Денежно-кредитная политика РФ




по дисциплине «Макроэкономическое планирование и прогнозирование»

 

Выполнила:

Проверил: доцент, к.э.н. Хорина И.В.

 

 

Самара

Введение. 2

1. Анализ факторов прогнозной модели денежно-кредитной политики Российской Федерации. 8

2. Корреляционно-регрессионный анализ. 29

Заключение. 34

Список использованной литературы.. 38

 

 

 

Введение

Для того, чтобы органы управления страны могли эффективно вырабатывать экономическую политику, оценивать ранее принятые решения, необходим глубокий анализ экономических факторов в динамике, так как ряды динамики позволяют охарактеризовать закономерность изменения явления во времени. Моделирование выполняет важные функции: выявляет негативные тенденции, определяет позитивные пути решения проблем, предлагает альтернативные варианты. Прогнозирование – это научное определение вероятных путей и результатов состояния экономической системы на основе различных показателей, характеризующих развитие системы.

Денежно-кредитная политика государства – это комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Правительством и Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.

Основные цели денежно-кредитной политики:

- стабильный экономический рост (прирост ВВП);

- высокий уровень занятости трудовых ресурсов;

- стабильность цен;

- внешнеэкономическая стабильность;

- стабильность валютного рынка;

- низкий уровень инфляции.

Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования. Проводя денежно - кредитную политику, Центральный Банк не оказывает прямого воздействия на состояние реального сектора экономики. Его главная задача - создать объективные предпосылки для формирования сбережений предприятиями и населением и последующей их трансформации в производительные инвестиции. Денежно - кредитная политика - чрезвычайно мощный, а потому необыкновенно опасный инструмент. С ее помощью можно как выйти из кризиса, так и усугубить сложившиеся в экономике негативные тенденции. В рамках денежно-кредитной политики применяются методы прямого и косвенного регулирования денежно-кредитной сферы. Прямые методы имеют характер административных мер в форме различных директив Центрального Банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Реализация этих мер дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля Центрального Банка за ценой или максимальным объемом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса. Однако, со временем прямые методы воздействия в случае «неблагоприятного» с точки зрения хозяйствующих субъектов воздействия на их деятельность могут вызвать перелив, отток капитала в «теневую экономику» или за рубеж. В настоящее время ввиду отсутствия у экономистов единой методики оценки эффективности денежно - кредитной политики страны в условиях ухудшения макроэкономической ситуации и воздействия большого числа экзогенных факторов возросла значимость исследования этого вопроса. Современные исследования, направленные на выявление оптимальных правил осуществления национальной денежно-кредитной политики, в большей степени основываются на эконометрических моделях.

Цель данной работы - построение корреляционно-регрессионной модели прогнозирования денежно-кредитной политики РФ.

В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

· Рассмотреть понятие «денежно-кредитная политика РФ»

· Проанализировать факторы, влияющие на денежно-кредитную политику РФ

· Составить прогноз экономических показателей денежно-кредитной политики на 2019 год.

Предмет исследования - взаимосвязь экономических и демографических факторов, влияющих на денежно-кредитную политику государства.

Объект: Денежно-кредитная политика РФ.

Денежно-кредитная политика (ДКП), как и иные виды экономической политики, осуществляется в рамках реализации общей стратегии экономического развития России. Большинство направлений макроэкономической политики по своей природе не могут быть обособленными и оказывают взаимное влияние как на условия реализации, так и на результаты принимаемых мер. Поэтому успешность проведения экономической политики в целом, перспективы преодоления структурных ограничений в значительной мере зависят от координации действий органов государственной власти на всех уровнях, в том числе Банка России и Правительства Российской Федерации.

В предыдущие годы ключевыми задачами макроэкономической политики были стабилизация ситуации в реальном и финансовом секторах, снижение инфляции и оживление российской экономики после серии внешних шоков конца 2014 - начала 2016 года. В настоящее время, на этапе перехода экономики к росту, на первый план выходит задача создания условий и стимулов для устойчивого развития в дальнейшем. Все более очевидно, что источники экстенсивного роста исчерпаны, внешние факторы не могут быть надежной основой долгосрочного экономического роста - скорее всего, в обозримой перспективе они будут выступать ограничением для него. В этих условиях важны усилия всех членов общества, в том числе всех хозяйствующих субъектов, по укреплению, а по многим направлениям и созданию фундамента для дальнейшего экономического развития.

Условия для роста инвестиций в 2016-2017 годах формировала предсказуемость изменения процентных ставок в экономике, в том числе по кредитам. Вклад в рост инвестиций внесли и проекты, реализуемые государством, в том числе строительство моста через Керченский пролив и газопровода "Сила Сибири". Расширение производственных и инвестиционных планов требовало привлечения дополнительных трудовых ресурсов, что способствовало увеличению заработной платы при сохранении низкой безработицы, близкой к естественному уровню. При этом росту заработной платы в реальном выражении способствовало существенное замедление инфляции до низких значений, близких к 4%. В итоге повышение потребительской и инвестиционной активности стало естественным результатом снижения неопределенности и небольшого улучшения динамики производственного сектора. Хотя позитивные процессы в экономике все еще очень разнородны по отраслям и регионам, по итогам 2018 г. ожидается прирост ВВП на 1,7 - 2,2%.

Потенциал роста российской экономики ограничен, с одной стороны, отсутствием возможностей существенного расширения добычи и поставок природных ресурсов на мировой рынок. Это связано как с умеренной динамикой внешнего спроса, избытком предложения и высокими запасами на мировом рынке нефти, так и со значительной загрузкой имеющейся транспортной инфраструктуры по некоторым видам энергоносителей, в частности природному газу. С другой стороны, ограничением для роста и модернизации экономики будет выступать целый ряд внутренних факторов. Среди них - демографическая ситуация и связанный с ней низкий потенциал роста экономически активного населения, институциональные характеристики, в том числе качество управления на всех уровнях как в государственном, так и в частном секторе, недостаточная развитость транспортной и логистической инфраструктуры, высокая монополизация, низкий объем инвестиций в технологии и основные фонды при высокой степени их износа. В этих условиях темпы экономического роста в России на трехлетнем горизонте, по оценке Банка России, не превысят 1,5 - 2%. Денежно-кредитная политика Центрального банка РФ, проводимая в последнее время, подвергается критике со стороны многих ученых-экономистов, т.к. она не способствует росту реального сектора экономики. Итогом ее стало преимущественное аккумулирование денежных потоков не в реальном секторе экономики, а в финансовом секторе.

По мнению экспертов, первое, что необходимо предпринять — это увеличить монетизацию экономики с текущих 43% до 80%-100% ВВП. Во многих странах этот показатель переходит за 100%-200%, а отсутствие взаимосвязи с инфляцией было доказано экономистами ранее. Высокая корреляция между денежной массой и ВВП доказывает, что увеличение монетизации российской экономики будет способствовать росту объема производства.
Во-вторых, необходимо снизить ключевую ставку. У 55%-60% стран в мире процентная ставка ниже, чем в России. Уменьшение этой очень важной переменной должно происходить при тесном взаимодействии с первым предложением, так как это также один из способов смягчить политику мегарегулятора, следовательно, сделав кредит более доступным для реального сектора экономики. В тех странах, которые продолжают сейчас расти, есть четкое понимание того, что кредит авансирует экономический рост. Именно поэтому в Индии и в Сингапуре отношение заемных средств к ВВП находится на уровне 80%, в Гонконге уже традиционно выше – около 200%. В РФ по мнению экспертов экономистов возможно снизить ключевую ставку до уровня 4%-7%, нарастить объем кредита с 43% до 70%-80% к ВВП, что предоставит необходимые средства организациям реального сектора. Кроме того, необходимо, чтобы стимулирующая политика Правительства РФ и политика Банка России не оказали негативное влияние на инфляцию, курс валюты и устойчивость финансового сектора, так как предлагаемые меры сформируют огромные потоки денежных средств, и они должны быть направлены на развитие промышленного производства.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: