1. Психология труда как область знаний, отрасль науки, учебная дисциплина и профессия.
2. Основные проблемы психологии труда. Связь психологии труда с психологическими дисциплинами и другими науками, изучающими труд.
3. Психология труда, инженерная психология и эргономика (сравнительный анализ).
4. Психология труда, психология управления, организационная психология, экономическая психология (сравнительный анализ).
5. Эргатическая система, эргатические функции. Типология эргатических функций, их эволюция в истории человеческого общества.
6. Разновидности труда по предмету, продукту труда, целям трудовых действий.
7. Разновидности средств и условий труда.
8. Понятие субъекта труда в психологии труда, уровни его изучения. Внутренние условия и средства деятельности субъекта труда.
9. Психологические признаки сознания субъекта труда, отличие труда от других видов деятельности (игры, учения).
10. Эмпирико-познавательные и преобразующие методы в психологии труда. Специфика метода эксперимента в психологии труда
11. Возможности и ограничения методов опроса, наблюдения, анализа продуктов деятельности в психологии труда.
12. Понятия: «профессия», «специальность», «трудовая деятельность», «профессиональная задача», «действие», «операция». Трудовой пост в организации и его компоненты.
13. Профессиограмма и психограмма. Схема (программа) профессиографирования, способы фиксации результатов профессиографирования. Особенности профессиографирования применительно к разным задачам практики.
14. Профессиональные особенности когнитивных процессов в разных видах труда.
15. Профессиональные особенности психомоторики в разных видах труда.
|
16. Профессиональные особенности эмоционально-волевой сферы профессионала и требований к его личностным и индивидуальным свойствам в разных видах труда.
17. Методы профессиографирования.
18. Типологии (классификации) профессий в психологии труда.
19. Классификация мотивационных ожиданий при выборе профессии.
20. Концепции трудовой мотивации и их использование в практике работы с персоналом. Методы диагностики мотивационных образований субъекта труда.
21. Этапы развития человека как субъекта труда в онтогенезе. Варианты профессиональных карьер. Психология труда и акмеология.
22. Нормативные кризисы профессионального развития личности. Биографический метод в исследовании профессионального развития личности.
23. Профессиональные интересы, направленность личности, склонности, возможности их формирования и методы диагностики.
24. Типы профессиональных умений, обусловленные особенностями ориентировочной основы действий при их формировании.
25. Психологические требования к построению эффективных тренажеров, системы тренировочных упражнений для освоения профессиональных умений и навыков.
26. Роль психологии труда и педагогической психологии в деле совершенствования профессиональной подготовки. Изменение структуры профессионально важных качеств в процессе становления профессионала.
27. Методы оценки профессиональной успешности. Метод экспертных оценок в психологии труда.
28. Психология профессиональной и социальной адаптации новых работников в организации. Психологическое обеспечение нововведений в организациях.
|
29. Индивидуальный стиль трудовой деятельности (ИСД) и интегральная индивидуальность; устойчивость и изменчивость ИСД; ИСД и эффективность труда.
30. Понятие профессиональной пригодности: относительная и абсолютная профпригодность; профпригодность как системная категория; объектные и субъектные факторы профпригодности. Пути оптимизации степени соответствия человека и требований профессии.
31. Психологические аспекты профориентации молодежи и реориентации людей, вынужденных сменить работу.
32. Выбор профессии как проектирование профессионального жизненного пути. Управление карьерой персонала в организации.
33. Факторы, влияющие на построение личного профессионального плана оптанта; типы индивидуальных ситуаций выбора профессии.
34. Задачи психологической профконсультации; средства труда психолога -профконсультанта. Методы профконсультании. Способы оценки эффективности работы профконсультантов.
35. Цели и способы аттестации трудовых постов в организации,
36. Психология труда в оценке и аттестации персонала.
37. Психологический профессиональный отбор. Этапы разработки системы прогнозирования профессиональной эффективности. Требования к методам диагностики и прогноза профессиональной эффективности.
38. Технологии центров оценки персонала и традиционные способы прогнозирования профессиональной эффективности.
39. Понятия: «трудоспособность», «работоспособность», «функциональное состояние», «усталость», «утомление», «переутомление»,«стресс», «монотония».
40. Типичные стадии в динамике работоспособности субъекта труда в течение рабочей смены. Кривая работы. Продуктивность труда и работоспособность.
|
41. Типичные объектные и субъектные факторы, влияющие на уровень работоспособности человека в труде. Пути оптимизации работоспособности.
42. Способы коррекции неблагоприятных функциональных состояний субъекта труда.
43. Методы диагностики функциональных состояний субъекта труда.
44. Психологические проблемы социально-трудовой реабилитации и реадаптации больных и инвалидов.
45. Труд как лечебное средство при восстановлении нарушенных психических функций при ранениях, а также при психических заболеваниях.
46. Проблемы психологии совместной трудовой деятельности.
47. Специфика конфликтов в разнотипных профессиях. Возможности конструктивного разрешения профессиональных конфликтов.
48. «Личный фактор» в травматизме (концепция К.Марбе и ее критика). Склонность к риску и методы ее диагностики.
49. Психология труда, инженерная психология и эргономика в изучении и профилактике травматизма и аварийности на транспорте и в промышленности.
50. Методы исследования травматизма и аварийности в психологии труда.