Определение размера запасов




1. Определение оптимального размера заказываемой партии

После того как сделан выбор система пополнения запасов, необходимо количественно определить величину заказываемой партии, а также интервал времени, через который повторяется заказ.

Оптимальный размер партии поставляемых товаров и соответственно, оптимальная частота завоза зависит от следующих факторов:

· Объем спроса (оборота);

· Расходы транспортно-заготовительные;

· Расходы по хранению запасов.

В качестве критерия оптимальности выбирают минимум суммы транспортно-заготовительных расходов и расходов на хранение.

И транспортно-заготовительные расходы, и расходы по хранению зависят от размера заказа, однако характер зависимости каждой из этих статей расходов от объема заказа разный.

Задача определения оптимального размера заказа наряду с графическим методом может быть решена и аналитически. Для этого необходимо минимизировать функцию, представляющую сумму транспортно-заготовительных расходов и расходов на хранение от размера заказа, т.е. делить условия, при которых:

Собщ = Схран + Странсп → min

 

Где Собщ – общие затраты на транспортировку и хранение запаса;

Схран - затраты на хранения запаса;

Странсп - транспортно-заготовительные расходы.

 

Предположим, что за определенный период времени величина оборота составляет Q. Размер одной заказываемой и доставляемой партии S. Допустим, что новая партия завозится после того, как предыдущая полностью закончилась. Тогда средняя величина запаса составит S/2.

Введем размер тарифа (М) за хранения запаса. М измеряется долей, которую составляют издержки по хранению за период Т в стоимости среднего запаса за этот же период. Например, если М= 0,1, то это означает, что издержки по хранению запаса за период составили 10% от стоимости среднего запаса за период. Можно сказать также, что издержки по хранению единицы товара в течение периода составили 10% от ее стоимости.

Теперь можно рассчитать, во что обойдется хранение товаров за период Т:

Схран = М ∙

Размер транспортно-заготовительных расходов за период Т определится умножением количества заказов за этот период на величину расходов, связанных с размещением и доставкой одного заказа.

 

Странсп = К ∙

Здесь К – транспортно-заготовительные расходы, связанные с размещением и доставкой одного заказа;

Q/ S - количество завозов за период времени.

Выполнив ряд преобразований, найдем оптимальный размер единовременно доставляемой партии (Sопт), при котором величина суммарных затрат на хранение и завоз будет минимальной.

Собщ = Схран + Странсп → min

Или

Собщ = М ∙ + К ∙

Минимум Собщ имеет в точке, в которой ее6 первая производная по S равна нулю, а вторая производная больше нуля. Найдем первую производную:

общ= ()

общ =

Найдем значение S, обращающее производственную целевую функцию в ноль:

,

откуда

Sопт =

Проверка показывает, что вторая производная больше нуля, следовательно, полученное значение Sопт обеспечивает минимум совокупных расходов на доставку и хранение.

Полученная формула, позволяющая рассчитывать оптимальный размер заказа, в теории управления запасами известна как Уилсона.

 

2. Применение формулы оптимального размера заказа.

Расчеты величин К и М, входящих в формулу Уилсона, выполняют на основе составления смет транспортно-заготовительных расходов (включая все расходы, связанные с размещением и доставкой заказа) и расходов, связанных с хранением запаса. Рассмотрим каждый из этих расчетов.

1. Транспортно-заготовительные расходы, в расчете на один заказ (величина К), определяют делением транспортно-заготовительных расходов прошлого периода не число размещенных за этот период заказов.

Смета транспортно-заготовительных расходов включает в себя следующие виды затрат:

к1 – затраты, связанные оформлением договора поставки, т.е. расходы на возможные командировки, представительские расходы на проведение переговоров, расходы, связанные с необходимостью осуществления контроля за процессом поставки, и т.п.;

к2 - затраты на охрану груза в процессе доставки;

к3 – затраты на страхование;

к4 – затраты на транспортировку;

к5 – прочие расходы, связанные с размещением и исполнением заказа.

Следует иметь виду, что затраты к2, к3 и к4 включаются в состав транспортно-заготовительных расходов лишь в той степени, в какой это предусмотрено условиями франкировки груза.

Суммарные транспортно-заготовительные расходы определяют по формуле:

где L – количество заказов, размещенных и выполненных за определенный период.

2. Расчет доли, которую составляют издержки по хранению за период Т в стоимости среднего запаса за тот же период (величина М), также включает в себя ряд статей.

m1 – проценты за кредит, необходимый для оплаты стоимости запасов, определяемые по формуле:

 

m1= ,

Sединиц - размер заказа в натуральном выражении;

р – закупочная цена единицы товара, руб.;

α – средняя процентная ставка за кредит;

m2 – заработная плата персонала, связанного с содержанием запасов;

m3 – амортизация зданий и оборудования, используемых для хранения запасов;

m4 – административные расходы и коммунальные услуги;

m5 – охрана, потери и прочие текущие расходы, связанные с содержанием запасов.

Величина М, т.е. доля, которую составляют издержки по хранению за период Т в стоимости среднего запаса за тот же период, определяется по формуле:

 

Нормирование запасов

Нормой запаса называется расчетное минимальное количество предметов труда, которое должно находиться у производственных или торговых предприятий для обеспечения бесперебойного снабжения производства продукции или реализации товаров.

При определение норм товарных запасов используются три группы методов: эвристические, методы технико-экономических расчетов и экономико-математические методы.

Эвристические методы предполагают использование опыта специалистов, которые изучают отчетность за предыдущий период, анализируют рынок и принимают решение о минимально необходимых запасах, основанные, в значительной степени, на субъективном понимании тенденций развития спроса. В качестве специалиста может выступать работник предприятия, постоянно решающий задачу нормирования запасов. Используемый в этом случае метод решения задачи (из группы эвристических) называется опытно-статистическим.

В том случае, когда поставленная задача в области управления запасами достаточно сложна, может использоваться опыт не одного, а нескольких специалистов. Анализируя затем по специальному алгоритму их субъективные оценки ситуации и предлагаемые решения, можно получить достаточно хорошее решение, мало чем отличающее от оптимального. Этот метод также относится к группе эвристических и носит название метода экспертных оценок.

Метод технико-экономических расчетов. Сущность метода заключается в расчленении совокупного запаса в зависимости от целевого назначения на отдельные группы, например, номенклатурные позиции (или ассортиментные позиции – в торговле.) Далее для выделенных групп отдельно рассчитывается страховой, текущий и сезонный запасы.

Экономико-математические методы. Спрос на товары или продукцию чаще всего представляет собой случайный процесс, который может быть описан методами математической статистики. Одним из наиболее простых экономико-математических методов определения размера запаса является метод экстраполяции (сглаживания), который позволяет перенести темпы, сложившиеся в образовании запасов в прошлом на будущее. Например, имея информацию о размере запасов за прошедшие четыре периода, на основе метода экстраполяции можно определить размер запасов на предстоящий период:

У5=0,5· (2· У4 + У3 – У1),

Где У1, У3, У4 – уровни запаса (в сумме, днях или процентах к обороту) соответственно за первый, третий и четвертый периоды;

У5 –нормативный уровень запаса на предстоящий, пятый период.

Международная практика управления запасами свидетельствует, что темп роста запасов должен несколько отставать от темпа роста спроса. Математически это выглядит следующим образом:

Т3 =

Где Т3 темп роста товарных запасов;

Т0 темп роста спроса.

Такое соотношение между запасами и спросам обеспечивает возможность ускорения оборачиваемости оборотных средств.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: