КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ НА НАЧАЛЬНОМ УРОВНЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.




УМК «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОМПАС»

 

Выбор профессии зачастую становится мучительной проблемой для подростка, особенно когда он осознает ее внезапно, уже на подходе выпуска из школы. С одной стороны, сегодня в условиях развития социально-экономической сферы рынок труда предлагает выпускнику широкий спектр профессий. А с другой - недостаточная осведомленность школьников о самих профессиях (даже о профессиях своих родителей они часто ничего не знают); не владение информацией о требованиях, предъявляемых к личности работающего; неумение оценить собственные способности и определить круг своих интересов, склонностей. Опыт реализации системной профориентационной работы в старших классах накапливался и формировался десятилетиями. Однако профориентационная работа должна вестись целенаправленно и систематически на протяжении всего периода обучения, начинаясь еще в дошкольный период. Именно в этом случае она становится условием обеспечения готовности школьника к осознанному выбору профессии.

В практике учителей начальной школы профориентация имеет, как правило, эпизодический характер. Отчасти это обусловлено и явно недостаточным программно-методическим обеспечением данного направления. А ведь именно в этом возрасте ребенок должен получить максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем анализировать профессиональную сферу более осмысленно. Чем больше профессий будет знакомо ребенку и чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе профессионального самоопределения.

В рамках решения данной задачи мы предлагаем УМК «Профессиональный компас», разработанный в рамках общественно значимого проекта Уральского федерального округа «Славим человека труда!» и регионального сетевого проекта «Зауральский навигатор».

За идею взят УМК ранней профориентации

 
Казаковой Г.М., Громак Н.М., Резапкиной Г.В., Рудакова В.А., Смирнова А.Ю. «Лаборатория профессий. Младший школьник» для учащихся 1-4-х классов.

Основной целью «Профессионального компаса» является создание непрерывной системы профессиональной ориентации детей в рамках социального проекта «Славим человека труда» и регионального сетевого проекта «Зауральский навигатор».

Задачи:

1. Сформировать представления обучающихся о разнообразии мира профессий и их социальном значении, об истории их возникновения и развития; взаимосвязях между различными профессиями.

2. Сформировать осознанное понимание понятия «труд», его значимости в жизни каждого человека.

3. Сформировать комплекс универсальных учебных действий, необходимых для успешного обучения и социализации младшего школьника, в том числе мотивацию и интерес к трудовой и учебной деятельности, стремление к коллективному общественно-полезному труду;

4. Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к результатам своего труда и труда других людей.

В состав учебно-методического комплекса входят программа для педагога (1-2, 3-4 классы); методические рекомендации, представляющие собой подробные разработки учебных занятий, и тетради для обучающихся, яркие, красочные и наполненные интересными, познавательными материалами. В помощь учителю разработано электронное приложение «Профессиональный компас», в содержание которого включены аудио- и видео-материалы, информационные листы, дополнительные дидактические материалы, необходимые для реализации занятий данного курса.

УМК имеет явные отличительные особенности от других пособий по профориентации. Эти особенности определяются принципами, заложенными в основу его построения и отбора содержания, и раскрываются в программе и методических рекомендация курса.

Реализация данной программы возможна различными способами: через урочную деятельность (в рамках программ по различным учебным предметам), через внеурочную деятельность и через проведение классных часов. Выбор наиболее удобного способа реализации программы – за образовательной организацией, за педагогом.

Разрабатывая «Профессиональный компас», мы ставили перед собой задачу сделать его максимально инструментальным для педагога, удобным, содержащим всю необходимую информацию, описывающим всю систему работы. В рекомендациях указаны все ссылки на необходимые в работе электронные образовательные ресурсы.

В настоящее время УМК прошел процедуры сертификации Программно-экспертного совета и Редакционно-издательского совета ГАОУ ДПО ИРОСТ.

Состав УМК:

1. Панченко Ю.В., Евстафьева С.А Профессиональный компас: методические рекомендации. 1-2 класс / ГАОУ ДПО ИРОСТ.- Курган, 2017.- 60 с.

2. Панченко Ю.В., Евстафьева С.А Профессиональный компас: программа курса. 1-4 класс / ГАОУ ДПО ИРОСТ.- Курган, 2017.- 20 с.

3. Панченко Ю.В., Евстафьева С.А Профессиональный компас: рабочая тетрадь. 1-2 класс / ГАОУ ДПО ИРОСТ.- Курган, 2017.- 36 с.

4. Профессиональный компас: методические рекомендации. 3-4 класс / авт.-сост.: Ю.В. Панченко; ГАОУ ДПО «Институт развития образования и социальных технологий». – Курган, 2018. – 52 с.

5. Профессиональный компас. Рабочая тетрадь, 3-4 класс/ автор-составитель: Панченко Ю.В., ГАОУ ДПО «Институт развития образования и социальных технологий». – Курган, 2018. – 40 с.

6. Профессиональный компас: программа курса. 3-4 класс / авт.-сост.: Ю. В. Панченко; ГАОУ ДПО «Институт развития образования и социальных технологий». – Курган, 2018. – 20 с.

7. Профессиональный компас: Электронное приложение. 3-4 класс/ автор-составитель: Панченко Ю.В., ГАОУ ДПО «Институт развития образования и социальных технологий». – Курган, 2018.

По вопросам приобретения УМК и методики реализации курса обращаться по тел.:

23-53-40, Панченко Юлия Викторовна, заведующая отделом дошкольного и начального общего образования ГАОУ ДПО ИРОСТ, ст. преподаватель кафедры ДиНОО,

23-53-40, Толстых Лариса Сергеевна, методист отдела дошкольного и начального общего образования ГАОУ ДПО ИРОСТ;

23-51-71- Белоногова Алиса Владимировна, заведующая Издательским отделом ГАОУ ДПО ИРОСТ.

 

 

Ю.В.Панченко,

заведующая отделом дошкольного и начального общего образования,

старший преподаватель кафедры дошкольного и начального общего образования ГАОУ ДПО «Институт развития образования и социальных технологий» Курганской области

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: