии был отмечен и резким обострением классовых противоречий. В какой связи находятся оба эти процесса — такой вопрос настойчиво вставал перед Уэллсом, видевшим в науке средство улучшить жизнь людей [12]. Романы Уэллса обычно делят на научно-фантастические, бытовые и романы-трактаты. Уэллс — художник исключительно чуткий к общественным переменам — посвятил литературному труду более пятидесяти лет. В разных исторических условиях выступали на первый план разные стороны идеологии и дарования писателя.

Для литературы идея «Двери в стене» была столь же революционна, как идея Эверетта (высказанная 62 года спустя) для физики. Но, как это часто бывало в истории литературы, поначалу новые идеи не очень-то вдохновили авторов тогдашней фантастики – было много и других тем, не столь, видимо, экзотичных как для писателей, так и для читателей. У Г. Уэллса были, конечно, последователи, но вовсе не в массовом количестве [18].

Несмотря на то, что этот рассказ причисляют к научной фантастике, по моему мнению, в нем есть и черты утопии.

«Современная утопия» занимает особое место в творчестве английского писателя. Он пишет: «Утопия — это мечта. Это «царство будущего», которое человек создает себе в грезах. Это то лучшее будущее, ради которого человек борется, живет» [13]. Уэллс является родоначальником утопии XX века, эпохи глобальных мировых потрясений, когда народные массы были заняты поиском новой лучшей жизни, организации государства. На фоне этих потрясений создаются произведения великих писателей, которые сейчас имеют большое историческое значение. И среди таких писателей фигура Герберта Уэллса занимает значимое место. Его новеллы во многом уникальны. Каждая из них открывает удивительный, целостный мир. Единство взгляда на мир вообще хорошо чувствуется в произведениях Г. Уэллса. Цельность натуры, цельность творческой личности – согласитесь, не часто встречающееся свойство [16]. Учитывая сведения исследователей, можно сказать, что его считали вторым Жюлем Верном, певцом прогресса, научным фантастом номер один эпохи Эйнштейна. Время идет, смелые предсказания сбываются или находят опровержение, одно поколение следует за другим, уходят в прошлое старые кумиры. Но, как ни странно, интерес к Герберту Уэллсу и значение его творчества только растут. Несмотря на то, что его шедеврам уже более ста лет [17].

 

Выражение замысла автора и основной проблематики через поэтику и композицию рассказа

Как писатель-социолог, Герберт Уэллс всю жизнь был верен главной теме и задаче творчества: убедить людей отдать все силы построению прекрасного будущего, создать идеальное общество, и главное - найти свое место в этом прекрасном мире. Именно идея места в мире, движения человека к его мечте и является основной проблематикой данного рассказа.

Анализируя творчество Герберта Уэллса, мы можем увидеть восприятие мира писателем и вопросы, которые занимают его: существенную роль, которую играет для писателя стремление к прекрасному, лучшему будущему. Основная проблематика рассказа – это постоянный поиск смысла жизни в целом, попытка ответа на вопрос, что для человека важно в этой жизни. Ведь жизнь у человека одна, и её нужно прожить так, чтобы не говорить уже в 40 лет, как Уолесс: «Я начинаю уставать от жизни, и все земные радости, какие выпадают мне на долю, кажутся мне ничтожными». А ведь данный человек продвинулся в жизни очень далеко, получил хорошее образование в Оксфорде, практически получил должность министра. Но не в этом для него счастье, счастье в этой двери, а зелёная дверь на белой стене, в данном случае позиционируется Уэллсом как возможности, которые каждый человек не может реализовать, даже когда очень хочет. Человек выбирает, что важно для него, и порой забывает, что он хочет сам. Уоллес всю свою жизнь искал эту дверь, он видел в ней своё спасение, волшебный сад манил его. Еще один вопрос, который затронул Уэллс в данном рассказе, это тема рая. Человек, хоть раз увидевший этот волшебный сад, стремится туда попасть всю оставшуюся жизнь.

Данный рассказ имеет определенную структуру, которую можно схематически изобразить следующим образом:

 

 

               
   
 
     
 

 

 


 

           
 
   
     
 
 

 


Важную роль в романе играет фантастика. Например, способ перемещения героев в Утопию, мысленный способ общения между утопийцами, существование параллельных миров.

Все это служит выражению замысла автора - нарисовать образ идеального общества и побудить людей найти свой смысл жизни, свой идеальный мир, двигаться к своей мечте несмотря ни на что.

Успешную реализацию замысла автора и проблематики рассказа обеспечивает специфичная для данного рассказа поэтика:

· герои, изображенные в данном рассказе, застыли в неподвижности;

· здесь присутствует упрощенный взгляд на человека, нет индивидуализации характеров;

· существование внутреннего конфликта героя с самим собой, т.к. он не достиг своей мечты, хотя и искал ее всю свою жизнь;

· мир за дверью полностью отгорожен от внешнего мира;

· в рассказе нет сатиры, т.к. там идет утверждение идеала и противопоставление этого идеала реально существующей действительности;

· малогеройность и небольшой объем, что характерно для всех представителей жанра рассказа.

Замысел также осуществляется и через композицию рассказа.

Рассказ «The Door in the Wall» – это трогательная история человека по имени Лионель Уоллес, который добился исключительных успехов в жизни, сделал блестящую карьеру, но стать счастливым не смог, оттого что за суетой повседневной обыденности упустил возможности достичь заветного мира мечты. Всё, что было ценным для него, перестало иметь значение, и, скорбя о зачарованном саде за зелёной дверью, виденном в детстве, он бродит ночами по улицам, пытаясь его разыскать. В рассказе «Дверь в стене» главной идеей автора служит поиск, стремление к своей мечте. В произведении есть только один конфликт, который происходит внутри героя из-за невозможности реализовать свою мечту, придвинуться к более идеальному миру, раю. Лионель не мог реализовать себя в настоящем мире, поэтому всю жизнь пытался найти дверь, ведущую в «идеальный, сказочный мир», по его словам.

Для рассказа характерна рамочная композиция – рассказ героя встраивается в рассказ автора, и порой создается впечатление, что это одно и то же лицо. При помощи такой композиции удачно реализуется замысел автора – показать стремление человека к мечте, но не реализовавшееся в реальности, показать мир нереальный в сравнении с мирской суетой. Делается контраст между детством и взрослой жизнью рассказчика: в детстве он восхищался этим миром и попадал в него, а во взрослой жизни он ищет эту дверь, но его постигает разочарование. Это своего рода движение к мечте каждого человека, но, увы, не каждый из нас достигает ее. В каком-то роде показывается история большинства людей: в детстве мы все верим в существование сказки, а во взрослой жизни нас постигает разочарование. В заключительных строках автор словно подталкивает читателя к аллегорическому восприятию текста. И хотя смысл этой аллегории достаточно тривиален — мир вокруг нас не так прост и понятен, как его представляет себе обыденное сознание, в исполнении Уэллса она не кажется такой уж примитивной. Рассказ наводит на мысль (тоже не новую, но от того не менее актуальную) о мотивах принимаемых человеком в своей жизни решений. Как лучше поступить, войти в «дверь» или двигаться дальше по знакомому руслу? Ответ неоднозначен.

В конце рассказа задается риторический вопрос, и читателю дана возможность решать самому, чем был этот рассказ о зеленой двери и волшебном саде. Каждый сам определит, что для него реально. Суть рассказа не в том, что будет после смерти, гораздо важнее то, какую жизнь человек проживет. Превратит ли человек свою жизнь в волшебный сад, или согласится с «реальностью» серых улиц?

Композиция романа включает в себя большое количество синтаксических повторов (особенно глаголов) с целью задать речи темп, акцентировать важные моменты произведения, передать сильные эмоции. Мотивом является стремление к лучшей, совершенной жизни, стремление к мечте. Используется детализация изображенных предметов и существ, а также суммирующее обозначение мира. Присутствует субъективная точка зрения, герою не важно, что подумают о нем или его мире, главное, чтобы ему поверили. Рассказ ведется в основном по воспоминаниям главного героя и происходивших с ним событиях в прошлом. Также дается контраст и сравнение (сопоставление и противопоставление) двух миров («за стеной» и реального). Временная организация специфична для научных текстов: нет точного отрезка времени, да оно и не важно.

Все эти составляющие объединяются в сложное единство и создают цельность и смысловую законченность произведения. Только при этих условиях замысел автора может осуществиться, что и успешно реализуется в данном произведении.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: