Мама почистила зубы, умылась. Только взялась за полотенце, Мурик снова изготовился бежать в кухню. Встал головой по направлению к ней, хвост оттопырил – точно указательная стрелка. Мама из ванной, Мурик – вперёд.
- Иду уж, иду, - сказала мамам. – Твой желудок, Мурик, раньше тебя просыпается.
Мурик юрк в столовую и оттуда выглядывает: что ему мама даст?
У Мурика своя столовая. Стоит в кухне железная этажерка, покрашенная в белый цвет. На верхних её полках – кастрюли, а на нижней – две пустые банки из-под консервов. Это Мурикова посуда. Рано утром она всегда чистая – вечером мама или я её моем.
Мама достаёт из холодильника сметану, наполняет одну из банок и ставит в столовую.
- Кушать подано, сударь кот!
Мурик набрасывается на еду, словно его неделю не кормили. Он ужасный обжора. Ест больше меня. И никогда не капризничает. От овощей отказывается: любит капусту, свёклу. Когда я картошку на ужин чищу, сырую картофелину выпрашивает.
А больше всего он любит куриные лапки.
Когда он был маленький, эти лапки по всей квартире валялись. Смотрим мы телевизор, он в гостиную лапки тащит, чтобы ему грызть не скучно было.
Но что за дело – еду из столовой выносить? Мы его за это ругали. А Мурик кот сообразительный, быстро понял, чего от него хотят. И теперь, если упадёт у него кусочек на пол, он его зубами подберёт и в столовую положит. Вот такой воспитанный.
Мурик позавтракает, умоется и просится в детскую.
Под дверями сидит и дверь лапкой толкает. Коготки по дереву скребут, вроде бы и негромко, а всё равно просыпаешься.
Приходится вставать, открывать ему. Входи уж… Заходит лениво, с достоинством. Хочется скорее дверь закрыть, обратно в кровать юркнуть, а он не спешит, ещё и потянется на пороге.
|
Что ему наши желания? У него свой распорядок.
Правда, правда, он словно по расписанию живёт. Бывает, я составлю режим дня (нам в школе велят), повешу его на стенку, и всё равно не выполняю. Забываю даже в него посмотреть.
У Мурика наоборот. Нигде ничего не записано, но он всё помнит.
В детской первым делом Мурик начинает точить когти.
Сначала этим занятием он все вещи нам портил. Из дивана нитки повыдергал, теперь одна боковина вся лохматая, на ковре из-за него лысый кружок.
И ругать его за это было нельзя – котам и кошкам необходимо когти точить. Мы ногти подстригаем, а они когти точат, да ещё несколько раз в день. Мурик перепортил бы нам всю мебель. Но мама догадалась ему старый тапок подсунуть. Начнёт он диван лохматить, а мы ему: «нельзя» строгим голосом и тапок суём – подошвой вверх. Подошва Мурику понравилась. Через несколько дней он уже сам к тапку шёл.
Бывает в комнате идеальный порядок – это по субботам, а посреди комнаты подошвой вверх тапок валяется. Совсем не к месту. Но нельзя его было убрать.
Да так громко он свои когти точил! Словно ножики: вжик, вжик.
Иногда двери Мурику мама открывала, и тогда эта «точка ножей» меня живо будила.
- Ой, Мурик, дал бы ещё поспать, - бормочу я сквозь сон, а он – прыг на меня. И давай мурлыкать да лизаться. Мурлычет он громко, как самолёт. А лизаться любил! И щёки вылижет, и ухо, а язычок словно щёточка, да такой шершавый, даже больно становилось.
Ему разрешалось и на кровать прыгать. Ведь он всегда чистый был. На улице не гулял. А когда погуляет по крыше, мы ему лапы мыли.
|
Мурик как самый настоящий кот гулял по крыше.
Наша квартира на пятом этаже. Над нами крыша. Выйдет Мурик на балкон, цап-царап на шкаф своими наточенными когтями. А со шкафа на крышу запрыгивает.
Крыша панельных домов чёрная и плоская. Я уж не знаю, чем строители её мажут, только когда Мурик возвращался, его беленькие лапки были чернущие.
Мы ставили его в тазик и мыли лапы.
Он этого не любил, но терпел. Три лапы моешь, ничего, тихо стоит, но как до четвёртой доходило, терпение истощалось, он начинал рычать. Тихонько, можно сказать, вежливо. Мол, хватит уже, а то царапну. Но он никогда не царапался. Даже когда мы его целиком мыли. Вот тогда он рычал уже громко, с подвыванием. Покорно стоит в тазике с водой, а сам воет. Уши к голове прижаты – это говорит о самом ужасном расположении его духа.
У моих двоюродных брата и сестры есть кошка Мурка – беленькая красавица. Так с её помывкой просто беда. Дядя Толя и тётя Тамара после Муркиной бани ходили исцарапанные, словно дрались с целой сворой кошек…
А наш Мурик злится, но терпит. Только уж очень быстро ускакивает из ванной, когда его отпускаешь. Зато когда высохнет, становится блестящим, прямо шёлковым. Чего же не разрешать ему на кровать прыгать? Вечером он меня всегда усыплял. Я люблю спать на животе. Улягусь, руки под подушку засуну и прошу маму:
- Мам, положи на меня грелку!
Мама кладёт на мою спину Мурика. Он растянется во весь свой рост, замурлычет.
Ему, наверное, тоже приятно на мне спать. Я ведь тоже его грею. Так и засыпаю под его колыбельную песенку.
А когда я простужался, мама сама «грелку» тащила, да ещё Мурика уговаривала:
|
- Ты уж подольше Диму погрей, слышишь, Мурик?
Мурик жмурится, мурлычет. Он греет меня полночи, а потом всегда убегает. Наверно, жарко становилось. Досыпал он на стиральной машине. Нарочно для него на машину стелили старый шерстяной платок.
Или спал под потолком вместе с шапками.
А вообще он ужасно любил новые места и новые вещи.
Купили в квартиру новый шкаф – Мурик на всех полках полежал. Наверно, думал: «Для меня шкаф купили».
Смастерил папа новый стеллаж для книг – Мурик и его обновил. Папа меня из другой комнаты позвал:
- Дима, хочешь первую книгу на стеллаже посмотреть? Угадай, какая – в серой обложке.
Я не угадал – мало ли у нас книг в серых обложках, прихожу в гостиную, а на верхней полке стеллажа Мурик возлежит, на меня с гордостью щурится.
Обожал Мурик и тесные местечки. Особенно тёмные. Забьётся куда-нибудь, и не найдёшь его. Однажды искали его всей семьёй – нет кота, и всё тут …
И что бы вы думали?
У нас в книжном шкафу внизу ниша. Там лежали словари …, а с другой стороны – папины журналы …
Между словарями и журналами было немножечко места – тут и устроился Мурик. И как он там поместился? Мы бы так и не нашли его, да Мурику вздумалось потянуться. Из глубины ниши, как из пещеры показались две белые лапки.
- Мурик, вот ты где!
Я взял его за две лапы и подтянул к себе. Вытащил его из расщелины – тёплого, с ярко розовым носом. Он так недовольно повёл розовой кнопочкой – «зачем разбудили? Так сладко спалось».
Мы вообще-то зря его так усердно искали. Можно сделать проще: пойти в кухню и загреметь ложками и тарелками. Он бы сразу примчался! …
Мы считали Мурика членом своей семьи. В кухне у него была своя собственная табуретка. Садимся обедать или ужинать – Мурик восседает на своей табуретке. Конечно, он с нами не ест – мама его раньше кормит, в его столовой. Он уже сыт. Сидит, головой вертит – туда-сюда, туда-сюда: за нами следит. И ведь не голодный, а бросишь кусочек в столовую, быстро спрыгнет с табуретки и съест. И снова на свой пост. Потом голову на стол положит и принюхивается – что же мы такое едим?
Многое из нашей еды Мурику не нравилось. Про всякие каши, яблоки, чай Мурик, наверное, думал: «И как это можно есть?» …
Два года назад мы купили дачный участок. Он находился в лесу. Первым же летом папа построил сарай, а зимой мы домик подняли. Конечно, всё в нём было не достроено …
Мы с папой выкорчевали с участка деревья, этой весной посадили клубнику и картошку.
Мне и родителям очень нравилась наша дача. Но, оказывается, не только нам. В дом повадились мыши. Хозяйничали они и на грядках – грызли клубничные корешки.
И мы решили брать на дачу Мурика.
Мурик был ленивым домашним котом и мышей ловить не умел. Так хоть пусть попугает.
Ловить-то не умел, но как только учуял мышку под штабелем брёвен, ему сразу захотелось её поймать. Он долго ждал у штабеля – голова вперёд, ушки на макушке, как у зайца, глаза устремлены в одну точку.
Мышке надоело сидеть в норке, она и выскочила. Мурик – за ней по грядке. Нагнал и раз, раз лапой. Мимо. Пять или шесть мышей от него сбежало. И вдруг он поймал!
Да так обрадовался, что притащил эту мышь нам – похвастаться. Мы его похвалили. Верно говорят, что доброе слово и кошке приятно – каждые десять минут Мурик стал притаскивать мышку.
Летом на даче мы обедаем на улице. У нас здесь небольшой сколоченный стол, с одной стороны – кусты смородины, с другой – цветочная клумба. На ней цвели бархатцы.
Вот к этому столу и притаскивал Мурик свою добычу.
Я понимаю – кот он и должен ловить мышей. Не нами так заведено – природой. Но смотреть на его обеды было не очень-то приятно. Поэтому, когда он притащил к обеденному столу очередную мышку, мы его прогнали вместе с этой бедняжкой.
Больше он к столу мышей не таскал. …
Задания к тексту:
Почему Елена Габова так назвала повесть?
От чьего имени ведётся рассказ?
Как живётся Мурику в доме у мальчика? Докажите, обращаясь к тексту.
Что вы можете сказать о характере мальчика? Какие чувства он испытывает к коту? А как к Мурику относятся мама и папа Димы?
Какие необычные повадки, привычки есть у Мурика? Как к ним относятся окружающие его люди?
Можно ли, прочитав эту повесть, научиться ухаживать за котом? О чём при этом надо помнить?
Интересно ли было читать это произведение? Какие эпизоды помогли автору сделать его весёлым?
Если вы хотите знать, какие приключения случались с Муриком на даче, как он пропал, и что было дальше, найдите в библиотеке книгу Елены Габовой «Повесть о настоящем коте» и прочитайте.
Живёт ли кот в вашем доме? Чем он похож, а чем отличается от Мурика?
Напишите о нём маленький рассказ.
ЕЛЕНА ГАБОВА
ВАРЁНАЯ СОСУЛЬКА
Серёжка и Димка возвращались из школы. У обоих в руке по сосульке. Мальчишки шли и лизали эти сосульки. Было вкусно. Светило солнце и таял снег.
- Вот бы сосульку с сахаром, - сказал вдруг Димка.
От удивления Серёжка остановился.
- А зачем? – спросил он.
- Чтоб вкуснее…
Эта мысль Серёжке понравилась. Дома он прошёл в кухню и для начала посыпал сосульку солью. Лизнул. Вкусно. Серёжка вытащил хлеб и стал есть сосульку с хлебом. Откусит хлеб – полижет сосульку.
Потом он посыпал сосульку сахаром, как советовал Димка. Потом окунул её в банку с вареньем. Сосулька становилась всё вкуснее и вкуснее.
Прибежал кот Мурзик. Серёжка дал ему попробовать сосульку с вареньем, но коту не понравилось. Может, он боялся заболеть ангиной.
Что ещё делать с сосулькой, Серёжка не знал. Она уже здорово таяла и залила весь стол. Но всё равно сосульки оставалось много. Лизать её больше не хотелось. Но и выкидывать было жалко. И Серёжка опустил её в кастрюлю с супом, которая стояла в холодильнике.
На обед пришла мама. Вытащила суп и поставила на газ греться. А потом разлила суп по тарелкам.
Конечно, суп с сосулькой был гораздо вкуснее, чем суп без сосульки! Серёжка попросил добавки. Он ел и улыбался.
- Знаешь, что мы едим? – загадочно спросил он у мамы.
- Что? – мама испуганно посмотрела в тарелку и даже помешала в ней ложкой.
- Сосульку.
- Сосульку? – мама заглянула в кастрюлю, из которой валил пар, и сказала: - Хорошо, что я суп прокипятила.
- Да она не грязная! А когда она вареньем запачкалась, я её вымыл.
Мама была хорошей.
- Никогда раньше не ела варёной сосульки, - созналась она.
- Правда, вкусно?
- Соли маловато.
- А ты подсоли.
Но мама вдруг решительно отодвинула тарелку.
- Нет, Серёжка, я больше супа с сосулькой не хочу. Воды в ней много, сосульке твоей. Суп жидковатый стал. Ты больше сосулек не бросай, ладно?
Жалко.
Серёжка уже представлял, как он идёт по улице с сумкой в руке и оттуда, как морковины, выглядывают сосульки для супа. И все тётеньки спрашивают, где он набрал таких крупных, хороших.
Задания к тексту:
Понравился ли вам Серёжа?
Можно ли назвать мальчика фантазёром? Докажите.
Поступок Серёжи вызывает у вас одобрение, осуждение или смех?
Что вам показалось особенно смешным в этом рассказе?
Случалось ли с вами что-нибудь подобное?
ЕЛЕНА ГАБОВА
ЧЕМ ВРЕДНЫОВРАГИ
На уроке природоведения третьеклассники проходили тему «Овраги». Учительница рассказала, чем они вредны: овраги размываются весенней водой и с каждым годом становятся больше. На этих землях могла бы расти картошка или хлеб. А овраги эту землю как будто съедают.
В конце урока Петя поднял руку.
- Что, Петя? – спросила учительница.
- Хочу добавить, чем ещё вредны овраги.
- Очень хорошо.
- В прошлом году в деревне утонула бабушкина корова, - сказал Петя, - и этим они вредны.
Ребята засмеялись. Учительница тоже улыбнулась и ответила Пете:
- Это, конечно, беда. Но я думаю, корова попала туда случайно. За ней просто не доглядели.
На следующем уроке ребята повторяли тему. Они всё поняли правильно, ответы были хорошие.
Петя снова поднял руку.
- Петя, что ты хочешь сказать?
- Овраги вредны тем, что когда весной в них текут ручьи, там могут утонуть коровы.
Ребята снова засмеялись.
Но Петя не стал на них сердиться. Ведь они не знали, какая замечательная корова была у бабушки. Добрая. С большими глазами. Какое вкусное молоко она давала.
А звали её Зорька.
Задания к тексту:
Прочитав рассказ, ответьте на вопрос: «Чем же вредны овраги»?
Что об этом говорила учительница? А почему Петя настаивал на своём мнении?
Как отнеслись ребята к высказыванию Пети?
А почему он не стал на них сердиться?
Прочитайте слова и выражения, в которых передаются чувства мальчика.
Смешной или грустный этот рассказ? Поясните своё мнение.
ЕЛЕНА ГАБОВА
(Из рассказов про Аринку)
ЦАРЕВНА - ЛЯГУШКА ЗАСНУЛА
Папа делал Аринке лук и стрелу. Аринка очень любит стрелять из лука: натягивает тетиву, выпускает стрелу, и она летит далеко-далеко. Аринка смотрит, куда она падает, и бежит забирать. Ведь другой-то стрелы у неё нету.
В первый раз стрела упала в муравейник под сосной. Муравьи тащили к муравейнику сухие сосновые иголки, мелкие палочки. «Видно, утепляют на зиму свой домик», - подумала Аринка. Она положила на муравейник горсточку иголок. Муравьи забегали быстро-быстро, наверно, обрадовались такой неожиданной помощи.
Аринка взяла стрелу, стряхнула с неё муравьишек и лизнула языком там, где они сидели. Во рту появилась приятная кислинка – это муравьи оставили на стреле свою кислоту.
Во второй раз стрела залетела аж под грушу-дичка*. Аринка пробралась сквозь заросли, а там вся земля устлана грушками. Попробовала, а они совсем уже не твёрдые и сладкие-сладкие.
Аринка полакомилась. Две грушки сунула в правый карман – для мамы, две – в левый – для папы. В правом же лежал красный кленовый листок и каштан.
В третий раз стрела упала около маленького озерка. Аринка знала, что тут живут карасики и лягушки. Но сейчас в озерке не было видно ни тех, ни других. Только листья кувшинок – большие и маленькие – плавали по воде. «Большие – для лягушек, маленькие – для лягушат, - подумала Аринка, - И вообще, здесь, наверно, живёт и царевна-лягушка. Может, она скоро покажется?»
Аринка присела на корточки и стала ждать. Но никаких лягушек не показывалось.
МОСТОК
День не знает, что он день.
И вечер не знает, что он вечер. Это знают только люди. День начинается утром и незаметно переходит в вечер.
Всё потому, что на свете есть Солнце. А может, Солнце знает, что оно - Солнце? Ведь оно знает, когда ему всходить и заходить. Поэтому и Аринка знает, когда ей просыпаться и ложиться спать. Хоть у неё и нет часов. И у Солнца их нет. А зачем они ему, когда Солнце – само часы?
Аринка знает: когда вечереет, надо идти домой, потому что папа беспокоится. И, правда, когда темно, тогда почему-то страшно. Папа говорит Аринке, чтобы она не боялась темноты. Всё же тогда остаётся самим собой, всё на своих местах, только Солнце перестаёт светить.
Скорее домой!
Аринке надо пройти мосток. Вон он светлеет в сумерках новыми досками через ручей, что протекает лугами.
Аринка уже около мосточка. Но тут её ждёт неожиданность: с другой стороны к мосточку подошли коровы. Они тоже спешат домой, только в другую деревню. Коров тут пасут до глубокой осени, до морозов, пока зеленеет на лугах трава.
Коровы переходили через мосток по одной. Подойдёт корова, постоит перед хлипким настилом, а потом быстрее, быстрее бежит на другой берег, на твёрдую землю. И так – без всякого перерыва, целое стадо. «Когда же они перейдут? – расстроилась Аринка. – Меня тут и ночь застанет. А папа переживает».
Но тут следующая бурёнка – рыжая, с белыми пятнами – замешкалась. Подняться-то она на мосток поднялась, а идти по нему боялась. Стояла в проходе поперёк. Наверное, это была самая большая трусиха в стаде.
Этим и воспользовалась Аринка. Она бегом поднялась на мосток и один раз шагнула.
Корова стояла в проходе. У неё были большие рога.
- Коровка, - сказала Аринка, ещё раз шагнув, - пропусти меня, пожалуйста. Меня папа ждёт, - и Аринка помахала перед собой стрелою.
Девочке показалось, что корова сердито косится на неё и хочет забодать. Вот она уже и голову наклонила – приготовилась. Аринка повернулась, чтобы убежать, но тут корова сама бросилась наутёк, задрав хвост. А за нею побежали и остальные трусихи.
Дорога была свободна.
«Странно, - рассуждала Аринка, подходя к дому. – Коровы такие большие, а я такая маленькая, чего же они меня боятся? Может, потому, что корова не знает, что она корова. И трава, которую корова ест, тоже не знает, что она трава. И цветы не знают, что они цветы. И звёздочки в небе не знают, что они звёздочки.
Почему же я знаю, что я – Аринка, что я – девочка, что я – человек, только маленький?»
В доме уже горел свет, а сам папа шёл Аринке навстречу.
- Где ж ты ходишь, моё солнышко? Я уже всех расспросил, не видели ли тебя?
- Меня стрела увела за мосточек.
Аринка сунула руку в карман:
- Вот, я тебе грушек принесла.
Задания к тексту:
Что вы можете сказать об Аринке? Какая она?
Как автору удалось показать, что она наблюдательная, выдумщица и фантазёрка, любит рассуждать, сообразительная.
С чем автор сравнивает Аринку? Почему?
Есть ли в тексте доказательства тому, что Аринка и папа – друзья?
Докажите, что Аринка хоть и маленькая, но уже много знает.
ЕЛЕНА ГАБОВА
ОБЖОРА – ЛОЖКА
(Сказка)
Жила-была ложка. У неё был большой рот. Ела она так много, что все кругом диву давались: куда в неё входит?
Ложка была длинная и худая. Она жила в буфете с другими столовыми приборами, но если другие ложки после еды и ванны спокойно спали в уютных ящичках, то наша ложка покоя не находила. Она переворачивалась с боку на бок, и хозяйка удивлялась: что это звенит в её посудном шкафу? А это возилась обжора-ложка. Она думала о том, какая плохая у неё хозяйка, как плохо её кормят, и о том, что ей, ложке, надо поискать лучшей доли.
И вот наступил удобный момент. Хозяйка неплотно закрыла ящик, в нём оказалась щель. Наша худая длинная ложка вполне могла пролезть. Ящик был рядом с подоконником. Ложка выбралась на него и, зажмурив глаза, бросилась вниз в раскрытое окно.
Бряк!
Ложка упала на асфальт. Но что ей асфальт? Она вскочила и огляделась в надежде сразу что-нибудь съесть. Но ничего подходящего не было. Стояли вокруг несъедобные дома, а по дороге неслись несъедобные машины.
Ложка зацокала по асфальту.
Взад и вперёд сновали прохожие. Взрослые не обращали на неё внимания. Ну, скачет какая-то ложка по делам, хорошо. А вот дети мешали на каждом шагу. Кто-то норовил подставить подножку, кто-то пытался схватить. Одному мальчишке, который упорно её преследовал, ложка треснула по лбу. Конечно, для этого ей пришлось высоко подпрыгнуть.
Наконец ложка увидела то, что хотела. За стеклянной витриной кондитерского магазина красовались великолепные торты. Один, два, три… десять! Ложка облизнулась и кинулась к дверям. Но увы – они оказались закрыты – в магазине был перерыв.
От огорчения ложка упала в обморок.
Когда она звонко цокала по асфальту, все к ней приставали. Но стоило ей упасть, все перестали её замечать. И только одна девочка увидела её и пожалела:
- Бедненькая ложка. Вся в пыли.
Девочку звали Лида. Она подняла ложку и решила, что это будет её новая кукла.
Дома Лида закутала ложку в одеяло и стала укачивать:
- А-а-а, спи.
Но ложка не хотела спать, она хотела есть и всё время облизывалась.
Лида стала кормить её кашей. Невзаправдашней кашей из невзаправдашней тарелки. Ложка так возмутилась, что вывернулась из Лидиных рук на пол. Она подумала, что зря сбежала от своей хозяйки, ведь там её никогда не кормили понарошку.
Тут в комнату вошла Лидина мама. Она увидела ложку и сказала:
- Какая хорошенькая ложка! Это же мельхиор. Если её вымыть, она будет просто прелесть. Откуда она у тебя, Лида?
- Нашла.
- Давай это будет твоя ложка, - сказала мама и понесла ложку мыть.
Мама очень любила свою дочь, Лида была маленькая и худенькая. Она ужасно плохо ела, и мама боялась, что она никогда не вырастет и что когда будет взрослой, будет носить те же платьица и туфельки, что и сейчас.
Когда Лида ела, всё в доме замирало. Телевизор и радио выключали, чтобы ничто Лиду не отвлекало. Кошке Мусе подвязывали салфетку и давали что-нибудь вкусненькое, чтобы Лида брала с неё пример. Кошка Муся ела хорошо. Лида к еде не притрагивалась. За обеденным столом Лида мечтала о волшебной палочке, которая унесла бы её далеко-далеко от полных тарелок.
И вот Лиду зовут обедать. Рядом с тарелкой борща лежит Лидина блестящая, с узорами, находка. Не успела Лида сесть за стол, как ложка сама прыгнула ей в руки и начала есть. Она ела, ела и съела весь борщ. Ошеломлённая мама поставила перед Лидой другую тарелку. Потом в ход пошли каша, котлеты, компот. Ложка молотила всё подряд. Даже кошка Муся забыла про свой обед и смотрела на Лиду во все свои зелёные глаза. Она взяла в зубы рыбку и притащила её к Лидиным ногам, боясь, что Лиде не хватит обеда.
Наконец Лида остановилась.
- Уф, кажется, я наелась, - вымолвила она.
Мама бросилась обнимать Лиду.
Обжору-ложку положили в бархатный футляр* и перевязали шёлковой ленточкой. Мама хранила её у своего сердца.
Задания к тексту:
Кого называют обжорой?
Чем необычны герои этого произведения?
Что вы узнали о ложке? А о девочке Лиде и её маме?
Как вы объясните выражение «хранила у сердца»? Почему мама Лиды хранила ложку у самого сердца?
Как в этом тексте сочетаются сказка и рассказ? Что превращает сказку в рассказ?
НИНА КУРАТОВА
НИНКА – КРЮЧИНКА
Есть у вас младшая сестра? Если есть, то не завидую. Вдруг она похожа на Нинтур. Так мы называем мою младшую сестрёнку Нину.
Она хотя ещё и маленькая, но очень бойкая. А чуть что не по ней, она: «Фш-шш!» - словно кошка рассерженная. Сразу выпускает коготки-царапки. Недаром подружки дразнят её колючкой.
А я придумал ей другое прозвище. Но, чур! Расскажу по порядку.
Однажды мы с ребятами играли в прятки. Я запрятался – никто б не отыскал меня. Если бы не сестрёнка. Притаился я в своём укрытии, сижу не дышу. Глядь – Нинтур. Гордо-важно шагает, нос кверху. На плече удочка. В руке жестяная баночка из-под повидла. Я сам к этой банке дужку из проволоки приладил, чтоб на рыбалку было удобно брать.
Удочку мою взяла! Ну, погоди, будет тебе!
- Нин-ка! - прошипел я и погрозил ей кулаком. Выйти же из укрытия нельзя: ребята сразу меня «застукают».
Нинтур даже не обратила внимания на мой кулак. Показала язык и преспокойно пошагала своей дорогой. Тут уж я не выдержал.
- Ты что, не слышишь?! Отнеси удочку домой. Попадёт тебе, вот увидишь!
А она:
- Спрятался, так и сиди. Жалко тебе удочки? Думаешь, я не умею ловить рыбу? Это ты не умеешь. Поймает два пескарика и задаётся!
И пошла, и пошла. Такой шум подняла, что я только за голову схватился. Тут меня ребята и «застукали». А Нинтур победно посмотрела на меня и как нив чём не бывало зашагала дальше. Только ведёрко подзвинькивает: дзив-дзив, дзив-дзив…
К вечеру я спохватился: где Нинтурка? Поглядел – дома нет, на улице – тоже. Неужели на речке? Мне даже страшно стало, как бы не утонула. Надо скорей искать её.
Я побежал к реке. Поднялся на высокий берег и увидел внизу свою сестрёнку. Стоит у самой воды, глаз с поплавка не спускает. «Вон как старается», - подумал я с уважением и подошёл к ней.
- Давай помогу, - сказал я. – Где наживка? Сейчас поймаем хорошего окунька.
- Какая наживка? – удивилась Нинтур. – Я и без неё наловлю сколько угодно. Ты лучше отойди, не мешай мне. У меня чуть не клюнуло, а ты помешал.
Нинтур вытащила удочку, поплевала на крючок, прошептала какую-то скороговорку- приколдовку и взмахнула удочкой, чтобы забросить её в воду. И тут же вскрикнула:
- Ой! Ты чего, Пашка! Отстань! Кому говорят!
А я смеялся. Крючок-то её за платье зацепился! Сама себя Нинтур выудила.
- Ой-ой-ой! – веселился я. – Ну и рыбина попалась!
Нинтур поняла, что случилось, и давай сама хохотать.
Вот так рыболов! Вот так Нинка-крючинка. Сама поймалась на крючок.
С тех пор я её так и называю – Нинка-крючинка.
Задания к тексту:
От чьего имени ведётся рассказ? Что он говорит о сестре? Как брат относится к Нинтур? Докажите.
Как вы думаете, почему подружки дразнят девочку колючкой?
Как Нинтур стала Нинкой – крючинкой? Расскажите.
Что вам кажется смешным в этом рассказе?
Прочитайте самые смешные эпизоды по ролям.
НИНА КУРАТОВА
ПОЛУТОННАЯ АРТИСТКА
Однажды Нинтур собрала малышей возле нашего амбара. Сама полезла на крышу и объявила:
- Сейчас будет концерт!
И запела песню про Чапая.
Гулял по Уралу Чапаев-герой,
Он соколом рвался с полками на бой…
Поёт и притопывает толстыми ножками. Да ещё выкрикивает звонким голоском: «Раз-два! Раз-два!» - и марширует.
Зрители захлопали, зашумели. Им понравилось выступление певицы. А Нинтур и рада, ещё больше старается. «Яблочко» пустилась танцевать. Ну и смех! Такие коленца выделывает! Просто молодец.
Кончила танцевать и поклонилась, как настоящая артистка. Потом сказала:
- Громче хлопайте! А то больше не буду выступать.
Малыши захлопали ещё сильнее. И вдруг сами начали прыгать и кувыркаться от восторга. Но Нина топнула ногой и тоненьким голоском прокричала:
- Внимание! Внимание! Теперь я вам покажу цирк.
Она пустилась снова в пляс, но тут же остановилась.
- Ой! – вскрикнула она. – Цирк не бывает без волшебной палочки. Я сейчас сбегаю домой, принесу палочку. Подождите меня тут.
Нинтур стала быстро спускаться с крыши. Но не удержалась и покатилась вниз. Лежит на земле, не шелохнётся.
«Разбилась!» - подумал я испуганно и бросился к ней. Нина взглянула на меня, да так жалобно, что у меня сердце ёкнуло.
- Посмотри, Паша, тут нет крови? – спросила она страдальческим голосом и показала на голову.
- Нет, - успокоил я её.
Нинтур мигом вскочила и помчалась к рыльцу. Потом обернулась и крикнула зрителям:
- Не расходитесь, я сейчас вернусь!
«Ну и Нинтур! – посмеялся я. – Быстро же у неё всё прошло. Только что умирать собиралась, а тут, как мячик, летит, подпрыгивает».
- Артистка ты у нас, Нинтур, - сказал я ей насмешливо.
А она мне в ответ гордо:
- Не просто артистка, а полутонная.
И ящеркой юркнула в избу.
- Почему полутонная? – спросил я её вечером.
Она объяснила и очень понятно:
- Знаешь почему? Мне большой Юра говорил, что артисты поднимают рукой целую тонну. Он сам видел в цирке. А я не могу поднять. Я пока только полутонная.
И вздохнула.
Задания к тексту:
Можно ли назвать Нинтур артисткой? Подтвердите своё мнение текстом.
А почему она называет себя полутонной артисткой?
Что новое о характере Нинтур вы узнали из этого рассказа? Чем она вас удивила?
НИНА КУРАТОВА
ГОСТИНЕЦ ОТ ЗАЙЦА
В эту зиму наш отец часто ходил на охоту. Вернулся он как-то вечером, положил сумку на лавку, сам сел рядом и говорит:
- Что-то я устал. Помоги, Нинтур, снять мне обувку.
Нинтур поглядела на отцовы валенки. А они все в снегу.
- Я уже руки вымыла к ужину, - сказала она. – Нельзя же их пачкать!
- Вот оно что, - проговорил отец задумчиво. – А я гостинец принёс из лесу. От самого зайца длинноухого. Только, дочка, оказывается, не ждала отца.
- Что ты, папочка! – подскочила к нему Нинтур. – Я тебя очень ждала. Дай я тебя крепко поцелую.
- А кто мне поможет разуться? – спрашивает отец. – Нельзя же садиться за стол с такими ногами!
Делать нечего. Нинтур дотронулась пальчиками до валенка и сделала вид, что тянет его изо всех сил.
- Спасибо, дочка, - сказал довольный отец. – Теперь получай гостинец от зайца. – Раскрыл котомку, достал мёрзлую краюшку хлеба и протянул Нине. Та схватила краюшку и юркнула на печку. Сидит там и грызёт замёрзший хлеб.