Материалы к видео-лекции
Павлова В.А.
Предмет «Социальная работа православного прихода»
Название курса « ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА»
Темы курса
1. Проблематика и сравнительный анализ подходов к профилактике социального сиротства в светской и церковной социальной работе
2.Основные направления и перспективы развития профилактической работы и церковного ограждения детей от социального сиротства.
Лекция 1. Проблематика и сравнительный анализ подходов к профилактике социального сиротства в светской и церковной социальной работе
Вступление
Социальное сиротство представляет собой тяжелую болезнь общества. Слово профилактика известно нам из медицины и стойко вошло в область решения социальных проблем. Как и в медицине, социальные и нравственные болезни общества, надо решать комплексно, отдавая предпочтение профилактическим мерам, не дожидаясь развития болезни. Еще в Древности великий врач и мыслитель Гиппократ выдвинул постулат, что «Любую болезнь лучше предупредить, чем лечить». Профилактику социального сиротства необходимо рассматривать, как наиболее актуальную часть социальной работы.
Особый рост сиротства в России всегда приходился на периоды революционных и военных событий. Первая мировая и Гражданская война 1917—1922 годов увеличило число сирот до 7 млн. человек. Массовое «изъятие» беспризорников с улиц началась по всей стране в 1928г.
Вначале, детей собирали с улиц только в крупных городах. На железнодорожных узлах создавались детские приемники с надёжным караулом. Некоторые из беспризорников сопротивлялись: совершали побеги, не подчинялись сотрудникам, били стёкла и ломали решётки на окнах. Дети назывались чужими именами, оказывали физическое сопротивление. На узловых станциях выставлены заградительные отряды. С беспризорниками обращались так же, как и с прочими заключёнными.
|
В 30-е годы количество детдомовцев выросло за счет детей «врагов народа». Их оскорбляли, недокармливали, внушали мысли социальной неполноценности и что с «яблоко от яблони недалеко падает», детям внушали забыть о собственных родителях.
Если у них в карманах находили хлебные крошки, подозревали, что они готовятся к побегу. За это их избивали.
К концу 1943 года Совнарком СССР постановил организовать воспитательные колонии для содержания преступников от 11 до 16 лет, куда отправляли и детей «врагов народа» В этих колониях содержалось около 50 тыс. подростков.[1]
После последней Великой отечественной войны прошло более чем 70-ти лет. Что происходит в нашей стране с проблемой сиротства?
Данные статистики по соц. учреждениям и беспризорности детей
Уполномоченная по защите прав детей при Президенте России Анна Кузнецова. сказала, что на 2020 г. из сводных цифр статистики различных ведомств можно апеллировать количеством примерно 1,5-2 млн. беспризорных и безнадзорных детей и подростков. Это по учетам.Фактически эта цифра приближается к 4 млн. человек.
Только в Санкт-Петербурге функционируют 39 социальных сиротских учреждений разных ведомств.
По Федеральному банку данных в гос. учреждениях находятся примерно 150 тыс. детей-сирот, но не всем присваивался статус социального сироты, а значит и затраты на льготные выплаты сократились и сирот по статистике стало меньше.
|
Мы понимает, что как раньше, так и сейчас, есть родители, которые безнадежно больны, пропали без вести или умерли, попали в тюрьму, страдают алкоголизмом или наркоманией. Тогда, если детей не берут к себе родственники, то их отправляют в сиротские учреждения.
Но трудно согласиться, что в настоящее время есть родители, которые проявляют неоправданную жестокость к детям, не заботятся о них, ведут асоциальный образ жизни и поэтому дети становятся сиротами.
Органы опеки пресекают такое отношение к детям. Устанавливают патронаж, привлекают НКО и гос. учреждения, которые пытаются помочь семье и ребенку.
Однако это не исправляет самих родителей и не может остановить рост сиротства.
Есть категорияродителей, которые уклоняются от своих обязанностей, одни ради жизни в свое удовольствие, другие не справляются с трудным подростком, третьи, не в состоянии нести груз семейных обязанностей в одиночку.
Как правило, они сами идут в опеку и просят забрать ребенка: вначале на время, а потом и вовсе отказываются, передав его на попечение государства. Им предоставляют такая возможность добровольно освободиться от ребенка.
В 21 век мы вошли с государственной социальной политикой предоставлять возможность отказа от новорожденных детей в родильных домах, отправлять их в приюты и соц. сиротские учреждения, уже не из-за крайне бедственного положения в семье, а чтобы облегчить свою жизнь.
Существование социального сиротства нивелируется путем создания различных Реабилитационных, Ресурсных и прочих социальных Центров, пришедших на смену традиционным Детским домам.
|
Изменение названия учреждений, как будто бы должна убедить всех, что, если нет детских домов, значит и детей-сирот - нет. Но это не так.
Детские и подростковые социальные учреждения по–прежнему воспитывают, тех, кого мы называем сиротами, 90% из которых имеют родителей, т.е. социальных сирот.
Проблема социального сиротства связана с понижением социальной и нравственной ответственности наших современников. Разрушение детско-родительские отношений, наносит глубокие психологические травмы ребенку. Это оказывает влияние на их психо–физическое здоровье, формирование семейных ценностей и гражданскую позицию - все то, что предается, как по цепочке, и отражается на следующем поколении.
Скорее всего, именно это является причиной стойкого возобновления и усугубления проблем социального сиротства.
Истоки социального сиротства находятся в самом человеке и в системе, которая формирует этого человека. В настоящее время основную заботу о сиротах приняло на себя государство. По сути, общество устранилось от помощи сиротам, частная помощь стала большой редкостью.