Основная цель деловой игры – подготовка студентов к заключительному этапу выполнения магистерской диссертации, то есть – ее защите. Деловая игра проводится в форме студенческой научной конференции, что позволит студентам получить навыки написания тезисов докладов и выступления перед аудиторией.
При подготовке к деловой игре из числа студентов группы выбираются докладчики; «преподаватели», осуществляющие организацию проведения научной конференции; секретарь.
Докладчики получают задание подготовить доклады по результатам написания магистерской диссертации или той ее части, которая готова на момент проведения деловой игры. Доклад должен иметь четкую структуру: обоснование актуальности темы исследования; проблемы, которые были обнаружены студентом при ее исследовании; возможные пути их решения. В докладе необходимо избегать изложения общеизвестных фактов, пересказа всего содержания магистерской диссертации или отдельной ее главы, ссылок на мнение других авторов без его критического анализа и т.п. Перед выступлением нужно проработать доклад, чтобы свободно владеть материалом и иметь возможность ответить на поставленные вопросы.
«Преподаватели» должны заранее ознакомиться с тезисами докладов, отметить положительные и отрицательные стороны каждого из них и подготовить вопросы для обсуждения на конференции. Вопросы докладчикам также может задавать и аудитория.
Секретарь составляет список выступающих, по согласованию с «преподавателями» устанавливает их очередность, фиксирует весь процесс проведения конференции.
По результатам деловой игры проводится голосование, которым определяются лучшие докладчики и студенты, которые наилучшим образом справились со своей ролью.
|
Тестовые задания
Приведен один из вариантов тестовых заданий
Вариант №1
Задание
Проставьте нумерацию для перечисленных форм научного познания в соответствии с последовательностью, которая имеет место в реальной процессе научного познания:
Проблема, теория, факты, гипотезы
Задание
______________ - результат процесса познания действительности, ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений.
Правильный вариант ответа выбрать и вписать: Практика, знание, суждение;
Задание
______________ - общественно-историческая предметно-материальная деятельность людей, направленная на преобразование природы и общества.
Правильный вариант ответа выбрать и вписать: Знание, объект, практика;
Задание
Формы мышления:
£ понятие
£ категория
£суждение
£ рассуждение
£ умозаключение
Задание
Вид исследования, призванный разрешать задачи стратегического характера:
£ научный
£ теоретический
£ концептуальный
£ системный
£ фундаментальный
Задание
Вид исследования, основной характеристикой которого являются приближенность к актуальным запросам практики:
£ технологический
£ инструментальный
£ эмпирический
£ прикладной
Задание
Вид исследования, основным результатом которого являются методические рекомендации по вопросам обучения и воспитания, методические средства и пособия:
£ проект
£ инструкция
£ технология
£ разработка
|
Задание
Форма познания действительности, имеющая результатом элементарные сведения о природе, людях, которые закрепляются в традициях, преданиях:
£ историко-диагностическая
£ художественно-образная
£ обыденно-практическая
£ практически-преобразовательная
Задание
Форма познания действительности, представляющая собой фантастическое отражение реальности, бессознательную переработку природы и общества народной фантазией:
£ мифологическая
£ эстетическая
£ художественная
£ прогностическая
Задание
Форма познания действительности, которая не производит объективное знание, основывается на эмоциональном отношении к миру и вере в сверхъестественное:
£ философская
£ эмпирическая
£ художественная
£ религиозная
Задание
Форма познания действительности, имеющая функцию производства объективного знания, носящего всеобщий, целостный, доказательный характер:
£ теоретическая
£ диалектическая
£ научная
£ философская
Задание
Совокупность приемов, способов, используемых при изучении процессов и явлений окружающей действительности:
£ система
£ модель
£ подход
£ процедура
Задание
______________ - сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении.
Правильный вариант ответа выбрать и вписать: Наука;
Задание
Наука о наиболее общих принципах познания и преобразования объективной действительности, путях и способах этого процесса:
£ философия
£ методология
|
£ онтология
£ гносеология
Задание
________________- форма научного знания, отражающая объективно существенное в вещах и явлениях и закрепляемая специальным термином, обозначением.
Правильный вариант ответа выбрать и вписать: Понятие;
Вопросы к зачету
1. Общая характеристика научного исследования.
2. Основные этапы зарождения и развития диссертационных исследований.
3. Краткий обзор опубликованных работ по вопросам защиты диссертаций.
4. Общие сведения об ученых степенях и званиях.
5. Значимость ученых степеней и званий.
6. Методологические принципы научного исследования.
7. Общие требования, предъявляемые к научному методу.
8. Классификация методов исследования. Виды исследований.
9. Эксперимент, виды эксперимента, их характеристика.
10. Прогностические методы в научных исследованиях.
11. Применение социологических методик в исследованиях.
12. Методы социометрии, экспертных оценок, анализа данных в научных исследованиях.
13. Математико-статистические методы в научных исследованиях.
14. Экономическое моделирование как метод исследования.
15. Применение логических законов в научном исследовании.
16. Способы обоснованности использования примеров.
17. Умозаключения, индукция и дедукция.
18. Аргументирование, доказательство, построение тезиса.
19. Требования, предъявляемые к аргументам и доводам.
20. Логика процесса научного исследования, два его этапа и два уровня.
21. Общая характеристика теоретического уровня научного исследования.
22. Понятие замысла исследования, три его этапа и их содержание.
23. Предмет исследования, цель и задачи.
24. Гипотеза, ее формулировка и виды.
25. Составление программы исследования, выводы и внедрение в практику.
26. Структура и содержание этапов исследовательского процесса.
27. Общая характеристика методологии научного познания экономики.
28. Основные этапы эволюции экономического знания.
29. Первые экономические школы. Меркантилизм и физиократы.
30. Классическая экономическая школа, ее представители.
31. Марксистко-ленинское направление экономической мысли.
32. Неоклассическое направление, его представители.
33. Кейнсианская революция и неокейнсианство.
34. Институционализм и неоинституционализм.
35. Неолиберальная экономическая мысль. Неоклассический синтез.
36. Монетаризм, его основные представители
37. Выбор темы. Определение объекта и предмета исследования.
38. Планирование исследовательской работы.
39. Этапы диссертационного исследования.
40. Организация исследования, ориентационные направления.
41. Требования к содержанию диссертации.
42. Представление и защита диссертации.