Government.ru, 11.05.2012, Д.А.МЕДВЕДЕВ ПРОВЁЛ В ТАМБОВЕ СОВЕЩАНИЕ ПО ВОПРОСАМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ




Д.А.Медведев: Добрый день, коллеги, прошу садиться.

Вы правильное место нашли для проведения сегодняшнего совещания, самое подходящее.

Наша встреча посвящена очень чувствительной теме – социальному обслуживанию населения. Тема эта, конечно, находится в поле зрения всех властей в нашей стране и Правительства в том числе. Речь идёт об отношении к пожилым людям, людям, которые нуждаются в помощи, в уходе, инвалидам, семьям с детьми, которые находятся в трудной жизненной ситуации. По тем критериям, которые обычно используются, эта категория населения составляет около 20 млн человек.

Сейчас в нашей стране работает около 5 тыс. социальных учреждений, они относятся к региональному ведению. Важно, что в последнее время помимо традиционных домов-интернатов – мы как раз находимся на территории такого дома-интерната, причём совершенно обычного, здесь ничего специально не делали, потому как решение сюда приехать было принято, что называется, с колёс, так что Олег Иванович (О.И.Бетин – губернатор Тамбовской области) даже если бы и хотел что-то здесь подмарафетить, всё равно не смог бы, но тем не менее это вот такой среднестатистический дом-интернат, – помимо домов-интернатов создаются геронтологические центры (мы только что тоже были в таком, это, конечно, уже заведение другого уровня, с хорошей лечебной базой, с возможностями для общения, отдыха), пансионаты, комплексные центры социального обслуживания, кризисные центры для семей с детьми и другие учреждения, которые для этого предназначены.

В 2011 году построено в общей сложности 35 (правильно я понимаю?) социальных учреждений, в том числе в рамках тех программ, которые софинансируются нашим Пенсионным фондом. При этом используются и стандартные, типовые проекты, и новые проекты создаются. Внедряются и современные методики и технологии социального ухода за пожилыми людьми на дому.

Безусловно, тот позитивный опыт, который был накоплен после передачи социального обслуживания в ведение регионов, надо изучать и пропагандировать, потому что во многих регионах он есть и он весьма неплох. Но есть и серьёзные проблемы, которые должны быть решены на федеральном уровне. Первое, на что мне хотелось бы обратить внимание, и, наверное, ради чего мы, в том числе сегодня, встретились здесь – это различие региональной нормативной базы. Это правда – вот здесь у нас представлены губернаторы нескольких регионов, представлено несколько наших территорий, – сейчас жители даже соседних регионов зачастую получают абсолютно разный набор услуг. Конечно, чем выше этот набор, чем он шире, чем он более объёмный, тем лучше: нет предела совершенству. Но всё-таки некий набор минимальных стандартов этих услуг мы обязаны создать, потому что в противном случае у нас будет постоянная дифференциация между различными областями, слишком сильный разброс будет. И проблема заключается в том, что отношения, которые складываются в этой сфере, в настоящий момент регулируются двумя федеральными законами, которые не первой свежести. Я имею в виду закон 1995 года «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и закон, принятый в тот же период, «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» – это вот два основных документа.

Для того чтобы эту двойственность убрать и для того чтобы создать более современный нормативный акт, полтора года назад я поручал разработать новый, отвечающий современным реалиям, ну и, соответственно, самое главное, отвечающий нуждам наших граждан закон «Об основах социального обслуживания населения». Он призван закрепить единые стандарты оказания социальных услуг на всей территории нашей страны с учётом наработанного в регионах опыта, в том числе и опыта сотрудничества с некоммерческими организациями и бизнесом. Работа эта завершается, и сейчас об итогах этой работы расскажет Татьяна Алексеевна Голикова. Вот сам по себе законопроект есть, он такой объёмный, солидный, и, собственно, результатом нашей с вами встречи должно быть уже принятие решения о том, чтобы его в ближайшее время вносить для рассмотрения в Государственную Думу, поэтому хорошо, что здесь присутствуют наши коллеги из Государственной Думы.

Второе, о чём я хотел бы сказать: мы все понимаем, что ресурсы и возможности у регионов разные. В ряде субъектов Федерации система социального обслуживания хронически недофинансирована. В результате возросла очерёдность на получение мест в стационарах, мест для того, чтобы получать услуги на дому. Сегодня очередь в стационарные учреждения составляет около 20 тыс. человек, а очередь для получения социальных услуг на дому – более 35 тыс. человек. Есть и проблемы. Проверки показывают, что далеко не во всех учреждениях соблюдаются санитарные нормы. Есть такие социальные учреждения, которые уже точно не подлежат ремонту, находиться в них просто опасно для здоровья. Это та ситуация, которая требует федерального вмешательства и принятия необходимых решений.

Система социального обслуживания должна быть гораздо более современной, она в большей степени должна ориентироваться на запросы наших людей. Кстати, если говорить откровенно, эти запросы весьма и весьма умеренные, мы знаем, – никогда наши люди не просят ничего сверхъестественного, очень часто благодарят за элементарный набор услуг, абсолютно элементарный.

Нам необходимо развивать материально-техническую базу социальных учреждений, надо продолжить строительство новых корпусов там, где уже невозможно решить проблему больших очередей в стационары. При этом должны максимально жестко соблюдаться требования федерального закона «О безопасности зданий и сооружений». Это касается и новых, и, конечно, старых объектов. Мы все помним те трагедии, которые, к сожалению, были в целом ряде регионов, я имею в виду и Коми в 2009 году, и трагедию в Краснодарском крае, Тульской области. В общем, это абсолютно тяжёлые события, и наша задача – не допустить в дальнейшем подобного развития событий. Конечно, это потребует дополнительных ресурсов, давайте обсудим, какие финансовые источники здесь могут быть использованы. Здесь есть целый ряд проблем и предложений в то же время.

Конечно, нужно помнить, что самая современная инфраструктура не заменит людям элементарного тёплого, человеческого отношения. Люди наши очень отзывчивые. Мы сейчас несколько таких объектов посетили: конечно, элементарное внимание вызывает такую добрую эмоциональную реакцию - надо просто всем обязательно это внимание проявлять на любом уровне. Поэтому нам нужно уделить внимание подготовке и поощрению социальных работников. Я встречался с ними некоторое время назад, мы говорили о том, чтобы создать достойные условия для их очень нелёгкого труда. Такой ближе к подвижническому труду, но мы всё-таки в целом в силах поправить ситуацию. Речь в частности идёт не только о повышении зарплаты там, где это необходимо, но и о предоставлении в ряде случаев автотранспорта, мобильной связи и, конечно, о создании системы стимулирования для привлечения молодых специалистов в эту очень непростую отрасль. Вот проблематика сегодняшнего совещания. Я передаю слово Татьяне Алексеевне. Татьяна Алексеевна, пожалуйста.

Т.А.Голикова: Спасибо. Уважаемый Дмитрий Анатольевич, уважаемые участники совещания, я продолжу тему, которую во вступительном слове обозначил Дмитрий Анатольевич. Речь идёт о том поручении, которое было дано Правительству полтора года назад об обновлении законодательной основы социального обслуживания. Изначально сроки были более сжатые, чем те, в которых мы сейчас находимся, но то, что мы, может быть, где-то затянули эти сроки, – это в некотором смысле оправданно, потому что закон социально чувствительный и требует обсуждения со всеми участниками и потребителями социальных услуг. И я хочу сказать, Дмитрий Анатольевич, что за полуторалетний период, то есть период подготовки этого законопроекта, его размещения на официальных информационных ресурсах мы получили порядка 1100 постоянных респондентов, которые обсуждали этот законопроект, дано было более 1130 комментариев по этому законопроекту и, собственно говоря, тот законопроект, который был первоначально разработан, претерпел существенные изменения, в том числе концептуального характера. То, что Вы сегодня видите, – это уже результат совместной работы многих участников этого процесса, и на заключительном этапе, прямо в преддверии майских праздников, обсуждение прошло с участием представителей парламента, поскольку, как Вы справедливо сказали, очень скоро этот законопроект должен рассматриваться парламентом.

Прежде чем перейти к его основным положениям, я бы хотела предложить вашему вниманию некоторую короткую презентацию и обратить внимание еще на несколько существенных цифр, которые характеризуют ситуацию с социальным обслуживанием в Российской Федерации. В частности, на первом слайде, вот на экране это видно, по данным за 2011 год (и в принципе ежегодно) социальным обслуживанием охвачено порядка 19 млн наших граждан, причём в стационарных учреждениях получают социальные услуги порядка 370 тыс. человек, всё остальное – это нестационарные и полустационарные учреждения социального обслуживания, а также социальное обслуживание на дому – это где-то 1,4 млн наших граждан.

Всего в системе социального обслуживания, Вы сказали о стационарных учреждениях, их 5 тыс., а вообще 11 640 учреждений, которые включают полустационарные и нестационарные учреждения разного типа.

Что касается платности получения социальных услуг, то сегодня структура – это слайд третий: бесплатно получают услуги, по данным за 2011 год, 30% граждан, которые получали социальные услуги в том случае, если пенсия получателя меньше величины прожиточного минимума. На условиях частичной оплаты 52% получали социальные услуги, если размер пенсии составляет от 100 до 150% прожиточного минимума. И 18% получали за плату, в случае если их доход превышает 200% прожиточного минимума.

В системе социальной защиты (следующий слайд, пожалуйста) работает порядка 515 тыс. специалистов. При этом в той инфраструктуре, которая сегодня существует, недостаёт 33 550 штатных единиц, причём основное – это специалисты, которые относятся к категории среднего и младшего медицинского персонала, это основная часть, практически 14,2 тыс. человек. В значительной части это связано с не очень высокой заработной платой этой категории и, наверное, недостаточной подготовкой этих специалистов в системе сегодняшнего образования, потому что ориентация на соцработников пока у нас в системе высшего образования недостаточная. Здесь на слайде вы видите, что приведён разброс средней заработной платы: от Пензенской области 5,1 тыс. рублей в месяц, до Камчатского края – 23,8 тыс., и нам предстоит в рамках поручения, которое будет дано, поднять совместно с регионами заработную плату социальных работников. Очевидно, что это исходит из возможностей субъектов Российской Федерации, но тем не менее эта задача стоит. Что касается расходов непосредственно на разных уровнях социального обслуживания, то я хочу сказать, что стационарное социальное обслуживание сегодня, по данным за 2011 год, в 7,4 раза дороже, чем обслуживание на дому, которое по цифрам составляет следующие размеры: в стационарных учреждениях расход в среднем по России составляет 193 тыс. в год. Что касается места жительства, то в среднем где-то 26,1 тыс. рублей, при этом наиболее высокая величина расходов складывается в таких регионах, как Москва, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский и Чукотский автономный округа, по понятным причинам – это связано и с хорошей обеспеченностью, и высоким районным коэффициентом. А в таких регионах, как, скажем, Карачаево-Черкесская Республика, Пензенская область, Республика Чувашия, Кабардино-Балкарская Республика, вы видите, средний расход составляет в стационарных учреждениях от 14,2 тыс. в год до 73 тыс. рублей в год. Конечно, для стационарного учреждения это недостаточный объём.

Вы в своём вступительном слове охарактеризовали сегодняшнюю ситуацию по действующему законодательству 1995 года. Это законодательство лишь в 2004 году претерпело косметические изменения, которые были связаны с изменением законодательства в связи с разграничением полномочий и не предполагали каких-то серьёзных изменений в части законодательного режима социального обслуживания.

Наверное, ключевыми проблемами, которые на сегодняшний день есть в действующем законодательстве, – это отсутствие исчерпывающего перечня конкретных оснований для получения социальных услуг. Права граждан определяются не через конкретные социальные услуги, а через описание неких видов социального обслуживания; и в принципе ряд норм не соответствует законодательству о положении социально ориентированных некоммерческих организаций. Мы часто говорим о необходимости их участия, но тем не менее пока в законодательстве о социальном обслуживании это не зафиксировано. Ну и как следствие – то, что Вы сказали: достаточно высокий уровень дифференциации по регионам Российской Федерации в уровне социального обслуживания и качестве предоставления такого рода услуг.

Что предполагает новый законопроект? Новый законопроект предполагает установление правовых, организационных, экономических основ социального обслуживания населения, конкретизирует конституционные права граждан в этой части и чётко устанавливает полномочия органов федеральной власти и органов субъектов с точки зрения нормативного регулирования.

Кроме того, существенным является закрепление понятийного аппарата, к которому я бы отнесла основные пять моментов: это поставщик и получатель социальной услуги, персональное сопровождение, трудная жизненная ситуация и индивидуальная нуждаемость.

Кроме того, этот законопроект уже впитывает в себя те законодательные изменения, которые произошли в системе организации бюджетных учреждений, которые связаны с государственным заказом, с функционированием, как я уже сказала, некоммерческих учреждений и так далее.

На сегодняшний день у нас семь категорий имеют право на социальное обслуживание. Законопроект дополняет эти семь категорий ещё четырьмя категориями – это граждане или семьи, признанные малоимущими в порядке, установленном вот этим законодательством о государственной и социальной помощи, даже семьи с наличием инвалидов или детей с ограниченными возможностями здоровья, семьи с наличием ВИЧ-инфицированных членов семьи и членов семьи с устойчивой наркотической и алкогольной зависимостью и семьи, находящиеся в социально опасном положении.

Но, что важно, к тем принципам организации социального обслуживания, которые на сегодняшний день есть, добавляется, на наш взгляд, абсолютно существенный принцип – это направленность социального обслуживания на максимально возможное пребывание гражданина в привычной ему среде, это то, что я говорила о социальном обслуживании на дому. К сожалению, эта форма социального обслуживания… Вроде бы ею пользуются много, но она не достаточно организована в субъектах Российской Федерации в виду понятных причин – достаточно большой протяжённости, недостаточного финансового обеспечения и так далее.

Вы в прошлом году давали поручение в рамках того же заседания Президиума Государственного совета по поводу того, чтобы за счёт средств, которые предоставляет Пенсионный фонд, не только улучшать материально-техническое обеспечение учреждений, но и приобрести соответствующие мобильные пункты, которые могли бы оказывать соответствующую помощь. Вот в 2011 году было приобретено 632 автомобиля, которые теперь ездят по всей территории Российской Федерации, 62 региона страны их приобрело.

Значит, что касается конкретизации полномочий. Я пролистаю эти слайды, но я хотела бы с 9-го слайда начать, здесь достаточно характерно представлено. В левой стороне слайда показано всего шесть полномочий, которые сегодня существуют на уровне Российской Федерации и которые установлены сегодняшним законодательством о социальном обслуживании.

Сегодня в рамках данного законопроекта с учётом всех обсуждений на всех площадках, которые прошли, мы конкретизируем эти полномочия Российской Федерации. Они связаны не только с законодательным регулированием, они связаны ещё и с типовыми заявлениями на социальное обслуживание, с типовыми паспортами учреждений социального обслуживания и другой методологической основной, которая позволяет осуществлять единый поход к регионам Российской Федерации с точки зрения именно организации нормативного процесса такого рода работ.

То же самое на 11 слайде относится и к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Сегодня их всего четыре, а теперь, после того как мы конкретизируем полномочия, они становятся более широкими, и, Вы видите, они здесь на 11 слайде представлены.

Кроме того, законопроект определяет права и обязанности получателей социальных услуг, определяет права и обязанности поставщиков социальных услуг, и законопроектом определяются соответствующие механизмы (они чуть дальше на слайде будут представлены), которые позволяют нам отслеживать, кто такие поставщики социальных услуг. Кроме того, законопроект определяет условия и виды социального обслуживания населения и определяет перечень оснований для признания гражданина или семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации, теми, кто приобретает впоследствии право на получение социальных услуг.

Наверное, здесь есть смысл перечислить некоторые из них – это частичная или полная утрата способности к самообслуживанию, инвалидность, сиротство, безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних, семейное неблагополучие, наличие в семье инвалидов, признание гражданина малоимущим (я уже говорила об этом) и ряд других. Кроме того, устанавливается так называемый термин индивидуальной нуждаемости в социальных услугах, и, естественно, должна осуществляться оценка, для того чтобы определить эту индивидуальную нуждаемость. К индивидуальной нуждаемости на слайде 15 относятся такие критерии, как состояние здоровья, потребность в постоянной или временной, разовой посторонней помощи, семейное положение, жилищные условия, материальная обеспеченность, угроза попадания в социально опасное положение, психологическое состояние и ряд других.

Законопроект по предложению некоторых экспертов сейчас включает такое положение, как индивидуальная программа предоставления социальных услуг, причём она является неотъемлемой частью так называемого договора о социальном обслуживании. И вот здесь многие эксперты высказывают предложения по поводу того, что, когда мы сейчас на этом этапе будем дорабатывать законопроект, может быть, посмотреть дополнительно, стоит ли делать наряду с социальным договором ещё и индивидуальную карту. Здесь, наверное, есть необходимость это дополнительно обсудить, потому что в большей степени это напрашивается в части стационарных учреждений, нежели в социальном обслуживании на дому.

Кроме того, законопроект определяет перечень социальных услуг, которые должны определяться в стационарных, полустационарных условиях и, естественно, в условиях на дому, и перечисляет все соответствующие услуги. При этом и эксперты, и мы пытались сделать максимально прямыми нормы в законе, чтобы как можно меньше было подзаконных актов, хотя, безусловно, их не избежать и на федеральном уровне, и на уровне субъектов Российской Федерации, потому что очевидно, что коли это их полномочия, то основное нормативное регулирование принадлежит им.

Я также хочу обратить внимание на существенную новеллу законопроекта на слайде №17. Раньше в законе о социальном обслуживании, или в законах о социальном обслуживании, социальное обслуживание осуществляли только государственные учреждения социального обслуживания, находящиеся в субъектах Российской Федерации. Теперь данный законопроект предполагает дополнить ещё четыре категории: это физические лица, которые занимаются предпринимательской деятельностью, социально ориентированные некоммерческие организации, негосударственные организации социального обслуживания, благотворители, добровольцы и так далее. При этом я бы хотела обратить внимание – это не связано с данным законопроектом, но по жизни это связано. На сегодняшний день участие подобного рода организаций возможно только в случае, если социальная услуга предоставляется на конкурсе. Основным законом, который регулирует эту сферу, является пока 94-й закон, затем закон о федеральной контрактной системе. Но на сегодняшний день эта сфера приложения крайне чувствительная, если к ней буквально применять хоть 94-й закон, хоть будущий закон о федеральной контрактной системе.

Здесь, наверное, поскольку с Думой есть договорённость и с Советом Федерации по поводу того, что закон о федеральной контрактной системе будет ещё определённым образом дорабатываться на площадке Государственной Думы, было бы целесообразно на эту сферу обратить особое внимание, потому что очевидно, что привлечение и физических лиц, и социально ориентированных НКО и негосударственных организаций социального обслуживания в большей степени связано с тем, что они будут, как правило, работать с людьми на дому. Очевидно, что регионы Российской Федерации должны устанавливать некие тарифы за предоставление соответствующих социальных услуг и организации-победители будут такого рода услуги оказывать, но при этом понятно и другое: для нас должны быть понятны сами эти организации, которые оказывают услуги. Наверное, здесь не самая дешёвая цена должна играть существенную роль с точки зрения выигрыша конкурса, здесь, наверное, целый комплекс, целый набор должен быть, потому что нам принципиально важно, чтобы эта услуга была оказана и чтобы организация, которая выиграла этот конкурс, дошла до нуждающегося и соответствующую помощь ему оказала. Поэтому, наверное, нужен понятный и прозрачный реестр поставщиков такого рода услуг.

Как я уже говорила, законопроект определяет механизмы организации социального обслуживания. Это и соответствующие информационные системы, и регистры получателей и поставщиков, и – что важно – порядки и стандарты предоставления социальных услуг, и, конечно, все регламенты межведомственного взаимодействия, которые сопровождают в том числе необходимость электронного предоставления информации и получения социальной услуги. Кроме того, я думаю, что нам нужно будет ещё на этом этапе поработать по разграничению платных и бесплатных социальных услуг. Эта тема тоже достаточно серьёзно обсуждалась, она сейчас, так как она выписана в законопроекте, представлена на 19-м слайде. Чётко абсолютно отфиксированы те категории, которые имеют право на бесплатные услуги. Это лица, не способные к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющие родственников. Это лица, которые находятся в трудной жизненной ситуации в связи с семейным неблагополучием, несовершеннолетние дети, которые находятся в трудной жизненной ситуации, пенсионеры, достигшие возраста 80 и старше лет. Но есть ещё и в сегодняшнем законодательстве, и это остаётся и в законопроекте – социальные услуги, которые предоставляются на условиях частичной оплаты или полной оплаты. И здесь, наверное, в законопроекте ещё более конкретно, чем сейчас, нужно выписать, что же это и какие конкретно услуги в такой форме предоставляются.

Ну и конечно, в отличие от предыдущего законодательства, в этом законопроекте устанавливаются уровни контроля в области социального обслуживания населения: государственный, ведомственный, внутренний и общественный контроль.

В заключение я хотела сказать вот что: после того как мы провели заседание с представителями парламента, рабочей группы, мы постарались обобщить и обсудить все замечания, которые поступили в результате всех публичных обсуждений. После того как это обсуждение было произведено, мы пятого числа доработанный законопроект разослали по субъектам Российской Федерации. И нам представляется сейчас очень важным на вот эти вот ключевые точки, о которых я, в том числе, сказала, о которых Вы сказали во вступительном слове, чтобы они обратили внимание при представлении нам сюда окончательных замечаний на этот законопроект.

Одновременно законопроект вот в этой обновлённой редакции – в той, в которой он находится сейчас у вас на столах, – размещён на официальном сайте и продолжается его общественное обсуждение.

Д.А.Медведев: На каком сайте?

Т.А.Голикова: Минздравсоцразвития. Мы хотели бы, чтобы максимально оперативно регионы нам информацию представили, негосударственные организации. Общественная палата активно работает в этом направлении, и уже в рабочем порядке даже на тот законопроект, который в последние дни размещён, дала свои пока не письменные, а устные соображения. И в принципе с учётом вот этого последнего этапа доработки нам нужно было бы уже к выходу Думы на осеннюю сессию представить его уже для обсуждения в Государственной Думе. И тогда стало бы возможным его принятие до конца этого года и, соответственно, вступление основной части закона с 1 января 2013 года в силу, а отдельных нормативов, которые требуют подготовки подзаконной базы субъектов, – с отложенным на полгода сроком, как это делается по другим законам такого рода. Спасибо.

Д.А.Медведев: Спасибо, Татьяна Алексеевна. В проекте нашего сегодняшнего решения говорится о том, чтобы мы доработали с учётом обсуждения, которое сейчас будет, проект закона, и он был бы внесён в Правительство до 1 июля текущего года. И чтобы потом уже, после обсуждения в Правительстве достаточно короткого, он попал в Государственную Думу и до конца года был бы действительно принят. Этот срок, я думаю, реальный, из него и надо исходить. Спасибо.

Пожалуйста, коллеги, кто хотел бы продолжить? Пожалуйста, Андрей Константинович.

А.К.Исаев (председатель комитета Госдумы по труду и социальной политике): Спасибо. Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги! Мы поддерживаем позицию Правительства в том, что данный законопроект необходим, принять его необходимо действительно до конца года, и мы подтверждаем высокую степень проработанности уже подготовленного законопроекта. Мы с удовлетворением отмечаем, что представители парламента были включены в рабочую группу. От нас в рабочей группе работает Галина Николаевна Карелова – наверное, лучший специалист Госдумы по данному вопросу, и поэтому большинство замечаний, которые мы делали, учтены при доработке законопроекта. У нас остаются замечания. В качестве примера я могу привести: есть 11-я статья закона, где говорится о приоритетности социального обслуживания несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации. По смыслу этой статьи, речь идёт о том, что нужно учитывать специфику несовершеннолетних, но слово «приоритетность» означает первоочерёдность. Это значит, что есть некая категория, которая в первую очередь, а остальные – после того как с этой категорией разберёмся, что противоречит 5-й статье самого же законопроекта, где говорится о равенстве прав на получение социальной помощи всех, независимо от возраста, социального происхождения и так далее, и тому подобное. Поэтому мы видим поле для доработки данного законопроекта, но тем не менее мы считаем, что концептуальных замечаний нет и доработка может вестись как в рамках рабочей группы Правительства, так даже и при подготовке законопроекта уже ко второму чтению в Государственной Думе.

Ещё один важный момент, который в связи с этим я бы хотел подчеркнуть. Дмитрий Анатольевич, когда мы встречались с Вами на фракции перед Вашим утверждением в качестве Председателя Правительства, Вы высказали очень важную мысль о том, что нужно чтобы подзаконные акты по некоторым законопроектам были готовы ещё до их принятия в третьем чтении. Мне кажется, что данный законопроект как раз относится к этой категории, где подзаконные акты хотелось бы получить ещё до принятия. И кроме подзаконных правительственных актов – поскольку здесь очень большой объём прав передан субъектам Федерации – было бы желательно, чтобы Правительство подготовило типовые нормативные акты субъектов Федерации в развитие данного законопроекта. Именно тогда у нас появятся реальные минимальные социальные стандарты, ориентиры – это типовые акты, которые Правительство рекомендовало бы субъектам Федерации.

И в заключение. Я, конечно, поддерживаю Татьяну Алексеевну, высказанную ею мысль о том, что при подготовке закона о федеральной контрактной системе нам крайне необходимо предусмотреть, чтобы цена не являлась главным критерием выигрыша конкурса по оказанию услуг по социальному обслуживанию населения, потому что мы понимаем, что сейчас мы сплошь и рядом сталкиваемся с ситуацией, когда цена демпингуется, занижается, а реальных услуг людям не оказывается.

Спасибо большое, Дмитрий Анатольевич.

Д.А.Медведев: Спасибо, Андрей Константинович. Пожалуйста, коллеги.

А.Д.Артамонов (губернатор Калужской области): Уважаемый Дмитрий Анатольевич, уважаемые коллеги, я должен сказать, что это общее мнение: проект закона отличается очень глубокой проработанностью. Это своевременный и современный нормативно-правовой акт. И было широкое обсуждение, например, мы давали тоже поправки, они были учтены, поэтому, если дальше его начинать улучшать, может стать хуже.

Д.А.Медведев: Так бывает на самом деле.

А.Д.Артамонов: Что можно было бы не меняющее смысл закона как-то добавить? Ну например, какие-то более чёткие стандарты, по которым эти услуги предоставляются, должны быть прописаны, потому что единообразие всё-таки… Ну мы много лет говорим о том, что нам надо как-то формировать единое социальное пространство на территории страны. Сегодня, мы видим, это может быть и неплохо, что регионы получили возможность в большем объёме какие-то услуги предоставлять на своих территориях за счёт больших возможностей. Но если, например, брать столичный регион, например Москву и близлежащие регионы, то перекосы происходят явные, и здесь растёт по этой причине иногда социальная напряжённость. В этом плане, наверное, какие-то вещи должны быть прописаны.

Сегодня в федеральном законодательстве практически не регламентируется лицензирование деятельности организаций, которые занимаются социальным обслуживанием населения. А мы, вообще говоря, должны были бы и частно-государственные партнёрства здесь более широко применять, и у нас в области, например, мы имеем такую практику. Но опасность того, что могут быть недобросовестные поставщики этих услуг, существует, а материя эта очень тонкая и чувствительная. И мне кажется, здесь можно было бы как раз оставить возможность такого отсеивания через лицензирование.

Третье. По закону плата за содержание и социальное обслуживание пожилых людей-инвалидов в домах-интернатах не может превышать 75% от размера их трудовой и социальной пенсии, в то время как фактические затраты существенно превышают и мы доплачиваем здесь из региональных бюджетов. Я думаю, что настало время… И учитывая, что у нас вообще как-то прослеживается некоторая люмпенизация населения, какие-то меры должны быть, сдерживающие эти процессы. Можно было бы принять, законодательно закрепить обязанность близких родственников и граждан, помещенных в дома-интернаты, солидарно с бюджетом нести расходы по содержанию медико-социального обслуживания своих родителей или супругов. Это, кстати, предусмотрено статьей 88 Семейного кодекса Российской Федерации «Участие совершеннолетних детей в дополнительных расходах на родителей».

И последнее совсем небольшое замечание. Мы начинаем широкомасштабную кампанию по строительству арендного жилья, и там предусматриваются различные возможности для упрощенной аренды такого жилья разными категориями граждан. И, может быть, необязательно помещать каких-то людей в дома-интернаты, может быть, они по своему менталитету к этому не готовы? Может быть, здесь какие-либо меры государственной поддержки такого типа людей предусмотреть, чтобы они могли легко арендовать жилье в хороших домах с учётом того, что там будет набор каких-то услуг специально для такой категории людей предусмотрен?

Я думаю, что было бы неплохо. У нас за счёт перепрофилирования детских домов… Мы сегодня, кстати говоря, много таких учреждений тоже открываем и всё там стараемся делать – и мебель хорошую, и условия создаём. Есть такое у многих людей – они стесняются, что окажутся в доме престарелых, поэтому арендное жильё было бы выходом. Спасибо.

Д.А.Медведев: Спасибо, Анатолий Дмитриевич.

О.И.Бетин (глава администрации Тамбовской области): Спасибо большое, Дмитрий Анатольевич. Вы знаете, я согласен и с Татьяной Алексеевной, и вот коллега выступал, что закон очень хороший. Знаете, он подкупает хорошей логикой, своей конструкцией. Его надо принимать обязательно, но, наверное, в ходе обсуждения будут внесены какие-либо коррективы по различным позициям. Что меня здесь настораживает? Я думаю, будет принят этот закон, но когда мы начнём его выполнять, есть большая опасность, что мы будем не в состоянии с ним справиться, с теми положениями, требованиями, которые в этом законе заложены.

Что я имею в виду? Переходное положение. Прописано, статья 46: С 2014 года органы власти субъектов Российской Федерации при организации работы по предоставлению социальных услуг должны руководствоваться порядками предоставления услуг, разработанными в соответствии с требованиями настоящего Федерального Закона.

Нормы будут, вот, допустим… Вот Максим Анатольевич (М.А.Топилин) пропишет федеральный уровень, а выполнять будет субъект, и попробуйте не выполнить. В своё время был принят закон о госгарантиях. Мы до сих пор не финансируем, с нас прокуратура за это спрашивает, при формировании бюджета делает официальное представление и призывает к ответственности.

Д.А.Медведев: Я не очень понимаю. Олег Иванович, в переходных положениях, вы считаете, что это вы не справитесь с разработкой этих положений или федеральный уровень?

О.И.Бетин: Я считаю, что мы финансово не обеспечим те нормы, которые, допустим, в этом законе будут прописаны.

Т.А.Голикова: Даже не нормы в этом законе, а что порядки, которые будут…

Д.А.Медведев: Вот я и пытаюсь понять: то есть вы считаете, что порядки не выйдут, порядки, которые упомянуты в статье 46?

О.И.Бетин: Порядок будет, а мы будем не в состоянии его финансово обеспечить.

Д.А.Медведев: Это другое: порядок будет, но не будет денег? Или не будет и порядка?

О.И.Бетин: Будет прядок, не будет денег.

Т.А.Голикова: Я просто хочу обратить внимание, что в полномочиях органов госвласти субъектов сегодня написано: «утверждение порядков предоставления социальных услуг в субъекте Российской Федерации». Это означает, что типовой порядок утверждается на уровне Российской Федерации, но очевидно, что финансовое наполнение порядка, который в субъекте, исходит из того финансового наполнения, которое есть в регионе. И поэтому в законе и написано, в сопровождении, что дополнительных денег со стороны не потребуется.

Д.А.Медведев: То есть навязывать определённый стандарт никто не собирается?

Т.А.Голикова: Мы не имеем права, потому что это полномочия.

О.И.Бетин: В законе этого нет, но те нормативные документы, которые будут приняты позже, там эти моменты будут предусмотрены. Кроме того, даже не беря тот порядок, который, допустим, будет установлен, по сегодняшнему дню. Вы в своём вступительном слове сказали о недофинансировании многих затрат, которые есть. Мы посмотрели, что же у нас дополнительно появится с этим законом. Я скажу, что сегодня у нас 17,5 тыс. человек обслуживается на дому, 2,4 тыс. – стационары, 2,98 тыс. человек – в отдалённых населённых пунктах, до которых сегодня руки не доходят, там некому работать, 1,5 тыс. – детей-инвалидов, которые по этому закону должны войти, ну и 15 тыс. – инвалидов, нуждающихся в социальном обслуживании, проживающих в семьях: это такой же контингент.

Удвоение уже сегодня – это раз. Для них потребуется дополнительная численность социальных ра



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: