III. Работа по теме урока.




1. Слушание рассказа Н. Носова «Фантазеры», вы­явление первичного восприятия.

- Поделитесь впечатлениями о прочитанном. Сказка это или рассказ? Кто такой фантазёр? (Фантазёр - человек, который любит фантазировать, мечтать, выдумывать.) Почему рас­сказ называется «Фантазёры», а не «Вруны», «Обманщики»? (Ответы учащихся.)

- Вспомните имена детей. А как их будут называть, когда они вырастут?

- Кто вам понравился в рассказе, кто нет? Почему? С кем из мальчиков вы хотели бы дружить? Почему?

2. Моделирование обложки, работа с текстом.

- Что я вам читала? Правильно, это рассказ. Нарисуем на листочке прямоугольник. О ком этот рассказ? (О детях.) Каким цветом закрасим прямоугольник? (Жёлтым.) Кто написал это произведение? (Автор этого рассказа - Николай Носов.) На модели вместо фамилии автора нарисуйте в верхней части лис­точка рамочку.

- Как Носов озаглавил свой рассказ? (Рассказ Носова назы­вается «Фантазёры».) Нарисуйте на листочке в нижней части рамочку. Кого Носов назвал фантазёрами? (Мишутку и Стасика.)

- Какова цель каждого из героев рассказа в разговоре? (Один старается нафантазировать, соврать лучше другого. Другой не верит, все подвергает сомнению, чтобы помешать соврать.)

3. Работа в парах (чтение по ролям).

- Рассмотрите иллюстрацию к рассказу. Какие небылицы рассказывали Мишутка и Стасик?

Небылица - вымысел, выдумка.

- Подготовьтесь к чтению диалогов по ролям.

Карточка 1.

М и ш у т к а. Сколько тебе лет, Стасик?

Стасик. 95. А тебе?

Мишутка. А мне 40. Знаешь, раньше я был большой-пре­большой. А потом сделался маленький. А когда был большой, то всю реку мог переплыть.

Стасик.Ая море мог переплыть!

Мишутка.Ая - океан! А один раз на меня напала акула, а я ей кулаком - бац! А она мне голову откусила!

С т а с и к. А почему же ты не умер?

Мишутка. А чего умирать-то? Я на берег вылез и пошёл домой. А через некоторое время у меня новая голова выросла.

Карточка 2.

Мишутка. Один раз я шёл по улице. Кругом трамваи, ав­томобили, грузовики...

Стасик. Знаю, знаю! Сейчас расскажешь, как тебя трамвай переехал.

Мишутка. Ничего подобного.

С т а с и к. Ну ладно. Ври дальше.

Мишутка. Вот я иду, никого не трогаю. Вдруг навстречу автобус. Я его не заметил, наступил ногой - рраз! - и раздавил в лепёшку.

Карточка 3.

Стасик.Ая раз на Луну летал. Не веришь? Честное слово!

Мишутка. На чём же ты летал?

Стасик. На ракете. На чём же ещё на Луну летают? Будто не знаешь сам!

Мишутка. Что же ты там, на Луне, видел?

Стасик. Ничего не видел. Темно было. Я ведь ночью ле­тал. Во сне. Сел на ракету и как полечу в космическое простран­ство. У-у-у!

- Как вы считаете, легко ли придумать небылицу? Зачем придумывают небылицы? (Чтобы весело провести время, рас­смешить собеседника.)

4. Работа по слоговой таблице.

- Ра-ро-ру-ре-ри-ры-ра - начинается игра. Читаем слоговые ряды вместе.

ве-во-ви-вы-ва

жа-за-са-жу-су-зу

со-зо-цо

ша-ща-ча-ша-ша

оч-чок-ач-чу-оч

- Пофантазируйте, предложите ваши варианты продолжения строчек.

5. Повторное слушание, беседа.

Учитель и хорошо читающие дети читают рассказ.

- Чем занимались Мишутка и Стасик в саду на скамеечке? Кто присел с ними на скамеечку? (Игорь.) Из-за чего произошла ссора ребят? На чью сторону встали бы вы?

- Прочитайте самостоятельно окончание рассказа.

- Почему ребята соврали Ире о том, что они не хотят моро­женого? Как вы относитесь к их поступку?

- Поделите слова на две группы и объясните свое решение: фантазировать, обманывать, выдумывать, сочинять, изобре­тать, лгать, клеветать. (Ответ: 1) фантазировать, выдумы­вать, сочинять, изобретать; 2) обманывать, врать, лгать, клеветать. Клеветать - наговаривать на человека напраслину, говорить про него то, чего не было.)

- Какие из этих слов подходят для характеристики Мишки, Стасика, Игоря?


 

6. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Слово об авторе (информация для учителя).

Николай Николаевич Носов (1908-1976). Что ни говорите, а Носов - самая подходящая фамилия для писателя, тем более - для детского писателя, и тем более - для веселого детского писателя. Только послушайте: Носов - просто, легко и немного забавно - хо­рошо, в общем. А еще лучше, если сам писатель подходит своей фа­милии.

У Носова действительно был нос, и совсем не маленький, а крупный такой, заметный, и большая голова, и широкие плечи... И все это совершенно не вязалось с невысоким ростом и тихим глуховатым голосом. На первый взгляд - неказистый такой человек. Очень молча­ливый, очень замкнутый. Иные называли его «хмурым ворчуном».

Н. Н. Носов родился в городе Киеве в семье киноактера. Носов ув­лекался музыкой, пением, театром, химией, шахматами, электроникой, фотографией. Сменил много профессий. Был человеком образованным и интересным.

Первые свои литературные произведения Н. Носов написал в тридцатилетнем возрасте. Его первый рассказ «Затейники» был на­печатан в журнале «Мурзилка» в 1938 г.

Веселые рассказы Н. Носова насыщены неожиданными комиче­скими ситуациями, они остросюжетны и динамичны. В центре его про­изведений - ребята-фантазёры, непоседы, неуёмные выдумщики, ко­торым часто достается за их затеи.

Со временем ко всем этим носовским героям присоединился еще один, на этот раз - сказочный. Незнайка пришел сам и привел с собой целую ораву весёлых и шумных коротышек, которые выбрали себе для постоянного места жительства три книжки Носова: «Приключения Незнайки и его друзей» (1953-1954), «Незнайка в Солнечном городе» (1958), «Незнайка на Луне» (1964-1965). И чем они только там не за­нимались - ссорились и мирились, строили воздушный шар, отправля­лись в космическое путешествие и даже участвовали в революции на Луне (что делать - время было такое)!

Это очень весёлая сказка, герои которой подозрительно похожи на своих маленьких читателей. Особенно Незнайка. Ну точь-в-точь маль­чишка-сорванец, из-за своего неумения и зазнайства попадающий в самые разные истории.

Поэтому и полюбился он больше всех. И не только нашим (тогда советским) ребятам, но и зарубежным, так как стараниями переводчи­ков очень скоро заговорил на многих языках мира. Даже по-японски!

Так что если вы по случаю окажетесь в Японии, то не особенно удивляйтесь, увидев там кафе «Незнайка», а спокойно заходите туда - вас обязательно встретит старый, добрый и веселый друг!

7. Работа с книгами Н. Носова (по группам).

На выставке представлены книги Н. Носова. Каждая группа получает отрывок из произведения Н. Носова.

- Прочитайте отрывки, определите, из каких они рассказов. Рассмотрите нужную книгу, назовите фамилию автора и заголо­вок.

Карточка 1.

«...Из-под шляпы высунулся серый хвост, а потом лапа, а потом и сам котёнок выскочил.

- Васька! - обрадовались ребята.

- Наверно, он сидел на полу, а шляпа на него с комода упа­ла...» (Ответ: «Живая шляпа».)

Карточка 2.

«Мы с Валей затейники. Мы всегда затеваем какие-нибудь игры. Один раз мы читали сказку «Три поросёнка». А потом стали играть...» (Ответ: «Затейники».)

Карточка 3.

«...Целый день мы на реке проболтались. К вечеру верну­лись домой. Голодные!

- Ну, Мишка, ты специалист. Что варить будем? Только та­кое, чтоб побыстрей. Есть очень хочется...» (Ответ: «Миш­кина каша».)

Карточка 4.

«...Вокруг не было ни души. От страха он не помнил, как добрался до огорода. Остановился возле шалаша, стоит и плачет всё громче и громче. Сторож услышал и подошёл к нему.

- Ты чего плачешь?

-Дедушка, я огурцы принёс обратно...» (Ответ: «Огурцы».)

Карточка 5.

«...Мишка никак не хотел расставаться с этим щенком и на­писал своей маме такое письмо:

«Милая мамочка! Разреши мне держать щеночка маленько­го. Он очень красивый, весь рыжий, а ухо чёрное, и я его очень люблю. За это я тебя всегда буду слушаться, и буду хорошо учиться, и щеночка буду учить, чтоб из него выросла хорошая большая собака». (Ответ: «Дружок».)

IV. Итог урока.

- О чём стихотворение?

Я становлюсь волшебником, Когда она со мной: Хочу - и дождь из облака Прольется проливной, Хочу - и волны синие Заплещутся в реке, И взять могу я радугу И подержать в руке.

(Фантазия, воображение.)

- Многие детские писатели - большие фантазёры. Они при­думывают такие стихи, которые могут смешить. Как вы думае­те: трудно придумывать смешные истории? Давайте попробуем вместе - я читаю начало стихотворной строки, а вы договари­ваете так, чтобы получилась рифма.

КОТАУСИ И МАУСИ

Жила-была мышка Мауси И вдруг увидала... (Котауси). У Котауси злые гла... (зауси) И злые-презлые зу... (бауси). Подбежала Котауси к... (Мауси) И замахала хво... (стауси): «Ах, Мауси, Мауси, Мауси, Подойди ко мне, милая... (Мауси)\ Я спою тебе песенку, Ма... (уси), Чудесную песенку, Ма... (уси)!» Но ответила умная Мауси: «Ты меня не обманешь,... (Котауси). Вижу злые твои... (глазауси) И злые-презлые... (зубауси)\» Так ответила умная... (Мауси) - И скорее бегом от... (Котауси).

К. Чуковский

- Поднимите руки, кому понравился сегодняшний урок. Почему?

- Подумайте, почему большинство детей называют Н. Носо­ва своим любимым писателем?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: