Попов Владимир Александрович (1934 – 1995) 6 глава




О РОДНОЙ ПРИРОДЕ


ИВАН КОДАНЁВ

В ДАЛЬНЕМ ЛЕСУ


Вот-вот солнце сядет за деревьями, прочертит свой извечный круг, сбросит на землю ночь, затаит тайгу. Пора и нам подумать о ночлеге. Может, под старой елью на лапнике? Или у свежего стога на поляне, выросшего за один день? Где придётся в этот раз? Кто знает… Уж охотник не пропадёт, это точно!

Я прислушиваюсь: не хрустнет ли ветка? Где-то тут бродит мой напарник.

- Захарче-е! Эге-ге-ей!

А тот не отзывается. Видно, свернул в ту сторону, где откликались на манок рябчики. Мне было слышно, как он их подзывал. Но выстрелов не было. Попискивали птахи, гукал филин, заладил своё дятел…

Я брёл по сухому бору-беломошнику, выглядывая поляну либо какое открытое место. Нерушимо высились сосны-великаны. Пахло хвоей. Иногда с сухим стуком шмякалась шишка.

И – замер! Вижу: у большого, поваленного бурей дерева лежит растерзанная лошадь. Это – работа медведя, не иначе. Приглядываясь, определил, что там уже полакомились и другие звери, и птицы-стервятники. Чу! И теперь кто-то угощается.

Осторожно приблизившись, я разглядел росомаху. Стоял я от неё шагах в двадцати, но она и не думала удирать. Знать, сильно проголодалась.

 

Хищница, злобно урча, косилась в мою сторону, скалила зубы, но только после того как оторвала кусок мяса, убежала в лес.

Подошёл мой товарищ. Я рассказал ему о росомахе.

- Давай покараулим? – предложил он. – Она так просто добычу не оставит.

Мы расположились неподалёку.

Темнело. Солнце уже село. Подул сырой, холодный ветер. Приятель мой поёжился.

- Зябко, - сказал он. – Может, пойдём? Пора и на ночлег устраиваться.

- Наверное, уже не придёт, - согласился я с ним.

- Не-ет! Росомаха здесь. Где-то рядом, - ответил он. – Затаилась и наблюдает. Ей темень не помеха! Видит как днём. Ждёт, когда уйдём. Хитрый зверь! И опасный. Видел её лапы? Короткие, но мощные. На таких лапах она за ночь не один десяток километров по тайге испетляет в поисках добычи, и хоть бы что! И никого не боится. Когда голодна, бросается на самых сильных зверей. Даже лось её побаивается. А уж пакостница… Ни один силок или капкан без внимания не оставит. Всё крадёт! И зайцев, и белок, и рябчиков. Нет от неё житья охотникам!

Мы прислушались. Было тихо. Ни хруста ветки, ни шуршания листвы…

С севера ползла огромная чёрная туча. В лесу стало мрачно, черно, затаённо. Потом блеснула молния, загрохотал гром…

Мы поднялись и пошли искать ночлег. Пока пробирались, всё чаще сверкала молния, раскатисто гремел гром. На первой же широкой просеке нашли стожок. Свернули к нему. Разжечь костёр было делом одной минуты. Мы торопились. Стало накрапывать, и очень хотелось хлебнуть горячего чайку.

Котелок вскоре забулькал, загудел на таганке. Словно просил убрать его с углей. Обжигаясь, мы пили крепкий вкусный чай и смотрели на огонь.

Гром иногда слышался сверху, но уже откуда-то издалека доносился. Ветер переменился, и туча пошла стороной. На небе высыпали яркие редкие звёзды.

- А ведь она, наверное, за нами шла, - зевнув, сказал мой товарищ, уминая себе место на стожке.

- Кто? – спросил я.

- Да росомаха! Кралась, говорю, следом. Провожала.

- Могла бы и напасть?

- Могла. А то вдруг вернёшься и унесёшь её добычу! – засмеялся приятель.

Я не знал, шутит он или всерьёз, но всё же стало как-то не по себе.

«Бр-р…» - передёрнул я плечами и полез поскорее в душистое мягкое сено.


Задания к тексту:

Кто поведал нам историю, произошедшую в лесу?

Что поразило рассказчика - охотника?

Докажите, что охотники – люди, хорошо знающие лес и повадки зверей.

Что вы узнали из рассказа о росомахе? Почему её называют «пакостницей»? Подтвердите свой ответ словами текста.

Прочитайте те предложения в тексте, которые помогут представить красоту тайги, услышать звуки, которыми она наполнена.


ИВАН КОДАНЁВ


ЗАБОТЛИВАЯ МАТЬ


Люблю побродить по лесу. Столько увидишь нового, порой неожиданного! Приятно слышать шум деревьев, голоса лесных обитателей. Сколько разных мыслей промелькнёт, о чем только не передумаешь во время этих походов, каких только историй не вспомнишь – своих или услышанных от бывалых людей.

Частенько вспоминаю неторопливый рассказ лесника Петровича, к которому я наведываюсь при случае.

«На моём пути встретился бурливый ручей, - начал свою быль лесник. – Перебрался я через него и вошёл в негустой бор. Торжественно в нём как-то, тихо. Я переходил от ствола к стволу и вдруг заметил, как из-под мшелой коряги взлетела глухарка и торопливо, не скрываясь, полетела впереди меня, потом села где-то в кустах.

Так, так, сразу догадался я. От гнезда уводит. Эта лесная курица зазря не поднимется… Э-э, так и есть, нагнулся я возле коряги. Вон как гнёздышко замаскировала! Под комлем большого поваленного дерева, в зарослях низкорослого кустарника устроила она гнездо из сухого сена. Отогнув ветки, насчитал я семь яиц. Вот выведет птенцов, к осени они подрастут и станут крупными, жирными птицами. Полюбовался, осторожно отпустил ветку. Трогать гнездо нельзя! Только спугнёшь глухарку да ещё хищникам укажешь сюда дорогу…

Побрёл дальше. До чего у нас красивые места! В этом бору всегда сухо, даже после осенних дождей. Мощная зелёная крона надёжно прячет землю даже от ливней. В мягком ягеле тянутся вверх молодые сосенки. Их иглы и молодая кора нежны и душисты, а в воздухе такой стойкий аромат смолы и свежей зелени! А тут гляжу, из-под мощных корней упруго выбивается, бежит лесной ручеек. Где-то спрятался родничок, не иначе. Вода в ручье прозрачная и холодная-холодная…

Бор этот кончается на высоком берегу Вычегды. Оттуда открываются необыкновенно красивые дали. По реке идут теплоходы, мчатся катера. Низкие протяжные гудки нет-нет да эхом прокатятся над безбрежьем тайги…

Под косогором – узкая лента речного песка. Пока по-весеннему прохладно, песок лежит сырой, уплотнённый. А летом, в жаркие дни, он так и слепит глаза! Белый-белый, чистый, без сора, точно пропущенный через сито. Так и тянет прилечь на него, погреть косточки… Э-эх! Над водой стремительно носятся ласточки.

Возвращаюсь домой прежней дорогой. Иду и привычно обшариваю взглядом ельник, овражки, бугорки. Это ведь самые грибные места! Вспоминаешь прошлогодние походы. Вон под тем деревом нашёл белый гриб, похожий на румяную булку. Боровички растут здесь кустами, гнёздами. Срезаешь осторожно первый, а рядышком, под палым листом, - второй, третий… Гриб – он умело прячется. А сколько радости, когда его обнаружишь! Очень много тут красноголовиков, моховичков, которые видны издалека. Осенью много брусники, черники… Так и не заметил сам, как снова повернул к коряге-то. Очень захотелось посмотреть ещё раз на глухарку. Остановился, ожидая, когда она снова взлетит, но нет, было тихо. Удивился, конечно. Подошёл, развёл кустики. Вот это да! Гнездо-то опустело…

Вот это чудо! – изумился я. Когда же она успела перенести яйца в другое место? Догадалась, что гнездо ненадёжно, и унесла? Ну что ж! Может, и к лучшему… Шёл я по лесу и всё вспоминал заботливую глухарку. Вот оно, материнское сердце! Сколько беспокойства, заботы и любви вмещает; сколько, а?» - закончил свой рассказ Петрович.


Задания к тексту:

Прочитайте заглавие произведения. О ком можно прочитать в тексте с таким заголовком?

Назовите героев рассказа. Знаете ли вы, как выглядит птица-глухарка? А кто такой лесник?

О каком чуде из жизни природы рассказал лесник?

Чему он удивился, а чем восхитился?

С чего лесник начинает свой рассказ? А чем заканчивает? В каких словах выражается отношение лесника к глухарке?

Почему автор так озаглавил этот рассказ?

О каких богатствах тайги вы узнали из рассказа лесника?

Что вы узнали о правилах поведения в лесу? Какие слова лесника можно считать полезными советами?


ИВАН КОДАНЁВ


ПЕРВЫЙ СНЕГ


Люблю встречать в тайге первый снег – ту пору, когда совершается перелом с осени на зиму.

Ещё вчера возле лесного домика, как напоминание о тёплых днях, грустно белела молоденькая берёзка, а нынче – не отличишь её на белом фоне. На узкой тропке морозец прихватил комки грязи, и они хрустят под ногой. Там, где были ямки с водой, - лужи с ледяной коркой. Ещё к ночи задул сильный ветер, и тайга гудела под его порывами, а потом посыпал снег… Утром он лежал сухой и пушистый, обложил все деревья словно ватой, а на поникших берёзах развесились длинные белые гирлянды. И сразу вокруг необычная тишина, в которой лёгкий щелчок кажется звонким. Зверь и птица попрятались, точно провалились невесть куда. Но это только кажется…

Едва углубишься в лес, как где-то в кустах заверещит красногрудый снегирь. А вот и синица пробудилась, прыгает по веткам, поёт: «Пинь-нинь-нинь…» На снегу точно «записана» вся жизнь леса. У поваленной осинки успел попировать заяц – видны цепочки его следов, свежие отметины на коре дерева. Вдоль лесной тропки бегал рябчик, склёвывая припорошенную бруснику. Вон и ягоды рассыпал: убежал, напугал кто-то…

Опытный следопыт сразу обнаружит след лося, куницы, лисы, горностая. Лес полон жизни!

Едва начало тускнеть, подступили сумерки – опять повалил снег, но теперь густой, липкий. Ночью уже ударил мороз, за стеной потрескивают деревья.

Позже видишь: белка сменила шубку. Шёрстка стала пепельно-серой с тёмной рябью. В стужу или когда налетит вьюга, белка не вылезает из дупла: в её домике тепло, сухо. Отверстия в дупле забиты уже мохом, чтобы холод не проникал.

Куница днём отсыпается в глухих, укромных местах, а ночью промышляет. Такой маленький зверёк, а сколько энергии, силы! Охотится ночью, когда удобней напасть на сонную белку, отыскать рябчика или косача, зарывшегося в сугроб. Было время, когда куницы всё реже встречались в наших местах. Мех её ценится, а промышляли её много, хищнически. Нынче охота на куницу ограничена.

Не подумайте, что куницу так легко взять! Это юркий, хитрый, умный зверь. Нужна хорошая собака, нужно самому обладать немалым опытом для того, чтобы напасть на след куницы, а главное – метко стрелять! Совершая головокружительные прыжки с дерева на дерево, куница может бежать без остановки километрами. Её легче поймать в капкан или в особую ловушку, чем добыть промысловым способом, с ружьём.

Самый красивый и величественный обитатель наших лесов – это лось. Зимой живёт тем, что обгладывает молодые деревца, гибкие ветки. Поздно осенью самец сбрасывает свои причудливые рога, а к весне у него отрастают новые.

Горностай и заяц щеголяют в белых шубах, почти неприметны на снегу. Медведь укладывается в глухих местах в берлогу, спит до весны. Волки держатся ближе к людскому жилью, там легче выкрасть овцу, схватить зазевавшуюся собаку. Волку в зимнее время голодно…

Издалека обнаружишь рыжую плутовку лису. Её природа обидела, не дала маскировочной одежды, но зато лиса неутомима в охоте, никто в лесу не умеет лучше её подкрадываться к добыче.

Трудно и птицам. Ягоду засыпали сугробы. Теперь идёт в пищу грубый корм: старые почки, молоденькие веточки-побеги. Но птахи не унывают, веселят лес звонкими песнями.

Вот такая приходит зимушка-зима в нашу парму!..


Задания к тексту:

Как изменился лес, как только выпал первый снег?

Как на снегу «записана» жизнь леса? Докажите, что зимний «лес полон жизни».

Прочитайте о повадках белки, куницы, лося, медведя.

Что вы ещё узнали о кунице? Что беспокоит автора?

А кому зимой трудно и голодно? Почему?

Почему автор заканчивает рассказ восклицательным предложением? Прочитайте его. Выделите в тексте слова и выражения, которые помогут вам описать красоту зимы в парме.

Почему рассказы Ивана Коданёва помещены в разделы «Мой край родной» и «О родной природе»?

ИРИНА ЗАПОРОЖЦЕВА


БЕЛАЯ ЗЕМЛЯ


Я улечу. Но долго сниться

Мне будет белая земля,

Зеленоватые зарницы

На тёмном небе декабря,


И как зимой ревут метели,

И как балки врастают в снег,

И первая капель в апреле,

Что вдруг напомнит о весне.


Весна приходит здесь, как счастье,

И растревожит жизнь мою,

И я бегу за ней по насту,

И синий воздух жадно пью.


Мне долго, долго будет сниться

Ивняк, промёрзший у реки,

Где бродят, крадучись, лисицы,

И щурят хитрые зрачки.


Задания к тексту:

Почему северную землю называют белой?

Что вызывает у героя особые чувства, когда он покидает эту белую землю? О чём он будет вспоминать?

С чем сравнивается весна? Почему?

Как меняется настроение героя? О чём он будет грустить?


ИРИНА ЗАПОРОЖЦЕВА


ОЛЕНЁНОК


Важенка отелится,

Приведёт телёнка;

Говорит мне ненец:

«Хочешь оленёнка?


Оленёнок рыжий,

Даже резать жалко,

Будет добрый пыжик,

Покупай на шапку!»


Шапки мне не надо –

Малыша жалею:

«Отпусти со стадом,

Пусть растёт оленем;


Пусть снежок хватает

Добрыми губами,

Пусть бодает солнце

Сильными рогами!»

Задания к тексту:

Что объединяет слова «важенка», «оленёнок», «телёнок»?

Что вас огорчило, когда вы прочитали стихотворение?

Какой вопрос вы бы задали автору?

А какие чувства вызывает у автора предложение ненца? Докажите.


ВЛАДИМИР АНУФРИЕВ


СОРОЧЬЯ ВЕСНА


Идёшь в конце зимы по лесу, смотришь по сторонам и вдруг замечаешь в развилке ветвей на каком-нибудь дереве кучу мелких веточек.

Это непоседа сорока гнездо строила. Ну и что, коль зима и снег ещё лежит нетронутый. Солнце однажды пригрело, стрекотухе и показалось, будто весна идёт. А раз весна, нужно гнездо строить, детей заводить. Сорока веточки таскает целый день и в развилке устраивает. То так положит, то эдак. Хочется ей, чтобы получше вышло, попрочнее.

Только недолго терпения у сороки хватает. На следующий день подул ветер с севера, затянул небо студёной мглой. Сорока и бросила гнездо: мол, ошибочка вышла, далеко ещё до весны.

Через неделю вновь солнце пригрело, сорока опять за веточки взялась. Но стоит студёному ветру подуть – опять за веточки взялась. Но стоит студёному ветру подуть – опять бросает…

Долго зима с весной спорить будет. И сколько «домов» недостроенных сорока оставит – кто знает?

Вон она по дорогое скачет. Прыг-скок, прыг-скок. То белой грудкой повернётся, то чёрным крылышком. Белое – чёрное. Белое – чёрное.

Хорошая это птица. Мне нравится, что она так крепко в весну верит.


Задания к тексту:

О какой особенности северной весны рассказывает автор?

Как вы понимаете выражение «зима с весной спорят»?

Какие слова и выражения помогают нам представить сороку? Прочитайте. Попробуйте описать эту птицу.

Перечитайте текст и расскажите, как сорока строит гнездо?

В каких словах показано отношение автора к сороке?

Почему произведение называется «Сорочья весна»?


ВЛАДИМИР АНУФРИЕВ


ВОТ ТАК ВСТРЕЧА!


Однажды наш полевой отряд расположился вдалеке от посёлка. Примерно раз в неделю надо было ходить в посёлок за почтой, а заодно письма домой отправлять и покупать в магазине свежий хлеб. До посёлка идти километров десять охотничьей тропой, потом столько же по старой лесовозной дороге и ещё минут сорок плыть по реке на моторной лодке, которую мы оставляли в заливчике маленького ручья.

Ходить на почту вызвался я. Очень я любил эти маленькие путешествия.

Чтобы обернуться за день, приходилось вставать очень рано. Солнце самый краешек из-за горизонта выставит, в лесу тихо, лишь мелкие пичуги попискивают спросонья. Но вот начинает воздух постепенно согреваться, и тогда на травы выпадает роса. Только что было сухо, а вот уж сапоги заблестели от влаги, как новые стали. И огромные капли повисли на каждой травинке и веточке.

В это время оживает лес.

- Ю-р-р-р! – на сучке рядом со мной запела птичка с чёрной головкой и рыжими перьями по бокам. Это со мной юрок здоровается.

- Сип-сип-сип-сип, сиа-сиа-сиа, - вспорхнул вверх с одной берёзы и плавно спланировал на вершину другой лесной конёк – невзрачная серенькая птичка.

- Тра-та-та-та-та-та-та, - загрохотал маленький пулемётчик – пеночка-таловка.

Иду лесовозной дорогой, улыбаюсь. И чудится, что каждая птица, каждый зверёк, которые встречаются на пути, радуются доброму утру и встрече со мной.

Один лишь медведь невзлюбил меня. То ли ему не нравилось, как я весело с птицами пересвистываюсь, то ли поспать был охочь, а я его будил рано – он ведь за километр человека даже во сне чувствует.

Недалеко от реки лесовозная дорога идёт по дну глубокого распадка, где журчит весёлый прозрачный ручей. Крутые склоны здесь поросли кедром. А там, где давным-давно дорогу ровняли бульдозером, теперь бурно разросся малинник. На солнечном припёке ягоды быстрее созревают, медведи такие места любят.

Когда я иду мимо малинника, медведь меня всегда пугает. Такой вот он озорник. Наверху спрячется, чтобы я его не увидел, рявкает и ветками трещит. Однажды корягу под гору столкнул. А то станет лапой бить по сухой лесине. По всему распадку гул идёт:

- Бам-м! Бам-м!..

Но я медведя не боюсь. Он молодой, пошалить хочется – как мне это не понять. Иду себе дальше, посвистываю. А вслед мне ещё долго слышится:

- Бам-м! Бам-м!

Медведь меня каждый раз встречал и провожал. Можно сказать, подружились мы с ним. Только увидеть его никак не удавалось.

Но вот иду я как-то в середине лета по старой дороге – нет моего знакомого озорника, тихо в малиннике. Даже грустно стало. Где же он пропадает? Ведь как раз малина поспела.

Остановился я полакомиться ягодами. От кустика к кустику бреду, забрался в самую чащу. И – здрасьте! – нос к носу с медведем встретился! Он тоже ягодами лакомился, от кустика к кустику передвигался. Увлёкся душистой малиной.

Увидел меня медведь, вскочил на задние лапы, рявкнул и – наутёк! Я повернулся и тоже – дёру, со страху даже шляпу потерял!

Бежит медведь в одну сторону, про меня, наверно, думает: «Ой, страшный какой!»

Я в другую сторону лечу, про него думаю: «Ой, какой большой!»

Вот так у нас с медведем и дружба врозь.


Задания к тексту:

Можно ли этот рассказ назвать весёлым? Почему?

Кто поведал нам эту забавную историю?

Почему автор любил путешествия на почту? Какие звуки леса доставляли ему особое удовольствие? Прочитайте описания птиц.

Почему рассказчику казалось, что медведь его невзлюбил? Прочитайте, как об этом говорится в тексте.

Удивило ли вас что-то в рассказе? Почему же медведь не напал на человека, а убежал?

Что вы узнали из рассказа о медведе? А что можете сказать об авторе?


ВЛАДИМИР АНУФРИЕВ


ОТЧАЯННЫЕ ОТЦЫ


Однажды мы заметили странное явление. У самца маленькой тундровой птички чечётки оказалось два гнезда. И в каждом самочка насиживала яйца. А ведь и ту, и другую надо кормить, да ещё у каждого гнезда песни попеть!

А представляете, сколько дел прибавляется у папы-чечётки, когда выводятся птенцы! С одной-то семьёй морока, а тут – две. Птенцы пищат, есть просят, мамы детей кормить не успевают. Папаша просто разрывается – то здесь поможет, то там. Да ещё гнёзда друг от друга далеко. Пока от одного до другого долетишь… Наш отец уж и сам, видно, не рад, что два дома завёл. И самочки на него, наверное ругаются:

- Где тебя так долго носит? Вертихвост, а не отец! О детях не думает!

Ну, совсем как у людей.

Только чечётке не унывать! Весёлая это птичка. Уж кажется, ни каких сил больше нет, столько корма птенцам перетаскал, ан нет: взлетит наш самец на былинку, да и затянет свою немудрёную песенку: «Чи-чи-чи, чёт-чёт-чёт, пой-и, по-й-и-и, чёт-чёт-чёт!»

Так с песнями и детей вырастил. Видно, весёлый характер помог.

Стало нам интересно: только ли у чечёток отцы могут по два семейства заводить, или у других видов так тоже бывает? Приехали на следующий год в экспедицию и стали наблюдать за мелкими куличками. Оказалось, что дело это трудное – птички-то все одинаковые. Как узнать? Ловить и кольцевать нельзя: вдруг с гнезда спугнёшь.

И Виктор придумал отличную вещь!

Выбрали мы гнездо, из которого самец кулика-воробья часто отлучался, взяли химический карандаш и ножиком настрогали грифель прямо на край гнезда. Спрятались. Самец прилетел и отпустил самочку покормиться. Она выпорхнула, а он сел на гнездо да ещё покрутился на нём, чтобы поплотнее яйца укрыть. А сам прямо с лужи прилетел. «Ну, - думаем, - попался!»

Только у кулика вода с перьев шариками скатывается. Встал наш самец, отряхнулся, ни пятнышка на нём. Что делать? И так мы гадали, и эдак. Наконец получилось. Пропитали кусочки мха специальными чернилами для приборов самописцев и положили их на краю гнезда. Встал самец в очередной раз, отсидев свою смену на яйцах, а по всему белому брюшку у него кольцо от чернил. Теперь ни с кем не спутаешь!

Эта хитрость помогла нам узнать, что у куликов тоже по два гнезда бывает.

Но в основном птицы одним домом живут.

Задания к тексту:

О каком странном явлении из жизни тундровой чечётки вы узнали из рассказа?

Прочитайте, как папа-чечётка выкармливал птенцов.

Докажите, что автор сравнивает птиц с людьми.

Как учёным-путешественникам удалось узнать, что и у других птиц бывает два гнезда?

Что же вы узнали о жизни птиц из этого рассказа?


ВЛАДИМИР АНУФРИЕВ


ПРО ПЛАВУНЧИКА


В тундре животные чаще всего у воды живут. Тем более что тут кругом вода. Там озеро блестит. И там, и там. А вон маленькая речка течёт.

Весной в тундре шум и гам. Всю зиму земля молчала и теперь словно наговориться не может. Песцы у нор сидят, тявкают на гусей, уток, куликов. А те возле воды суетятся, гнёзда строят.

Все птицы как птицы. Плывёт по озеру гагара – только голова из воды торчит. Плывёт утка – половина тела погружена. А у кулика-плавунчика одни ноги в воде, будто стоит на чём-то. Это он лапками так гребёт – быстро-быстро. И ещё юлой крутится. Тюк-тюк-тюк – по воде клювом. Личинок собирает. Очень потешная птичка. Словно вертлявый поплавок на воде. Так её и прозвали – «плавунчик».

Но это ещё не всё. Обычно у птиц самцы яркие, красивые, а самочки серенькие, неприметные. Им на гнёздах сидеть, от врагов таиться, потому нельзя яркое платье носить.

А у плавунчика всё наоборот: самочка ярче, а самцы тусклее. Почему? А вот почему.

Бежит самец-плавунчик по бережку, ищет чего-то. Ага, нашёл. На кочку вскочил и давай на брюшке крутиться. Это у него гнездо, и он его приминает, чтобы на кладке удобнее сидеть было. Хозяйственный!

Потом в гнездо самочку приведёт. Та яички отложит, а остальное – не её дело. Она с подружками летает весело по тундре. А плавунчик в это время птенцов насиживает.

Каково, а?

Лето кончается. Самочки уже на юге порхают. Хорошо им там. Самец же только-только в путь с детьми собирается. Вон стайка плавунчиков на озерке крутится. Где папы, где дети, уже и не различишь.

Вышел последний час северного короткого лета, и полетели они.

Только с неба – нежное, быстрое: «Пить-пить-пить…».


Задания к тексту:

Почему в тундре весной шум и гам?

С чем сравнивает автор кулика-плавунчика? Почему? Чем ещё необычна эта птичка?

Подготовьте рассказ о кулике: чем отличается от самочки, как плавает, строит гнездо, насиживает птенцов, собирается с детьми в путь.

Чем необычны и интересны рассказы Владимира Ануфриева? Захотелось ли вам ещё прочитать что-нибудь о животных и птицах? Прочитайте рассказы в сборнике «Мишкин мундир».


СТЕПАН РАЕВСКИЙ


ЛЕСНОЙ ДОКТОР


Раннее утро. Падает мягкий, как пух, снежок, будто в воздухе порхают белые бабочки. Тишина. Лесные обитатели спят сладким сном.

Рассвело, и вокруг стало бело, светло.

Скользишь на лыжах по лесной тропинке и невольно любуешься: по обеим сторонам стоят могучие сосны и ели, покрытые белым снегом, ветви широко раскинуты. Иногда большой клочок снега сползает с них и тяжело падает на землю. После этого ветки долго качаются, и в воздухе вьётся снежная пыль. В лесу уютно, гулко, воздух чист…

Где-то впереди стучит дятел. Пойду, думаю, взгляну, как он работает. Приготовил фотоаппарат и иду тихонько, чтобы не спугнуть. Тропа вывела на небольшую поляну – редколесье. Где-то здесь… Ага, вон ты где! Дятел вцепился когтями в осину и старательно долбит её.

Красивая, гордая птица. Голова и спина чёрные, на темени – красное пятно, в чёрных крыльях – белые «зеркальца». Упёрся твёрдым хвостом в ствол и стучит, стучит, будто торопится поскорее выдолбить древесных жучков-вредителей, которые портят деревья. Не зря ведь его называют лесным доктором!

Удивительно мудро устроила природа лесную жизнь. Нет врагов в пернатом мире у жуков-короедов, и было бы дерево беззащитно против них, если бы не дятел. Эти жуки – его пища и пища его прожорливых детей, и он прекрасно вооружён, чтобы достать вредителя леса из самого крепкого его укрытия. Долбит дятел только заражённые деревья и этим даёт сигнал нам, людям – срубите это дерево, чтобы оно не заразило соседей!

Дятел – умная птица. Чтобы вывести птенцов, дятел делает уютное дупло, но никогда не использует его дважды, каждый раз выдалбливая новое. А старым пользуются многие другие полезные птицы, такие, как синица или мухоловка, которые тоже гнездятся в дуплах, но сами не могут их строить…

Я долго наблюдал за ним, сделал несколько снимков. За это время дятел успел продолбить две дыры в осиновой коре, и то ли жук там не попался, то ли он съел его так, что я не заметил, но он начал долбить третью. Не знаю, нашёл ли он в конце концов то, что искал, но через какое-то время вскрикнул и улетел…


Задания к тексту:

Почему дятла называют лесным доктором? Прочитайте описание дятла.

С чем автор сравнивает снег? Нравится ли вам это сравнение? Почему? С чем ещё можно сравнить снег?

Чем ещё любуется автор? Прочитайте.


СТЕПАН РАЕВСКИЙ


ВОРОБЕЙ


Мороз – за сорок. Над деревней висит серовато-белый туман. Тихо. Изредка прошумит невидимая машина, как бы напоминая о том, что жизнь всё-таки не остановилась, где-то у кого-то есть какие-то дела. И опять – тишина…

Я спешу домой из конторы совхоза, стараясь дышать пореже – ледяной воздух обжигает горло. Прячу лицо в воротник – недолго и обморозиться. Скорее бы добежать до дому, в тепло. Вот уже и изба моя показалась. Ещё прибавляю шагу.

Впереди на дороге стайка воробьёв – копошатся, клюют что-то. Их никак не обойти. И когда я приближаюсь, они взлетают, исчезают в тумане. Но что это? Улетели не все, один лежит на дороге. Наклоняюсь, смотрю – живой, бусинками глаз следит за мной, но не шевелится, даже когда беру его в руки. Что с тобой, бедняжка? Вроде бы не ранен, лапки, крылышки целы, но вялые какие-то, безжизненные. Лежит воробей на ладони, тепло маленького тельца едва улавливается. Лежит, не шевелится.

Я дохнул на него раз, другой, спрятал за пазуху и поторопился домой. В тепле, может быть, отогреется. Уже у самого крыльца чувствую – зашевелился мой подопечный, ворочается, трепещет за пазухой. Достал его – тёплый совсем, комочком собрался, упруго в кулаке шевелится. И только раскрыл ладонь – встрепенулся он и полетел. Низко, неуверенно, над самой землёй, но – полетел, до смородинового куста дотянул, уселся было на ветку, но не удержался. Трепыхаясь, бухнулся в снег. Лежит, разбросав крылышки, дышит тяжело. Я подошёл, попытался, было, снова его подобрать, но только руку протянул – нет, на этот раз он сдаваться не собирался. Воробей напрягся, тяжело вспорхнул и полетел, всё дальше и выше. И сел на берёзу. И уже не упал. Перепрыгнул с ветки на ветку и … зачирикал. Ожил малыш и о том возвестил миру …

… Через полчаса я нарочно вышел посмотреть, как дела у моего пернатого «крестника», не нужна ли снова ему помощь – ведь мороз не спадал. Однако его и след простыл – ни на дереве, ни под деревом никого не было. Улетел, стало быть, к друзьям своим, в компании корм искать веселее.

Вот ведь, много ли надо тепла маленькой птичке, чтобы снова ожить и весело чирикать!..


Задания к тексту:

Чем опасен сильный мороз для таких маленьких пташек как воробьи?

Какие чувства вы испытывали, когда читали рассказ? Почему?

Докажите, что рассказчик – это автор. Что вы можете сказать об авторе?

Как он называет воробья? Как описывает его? Почему использует такие слова?

Наблюдали ли вы за поведением птиц в морозную погоду? Чем человек может им помочь?

О каком тепле для маленькой птички говорит автор в последнем предложении текста?

О ЖИЗНИ ДЕТЕЙ


ЕГОР РОЧЁВ


МАЛЕНЬКИЙ МИТРУК И БОЛЬШАЯ ТУНДРА

(Главы из повести)


ПАСТУШОНОК

Ранней весной снег в тундре твёрдый и гладкий. Зимние ветры плотно прибили голубой наст, и он сверкает на солнце, как зеркало. Полозья нарт скользят по нему, почти не оставляя следов. Только оленьи копыта, похожие на чёрные стаканчики с острыми краями, режут снег. Оттого-то и кажется: снежный покров – это белая книжная страница, а оленьи следы – буквы. Кто умеет читать, тот узнает всё: большой или маленький олень прошёл, быстро или медленно и куда он путь держал.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: