Проблема методов и средств в научном познании. | |
Основные формы научного познания и их практическое значение. | |
Теория как форма и результат научного познания и исследования. | |
Основные методологические и теоретико-описательные принципы познания. | |
Оптимистическая тенденция познавательной деятельности человека. | |
Диалектика средств и методов научного познания и их использование в экономической науке. | |
Идеалы и нормы научного познания. | |
Особенности субъект - объектных отношений в научном познании. | |
Логика научного познания. | |
Научное познание и духовный мир личности (знание, ум, рассудок, мировоззрение, жизненная позиция). | |
Методическая основа исследования: методы, методика, технологии и инструменты. | |
Источники исследования и методы изучения документов. | |
Предпосылки возникновения экспериментального опыта и его связь с естествознанием (Галилей, Бэкон, Декарт). | |
Метатеоретический уровень научного познания. | |
Общелогические методы исследований. |
Темы эссе
Система нравственных связей и отношений в процессе научного познания и деятельности. | |
Нравственный образ ученого-исследователя. | |
Нравственная социальная ответственность ученого (инженера-исследователя). | |
Интуиция, воображение и фантазия в экономической деятельности. | |
Эвристические методы и организация продуктивного творческого мышления. | |
Специфика научного познания и его основные отличия от стихийно – эмпирического. | |
Взаимосвязь понятий «методология», «метод», «методика» в научной литературе. | |
Методы научных и прикладных исследований в экономике. | |
Методология и логика системного анализа. | |
Соотношение эмпирии и теории в научном познании. | |
Методика как особое использование метода, его частная процедура для решения определенных задач. | |
Понятие методики в различных отраслях. | |
Предистория, процедура и алгоритм реализации мозгового штурма, как метода исследования. | |
Разновидности мозгового штурма, как метода исследования. | |
Предистория, процедура применения и алгоритм реализации метода «Дельфи». |
|
Задания для контрольной (самостоятельной) работы
Контрольные работы выполняются в соответствии со следующей тематикой (приведено несколько тематик):
Тема 1. Научное исследование, его сущность и особенности
Контрольные вопросы для самостоятельной работы
1. Общая характеристика научного исследования. Диссертация как инструмент получения ученой степени
2. Основные этапы зарождения и развития диссертационных исследований. Значимость ученых степеней и званий.
3. Краткий обзор опубликованных работ по вопросам защиты диссертаций. Общие сведения об ученых степенях и званиях.
4. Выбор темы. Определение объекта и предмета исследования.
5.Планирование исследовательской работы. Этапы диссертационного исследования. Организация исследования, ориентационные направления
6. Требования к содержанию диссертации. Представление и защита диссертации
Тема 2. Методология и методика научного исследования
Контрольные вопросы для самостоятельной работы
1. Методологические принципы научного исследования.
|
2. Общие требования, предъявляемые к научному методу.
3. Классификация методов исследования. Виды исследований.
4. Эксперимент, виды эксперимента, их характеристика.
5. Прогностические методы в научных исследованиях.
6. Методы социометрии, экспертных оценок, анализа данных в научных исследованиях.
7. Математико-статистические методы в научных исследованиях.
8. Экономическое моделирование как метод исследования.
Темы научных дискуссий
Предыстория науки, ее особенности и мировоззренческое значение. | |
Общая модель науки и ее разновидности (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакотос, П. Фейерабенд и др.). | |
Современное состояние и перспективы развития науки в Российской Федерации. | |
Менталитет российской науки. | |
Научный потенциал города Краснодара. | |
Вклад научных школ Краснодара в развитие мировой и отечественной научной мысли. | |
Революции в науке и их влияние на развитие экономики. | |
Содержание и основные направления современной научно-технической революции. | |
Наука, "квазинаука", "лженаука" и "псевдонаука". | |
Наука и глобальные проблемы человечества. | |
Проблема интернализма и экстернализма в развитии науки. | |
Генезис науки и проблема периодизации её истории. | |
Обоснование натурального и интеллектуального (абстрактного)моделирования как эмпирических методов, содержащих элементы мыслительно-логической (интеллектуальной) деятельности. (практические примеры) | |
Индукция и дедукция: характерные черты и отличительные особенности. (практические примеры) | |
Анализ и синтез: характерные черты и отличительные особенности. (практические примеры) |
Деловая игра