Попов Владимир Александрович (1934 – 1995) 10 глава




- Что, дочка, понравился гостинец? – спрашивает отец, улыбаясь.

- Вкушно, - отвечает Нинтур с набитым ртом. Потом взглянула на отца с хитрецой и добавила: - Пойдёшь опять на охоту, захвати с собой мороженое. Чтоб мне его потом зайка прислал. Ладно?

Нашу Нинтур не проведёшь.


Задания к тексту:


Что такое «гостинец»? Подберите слова, близкие по смыслу.

Как отцу удалось уговорить дочь помочь снять ему валенки?

Как вы понимаете смысл выражения: «Его не проведёшь»?

Почему это относится к Нинтур? Объясните.


НИНА КУРАТОВА


УМНЫЙ БАРАН


Однажды случилась беда: наша овца попала под машину. Остался у неё ягнёночек. Маленький, пушистый.

- Куда его теперь, сиротинку? – горевала мама.

- ко мне, - заявила Нинтур, - я его буду кормить из блюдечка. И пусть спит на моей кровати.

Но мама не согласилась с ней.

- Так не полагается, - сказала она. – Нельзя, чтобы всякая животина в одной комнате с людьми жила.

- Полагается, - возразила Нинтур. – И никакие я не люди, а девочка. Пусть живёт у нас, - упрашивала она маму.

И добилась всё-таки своего. Ягнёнка оставили в комнате. Теперь это уже взрослый баран. А какие рога у него! Будто два огромных закрученных бублика. Ух и страшные! Все так и шарахаются от барана. А Нинтур его не боится. Угостит хлебушком, позовёт гулять, он и рад. Идёт за ней как привязанный. И защищал её иногда от мальчишек, злых на Нинтур. Она ведь умеет себе врагов наживать.

Один раз Нинтур пошла в кино. А её приятель-баран увязался следом. Она вошла в зал, сидит там, смотрит картину. А баран улёгся у дверей, ждёт её. Потом, видно, ему надоело ждать. Поднялся на крыльцо и трах мощными рогами в дверь.

- Кто это там безобразничает? – сердито крикнула билетёрша. Противная тётка: никогда не пропустит без билета.

«М-ме!» - громким голосом ответил ей баран.

- Тьфу, леший! – рассердилась билетёрша. – Тут от мальчишек нет покоя: норовят без билета пойти. Так теперь всякая скотина досаждает!

Вот уж смеялись мальчишки-безбилетники. А Нинтурку похвалили. Умного барана вырастила. Молодчина!


Задания к тексту:


Почему баран ходил за Нинтур как привязанный? Как вы это понимаете?

За что мальчики похвалили Нинтур и почему назвали барана умным?

Что новое о характере девочки вы узнали из этого рассказа? Прочитайте, как об этом пишет автор?


Что объединяет все рассказы Нины Куратовой? Какие эпизоды показались вам наиболее остроумными и смешными?

Нравится ли вам девочка Нинтур? Какая она? Из чего складывается её жизнь? Если вы хотите узнать, какие ещё истории произошли в жизни героини, то прочитайте другие рассказы из книги Нины Ильиничны Куратовой «Давайте знакомиться и дружить».

«ПРОВЕРЬ СЕБЯ»


1.
Исправь ошибки в названиях сказок.

 

Марпида – царевна. Коми-пермяцкая сказка.

Мужик и чёрт. Коми народная сказка.

Медвежьи нянюшки. Коми народная сказка.

Где богатство спрятано. Финская сказка.

Как Иван хотел солнце остановить. Коми народная сказка.


2.
Восстанови названия сказок.

 


Тридцать женихов. Коми –пермяцкая сказка.

Дверь на лугу. Венгерская сказка.

Голубая олениха. Хантыйская сказка.

Белый мышонок. Финская сказка.

Проделки рыжего Лиса. Марийская сказка.

Золотой конь. Коми народная сказка.

Учёный медведь. Карельская сказка.


3.
Назови героев по описанию их действий. Из какой они сказки?

 


а) Через горы перелезли, через реки переплыли, через леса прошли и добрались до полянки, где изба стоит, на пороге старушка сидит, шерсть прядёт …


б) И весь день обновы покупали, крупу – мешком, сахар – мешком, зерно – санями, ситец – тюками. Покупали, покупали, носили, носили, и на себе, и на лошади. И хлеба, и сахару, и крупы, и всего стало у них вдоволь.

Сами едят и соседей угощают …


в) А рано утром, когда ещё и петухи не кукарекали, и заря не занималась, забрал у бабы на кухне самый крепкий ухват, вытянул из ограды самую длинную, самую толстую жердь, прикрутил к ней ухват верёвкой и помчался в поле. Прибежал к сосне, влез на самую макушку, глядит – не идут ли жнецы-помощники …


г) Приезжает на царский двор, там слуги её встречают, коня привязывают к золотому столбу. Как вошла она в палаты царские, так всё кругом засветилось, будто солнышко из-за тучи выглянуло. Царевич как посмотрел на неё, так и глаз не может отвести. Весь вечер вокруг неё ходит, только с ней танцует.


д) Только жених уснул, вышла она на крыльцо, позвонила в колокольчик, созвала всех родичей, верных слуг: «Принесите мне каждый своё лучшее пшеничное зёрнышко» …


е) Пошёл он на пастбище, забрался на дерево и, как только случай подвернулся, прыгнул оттуда на спину проходившей мимо лошади. По волчьему совету вцепился зубами в хвост лошади …


4.
Назови героя, произнёсшего эти слова. Из какой они сказки?

 

а) Ты старый, я молодая. Я хочу, чтобы и ты помолодел. У меня есть тридцатилетняя кобылица, она доит тридцать вёдер молока, если это молоко вскипятишь и окунёшься туда, станешь таким молодым, как я …


б) В лесной избушке живёт охотник. У него есть три дочери. Младшая – стряпуха, такой сур изготовляет, только выпьешь глоток – захмелеешь … Средняя сестра хорошо поёт … Старшая сестра – умница, кого хочешь уму-разуму научит!


в) Я вашему горю помогу! Я вас научу. Как день удлинить! Очень это просто! … Научу я вас, ваше степенство, как день удлинить научу! Только за это вы мне заплатить должны! …


г) Сыновей у меня нет, есть только дочь единственная, но очень не хотелось бы на неё государство моё оставлять, уж больно сосед у меня злой и коварный. Слыхал ли ты о Ледяном королевстве?


д) Плачет ли моя ласточка,

Стонет ли моя зоренька?

Печален ли мой господин?


е) Вот пошёл поглядеть, как люди на свете живут. Был у нас богатый дом, но умер мой отец, а перед смертью дал мне такие советы: чтобы плуг мой серебрился, изгородь была лисьими шкурами покрыта, а богатство, мол, в поле спрятано, и там мне его искать следует …


5.
Из какой сказки эти герои?

 

Марпида-царевна, Лопшо Педунь, Янош, Иван, Мощь-богатырь, Солнце, Хула-Малы, Сюоятар, невеста-мышь, Лис.


6.
Установи соответствие между фамилией автора, заглавием и жанром произведения.

 


С.Раевский Первый снег. Стихотворение.

А.Ванеев Оленёнок. Повесть.

Е.Рочев Олени выходят к морю. Рассказ.

Е.Габова Лесной доктор. Поэма.

В.Ануфриев Полутонная артистка. Сказка.

Н.Куратова Заботливая мать.

В.Ширяев Времена года.

И.Куратов Медаль.

В. Попов Дедушкины медали.

С.Попов Коми язык.

И.Коданёв Белые ночи.

И.Запоржцева Про плавунчика.

Мосток.

Обжора-ложка.

Сорочья весна.

Маленький Митрук и большая тундра.


7.
Соотнеси фамилии авторов, жанры и темы произведений.


И.Коданёв Стихи о детях.

Н.Куратова Рассказы о природе.

С.Попов Повести о детях.

С.Раевский Рассказы о детях.

Е.Габова Стихи о войне.

Е.Рочев Рассказы о родине.

В.Ширяев Сказки.

В.Ануфриев


8.
Назови произведение, из которого этот отрывок.

 

а) На берёзах стали дружно лопаться давно набухшие почки, выстреливая остроухие ярко-зелёные клейкие листья, и стремительно полезла трава, настилая зелёным по жёлтому между промытыми, посвежевшими стволами, и кое-где проклюнулись уже лиловые цветочки сон-травы и кудрявая сиренево-синяя хохлатка, лесная репка, и светло-зелёный резной лист папоротника разворачивается, подставляется под освежающий душ дождевой …


б) Но вот сворачиваю к островку. Едва ступаю на берег, как мощная волна разогретой солнцем травы окружает меня. От пчелиного и шмелиного гуда начинает звенеть в голове. Пока шёл по высокой сочной траве, попался по дороге большой белый гриб. Потом другой, третий … Набрёл на куст чёрной смородины. Ягоды крупные, спелые, сами в рот просятся.


в) Солнце опускалось к горизонту. Красные лучи, как огонь, сверкали на поверхности озёр, играли на зелёных боках холмов. Было тихо. Только с севера слышались крики гусей и уток, радующихся хорошей погоде. По середине большого озера медленно плыли два лебедя, изогнув шеи. Они будто разглядывали в воде свои красивые отражения.


г) Ранней весной снег в тундре твёрдый и гладкий. Зимние ветры плотно прибили голубой наст, и он сверкает на солнце, как зеркало. Полозья нарт скользят по нему, почти не оставляя следов. Только оленьи копыта, похожие на чёрные стаканчики с острыми краями, режут снег. Оттого-то и кажется: снежный покров – это белая книжная страница, а оленьи следы – буквы …


д) Над зелёным одеялом, застилающим тундру, ласково улыбается солнце, на синем небе ни одного облачка. Тепло. Только ветерок поддувает то справа, то слева. Ночью комары не давали житья ни людям, ни оленям, а теперь испугались ветра, прижались к земле.


9.
Из какого произведения этот герой? Кто автор произведения?

 

Дед Микулай, Платоныч, Петрович, Маринка, Василиса Антоновна, дядя Илья, девочка Лида, Серёжка.


10.
Кто из авторов и в каких произведениях упоминает реки: Вычегда. Печора, Тэг и Тыбод, Мизин, Сысола, Уса.

 

11.
Узнай зверя, птицу по описанию. Назови произведение.

 

а) Затаилась и наблюдает. Ей темень не помеха! Видит как днём. Ждёт, когда уйдём. Хитрый зверь! И опасный. Видел её лапы? Короткие, но мощные. На таких лапах она за ночь не один десяток километров по тайге испетляет в поисках добычи, и хоть бы что! И никого не боится … А уж пакостница …


б) Днём отсыпается в глухих, укромных местах, а ночью промышляет. Такой маленький зверёк, а сколько энергии, силы! Охотится ночью, когда удобней напасть на сонную белку, отыскать рябчика или косача … Мех её ценится, а промышляли её много, хищнически. Нынче охота на … ограничена…


в) Все птицы как птицы. А у этого одни ноги в воде, будто стоит на чем-то. Это он лапками так гребёт – быстро-быстро. И ещё юлой крутится … словно вертлявый поплавок на воде.

Обычно у птиц самцы яркие, красивые, а самочки серенькие, неприметные … А тут всё наоборот: самочка ярче, а самцы тусклее. Лето кончается. Самочки уже на юге порхают. Самец же только-только с детьми в путь собирается…


г) Красивая, гордая птица. Голова и спина чёрные, на темени – красное пятно, в чёрных крыльях – белые «зеркальца». Упёрся твёрдым хвостом в ствол и стучит, стучит, будто торопится поскорее выдолбить древесных жуков-вредителей, которые портят деревья …


ОБ АВТОРАХ И ИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ


Куратов Иван Алексеевич (1839 – 1875)

Основоположник коми литературы, учёный, поэт. Родился в селе Кебра (ныне село Куратово). Отец был дьяконом, мать – крестьянкой. В семье было 9 детей, все мальчики получили духовное образование. Иван Алексеевич поступил сначала в духовное училище, а затем закончил Вологодскую духовную семинарию. Здесь, в семинарии, И.А.Куратов много занимался самообразованием: изучал греческий и латинский языки, освоил немецкий и французский, здесь же он серьёзно занялся литературным творчеством.

После окончания духовной семинарии И.А.Куратов отказывается от духовной карьеры и просит направить его учителем в родной край. Возвратившись на родину, он начинает работать учителем духовно-приходского училища в столице зырянского края Усть-Сысольске (ныне Сыктывкар). В это же время он преподаёт в школе, работает над «Грамматикой коми языка», пишет стихотворения на родном языке, переводит на коми язык стихотворения А.В.Кольцова, А.С.Пушкина, басни И.А.Крылова.

Большое внимание И.А.Куратов уделял вопросу обучения крестьянских детей. Его педагогическая программа, о которой он рассказывал в стихотворении «Вчера и завтра», сводилась к тому, чтобы дать начальную грамоту детям. И.А.Куратов был не просто поэтом, он был просветителем: создавал литературу на коми языке. При жизни его произведения практически не публиковались, только пять стихотворений были напечатаны в газете «Вологодские губернские ведомости» как песни. Однако произведения И.А.Куратова были известны в коми крае.

В своих произведениях он создал образы коми ребят, любознательных, весёлых, трудолюбивых. Много стихов он посвятил своему племяннику Коле, мечтал собрать их в одну книжку для детей. В неё должны были войти басни, стихотворения о детях, о деревенской жизни, переводы произведений русских поэтов.

Стихи Ивана Алексеевича Куратова учат любить свой народ, свою родину, свой коми язык.


Коданев Иван Васильевич (1916 – 1982)

Родился в селе Слобода Сыктывдинского района в семье крестьянина-бедняка. Рано начал работать - помогал родителям по хозяйству: пас коров, косил сено, заготавливал дрова, работал на сплаве, строительстве дорог. После окончания школы учился на курсах, а потом работал учителем в селах и деревнях Печорского района Республики Коми. Участник Великой Отечественной войны.

Большой любитель леса. Днями, неделями бродил он с ружьем по нехоженым лесным просторам, охотился, рыбачил, наблюдал за птицами, зверями. Каждая встреча с родной Пармой - это добрый рассказ о ее белых ночах, бурливых ручьях, лесных обитателях, их повадках. Все произведения автора согреты любовью к родной земле, к людям, которые на ней живут. Прочитав рассказы Ивана Коданева, вы много узнаете не только о природе родного края, но и о людях, живущих на коми земле, почувствуете, как важно уметь любить и беречь лес, реки, поля, луга - то, что нас окружает.

Ивана Васильевича называют коми Пришвиным. Он не просто описывает суровую, необыкновенно красивую северную природу, но и призывает охранять её.


Попов Серафим Алексеевич (1913 – 2003)

Детство писателя прошло в таёжном селе Жешарт в крестьянской семье. У отца было много книг, и Серафим Попов с детства очень любил стихи А.Пушкина, А. Некрасова, В.Маяковского. После окончания школы, Серафим Алексеевич работал в колхозе, рубил лес, сплавлял плоты, обжигал кирпич, строил дома. Сражаясь на фронтах Великой Отечественной войны, начал писать стихи.

Для детей автор создал сборник «Про меня и про друзей». В каждом стихотворении Серафима Попова есть маленькое чудо: в природе, в поведении и жизни детей. Автор показывает как богата и красива коми Парма, как интересна жизнь мальчишек и девчонок, как много у них забот.

По – своему он раскрывает особенности и значение каждого месяца в году, забавно и правдиво рассказывает о повседневной жизни, пытается убедить читателей в том, что хорошо быть добрым, честным и трудолюбивым.


Раевский Степан Семёнович (1918 – 1996)


Учитель по профессии. Участник Великой Отечественной войны.

Понимать и любить природу его научил дедушка, который был лесничим и часто брал внука с собой в лес. Автор сборника «Теплый север», в который вошли небольшие рассказы о неповторимой красоте северной природы, об интересных наблюдениях в лесу, о повадках зверей, птиц, о том, как радостно общаться с лесом, лугом, рекой, ручьём, цветами.

Герои всех историй, описанных Степаном Семеновичем, - он сам, внучка Юля, друзья, знакомые рыбаки и охотники. Сам автор, отправляясь в лес, соблюдал все законы природы, старался не нарушать привычный уклад жизни обитателей пармы. Он всё замечал, видел, радовался, удивлялся, просил всех, кто вторгается в живую природу, не нарушать покой тайги, сохранить эту красоту земли коми.


Ширяев Владимир Архипович (1926 – 1979)


Родился в селе Нёбдино Корткеросского района в крестьянской семье. Участник Великой Отечественной войны: семнадцатилетним парёньком его призвали в Армию защищать родину.

Как корреспондент радио объездил всю республику вдоль и поперёк. Свои впечатления отразил в стихах, рассказах и повестях. Особые чувства вызвала поездка в тундру, к оленеводам. Вместе с ними он проехал более трёхсот километров и затем сделал несколько передач на радио о нелёгкой кочевой жизни этих мужественных людей. Повторная поездка в тундру и жизнь вместе с оленеводами в течение месяца подтолкнула Владимира Архиповича к написанию самой известной повести для детей «Олени выходят к морю».

Миша Валей – главный герой повести – сын оленевода, с помощью взрослых знакомится со сложным миром тундры, открывает тайны северной природы, познаёт секреты ухода за оленями, ловли рыбы, учится различать истинную красоту, добро и зло, правду и ложь.

Тонко раскрывая красоту природы, Владимир Ширяев правдиво изображает сложный труд оленеводов, их быт, характеры.

Попов Владимир Александрович (1934 – 1995)


Его называют певцом сурового и прекрасного Севера.

Родился он в селе Ижма. С детства ему знакомы природа и жизнь людей припечорских сёл и деревень. Он рано научился читать и писать, поэтому сразу поступил во второй класс школы. Стихи о природе на родном языке начал сочинять, будучи школьником.

После окончания школы работал корреспондентом в районной газете, потом на радио. Закончил Литературный институт имени А.М.Горького в Москве.

Его стихи – это воспоминания о детстве, матери, картины родной природы, милое сердцу село Ижма. Владимир Попов – автор поэмы о коми поэте Викторе Савине.

Для детей он написал рассказы «Катер», «Медаль» и «Как терялась Марина». В них вы прочтёте о деревенских мальчишках и девчонках, их заботах, проблемах, характерах.

Владимир Попов известен и как переводчик стихов А.С.Пушкина, М.В.Лермонтова, С.А.Есенина и других поэтов.


Ирина Николаевна Запорожцева (1933)


По профессии геолог. Автор небольших стихов-миниатюр, рассказов повестей, материал для которых собирала в экспедициях по республике. В каждом произведении – образы геологов, изучающих недра северного края, наблюдающих природу, часто разрушающих её.

В рассказах и повестях Ирины Запорожцевой много научного материала в сочетании с описаниями красоты уникальной природы крайнего севера. Человека автор оценивает по его отношению к животным, птицам, растениям.


Рочев Егор Васильевич (1937)


Родился в тундре, в семье оленевода и навсегда сохранил в душе преданность ей.

После окончания 8 классов Егор Рочев поступает на работу на Ухтинский механический завод, продолжая учиться в вечерней школе. Затем служит в армии, а после службы возвращается в Ухту и продолжает учиться и работать: освоил несколько рабочих специальностей и в то же время пробует писать. Переезжает в Сыктывкар, заочно учится в Литературном институте и работает журналистом в газете, на телевидении, в журнале «Войвыв кодзув».

О тундре, тундровом оленеводстве, жизни, быте и труде оленеводов пишет во всех своих произведениях Егор Рочев. На русский язык переведена повесть «Маленький Митрук и большая тундра». Сначала были задуманы рассказы о различных, не связанных между собой, эпизодах жизни мальчика Лёвы. Писались они в разное время. При переводе на русский язык выяснилось, что герой может объединить эпизоды в единое целое, к ним присоединились другие события из жизни мальчика. Так возникла повесть, которой не существовало на коми языке, но при этом пришлось изменить имя основного действующего лица Лёва на Митрук как более соответствующего законам коми языка.

Прочитав повесть, вы узнаете о приключениях Митрука, произошедших с ним за одно лето, а также познакомитесь с жизнью оленеводов и поймёте, насколько красива и необычна северная природа.

Продолжением повести «Митрук и большая тундра» стала книга «Бегут, бегут олени», в которой описывается как любознательный и забавный Митрук проводит с оленьим стадом последнюю кочёвку и едет учиться в школу-интернат. Много нового вы узнаете и о жизни северян.


Журавлев Александр Константинович (1938)


Детство писателя прошло в городе Ухта. Первая книга для детей «Я, Андрюшка и Артём». Все книги Александра Константиновича о красоте северного края, его неповторимости: метельных зимах, вьюгах, суровых морозах, «спящем в сугробе» солнышке. Что такое малица, чум, нарты, кто такие олени, лоси, что такое посёлок буровиков и нефтяников, как передвигается вышка по тайге – обо всём этом увлекательно, понятно пишет Александр Журавлёв.

Рассказывает он и о заботах, играх детей оленеводов, ребятах и их родителях, живущих в таежных поселках, добывающих нефть в тундре, на берегах реки Усы.

Автор любит эту суровую и, одновременно, сказочную природу, своих героев – веселых, озорных, умеющих ценить дружбу.

Во всех произведениях звучат тревога за судьбу северной природы и призыв сохранить её.


Демидов Виктор Иванович (1938)

Живёт в городе Сыктывкаре. Он один из создателей детской газеты «Радуга».

Прежде, чем написать свою известную книгу «Ходит солнышко по кругу», целый год прожил в тундре, кочуя к Северному Ледовитому океану вместе с оленеводами.

Из веселых стихов книги «Семицветные стихи» Виктора Демидова можно узнать, что северная природа не только богата, но и «разноцветна», что она необыкновенно красива.

Прочитав стихи, вы узнаете, что есть в тундре весна «света», «воды», «птиц» и «травы», что животные спорят, играют как дети, а дети управляют оленями и мечтают быстрее стать взрослыми.

В произведениях Виктора Демидова вы можете познакомиться с болгарской девочкой Росицей, которая приехала в Республику Коми вместе с родителями и полюбила этот край.

Виктор Иванович Демидов – путешественник, и многие герои его произведений – люди, с которыми он познакомился в тундре, в горах, на берегах Баренцева, Норвежского морей.

Многие произведения писателя переведены на коми, болгарский, польский языки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: