| Производственные участки, где постоянно находятся сотрудники (кроме административных) | 1раз в неделю |
| Административные подразделения | 1 раз в месяц |
| Участки строительства / ремонта | 1 раз в день |
| Опасные производственные объекты | 1 раз в день |
| Генеральный директор, Руководители производственных подразделений | 2 раза в месяц |
| Руководители административных отделов | 2 раза в месяц |
| Начальники участков, цехов, мастера | 1 раз в неделю |
| Сотрудники отдела ПБ и ОТ | 1 раз в неделю |
Продолжительность аудита должна быть примерно 30-40 минут, проведенных на участке, хотя она может быть различной в зависимости от специфики производства, характера выполняемых работ, количества работников на рабочем месте.
График аудита должен отвечать следующим условиям:
· Каждый участок и подразделение организации должны быть охвачены аудиторскими проверками, каждый обученный руководитель должен принимать участие в проведении аудита;
· Рекомендуется проводить аудит группой из двух человек;
· Все руководители организации должны проводить аудиты во время своих визитов в подразделения;
· Руководители организации (генеральный директор, руководители подразделений) должны проводить аудит на различных участках своей организации. Начальники участков и мастера осуществляют аудит на своих участках;
· Аудит может проводиться руководителем индивидуально или в составе группы, состоящей из двух сотрудников из различных уровней с тем, чтобы содействовать обмену информацией между подразделениями организации;
· Сотрудники отдела ОТ и ПБ должны регулярно проводить независимые аудиты;
· Руководители должны выходить на аудит со специалистом по ОТ и ПБ, по крайней мере, один раз в квартал;
· ПАБ должен проводиться всю неделю в обычные рабочие часы и охватывать все рабочие смены;
· В графике отражается день проведения аудита, наименование участка или подразделения, и кто или какая группа назначены для проведения аудита, но конкретное время не указывается.
Утвержденный график направляется каждому руководителю, который несет ответственность за соблюдение установленного графика. Соблюдение графика контролируется службой ОТ и ПБ организации.
По любому поведенческому аудиту безопасности должен быть составлен отчет. Для этого используется бланк, разработанный организацией. Если аудит проводился группой, составляется один отчет. В отчете должны быть перечислены все выявленные опасные действия / условия, немедленные корректирующие действия, предпринятые группой аудита, и предложения по предотвращению их повторения, а также отмечены положительные наблюдения. Эти предложения должны быть основаны на выводах из бесед с работниками, и должны преследовать цель выявления недостатков, а не наказания отдельных работников.
Сведения, которые должны быть отражены в отчете ПАБ:
· Дата проведения аудита, ФИО аудиторов, участок (объект), где проводился аудит;
· Количество сотрудников, наблюдаемых во время аудита;
· Общая продолжительность аудита в часах;
· Количество наблюдаемых опасных действий и условий;
· Каждое из опасных действий / условий должно быть отнесено к определенной категории наблюдений и оценено с точки зрения тяжести потенциальных последствий, к чему в худшем случае стечения обстоятельств оно могло привести:
· «3» - потенциально смертельный случай
· «2» - потенциально тяжелая травма
· «1» - потенциально легкая травма
· Немедленные и долгосрочные корректирующие действия с указанием сроков и ответственных за исправление;
В отчете не указываются конкретные имена сотрудников, в отношении которых осуществлялся аудит.
Аудитор (группа аудита) составляет отчет «Отчет по проведению ПАБ» после разговора с руководителем (мастером, начальником цеха), ответственного за данный участок.
Оригинал отчета отправляется в отдел ОТ и ПБ организации, а копия вручается руководителю подразделения, где проводился аудит.
Отчеты по ПАБ должны храниться в течение одного года.
Отчет по аудиту
| Подразделение: | Дата: | Аудит провели (должность, ФИО): | |||||||||
| Цех: | Время: | 1. | |||||||||
| Объект: | Продолжительность аудита: | 2. | |||||||||
| Наблюдали чел.: | 3. | ||||||||||
| категория | |||||||||||
| Реакция работника (увидев аудитора, продолжает работу, чувствует неловкость, прекращает работу или начинает делать что-то другое и т.п.) | РР | ||||||||||
| Положение / поза работника (работает сидя, стоя, в неудобном положении, часто повторяет движения, есть возможность удара, ушиба, зажима, падения и т. п.). | ПР. | ||||||||||
| Спецодежда и СИЗ (соответствие, качество, чистота спецодежды, соответствие размера, использования средств защиты головы, глаз, лица, ушей, дыхательной системы и т. п.) | СС | ||||||||||
| Инструменты, оборудование(соответствие выполняемой работе, соответствие безопасной работе, правильное использование и т. п.) | ИО | ||||||||||
| Инструкции и правила (соблюдение, наличие, знание работником, соответствие выполняемой работе и т. п.) | ИП | ||||||||||
| Порядок на рабочем месте (наличие захламленности, загрязненности, неиспользуемого инструмента и т. п.) | ПМ | ||||||||||
| вид | |||||||||||
| Безопасные условия (условия которые соответствуют безопасному производству работ) | БУ | ||||||||||
| Опасные условия (условия на предприятии которые могут привести к травме, аварии, инциденту) | ОУ | ||||||||||
| Безопасные действия (действия работника позволяющие производить безопасно работы) | БД | ||||||||||
| Опасные действия (действия работника, которые могут привести к травме, аварии, инциденту) | ОД | ||||||||||
| Потенциал травматизма (степень тяжести) | |||||||||||
| Потенциально смертельный случай | |||||||||||
| Потенциально тяжелая травма | |||||||||||
| Потенциально легкая травма | |||||||||||
| №№ п./п. | описание наблюдения и корректирующих действий | Категория | Вид | Тяжесть | |||||||
| Ответственные за устранение нарушений (должность, ФИО и сроки): | |||||||||||
| Комментарии (незамедлительные корректирующие действия по предупреждению опасных действий, предложения по улучшению безопасности труда): | |||||||||||
| Регистрация | Подписи | ||||||||||
| № | Дата | Стр. 1 из 1 | |||||||||
Обязанности руководителя подразделения.
Руководитель производственного подразделения, а не работники отдела ОТ и ПБ, несет ответственность за принятие адекватных корректирующих мер, которые должны основываться на предложениях, высказанных группой аудита, либо на глубоком собственном анализе причин наблюдаемых опасных действий или условий.
В его обязанности также входит выделение необходимого количества работников и финансовых средств для своевременного выполнения корректирующих мер, определения их перечня, ответственных лиц и сроков выполнения.
Все руководители производственных подразделений должны, по крайней мере, ежемесячно оценивать состояние дел по внедрению корректирующих мер, на основании ежемесячного анализа ПАБ.
Обязанности отдела ОТ и ПБ организации.
Отдел ОТ и ПБ отвечает за следующие мероприятия в процессе аудита:
· Составление графика проведения ПАБ в организации;
· Получение и хранение отчетов по ПАБ;
· Анализ информации и предварительные выводы по состоянию охраны труда и промышленной безопасности в организации и в отдельных подразделениях;
· Расчет коэффициентов и построение графиков показателей безопасности;
· Определение тенденции к изменению учитываемых показателей, отражение их в наглядной форме;
· Представление результатов вместе с анализом Генеральному директору 1 раз в месяц;
· Распространение информации по результатам аудита в организации;
· Личное участие в аудитах;
Обработка данных и анализ результатов аудита.
Внедрение программы поведенческих аудитов безопасности предполагает обязательное проведение анализа результативности с целью оценки показателей безопасности, тенденции их изменения, эффективности корректирующих мер.
На всех объектах и участках организации должны использоваться единые формы бланков аудиторских проверок, единая система графической и численной обработки результатов аудита.
Анализ результатов аудита является ключевым вкладом в совершенствование системы управления промышленной безопасностью (СУПБ). Анализ необходимо проводить для того, чтобы выявлять частоту опасных действий или условий, происходящих на конкретных участках или относящихся к конкретным видам работ. Руководители организации должны регулярно обсуждать результаты анализа и решать, какие изменения должны быть внесены в процесс СУПБ. Как правило, происходит увеличение частоты аудитов конкретных видов работ или конкретных участков.
Анализ результатов аудита необходимо вести по следующим параметрам:
· соответствие графика проведения аудитов – количество проведенных ПАБ по сравнению с количеством запланированных аудитов. Показатель должен быть высоким;
· баланс между выявляемыми опасными действиями и опасными условиями. Это соотношение должно быть примерно 80/20;
· выявление наиболее проблемных областей по категориям наблюдения;
· количество опасных действий и условий в зависимости от потенциальной тяжести последствий;
· расчет и построение графика средневзвешенного индекса времени за месяц согласно формуле:
| ИНД (У) = | Общее количество опасных действий и условий за месяц | Х 100 |
| Общая продолжительность аудита за месяц |
Барометр безопасности.
Целью барометра безопасности является наглядное изображение результатов аудита в виде числовых или графических параметров установленных отклонений и отображения тем самым реального уровня безопасности соответствующего производственного подразделения.
Все работники производственного подразделения имеют возможность оценить реальный потенциал травматизма и предпринять все возможные меры безопасности или просто быть особенно внимательными.
На «барометре безопасности» должна быть отражена следующая информация:
· число происшествий и травм;
· средневзвешенный индекс времени;
· количество ПАБ;
· количество опасных действий со стороны персонала;
· количество опасных условий на рабочих местах (разделение на наиболее часто повторяющиеся нарушения).
Категории наблюдения
При проведении наблюдения за действиями работника во время ПАБ необходимо следовать нижеприведенным категориям наблюдения.
| Реакция людей (РЛ) | Положение и действие людей (ДЛ) | Спецодежда и другие средства индивидуальной защиты (СИЗ) |
| Приводит в порядок СИЗ; Меняет положение; Перестраивает работу; Прекращает работу; Наклоняется, прячется; Меняет инструмент; Подсоединяет или устанавливает необходимые защитные устройства или ограждения | Не подвергает ли кто-нибудь себя опасности получения травмы; Безопасны и правильны приемы работ; Не находится ли кто-либо в небезопасном положении, в результате которого, возможны падение, столкновение, удар, захват; Вдыхание опасных веществ; Поглощение опасных веществ; Поражение электротоком | Соответствует ли спецодежда и СИЗ характеру выполняемых работ; В наличии ли регламентированные для данных работ СИЗ; Используют ли работники, положенные средства индивидуальной защиты; Правильно ли используются СИЗ? Если нет, то почему? Возможно, что СИЗ неудобны в ношении или мешают выполнению работ |
| Состояние инструмента и оборудования (ИО) | Правила и процедуры (ПП) | Порядок на рабочем месте (ПР) |
| Находится ли оборудование в исправном и безопасном состоянии; Используется ли в соответствии с правилами эксплуатации, по назначению; Не используются ли самодельные, кустарно выполненные приспособления и ручной инструмент | Доступны ли процедуры и инструкции; Адекватны ли правила, инструкции выполняемым работам; Идентифицированы и описаны ли все потенциальные опасности, риски и методы управления ими; Соблюдаются ли установленные правила; Правильно ли выписаны наряды - допуски, разрешения на выполнение опасных работ; Проведены ли замеры воздушной среды | Поддерживается ли порядок на рабочем месте; Обеспечено ли рациональное размещение инструментов, деталей, оборудования; Не допущено ли загромождение, захламленность проездов и проходов, убраны ли неиспользуемые инструменты и оборудование; Препятствия у лестниц, площадок |