Найдите в тексте слова и выражения, в которых переданы чувства и отношение молодой жены к мужу-королевичу.
Какая мудрая мысль заключена в этой сказке?
Докажите, что эта сказка волшебная. Какие ещё особенности есть у этой сказки?
Богатырь
Хантыйская сказка
В одной земле, или в царском городе, Мощь-богатырь жил. У него столько богатства было, что на бумагу не записать и в уме не удержать. Однажды, когда он сидел с друзьями за обильным сладким столом, услышал от слуги, что к нему пришли три небесных посланца. Он говорит:
- Эту ночь пусть у двери ночуют. Не пускайте их ко мне.
Три небесных посланца в дверь комнаты входят. Вечером они вместо кроватей на трёх поленьях спали. В комнате слуга спал. Как он ни старался, но так и не заснул. Так он до середины ночи лежал. Вдруг среди ночи один небесный посланец говорит:
- Этой ночью в одном городе у одной женщины родится сын. Я приказываю: пусть на этой земле он будет самым сильным, когда вырастет.
- Пусть этот мальчик живёт до ста лет.
Третий небесный посланец говорит:
- Царь Мощь-богатырь – плохой. Посмотрите, как он плохо с нами обращается. Пусть в этом городе правит этот мальчик.
Когда богатырь от слуги это услышал, собрался ехать в тот город, где мальчик родился. Оделся как купец, взял товарищей и далеко ли, коротко ли отправился. Нашел в городе эту женщину и остановился в её доме. Смотрит, у неё действительно есть сын: такой хороший, такой пригожий, в сказке не рассказать, словами не описать. Он у этой женщины стал сына просить, много денег, золото, товары предлагал. Женщина долго не хотела, потом всё же продала сына этому купцу. Мощь-богатырь дал женщине много золота, денег, сына её взял и обратно отправился. Когда он этого мальчика забирал, была зима. Пока он шёл, решил мальчика убить, чтобы он в его городе не правил. Он с дороги свернул и мальчика в снег посадил, думает: «Он здесь умрёт. Ночью замёрзнет, на моё место никогда не сядет». Потом он в город вернулся и стал дальше жить. В это время к Мощь-богатырю ехал в гости его друг. Он ехал на лошади по той дороге, возле которой мальчика в снег посадили. Этот человек смотрит, в стороне от дороги что-то есть. Он туда пошёл и увидел мальчика. Вокруг мальчика снег, а сам он на травке сидит. Тот приехал и стал рассказывать, как он мальчика нашёл. Мощь-богатырь узнал мальчика, которого он бросил, и стал просить друга, чтобы тот его продал. Друг сначала не хотел продавать мальчика, но в конце концов продал его Мощь-богатырю.
|
Потом Мощь-богатырь с мальчиком стали дальше жить. Мальчик тем временем всё больше и больше вырастает, как взрослый мужчина становится. С каждым днём Мощь-богатырь всё больше и больше его боится. Он помнит слова трёх небесных посланцев и дурные мысли ему в голову приходят. Мощь-богатырь зовёт самых сильных из своих слуг, посылает их в тёмный дом. Говорит им:
- После того, как я уйду, сюда войдёт человек, вы его схватите и убейте, как бы он ни кричал, что бы он ни говорил. Если вы его не убьёте, я вас всех убью.
После этого подошёл к мальчику. Говорит:
- Друг, сходи-ка в тот дом, позови ко мне мастера Ювана.
Мальчик ничего не сказал и пошёл к тому дому. Когда шёл, слышит – кто-то его зовёт. В сторону от дороги повернулся, видит – сидит седобородый старик. Он туда подошёл. Старик говорит:
|
- Внучек, посиди здесь, я тебе сказку расскажу.
Тот говорит:
- Нет, нет, дедушка, я тороплюсь, меня царь послал.
- Что за срочное дело. Царь подождёт, дела нет, а моя сказка короткая да мудрая. Садись-ка, послушай, - говорит старик.
Мальчик сел, стал сказку слушать да и уснул. Царь тем временем ждал, ждал, думает: «Наверно. Уже убили, пойду-ка посмотрю». Мощь-богатырь пошел туда и в дом вошёл. В тёмном доме не видно, кто вошёл. Слуги схватили его и скорее убили, тот даже ни разу не крикнул.
В это время старик мальчика разбудил, и тот пошёл в дом, куда его послали. Он туда приходит, смотрит – его царь убит, вокруг убитого царя стоят пять слуг, головы повесили. Тут он и понял, что царь задумал. Он пятерых слуг царя отпустил и стал в городе Мощь-богатыря править. С этим счастьем и сейчас живёт.
Задания к тексту:
Как и почему небесные посланники решили наказать Мощь-богатыря?
Почему Мощь-богатырю не удалось избавиться от мальчика? Кто и что ему помешало?
Почему сказка так закончилась? Жалко ли вам Мощь-богатыря? Почему?
Найдите слова и выражения, которые часто встречаются в сказках.
Чем богатырь в хантыйской сказке отличается от богатырей русских народных сказок? А каких богатырей коми народных сказок вы знаете? Что можете о них сказать?
Золотой конь
Хантыйская сказка
Жил один человек, и была у него дочь. Долго ли, коротко ли жили, однажды вечером говорит мужик дочери:
- Доченька, посмотри-ка мне голову.
Дочь стала смотреть голову и увидела золотую гниду*.
- Батюшка, я сдуну эту гниду?
- Нет, не дуй, - отец отвечает. – Плохо тебе будет.
Дочь не послушалась его слов, дунула. И тогда эта гнида превратилась в золотого коня. Отец говорит:
|
- Что же делать, пусть имя этого коня будет: из гниды появившаяся гнидная лошадка, из вши появившаяся вшивая лошадка. Кто имя этого коня отгадает, тому бесценную женщину, дорогую мою дочь отдам в жёны.
Вскоре гости стали приезжать. Имя отгадывают, отгадывают, никто отгадать не может. Пока отгадывали, с улицы входит ростом с искру Хула-Малы*, голова у него величиной с берестяной короб. Говорит:
- Ну-у! Кто же не знает имя лошади: из гниды появившаяся гнидная лошадка, из вши появившаяся вшивая лошадка.
Мужик испугался, куда ему деваться. Ведь он дочь ему обещал. Дочь по матери, по отцу плачет. Говорит она:
- Ты иди, я за тобой пойду.
Ростом с искру Хула-Малы пошёл. Конь говорит хозяйке:
- Садись на меня, я полечу. Хвост и ноги мои берестой оберни, станет он тебя догонять, тогда сама выбирай, что делать.
Села она на коня, и они полетели. Хула-Малы догоняет, схватит он за бересту – береста отваливается. Ещё схватит – береста отваливается. Так и отстал.
Конь поднялся выше туч, выше облаков. Летел, летел, прилетел в царский город. Опустился конь на землю и говорит:
- Здесь живёт бог города с тремя сыновьями. Войди туда, тебя накормят, напоят. Будешь спать, тебе оленью шкуру постелят, ты верхнюю часть книзу постели. Меня к толстому дереву не привязывай, к молодой траве, к маленькой травинке привяжи, я никуда не денусь.
Вот женщина в дом вошла. И правда, её накормили, напоили, спать стала, край оленьей шкуры, где голова, в ноги постелила, так и спала. Узнали, что она женщина. Взял сын бога города её в жёны.
Долго, коротко ли жили, отправили мужа на войну. Коня жены с собой взял. Жена ему наказала:
- Коня моего к толстому дереву не привязывай, к молодой траве, к маленькой травинке привязывай.
После того, как муж уехал, у жены родился сын. С этой вестью отправили к мужу слугу. Письмо послали: «После того, как ты уехал, у твоей жены родился сын – на одной щеке месяц, на другой щеке солнце».
Слуга уехал. Когда ехал, в яму провалился. Оказывается, ростом с искру Хула-Мулы сидит, костёр развёл.
- Эй, куда идешь, давай мне, что имеешь. Если не отдашь, я тебя убью.
Слуга письмо и отдал. Хула-Мулы прочитал письмо, разорвал его в клочки и другое письмо написал: «После того, как ты уехал, у твоей жены родился щенок».
С этим письмом слуга приехал. Хозяин письмо прочитал и написал ответ: «Пусть уж щенок живёт, пока я не приеду, никуда его не девайте».
Слуга обратно отправился, думает: «Пойду-ка я другой дорогой». Пошёл по другой дороге, только вдруг провалился. Хула-Мулы, смеясь, стоит:
- Давай письмо, а то убью.
Отдал слуга письмо. Хула-Мулы прочитал его, в клочки разорвал и другое письмо написал: «Жену мою и сына прочь прогоните, близко не пускайте».
Слуга пошёл домой. Дядя письмо прочитал. Испугались все: жаль, невестка очень хорошая. Да что поделаешь, отправили её подальше. Сына за пазуху положила, самую лучшую одежду надела и пошла, куда глаза глядят. За город вышла, про своего коня вспомнила. Наконец появился он с большим бревном: муж её, оказывается, его к толстому дереву привязывал. Еле двигается конь, совсем ослабел. Конь ей говорит:
- Нести тебя у меня нет сил, разрежь мой живот, войди туда, сама выберешь, что делать.
Женщина вошла в живот коня, сознание потеряла. Когда очнулась, видит – они в золотом доме. Сын её бегает и кричит:
- Мама, отец пришел!
Из окна выглянула: оказывается, ростом с искру Хула-Мулы катается по крыше. Меч схватила, дверь открыла и крикнула:
- Иди, сюда заходи!
Только Хула-Мулы голову внутрь просунул, она его мечом надвое разрубила. Затем вышла из дома, развела большой костёр и черта туда бросила:
- Пусть никогда на этой земле такие черти не появляются.
После этого смотрит: по дороге её муж идёт, плачет. Она его в дом позвала, они помирились и стали жить дальше.
Задания к тексту:
Что случилось с главной героиней сказки? В чём причина всех её несчастий?
Какие черты характера других героев мешали женщине быть счастливой? А кто был главным виновником всех её бед? Как называют чёрта в коми народных сказках?
Прочитайте ещё раз заглавие сказки. А почему народ назвал коня золотым? Что означает выражение «золотой конь» в этом случае?
С какими словами женщина бросила в костёр Хула-Мулу? Как вы их понимаете? Можно ли смысл этих слов считать главной мыслью сказки? Докажите.
Вспомните сказки, в которых есть герой – волшебный конь. Чем он похож и чем отличается от чудесных коней сказок других народов?
Какую ещё сказку напоминает вам эта? Чем?
Голубая важенка
Карельская сказка
Жили когда-то муж с женой и дочерью. Однажды потерялась у них в лесу чёрная овца. Отправились мать с отцом её искать. Разошлись в разные стороны, идут, кличут овцу. Вдруг навстречу жене – Сюоятар*. Говорит:
- Плюнь в мои ножны*, обойди вокруг меня три раза – найдётся твоя овца.
Женщина обрадовалась, плюнула в ножны, обошла вокруг Сюоятар три раза и сама превратилась в чёрную овцу. А Сюоятар той женщиной обернулась и кричит:
- Эй, муженёк, я уже нашла овцу!
Пошли домой, а муж ничего не замечает. Привели овцу, заперли в хлев.
Дочь сразу приметила – это не её мать. Хоть и похожа на неё, а глаза неласковые, злые. Пошла девушка в хлев, на овечку глянула – глаза, как у родной матушки! Заплакала она. Овца и говорит:
- Ах, доченька, превратила меня Сюоятар в овцу, а сама моё место заняла. Пои ты меня из чистого ковшика, корми хоть корочкой хлеба. Не могу я пойло пить.
Стала дочь чаще в хлев ходить, поить мать из чистой посуды, поесть ей приносит что-нибудь получше. Сюоятар видит, что овца пойло не пьёт, говорит мужу:
- Совсем перестала эта чёрная овца есть и пить, надо её убить, не то околеет.
Дочь услышала это, прибежала в хлев, кинулась матери на шею, плачет-заливается:
- Хотят тебя, маменька, убить.
А мать её утешает:
- Ничего не поделаешь, доченька. А когда меня будут резать, приходи с отцом в хлев, возьми в платочек три капли моей крови и закопай этот платочек под окном.
Поплакали они вместе, попрощалась дочь с матерью и ушла домой. Утром отец засобирался овцу резать, наточил нож, а дочь следом за ним в хлев. Заплакала, просит отца не убивать овцу. Отец и сжалился, не убил. Вернулся в избу, повесил нож на гвоздь. На второй день Сюоятар разворчалась, отправляет мужа снова в хлев. Дочь опять побежала за отцом, просит его оставить овцу в живых. Не мог отец устоять перед дочерью, так и вернулся в избу. Сюоятар злится. На третий день отправляет мужа, наказывает, чтобы не возвращался, пока не убьет овцу. Опять побежала дочь следом, заплакала, но ничто уже не помогло. Зарезал отец овцу. Подложила дочь платочек, взяла три капли материнской крови, закопала под окном, как мать наказывала. И выросла на том месте белая берёза.
Тем временем родила Сюоятар дочь. Ещё больше невзлюбила она падчерицу.
Жили они так сколько-то времени. Однажды царь решил устроить пир. Надо царевичу невесту выбрать. Слуги царские созывают людей:
- Люди добрые, приходите к царю на бал. Здоровые люди сами придут, хромые – на коне приедут, слепые – на лодке приплывут.
Сюоятар засобиралась на бал. Дочь свою прихорашивает, а падчерице говорит:
- Тебе на бал нельзя идти, работы много. Да и надеть-то тебе, замарашке, нечего.
А сама разворотила печь и наказывает, чтобы к их приходу печь была на месте, как прежде. Ушли они, а девушка не знает, как за дело приняться. Пошла к тому месту, где платочек закопала, села под берёзой, плачет. Вдруг услышала она голос матери:
- Что ты, доченька, горько плачешь?
- Ах, матушка, ушли все на царский пир. Сюоятар разобрала печку и наказала к их приходу поставить на место. Если не сделаю, так меня убьют. А как я печку поставлю?
Мать и говорит:
- Отломи от берёзы ветку, ударь крест-накрест, скажи: «С маминого благословеньица, стань, печь, как прежде стояла».
Дочь так и сделала. Приходит обратно к берёзке, радостная. Мать спрашивает:
- Не хочется ли тебе, доченька, на царский пир-бал?
- Как же не хочется, да ведь у меня никакой одежды нет, только сарафан холщовый, что на мне.
Тут появился конь: один волос золотой, другой серебряный, а третьему и названия нет. Мать велит дочке в одном ухе умыться, в другом одеться и ехать на бал.
Приезжает девушка на царский двор, там слуги её встречают, коня привязывают к золотому столбу. Как вошла она в палаты царские, так всё кругом засветилось, будто солнышко из-за тучи выглянуло. Царевич как посмотрел на неё, так и глаз не может отвести. Весь вечер вокруг неё ходит, только с ней танцует.
А дочери Сюоятар за столами не видно – не пустили её в палаты. Сидит она в передней избе на лавке около печки. Кухарка ворчит: «Ходят тут всякие, побираются, не сидится дома!» Стала чугун доставать из печи ухватом, да черенком и ударила дочь Сюоятар – у той шишка огромная вскочила над глазом.
А девушка уже домой засобиралась. Захотелось царевичу узнать, кто она такая и откуда приехала. Решил он на хитрость пойти: велел слугам дверной косяк дёгтем намазать, авось что-нибудь прилипнет. Побежала девушка – шапочка с головы и пристала к смоле. Взял царевич шапочку. А девушка выбежала во двор, вскочила на коня и уехала. Только её и видели.
Вернулась домой, надела свой холщовый сарафан, коров пригнала, убрала в избе и забралась на печь. Приходит Сюоятар с дочкой, та глаз прикрывает, ревёт во весь голос.
Девушка спрашивает:
- Что с тобой, чего ты плачешь?
А Сюоятар и говорит:
- Да вот очень уж прыткая, бегала с царевичем по царским палатам, играла и упала, чуть глаз не вышибла себе. Вот и выскочила на лбу шишка. А кто на печи сидит, с тем ничего и не случается.
И рассказывают они, какая красавица на бал приезжала. Девушка говорит:
- Не я ли хоть это была?
-Ты, замарашка, молчи уж там, на печи, перебирай золу! Тебя и на порог-то царский не пустят!
На второй день царь опять собирает пир, зовут всех: «Здоровые пусть сами придут, хромые – на коне приедут, слепые – на лодке приплывут». Сюоятар с дочкой опять пошла. А перед уходом смешала она ячмень, овёс и рожь вместе и наказала падчерице всё зерно за вечер перебрать, одно от другого отделить, да ещё коров с пастбища пригнать.
Осталась девушка одна, пошла к берёзе, рыдает. Мать спрашивает, отчего дочь так горько плачет. Девушка в ответ:
- Как мне не плакать, все ушли на пир, а Сюоятар перемешала ячмень, овёс и рожь и велела за вечер всё перебрать. Где мне успеть?
- Не плачь, доченька, возьми ветку с берёзы, ударь три раза крест-накрест и скажи: «С маминого благословеньица, отделитесь, зёрнышки, как раньше были».
Взяла девушка веточку, сделала, как мать наказывала, зёрна и отделились. Пошла она опять к берёзе. Дала ей мать коня: один волос золотой, другой серебряный, а третьему и названия нет. Умылась девушка в одно ухе, в другом оделась, стала краше прежнего и поехала на пир. Приезжает к царскому дворцу, а царевич уже поджидает её, привязывает коня к золотому столбу, берёт девушку за руку и ведёт в палаты, ни на шаг от неё не отходит.
А дочка Сюоятар опять на кухне сидит, кости перебирает. Её близко к царскому столу не подпускают. Кухарка ворчит, в сердцах толкнула чугун прямо на ногу дочери Сюоятар. Та завыла от боли.
Пир уже к концу подходит, девушке надо домой поспеть. А царевич скобу дверную дёгтем смазал, перстень тут и остался. Девушка вскочила на коня и уехала. Переоделась, коров домой пригнала и залезла на печь.
Приходят все с пира. Дочь Сюоятар хромает.
- Что с тобой? – спрашивает падчерица.
Мать говорит:
- Бегала с царевичем, в жмурки играла, упала и ногу ушибла. А кто на печке сидит, с тем ничего не случается.
Давай они наперебой рассказывать, что там было, как приезжала девушка невиданной красоты, и никто не знает, кто она и откуда.
- Не я ли хоть это была? – спрашивает девушка.
- Ты, замарашка! Сиди себе на печи, в золе, и помалкивай, - говорит мачеха.
Ну ладно. На третий день царь опять устраивает пир. Хочется царевичу узнать, что это за девушка, и жениться на ней. Сюоятар опять собирается с дочкой на пир. На этот раз налила она в молоко воды.
- Мы пойдём на царский пир, а ты тем временем отдели молоко от воды. И коров вечером пригони.
Ушли они. Девушка осталась одна, пригорюнилась, пошла на могилу матери: плачет-причитает, свою горькую долю оплакивает. Мать опять и спрашивает:
- Что ты, родная моя доченька, причитаешь, чем тебя обидели?
Рассказала она матери, какую работу оставила ей Сюоятар. Мать говорит:
- Отломи веточку от берёзы, ударь три раза крест-накрест, скажи: «С маминого благословеньица, отделитесь молоко и вода, как прежде были». И приходи сюда.
Взяла девушка ветку, ударила крест-накрест, как мать её научила. Молоко от воды и отделилось. Приходит обратно к берёзе. Мать даёт ей коня, краше прежнего. В одном ухе девушка умылась, в другом оделась и поехала на бал. Царевич встречает её, ведёт в палаты, за стол сажает, не отходит от неё.
А дочь Сюоятар опять на своём прежнем месте сидит, злится, что её не пускают в палаты. Кухарки и слуги ворчат на неё: «Путается тут в ногах, мешает». Одна кухарка схватила её за руку, оттолкнула в сторону, руку ей и вывихнула. Та опять в слёзы.
А девушка на пиру веселится, все ею любуются, и царевич больше всех. Побыла она своё время, опять быстренько в дверь – и убежала. А порог был дёгтем вымазан – башмачок к нему и прилип.
Хочется царевичу найти красавицу, где бы она ни была. На следующий день он собрал всех девушек, чтобы примерить шапку, перстень и башмачок: которой они подойдут, ту он и возьмёт за себя замуж. А Сюоятар очень хочется свою дочь за царевича отдать. Обтесала она у ней голову, чтобы шапочка пришлась впору, обстрогала палец, чтобы перстень надеть, обстрогала ногу, чтобы башмак подошёл, - всё и подошло. Видит царевич – не та это девушка, эдакая дурнушка, да что делать. Слово царское крепко, обещал – надо взять.
Поехал царевич к себе домой с невестой. Плывут на лодке.
А девушка коров на берегу пасёт и напевает:
Везёт царевич невесту:
Нога у неё обтёсанная,
Палец у неё обструганный,
А голова как курик*!
Царевич спрашивает:
- О чём там девушка поёт?
А невеста отвечает:
- Да это пастушка. Она с коровами переговаривается, себя забавляет.
Проехали немного. Девушка идёт по берегу, снова поёт:
Везёт царевич невесту:
Нога у неё обтёсанная,
Палец у неё обструганный,
А голова как курик!
Хочет царевич подъехать к берегу, спросить у пастушки, о чём она поёт, да невеста не пускает:
- Нечего слушать песни пастушки. Она коров ублажает, себя забавляет, делать ей больше нечего.
Поехали они дальше, а с берега снова песня доносится:
Везёт царевич невесту:
Нога у неё обтёсанная,
Палец у неё обструганный,
А голова как курик!
Не послушался царевич невесты, подъехал к берегу, девушка ему всё рассказала. Он как снимет шапку с невесты – так и есть: голова вся в крови, нога в крови и палец тоже.
Примерил на девушку- пастушку – ей всё впору. Взял её царевич в жёны, а дочь Сюоятар бросил в воду.
Но Сюоятар ничего об этом не знает. Думает – её дочка и есть жена царя.
Вот родила жена царевича ребёнка. Сюоятар пошла навестить внука и дочь. Плывёт в лодке, смотрит красивый цветок в озере вырос. Подъехала она ближе и хотела сорвать его для внука. А там голос такой тихий: «Что ты, мать, делаешь, чуть сердце моё не вырвала».
Узнала Сюоятар всю правду, оживила она дочь и поехала дальше.
Приходит в дом царевича, ничего не говорит. Истопила баню и там обратила жену царевича в голубую важенку, олениху, и отпустила по вольному свету бегать, а свою дочь во дворец привела. Видит царевич – что-то сталось с женой, вроде и не она это. Да ничего не говорит. А ребёнок день и ночь плачет, никто унять его не может – голодный, молока-то нет.
Жили - пожили. А у царя был пастух, коров пас. Сидит он как-то на пеньке, в свой рожок играет. Откуда ни возьмись – подбегает к нему голубая важенка и говорит:
Плачет ли моя ласточка,
Стонет ли моя зоренька?
Печален ли мой господин?
Я жена царевича, Сюоятар превратила меня в важенку.
Отвечает пастух:
Плачет твоя ласточка,
Стонет твоя зоренька,
И печален твой господин.
Важенка просит пастуха:
- Принеси ты завтра ребёнка в лес. Я приду сюда и буду кормить и холить его, пока другие олени в озере купаются… А если не будут давать, так ты скажи: «Раз не можете дома утешить ребёнка, дайте мне его в лес. Там под звон колокольчиков, под шорох ветвей, под шёпот листочков ребёнок, глядишь, и успокоится».
Под вечер бежит стадо оленей – мимо пробежали, бежит второе стадо – тоже мимо, третье стадо побежало – и голубая важенка с ними убежала.
На следующий день пастух пришёл в царские палаты и говорит:
- Дайте мне ребёнка в лес, я понянчу его там, раз он у вас всё время плачет.
- Дома не можем успокоить, где уж тебе, - говорят ему.
- А вы дайте, там под звон колокольчиков, под шорох ветвей, под шёпот листочков, может, дитя и успокоится.
Дали ему, авось и вправду утешит. Приносит пастух ребёнка в лес и кличет:
Важенка, голубонька,
Иди дитятко кормить,
Свою ягодку поить!
Оно у Сюоятар не ест,
У злой ведьмы не пьёт,
Из рожка не сосёт!
Важенка прибежала, сбросила с себя оленью шкуру, превратилась в женщину, взяла ребёнка на руки, кормит его грудью, а сама плачет, и смеётся от радости. Накормила, ребёнок успокоился, заснул. Целый день мать нянчилась, играла с ним, ласкала его.
Вечером отдала ребёнка пастуху, сказала, чтобы и завтра принёс. Накинула на себя шкуру и побежала за третьим стадом оленей.
Ребёнок дома всю ночь проспал спокойно, не плакал. Царевич удивился, задумался.
Утром пастух опять просит ребёнка. Не хотела Сюоятар давать ребёнка, да царевич её не послушался. Приходит пастух в лес, зовет важенку, прибегает важенка, сбрасывает шкуру, берёт своё дитя на руки, кормит его, убаюкивает, песенки поёт. Целый день провела с ребёнком, жаль ей уходить, да надо. Отдала ребёночка пастуху и говорит:
- Принеси его ещё завтра, в последний раз. А потом уж я прийти не смогу, уходит наше стадо в другие края, за далёкие моря.
Накинула на себя шкуру и побежала своё стадо догонять.
Пастух принёс ребёнка домой, ребёнок всю ночь спит без просыпу, не плачет, не беспокоится. Царевич уже не на шутку встревожился: тут что-то неладно! Решил он сходить к старушке вдове, что она скажет, она ведь всё знает. Пришёл он к ней и всё рассказал.
- Вот что, царевич, - говорит старушка, - не мудрено, что ребёнок успокоился, уже два дня он сосёт материнское молоко. Ведь твою жену Сюоятар обратила в голубую важенку, а женой у тебя её дочь. Вот важенка-мать и кормит ребёнка в лесу. Ты завтра опять дай ребёнка пастуху, сам иди следом за ним и спрячься. Важенка прибежит, сбросит шкуру, станет ребёнка кормить. А ты в это время шкуру сожги. Как только шкуру сожжешь, жена сделается мёртвой, но ты не пугайся. Там направо есть скала, под скалой два родничка - в одном мёртвая, в другом живая вода. Ты принеси этой воды, побрызгай сначала мёртвой водой, потом живой, она и оживёт. Только так ты спасёшь свою жену, не то она на всю жизнь останется важенкой.
На третий день царевич с радостью отдал пастуху ребёнка, а сам пошёл за ним следом. Приходит пастух в лес, зовёт:
Важенка, голубонька,
Иди дитятко кормить,
Свою ягодку поить!
Оно у Сюоятар не ест,
У злой ведьмы не пьёт,
Из рожка не сосёт!
Смотрит царевич – бежит важенка, что есть силы несётся. Прибежала, сбросила шкуру, взяла ребёнка на руки, села на пенёк и начала кормить и ласкать его. Царевич так и обмер – точно, его жена! Подкрался он, взял шкуру и бросил в костёр. Женщина чувствует – гарью пахнет:
- Кто мою шкуру сжёг, тот меня погубил! – и упала мёртвая.
Царевич побежал к скале, зачерпнул из одного родника мёртвой воды, из другого живой. Побрызгал мёртвой водой, потом живой – ожила жена, встала, обрадовалась, но ненадолго.
- Зачем ты меня спас. Всё равно Сюоятар погубит!
- Не погубит, ей недолго жить осталось!
Привёл он жену с ребёнком домой. А Сюоятар с дочерью в смоляной яме сожгли.
И стал царевич жить счастливо со своей женой и ребёнком.
Задания к тексту:
Какие черты характера падчерицы выделил карельский народ в этой сказке? Как о её характере говорится в сказке? Зачитайте отрывки.
Что вы можете сказать о Сюоятар? Как она наказана за свои злодеяния?
Какие события в сказке повторяются трижды? Почему?
Почему сказка так озаглавлена?
Как менялось, когда вы читали сказку? А каким оно стало, когда вы её дочитали? Могла ли сказка закончиться иначе?
Сочини свою волшебную сказку, похожую на эту, но помни: героиня – падчерица, в семье её обижают. Она должна пройти три испытания или выполнить три задания. Ей обязательно должен кто-то или что-то помогать.
Невеста - мышь
Карельская сказка
Было у крестьянина три сына. Старшего и среднего отец любил, ни в чём им не отказывал, а младшего считал дурачком и во всём его обижал.
Жили-поживали, сыновья стали взрослыми, пришло время их женить. Говорит отец:
- Вот, сыновья, вы уже взрослые, жениться вам пора. Поезжайте, кто куда пожелает, а завтра утром вернётесь и скажете мне, каких невест себе сосватали.
Принарядились старшие сыновья, дал им отец по коню, а младшему ничего не дал. Старшие братья поехали прямо в богатые дома, быстро себе невест сосватали, пригожих да с большим приданым. А младший брат пошёл куда глаза глядят, думает: «Кто за меня, горемычного, пойдёт, да и одет-то я не как жених!» Шёл, шёл по тропке, зашёл в лес, да потерял тропку. Видит – стоит избушка. Надо зайти, отдохнуть, спешить-то некуда! Зашёл, видит: посреди избушки стол стоит, на столе мышка сидит, на гостя глазёнки таращит. Сел парень на лавку, думает: «Подожду хозяев».
Вдруг мышь заговорила:
- Куда, добрый человек, путь держишь?
Удивился крестьянский сын, отвечает:
- Ведь ты мне ни помочь, ни помешать не можешь, зачем тебе это знать?
- А ты скажи, не скрывай, - молвит мышь, - может, я и смогу тебе помочь!
Понравилось парню, что мышь так приветливо с ним говорит, сказал ей правду:
- Жениться мне надо, невесту ищу, - и рассказал, как отец наказал всем братьям найти невест и как отправил их в путь.
- А ты женись на мне! – говорит мышь.
Это показалось парню до того забавным, что он рассмеялся, но как вспомнил свой дом, отца, задумался: «Раз все надо мною смеются, называют дурачком, я и невесту приведу по себе!» Согласился он жениться на мышке, обручился с ней и вернулся домой.
Собрались все братья. Старший и средний похваляются невестами, а младшему хвастаться нечем. Отец говорит:
- Ну, а ты, дурачок, кого сосватал?
- А я в лесу невесту нашёл.
- Кого это ты там сосватал?
- А что в лесу есть, то и сосватал.
Не стал он больше ничего объяснять, забрался на печку и лёг спать.
На следующий день отец позвал сыновей и говорит им:
- К завтрашнему утру принесите мне хлеб, испечённый вашими невестами. Я посмотрю, кто лучше печь умеет.
Отправились братья к своим невестам. Старший и средний едут, весело напевая. Младший тоже пошёл, хоть и не надеялся ничего получить. «Какой от мышки хлеб! – думает. – Разве что сухую корочку найдёт да принесёт». Добрался он до избушки, а мышь, его невеста, на столе сидит, словно ждёт. Спрашивает она у жениха:
- Зачем пожаловал, мой суженый, не за мной ли приехал?
- Пришёл за хлебом. Отец всех нас отправил к невестам, чтобы испекли для него хлеб. Хочет посмотреть, кто лучше печь умеет, - сказал он.
- Не тужи, ложись спать.
Только жених уснул, мышка вышла на крыльцо, позвонила в колокольчик:
- Родичи мои славные, слуги мои верные, собирайтесь все ко мне!
Сбежалось тут мышей видимо-невидимо! Говорит им мышь-невеста:
- Принесите мне каждая своё лучшее пшеничное зёрнышко!