Понятия «эргатическая система», «эргатическая функция» (их виды и эволюция в истории человеческого общества). Продукты труда, их виды. Объекты труда и их основные разновидности (биологические системы, неживые природные и технические системы, социальные и знаковые системы, формы художественного отображения действительности). Предмет труда и типология его разновидностей. Цели труда. Объективно заданные и субъективно принятые цели труда, их разнообразие. Цели труда как субъективные образы желаемого будущего. Средства, орудия труда и их классификация. Условия труда. Обзорная характеристика основных разновидностей объектных условий труда в различных трудовых процессах.
Уровни изучения субъекта труда: деяния («отдельная деятельность») как целостный цикл (этап) трудовой деятельности; психологические действия и операции, психические функции и процессы.
Психические регуляторы трудовой деятельности: знания, умения, профессиональный опыт, представления, образы, ценностные ориентации, интересы, цели и мотивы, сознание Я и профессиональное самосознание.
Внутренние условия и средства деятельности субъекта труда: функциональное состояние профессионала в труде (трудоспособность, профессиональная работоспособность, особые психические состояния в труде); свойства индивидуальности субъекта труда (профессионально важные качества — свойства интегральной индивидуальности разных уровней: способности, свойства психических процессов, темперамента, характера, личности, возрастные особенности).
Психологические признаки субъекта труда (в отличие от субъекта игры, учения).
Методы построения теории в психологии труда. Эмпирико-познавательные методы. Методы диагностики. Методы анализа и интерпретации эмпирических данных. Возможности и ограничения, правила применения эмпирико-познавательных методов. Преобразующие, или конструктивные, методы психологии труда: методы обучения, развития субъекта труда; консультирование; методы коррекции поведения, состояния субъекта труда; методы реконструкции рабочего пространства, органов управления и средств индикации, режима труда и отдыха, способов планирования труда, нормирования и контроля.
|
Раздел II. Основные проблемы психологии труда
Тема 3. Психологическое профессиоведение
Психологическое изучение профессий как путь построения «психологической картины» мира труда. Вводные понятия. Психологическое профессиоведение — основа познания мира профессий, его классификации и дифференциации. Понятия: «профессия», «специальность», «трудовой пост» (должность), «профессиональная роль», «конкретная работа», «трудовая деятельность», «действие», «производственная операция».
Принципы и схемы профессиографирования, способы фиксации профессиографического материала. Понятия: «профессиография», «профессиограмма», «психограмма» профессионала. Профессионально обусловленные особенности психики индивидуальных и групповых субъектов труда.
Профессиональные задачи и особенности трудовых действий по их выполнению: действия сенсомоторные (трудовые движения); перцептивные (восприятие в труде); самоконтроля и контроля (своеобразие внимания в труде, действия по саморегуляции, волевые действия); мнемические (профессиональная память); имажинитивные (воображение в труде); логические (профессиональное мышление, творчество в труде); интерперсональные (профессиональное общение). Профессиональные особенности эмоционально-волевой сферы, личности, особенности сознания и самосознания субъекта труда.
|
Основные подходы в изучении своеобразия психических свойств профессионала: генетический метод (изучение процесса освоения профессиональной квалификации); сравнительный анализ (работы опытных и начинающих работников, бодрых и утомленных, с разной трудовой мотивацией, различными свойствами индивидуальности и пр.); искусственная и естественная деавтоматизация навыков. Методы профессиографии: наблюдение; опрос; анализ документации; трудовой метод; алгоритмическое (или операционно-структурное) описание трудового проведения; биографический метод; анализ продуктов деятельности (ошибок и рекордов); метод критических инцидентов; экспертных оценок; эксперимент; статистический метод.
Психологические типологии профессий: классификация профессий, созданная в целях профориентации и профконсультации; классификация по степени тяжести труда, по степени интеллектуальной сложности; классификации профессий в целях профессиональной психодиагностики, построенные на основе факторного и кластерного анализа, метода распознавания образов; типологии трудовых задач в инженерной психологии и др.
Трудовая мотивация. Хоторнские эксперименты, концепция человеческих отношений в научном управлении и проблема удовлетворенности трудом; проекты гуманизации труда, оценка «качества труда» в организационном проектировании. Содержательно-структурные и процессуальные концепции трудовой мотивации, их достоинства, ограничения и пути использования в практике работы с персоналом. Классификация мотивационных ожиданий оптанта при выборе профессии.
|
Методы диагностики мотивационных образований (оценка субъективной значимости элементов трудовой деятельности; оценка своеобразия ценностных ориентации, преобладающих мотивов труда, профессиональных интересов, смысло-жизненных ориентации личности).
Тема 4. Развитие человека как субъекта труда
Развитие человека как субъекта труда и профессиональный жизненный путь. Этапы (стадии) развития человека как субъекта труда в онтогенезе. Жизненный путь профессионала, варианты профессиональных карьер. Нормативные кризисы профессионального развития личности, биографический метод в изучении кризисов профессионального развития. Психология труда и акмеология.
Психологические основы трудового и профессионального воспитания. Возможности формирования системы профессиональных ценностей, профессиональных интересов, направленности личности, общетрудовых умений (умений планирования собственной деятельности, самоконтроля, саморегуляции, волевых усилий по преодолению препятствий, трудностей и др.). Методика дифференцированной оценки психологической структуры труда (психологических признаков сознания субъекта труда) и ее использование в практике трудового и профессионального воспитания. Другие методы диагностики и коррекции «трудных» учащихся. Опыт А.С.Макаренко по перевоспитанию трудных подростков в процессе общественно-полезного коллективного труда. Критерии подбора видов и форм труда, наиболее эффективных для формирования и сохранения социально-ценных качеств личности и коррекции отклонений в ее развитии.
Психологические основы профессиональной подготовки и переподготовки. Психологический анализ профессии в создании модели специалиста, совершенствовании содержания программы профессионального обучения. Профессиональный опыт, квалификация, знания, умения, навыки.
Кривые развития навыков в процессе упражнения. Явления переноса навыков (положительного и отрицательного). Автоматизация навыков и автоматизм. Использование теории поэтапного формирования умственных действий в профессиональном обучении. Идеи программированного обучения в профессиональной подготовке. Системный подход в профессиональном обучении. Психологическая оптимизация методов профессионального обучения. Активные методы обучения. Психологические требования к созданию тренажеров и других обучающих систем. Методы и критерии оценки уровня сформированности профессионала. Изменение структуры профессионально важных качеств в процессе становления профессионала. Опыт формирования и развития профессионально важных качеств, способностей, умений. Психологические вопросы адаптации новых работников в организациях, переподготовки кадров, а также адаптации кадровых сотрудников к нововведениям.