УМК «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОМПАС»
Выбор профессии зачастую становится мучительной проблемой для подростка, особенно когда он осознает ее внезапно, уже на подходе выпуска из школы. С одной стороны, сегодня в условиях развития социально-экономической сферы рынок труда предлагает выпускнику широкий спектр профессий. А с другой - недостаточная осведомленность школьников о самих профессиях (даже о профессиях своих родителей они часто ничего не знают); не владение информацией о требованиях, предъявляемых к личности работающего; неумение оценить собственные способности и определить круг своих интересов, склонностей. Опыт реализации системной профориентационной работы в старших классах накапливался и формировался десятилетиями. Однако профориентационная работа должна вестись целенаправленно и систематически на протяжении всего периода обучения, начинаясь еще в дошкольный период. Именно в этом случае она становится условием обеспечения готовности школьника к осознанному выбору профессии.
В практике учителей начальной школы профориентация имеет, как правило, эпизодический характер. Отчасти это обусловлено и явно недостаточным программно-методическим обеспечением данного направления. А ведь именно в этом возрасте ребенок должен получить максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем анализировать профессиональную сферу более осмысленно. Чем больше профессий будет знакомо ребенку и чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе профессионального самоопределения.
В рамках решения данной задачи мы предлагаем УМК «Профессиональный компас», разработанный в рамках общественно значимого проекта Уральского федерального округа «Славим человека труда!» и регионального сетевого проекта «Зауральский навигатор».
За идею взят УМК ранней профориентации
Основной целью «Профессионального компаса» является создание непрерывной системы профессиональной ориентации детей в рамках социального проекта «Славим человека труда» и регионального сетевого проекта «Зауральский навигатор».
Задачи:
1. Сформировать представления обучающихся о разнообразии мира профессий и их социальном значении, об истории их возникновения и развития; взаимосвязях между различными профессиями.
2. Сформировать осознанное понимание понятия «труд», его значимости в жизни каждого человека.
3. Сформировать комплекс универсальных учебных действий, необходимых для успешного обучения и социализации младшего школьника, в том числе мотивацию и интерес к трудовой и учебной деятельности, стремление к коллективному общественно-полезному труду;
4. Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к результатам своего труда и труда других людей.
В состав учебно-методического комплекса входят программа для педагога (1-2, 3-4 классы); методические рекомендации, представляющие собой подробные разработки учебных занятий, и тетради для обучающихся, яркие, красочные и наполненные интересными, познавательными материалами. В помощь учителю разработано электронное приложение «Профессиональный компас», в содержание которого включены аудио- и видео-материалы, информационные листы, дополнительные дидактические материалы, необходимые для реализации занятий данного курса.
УМК имеет явные отличительные особенности от других пособий по профориентации. Эти особенности определяются принципами, заложенными в основу его построения и отбора содержания, и раскрываются в программе и методических рекомендация курса.
Реализация данной программы возможна различными способами: через урочную деятельность (в рамках программ по различным учебным предметам), через внеурочную деятельность и через проведение классных часов. Выбор наиболее удобного способа реализации программы – за образовательной организацией, за педагогом.
Разрабатывая «Профессиональный компас», мы ставили перед собой задачу сделать его максимально инструментальным для педагога, удобным, содержащим всю необходимую информацию, описывающим всю систему работы. В рекомендациях указаны все ссылки на необходимые в работе электронные образовательные ресурсы.
В настоящее время УМК прошел процедуры сертификации Программно-экспертного совета и Редакционно-издательского совета ГАОУ ДПО ИРОСТ.
Состав УМК:
1. Панченко Ю.В., Евстафьева С.А Профессиональный компас: методические рекомендации. 1-2 класс / ГАОУ ДПО ИРОСТ.- Курган, 2017.- 60 с.
2. Панченко Ю.В., Евстафьева С.А Профессиональный компас: программа курса. 1-4 класс / ГАОУ ДПО ИРОСТ.- Курган, 2017.- 20 с.
3. Панченко Ю.В., Евстафьева С.А Профессиональный компас: рабочая тетрадь. 1-2 класс / ГАОУ ДПО ИРОСТ.- Курган, 2017.- 36 с.
4. Профессиональный компас: методические рекомендации. 3-4 класс / авт.-сост.: Ю.В. Панченко; ГАОУ ДПО «Институт развития образования и социальных технологий». – Курган, 2018. – 52 с.
5. Профессиональный компас. Рабочая тетрадь, 3-4 класс/ автор-составитель: Панченко Ю.В., ГАОУ ДПО «Институт развития образования и социальных технологий». – Курган, 2018. – 40 с.
6. Профессиональный компас: программа курса. 3-4 класс / авт.-сост.: Ю. В. Панченко; ГАОУ ДПО «Институт развития образования и социальных технологий». – Курган, 2018. – 20 с.
7. Профессиональный компас: Электронное приложение. 3-4 класс/ автор-составитель: Панченко Ю.В., ГАОУ ДПО «Институт развития образования и социальных технологий». – Курган, 2018.
По вопросам приобретения УМК и методики реализации курса обращаться по тел.:
23-53-40, Панченко Юлия Викторовна, заведующая отделом дошкольного и начального общего образования ГАОУ ДПО ИРОСТ, ст. преподаватель кафедры ДиНОО,
23-53-40, Толстых Лариса Сергеевна, методист отдела дошкольного и начального общего образования ГАОУ ДПО ИРОСТ;
23-51-71- Белоногова Алиса Владимировна, заведующая Издательским отделом ГАОУ ДПО ИРОСТ.
Ю.В.Панченко,
заведующая отделом дошкольного и начального общего образования,
старший преподаватель кафедры дошкольного и начального общего образования ГАОУ ДПО «Институт развития образования и социальных технологий» Курганской области