ПРАЙМ (Москва), 11.05.2012, ПЕРМСКОЕ УФАС ПОДОЗРЕВАЕТ СБЕРБАНК В НЕПРАВОМЕРНОМ ВЗИМАНИИ ПЛАТЫ ЗА СПРАВОЧНУЮ ИНФОРМАЦИЮ




Управление федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Пермскому краю возбудило в отношении ОАО Сбербанк России <SBER> дело по признакам нарушения закона о защите конкуренции, говорится в сообщении УФАС.

Причиной возбуждения дела послужило обращение нескольких физических лиц с жалобами на действия банка по взиманию платы за справку об уплаченных процентах по кредитному договору. "Специалисты Пермского УФАС считают, что взимание дополнительных комиссий за справку об уплаченных процентах является неправомерным, так как предоставление этой информации является прямой обязанностью кредитной организации в рамках кредитного договора. Следует также отметить, что ОАО "Сбербанк России" занимает значительную долю на рынке кредитования физических лиц в Пермском крае, в связи с чем указанные действия банка могут расцениваться как злоупотребление своим доминирующим положением", - отмечается в сообщении.

"В последнее время в адрес Пермского УФАС довольно часто поступают жалобы граждан по поводу правомерности действий банков по взиманию платы за различные справки по кредитным договорам. Системное толкование норм банковского права и закона о защите прав потребителей позволяет сделать однозначный вывод о том, что потребитель всегда имеет право знать о размере своей задолженности перед банком, сумме уплаченных процентов, предстоящих платежах с раздельным указанием суммы процентов, подлежащих уплате, и оставшейся суммы кредита, и реализация данного права потребителя не может быть обусловлена уплатой им какого-либо вознаграждения за предоставление такого рода информации. Следовательно, действия банка, взимающего плату, можно рассматривать как нарушение прав потребителей, а также, в случае если кредитная организация занимает доминирующее положение, данные действия могут рассматриваться как нарушение антимонопольного законодательства", - приводятся в сообщении слова заместителя руководителя Пермского УФАС Антона Удальева, передает РИА Новости.

 

РИА "Новости" (Москва), 11.05.2012, ФСФР НЕ СЧИТАЕТ ЦЕЛЕСООБРАЗНЫМ УЖЕСТОЧАТЬ РЕГУЛИРОВАНИЕ МИКРОФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

МОСКВА, 11 мая - РИА Новости. Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) России не считает целесообразным ужесточать надзор и регулирование микрофинансовых организаций (МФО), так как это может привести к исчезновению рынка микрофинансовых услуг, сообщил журналистам в пятницу руководитель ведомства Дмитрий Панкин.

Глава ФСФР отметил, что микрофинансовые организации занимают особое место на рынке финансовых услуг, обслуживая клиентов, которые по каким-либо причинам не могуть получить банковские услуги. По данным регулятора, большая часть микрофинансовых услуг предоставляется в регионах России, в небольших городах, тогда как банковские услуги в основном предоставляются в крупных российских мегаполисах. В настоящее время в госреестре МФО 1,433 тысячи микрофинансовых организаций и 1,400 тысячи потребительских кооперативов.

"Мы оцениваем объем потребительских кредитов в 36 миллиардов рублей, что составляет около 0,7% от объема банковских кредитов, выданных российскими банками. Из этих 36 миллиардов рублей около 40% составляют кредиты, выданные на ведение бизнеса, 30% - потребительское кредитование, 10% - займы до зарплаты", - сказал Панкин.

Однако темпы роста объема кредитования микрофинансовыми организациями превышают темпы роста банковского кредитования, и "постепенно они (кредиты МФО - ред.) будут занимать более серьезное место на рынке", отметил глава ФСФР.

РЕГУЛИРОВАНИЕ LIGHT По мнению Панкина, чтобы микрофинансовые организации могли дальше развиваться, к регулированию этого рынка нужно подходить осторожно.

"Если очень зарегламентировать и зарегулировать этот рынок, то я думаю, что мы этот рынок убьем. У банков жесткие нормативы, жесткие требования, жесткие правила ведения бизнеса. (...) Если мы будем последовательно усиливать требования к надзору, к контролю за рисками и к капиталу МФО, то часть из них перейдет в разряд банков, а другие уйдут опять в тень, и будут такие незарегистрированные "общаки". Нам бы этого не хотелось, поэтому считаем, что должен быть надзор или регулирование light", - сказал глава ФСФР.

Он добавил, что вряд ли стоит строить регулирование микрофинансовых организаций по примеру банковского надзора.

"В дальнейшем регулировании можно идти в увеличении требований к минимальному капиталу, к соотношению риска к капиталу, то есть некий аналог банковских требований. Но у меня большие сомнения по целесообразности такого пути, наверное, лучше идти по пути саморегулируемых организаций (СРО). Сейчас кредитные кооперативы в обязательном порядке должны быть членами СРО, есть смысл, наверное, распространить это требование и на микрофинансовые организации, чтобы в обязательном порядке МФО были членами СРО. Далее саморегулируемые организации пусть устанавливает стандарты, правила работы и т.д. По крайней мере, будет не такое жесткое регулирование", - заявил Панкин.

РИСКИ МФО Как отметил глава ФСФР, рынок микрофинансовых услуг в настоящее время имеет "две точки риска" - непрозрачность информации о скрытых комиссиях и процентных ставках микрозаймов и незаконное привлечение микрофинансовыми компаниями средств физлиц во вклады.

"Человек не очень искушенный в финансовых вопросах может владеть не полной информацией о процентной ставке, о скрытых комиссиях, поэтому могут быть проблемы. Клиенты могут быть обмануты", - сказал Панкин.

Незаконное привлечение денежных средств от физлиц в "достаточно рискованный" сектор также может быть опасно для потребителей микрофинансовых услуг.

ФСФР в настоящее время ведет проверки около 100 микрофинансовых организаций. По словам Панкина, наиболее распространенные нарушения МФО - нарушения законодательства о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем.

"Это, прежде всего, непередача информации о тех сделках, которые попадают под обязательный контроль, отсутствие у компаний утвержденных внутренних правил", - рассказал глава ФСФР.

В дальнейшем ведомство планирует внести изменения в КоАП, регламентирующие дифференциацию штрафов для МФО.

"Такие поправки уже согласованы с Минфином, сейчас находятся на рассмотрении в правительстве. Возможно, целесообразно законодательно вводить запрет на рекламу займов компаний, не обладающих статусом банков, МФО, кредитного кооператива", - добавил Панкин.

В целом, по мнению главы ФСФР, российский рынок микрофинансовых услуг не имеет серьезных системных проблем.

"Системной угрозы нет. Есть проблемы, но их можно решить в рабочем режиме, можно предотвращать нарушения прав потребителей на этом рынке", - заключил он.

 

РИА "Новости" (Москва), 11.05.2012, ПЕРМСКОЕ УФАС ПОДОЗРЕВАЕТ СБЕРБАНК В НЕПРАВОМЕРНОМ ВЗИМАНИИ ПЛАТЫЗА СПРАВОЧНУЮ ИНФОРМАЦИЮ

НИЖНИЙ НОВГОРОД, 11 мая - РИА Новости, Ольга Дьякова.

Управление федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Пермскому краю возбудило в отношении ОАО Сбербанк России дело по признакам нарушения закона о защите конкуренции, говорится в сообщении УФАС.

Причиной возбуждения дела послужило обращение нескольких физических лиц с жалобами на действия банка по взиманию платы за справку об уплаченных процентах по кредитному договору.

"Специалисты Пермского УФАС считают, что взимание дополнительных комиссий за справку об уплаченных процентах является неправомерным, так как предоставление этой информации является прямой обязанностью кредитной организации в рамках кредитного договора. Следует также отметить, что ОАО "Сбербанк России" занимает значительную долю на рынке кредитования физических лиц в Пермском крае, в связи с чем указанные действия банка могут расцениваться как злоупотребление своим доминирующим положением", - отмечается в сообщении.

"В последнее время в адрес Пермского УФАС довольно часто поступают жалобы граждан по поводу правомерности действий банков по взиманию платы за различные справки по кредитным договорам. Системное толкование норм банковского права и закона о защите прав потребителей позволяет сделать однозначный вывод о том, что потребитель всегда имеет право знать о размере своей задолженности перед банком, сумме уплаченных процентов, предстоящих платежах с раздельным указанием суммы процентов, подлежащих уплате, и оставшейся суммы кредита, и реализация данного права потребителя не может быть обусловлена уплатой им какого-либо вознаграждения за предоставление такого рода информации. Следовательно, действия банка, взимающего плату, можно рассматривать как нарушение прав потребителей, а также, в случае если кредитная организация занимает доминирующее положение, данные действия могут рассматриваться как нарушение антимонопольного законодательства", - приводятся в сообщении слова заместителя руководителя Пермского УФАС Антона Удальева.

 

РИА "Новости" - Единая лента (Москва), 12.05.2012, ПОВТОР - ФСФР НЕ СЧИТАЕТ ЦЕЛЕСООБРАЗНЫМ УЖЕСТОЧАТЬ РЕГУЛИРОВАНИЕ МИКРОФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

МОСКВА, 12 мая - РИА Новости. Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) России не считает целесообразным ужесточать надзор и регулирование микрофинансовых организаций (МФО), так как это может привести к исчезновению рынка микрофинансовых услуг, сообщил журналистам в пятницу руководитель ведомства Дмитрий Панкин.

Глава ФСФР отметил, что микрофинансовые организации занимают особое место на рынке финансовых услуг, обслуживая клиентов, которые по каким-либо причинам не могуть получить банковские услуги. По данным регулятора, большая часть микрофинансовых услуг предоставляется в регионах России, в небольших городах, тогда как банковские услуги в основном предоставляются в крупных российских мегаполисах. В настоящее время в госреестре МФО 1,433 тысячи микрофинансовых организаций и 1,400 тысячи потребительских кооперативов.

"Мы оцениваем объем потребительских кредитов в 36 миллиардов рублей, что составляет около 0,7% от объема банковских кредитов, выданных российскими банками. Из этих 36 миллиардов рублей около 40% составляют кредиты, выданные на ведение бизнеса, 30% - потребительское кредитование, 10% - займы до зарплаты", - сказал Панкин.

Однако темпы роста объема кредитования микрофинансовыми организациями превышают темпы роста банковского кредитования, и "постепенно они (кредиты МФО - ред.) будут занимать более серьезное место на рынке", отметил глава ФСФР.

РЕГУЛИРОВАНИЕ LIGHT По мнению Панкина, чтобы микрофинансовые организации могли дальше развиваться, к регулированию этого рынка нужно подходить осторожно.

"Если очень зарегламентировать и зарегулировать этот рынок, то я думаю, что мы этот рынок убьем. У банков жесткие нормативы, жесткие требования, жесткие правила ведения бизнеса. (...) Если мы будем последовательно усиливать требования к надзору, к контролю за рисками и к капиталу МФО, то часть из них перейдет в разряд банков, а другие уйдут опять в тень, и будут такие незарегистрированные "общаки". Нам бы этого не хотелось, поэтому считаем, что должен быть надзор или регулирование light", - сказал глава ФСФР.

Он добавил, что вряд ли стоит строить регулирование микрофинансовых организаций по примеру банковского надзора.

"В дальнейшем регулировании можно идти в увеличении требований к минимальному капиталу, к соотношению риска к капиталу, то есть некий аналог банковских требований. Но у меня большие сомнения по целесообразности такого пути, наверное, лучше идти по пути саморегулируемых организаций (СРО). Сейчас кредитные кооперативы в обязательном порядке должны быть членами СРО, есть смысл, наверное, распространить это требование и на микрофинансовые организации, чтобы в обязательном порядке МФО были членами СРО. Далее саморегулируемые организации пусть устанавливает стандарты, правила работы и т.д. По крайней мере, будет не такое жесткое регулирование", - заявил Панкин.

РИСКИ МФО Как отметил глава ФСФР, рынок микрофинансовых услуг в настоящее время имеет "две точки риска" - непрозрачность информации о скрытых комиссиях и процентных ставках микрозаймов и незаконное привлечение микрофинансовыми компаниями средств физлиц во вклады.

"Человек не очень искушенный в финансовых вопросах может владеть не полной информацией о процентной ставке, о скрытых комиссиях, поэтому могут быть проблемы. Клиенты могут быть обмануты", - сказал Панкин.

Незаконное привлечение денежных средств от физлиц в "достаточно рискованный" сектор также может быть опасно для потребителей микрофинансовых услуг.

ФСФР в настоящее время ведет проверки около 100 микрофинансовых организаций. По словам Панкина, наиболее распространенные нарушения МФО - нарушения законодательства о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем.

"Это, прежде всего, непередача информации о тех сделках, которые попадают под обязательный контроль, отсутствие у компаний утвержденных внутренних правил", - рассказал глава ФСФР.

В дальнейшем ведомство планирует внести изменения в КоАП, регламентирующие дифференциацию штрафов для МФО.

"Такие поправки уже согласованы с Минфином, сейчас находятся на рассмотрении в правительстве. Возможно, целесообразно законодательно вводить запрет на рекламу займов компаний, не обладающих статусом банков, МФО, кредитного кооператива", - добавил Панкин.

В целом, по мнению главы ФСФР, российский рынок микрофинансовых услуг не имеет серьезных системных проблем.

"Системной угрозы нет. Есть проблемы, но их можно решить в рабочем режиме, можно предотвращать нарушения прав потребителей на этом рынке", - заключил он.

 

 

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: