«Методология научного исследования» является дисциплиной вариативной части ОП подготовки обучающихся по направлению 38.04.01 «Экономика», профиль подготовки «Экономика фирмы и отраслевых рынков».
Для изучения дисциплины «Методология научного исследования» студентам необходимы знания по предыдущим (смежным)дисциплинам:
- Микроэкономика (продвинутый уровень) | |
- Современные проблемы экономики | |
- Компьютерные технологии в экономической науке и образовании | |
- Методология научного исследования | |
- Научно-исследовательская работа | |
- Научно-исследовательский семинар | |
- Коммуникативистика |
Дисциплина может быть использована в изучении последующих дисциплин, НИР:
- Макроэкономика (продвинутый уровень) | |
- Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности | |
- Тайм-менеджмент | |
- Эконометрика (продвинутый уровень), | |
- экономика фирмы (продвинутый уровень), | |
- экономика фирмы (продвинутый уровень), | |
- макроэкономическое планирование и прогнозирование, | |
- бизнес-планирование, | |
- Научно-исследовательский семинар | |
- Научно-исследовательская работа | |
- Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков | |
- Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (педагогическая) | |
- Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (технологическая) | |
- преддипломная практика, | |
- Государственная итоговая аттестация |
4 Объем дисциплины (72 часов, 2 зачетные единицы)
Виды учебной работы | Объем, часов | |
Очная | Заочная | |
Контактная работа в том числе: ¾ аудиторная по видам учебных занятий | ||
¾ лекции | ||
¾ практические (лабораторные) | ||
¾ внеаудиторная | ||
¾ зачет | ||
¾ экзамен | - | |
¾ защита курсовых работ (проектов) | - | |
Самостоятельная работа | ||
¾ курсовая работа (проект) | - | |
¾ прочие виды самостоятельной работы | ||
Итого по дисциплине |
Содержание дисциплины
|
По итогам изучаемого курса студенты сдают зачет.
Дисциплина изучается на 1курсе, в 1 семестре.
Содержание и структура дисциплины по очной форме обучения
№ п/п | Наименование темы с указанием основных вопросов | Формируемые компетенции | Семестр | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентови трудоемкость(в часах) | ||
Лекции | Практические занятия (лабораторные занятия) | Самостоятельная работа | ||||
Научное исследование, его сущность и особенности 1. Общая характеристика научного исследования. Диссертация как инструмент получения ученой степени2. Основные этапы зарождения и развития диссертационных исследований. Значимость ученых степеней и званий. 3. Краткий обзор опубликованных работ по вопросам защиты диссертаций. Общие сведения об ученых степенях и званиях. 4. Выбор темы. Определение объекта и предмета исследования. 5. Планирование исследовательской работы. Этапы диссертационного исследования. Организация исследования, ориентационные направления 6. Требования к содержанию диссертации. Представление и защита диссертации | ОК-1; ОК-3; ПК-1; ПК-2; ПК-3; ПК-4 | |||||
Методология и методика научного исследования 1. Методологические принципы научного исследования. 2. Общие требования, предъявляемые к научному методу. 3. Классификация методов исследования. Виды исследований. 4. Эксперимент, виды эксперимента, их характеристика. 5. Прогностические методы в научных исследованиях. 6. Методы социометрии, экспертных оценок, анализа данных в научных исследованиях. 7. Математико-статистические методы в научных исследованиях. 8. Экономическое моделирование как метод исследования. | ОК-1; ОК-3; ПК-1; ПК-2; ПК-3; ПК-4; ПК-8; ПК-9 | |||||
Логические законы и правила научного исследования 1. Применение логических законов в научном исследовании. 2. Способы обоснованности использования примеров. 3. Умозаключения, индукция и дедукция. 4. Аргументирование, доказательство, построение тезиса. Требования, предъявляемые к аргументам и доводам. 5. Логика процесса научного исследования, два его этапа и два уровня. 6. Общая характеристика теоретического уровня научного исследования. | ОК-1; ОК-3; ПК-1; ПК-2; ПК-3; ПК-4; ПК-8; ПК-9 | |||||
Методика исследования, его основные этапы 1. Понятие замысла исследования, три его этапа и их содержание. 2. Предмет исследования, цель и задачи. 3. Гипотеза, ее формулировка и виды. 4. Составление программы исследования, выводы и внедрение в практику. 5. Структура и содержание этапов исследовательского процесса. | ОК-1; ОК-3; ПК-1; ПК-2; ПК-3; ПК-4; ПК-8; ПК-9 | |||||
Методология научного познания, основные научно-теоретические школы и направления 1. Общая характеристика методологии научного познания экономики. Основные этапы эволюции экономического знания. 2. Первые экономические школы. Меркантилизм и физиократы: А. Монкретьен, Ф. Кенэ и др. 3. Классическая экономическая школа, ее представители: У. Петти, А. Смит, Д. Риккардо и др. Неоклассическое направление, его представители: А. Маршалл и др. 4. Кейнсианская революция и неокейнсианство: Дж. М. Кейнс и др. 5. Марксистко-ленинское направление экономической мысли: К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин и др. 6. Институционализм и неоинституционализм: Д. Гелбрэйт и др. Неолиберальная экономическая мысль: Л. Эрхард и др. Неоклассический синтез. 7. Монетаризм, его основные представители: М. Фридмен и др. | ОК-1; ОК-3; ПК-1; ПК-2; ПК-3; ПК-4; ПК-8; ПК-9 | |||||
Курсовая | х | х | ||||
Итого |
|
|
Содержание и структура дисциплины по заочной форме обучения
№ п/п | Наименование темы с указанием основных вопросов | Формируемые компетенции | Семестр | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | ||
Лекции | Практические занятия (лабораторные занятия) | Самостоятельная работа | ||||
Научное исследование, его сущность и особенности 1. Общая характеристика научного исследования. Диссертация как инструмент получения ученой степени 2. Основные этапы зарождения и развития диссертационных исследований. Значимость ученых степеней и званий. 3. Краткий обзор опубликованных работ по вопросам защиты диссертаций. Общие сведения об ученых степенях и званиях. 4. Выбор темы. Определение объекта и предмета исследования. 5. Планирование исследовательской работы. Этапы диссертационного исследования. Организация исследования, ориентационные направления 6. Требования к содержанию диссертации. Представление и защита диссертации | ОК-1; ОК-3; ПК-1; ПК-2; ПК-3; ПК-4 | |||||
Методология и методика научного исследования 1. Методологические принципы научного исследования. 2. Общие требования, предъявляемые к научному методу. 3. Классификация методов исследования. Виды исследований. 4. Эксперимент, виды эксперимента, их характеристика. 5. Прогностические методы в научных исследованиях. 6. Методы социометрии, экспертных оценок, анализа данных в научных исследованиях. 7. Математико-статистические методы в научных исследованиях. 8. Экономическое моделирование как метод исследования. | ОК-1; ОК-3; ПК-1; ПК-2; ПК-3; ПК-4; ПК-8; ПК-9 | 0,5 | ||||
Логические законы и правила научного исследования 1. Применение логических законов в научном исследовании. 2. Способы обоснованности использования примеров. 3. Умозаключения, индукция и дедукция. 4. Аргументирование, доказательство, построение тезиса. Требования, предъявляемые к аргументам и доводам. 5. Логика процесса научного исследования, два его этапа и два уровня. 6. Общая характеристика теоретического уровня научного исследования. | ОК-1; ОК-3; ПК-1; ПК-2; ПК-3; ПК-4; ПК-8; ПК-9 | 0,5 | ||||
Методика исследования, его основные этапы 1. Понятие замысла исследования, три его этапа и их содержание. 2. Предмет исследования, цель и задачи. 3. Гипотеза, ее формулировка и виды. 4. Составление программы исследования, выводы и внедрение в практику. 5. Структура и содержание этапов исследовательского процесса. | ОК-1; ОК-3; ПК-1; ПК-2; ПК-3; ПК-4; ПК-8; ПК-9 | |||||
Методология научного познания, основные научно-теоретические школы и направления 1. Общая характеристика методологии научного познания экономики. Основные этапы эволюции экономического знания. 2. Первые экономические школы. Меркантилизм и физиократы: А. Монкретьен, Ф. Кенэ и др. 3. Классическая экономическая школа, ее представители: У. Петти, А. Смит, Д. Риккардо и др. Неоклассическое направление, его представители: А. Маршалл и др. 4. Кейнсианская революция и неокейнсианство: Дж. М. Кейнс и др. 5. Марксистко-ленинское направление экономической мысли: К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин и др. 6. Институционализм и неоинституционализм: Д. Гелбрэйт и др. Неолиберальная экономическая мысль: Л. Эрхард и др. Неоклассический синтез. 7. Монетаризм, его основные представители: М. Фридмен и др. | ОК-1; ОК-3; ПК-1; ПК-2; ПК-3; ПК-4; ПК-8; ПК-9 | |||||
Курсовая | х | х | ||||
Итого |