В настоящее время идет интенсивный поиск новых технологий социальной реабилитации семей и детей, которые вынуждены жить в сиротских учреждениях. Несмотря на прилагаемые усилия, проблематика кризисных семей и социального сиротства остается актуальной. Это связано с тем, что в системе социальной защиты ребенка в сиротском учреждении, используется превентивный подход, который не решает важные реабилитационные задачи семьи и ведет к разрыву родственных связей. Вместо упорной и планомерной работы с родной семьей, внедряются формы жизнеустройства детей в чужие семьи, в том числе за рубеж, иные «семейные модели», которые часто не дают желаемых результатов. Да, есть случаи, когда ребенка действительно лучше изолировать и укрыть в другой семье или в учреждении. Но, это не выход, а лишь вынужденная мера, до которой, и в процессе которой, надо использовать максимум возможностей оздоровить семью и сохранить ребенка в ней. И лишь когда все ресурсы использованы, возможен отрыв ребенка от родителей и передача его в замещающую семью. Но и это не исключает дальнейшую работу. Отсутствие реабилитации родной семьей, память о которой не может быть стерта и, встреча с которой неизбежна, может стать причиной повреждения личности воспитанников сиротских учреждений, привести к утрате многих трудов и потере их, как полноценных членов общества.
Ребенка нельзя рассматривать, как объект воспитания без его связи с семьей, социально-психологическими условиями прошлой, настоящей и будущей жизни, наследственными и другими факторами. Нам не стоит забывать о первостепенных задачах, соответствующих христианскому мировоззрению, – это укрепление и сохранение семейных родственных уз, почитание родителей и сострадание к ближним. Ребенок более чист и открыт к исполнению этих заповедей, всякая насаждаемая подмена отношения к отцу и матери, на безбедное существование в чужой семье, искажает ценностные ориентиры, повреждает нравственные чувства и цельность души. Великий русский философ 20 века Иван Ильин писал, что «призрение к своим предкам порождает в человеке безродную, безотеческую, рабскую психологию».[11]
|
Церковь видит значимость своей роли в решении социальных проблем, в том числе по оказанию помощи семье и детям. В Социальной концепции Русской православной Церкви отмечается, что «вопиющей бедой современного общества стало сиротство при живых родителях. Тысячи брошенных детей, которые наполняют приюты, а иногда оказываются на улице, свидетельствуют о глубоком нездоровье общества. Оказывая таким детям духовную и социальную помощь, Церковь одновременно видит важнейший долг в укреплении семьи и в осознании родителями их призвания, что исключило бы трагедию брошенного ребенка. [12]Однако, в практике церковного социального служения, из-за отсутствия опыта работы, возвращение кризисной семьи к нормальной жизни не является приоритетной.
Церковь нуждается в социально-церковных технологиях, которые могут внести свой вклад в помощь семье и профилактику социального сиротства.
Технологии работы с воспитанниками и их семьями в учреждении. Из опыта работы [13].
В сиротских учреждениях сложным вопросом является комплексная работа с кризисными семьями, включая детей. В разряд таких семей попадают одинокие матери, не справляющиеся с бытовыми трудностями и воспитанием ребенка. В их числе бывшие воспитанницы детских домов с детьми, женщины, находящиеся в глубоком нравственно-духовном личностном кризисе и др. Работа с ними требует особого рассмотрения.
|
Система организации жизни и воспитания в условиях сиротского учреждения, помимо положительных сторон, имеет ряд условий, формирующих негативные социально-нравственные качества личности ребенка, такие как безответственность, инфантилизм, эгоцентризм, иждивенчество и пр.
В данном разделе мы хотим познакомить вас с программой воспитания и социальной реабилитации «От сиротского детства к полноценной жизни», [14]в основу которой положен комплексный подход к работе с детьми и родной семьей..
Программа включает три направления: социально-педагогическое, социально-профилактическое и социально-реабилитационное. Данные направления реализуются в разработанных подпрограммах. В совокупности они решают задачи ограждения ребенка от травмирующих психо-эмоциональных факторов, возвращение его в возрастной ритм учебы, труда и отдыха, создание благоприятной атмосферы жизнеобеспечения, развития творческих способностей, укрепление душевных и физических сил, формирование жизненно важных знаний, умений и навыков, необходимых для достижения социального благополучия в самостоятельной жизни.
Инновационный подход заключается в передаче социального опыта, через включение всей семьи (ребенка, родителей, родственников) в систему общественных взаимодействий с участниками социально-педагогического процесса (педагогами, специалистами, привлеченными участниками программ) и внедрение в социализирующий процесс формы семейного воспитания.
|
В основу Концепции положены прикладные принципы:
- безусловной ценности личности, который указывает, что каждый человек, в каком бы сложном социально-нравственном положении не находился, достоин внимания, помощи и уважения его личности;
-семейно-общественного воспитания заключается всочетании коллективных и семейных форм воспитания, в период пребывания ребенка в сиротском учреждении;
-социально-семейного участия – направлен на формирование социально-семейного окружения ребенка из числа благополучных родственников и социально-значимых людей;
-безусловной ценности семьи. Приоритет родной семьи закреплен законодательно[15]. Представленные прикладные принципы, созвучны принципам социального служения Русской Православной Церкви: справедливости, милосердия, свободы, субсидиарности, универсальности. [16]
Педагогические условия.
Для реализация технологий социальной реабилитации семьи, включая ребенка, необходимо создание педагогических условий:
1. Созданию таких условий способствует единодушный и работоспособный коллектив, обладающий профессиональным мастерством, работающий в рамках Концепции, ориентированный на духовно-нравственные ценности.
2.Ведущую роль играет руководитель учреждения, который является носителем этих ценностей и образцом профессионализма.
3.Большое значение имеет христианское мировоззрение каждого сотрудника, с помощью которого достигается более глубокий контакт с детьми и родителями.
4.Воспитание и обучение требуется не только воспитуемым, но и воспитателям. Для готовности коллектива к работе с семьей и ребенком необходима ежедневная установочная проработка текущей ситуации, творческий подход к каждому запланированному мероприятию.
5.Важно привлекать к участию в работе с сотрудниками и семьями опытного священника, который сможет беседовать с желающими и оказывать им духовную поддержку. Раскрывать духовные причины кризиса семьи и личности, находить пути их преодоления.
6.Проводить работу со всем коллективом, включая обслуживающий персонал, по исключению попустительства во взаимодействиях с детьми и родителями. Недопущению предосудительного отношения, высказываний, упреков в адрес семьи. Необходимо понимать, что родителям и родственникам важно чувствовать себя принятыми, несмотря на сложное положение. Осознавать, что они являются участниками восстановления семьи и всего, что происходит в жизни ребенка.
7.Проводить постоянные педагогические наблюдения и мониторинг психо-соматических реакций детей на встречи с членами семьи. Использовать эту информацию для выстраивания диалога с родителями, ставя их в известность, как дети реагируют на долгие расставания и встречи, что их тревожит, что может привести к нервным срывам, а что дает надежду и радость.
Практический опыт: проблемы и их решение конкретными технологиями.
Опыт работы показал, что в сиротском учреждение, социальную реабилитацию семьи необходимо начинать с ребенка. Технологии, о которых мы расскажем, отражают основные подходы к решению проблем детей и родителей.
Проблема 1. Отставание детей из неблагополучных семей в психо-физическом развитии, отсутствие навыков личной и общественной гигиены, наличие вредных привычек.
Подпрограмма «Расти здоровым » решает задачи повышения интереса к здоровому образу жизни, сообщает знания и формирует умения выполнения правил личной и общественной гигиены, потребность в занятиях физкультурой и спортом, способствует укреплению психо-физического здоровья и развитию двигательных навыков.
Технология. Создание здоровье сберегающих условий жизнеобеспечения. Оборудование помещений для занятий физической культурой и спортом и внедрение их в режим дня; беседы с просмотром просветительских видео материалов, участие в познавательных, развивающих и спортивных играх с участием приглашенных членов семьи; режимные и гигиенические требования и создание условий для их выполнения; проведение времени в семьях, ведущих здоровый образ жизни и выездные мероприятия, на которые могут быть приглашены родители воспитанников; создание видео материалов, оформление стендов и альбомов; применение поощрительных мер.
Педагогические наблюдения. Замечено, что дети достаточно быстро входят в упорядоченный режим дня, если делать это без нажима, а заинтересовывая их; весьма отзывчивы на мероприятия, в которых задействован их физический потенциал, присутствуют положительные эмоции и стоят конкретные цели. Занятия физической культурой и спортом сближают и объединяют детей, снимают напряжение и мотивируют к ведению здорового образа жизни, отказу от вредных привычек. Нередко дети просят бросить курить и оставить употребление алкоголя своих родителей.
Как программа влияет на социальную реабилитацию родителей.
Проблема 2. Отсутствие у родителей интереса к ведению здорового образа жизни. Укоренившиеся вредные привычки. Безразличие к своему внешнему виду и здоровью.
Технология. Важным подходом к работе с родителями является жизнь детей в здоровом укладе, достижения и успехи в спорте, улучшение физического развития. Внешний благополучный вид, отсутствие вредных привычек, жизнерадостность детей являются стимулом последовать их примеру.
Педагогические наблюдения. Программа несет заряд положительных эмоций и располагает к общению детей и родителей. Родители, которые сами увлекались спортом, с радостью рассказывают об этом, ездят с воспитанниками на соревнования. Образ жизни детей, привлечение к занятиям физической культурой и спортом вместе с родителями в рамках учреждения и на выезде воодушевляют и мотивируют начать здоровую, трезвую жизнь, создают реальные условия для осуществления добрых намерений.
Проблема 3. Отсутствие у детей интереса к обучению, неразвитость познавательных способностей, нарушение ритма школьной жизни, педагогическая запущенность. Страх и неуверенность в своих силах, часто являются причиной прогулов и отказа от учебы.
Подпрограмма «В помощь школе» направлена на помощь ребенку в освоении школьной программы, формирование навыков самостоятельной работы с учебниками, воспитание самодисциплины, привитие интереса к учебе и видение перспектив, помощь во вхождении в школьный коллектив.
Технология. В режиме дня отведено время для выполнения школьных заданий и занятий со специалистами, занимательные познавательных игры и беседы, встречи с интересными людьми, помощь родителей и родственников.
Как программа влияет на социальную реабилитацию родителей.
Проблема 4. Родители уклоняются или не знают, как участвовать в школьной жизни ребенка. Чувствуют свою отстраненность.
Технология. Школьная жизнь ребенка – это, как правило, тема, интересующая родителей. Поддерживать заинтересованность в успехах детей, важная часть работы с членами семьи. Иногда, школа является единственной тонкой ниточкой, с помощью которой можно развивать диалог с родителями и родственниками. Побуждать их к посильной помощи детям.
Значимость, родительского участия в жизни ребенка может поддерживаться с помощью создания экранов успеваемости и дисциплины. С их помощью родители получают информацию о детях, могут увидеть и сравнить их с другими детьми. Это всегда повод поговорить с родителями о причинах успеха и неудач.
Педагогические наблюдения. На родителей положительно влияет внимание, которое уделяется их детям в учебе и благодаря которому они хорошо учатся. Многие стараются внести свой вклад. Помощь, которую они могут оказать, обсуждается с сотрудниками учреждения.
Проблема 5. Как правило, из асоциальных семей приходят дети, не прочитавшие ни одной книги, и даже не понимающие, зачем это надо. Их кругозор сильно ограничен, желания и интересы примитивны.
Подпрограмма «Я открываю книгу» направлена на повышение грамотности письма и речи, открытие пути познания мира через книгу, развитие творческого воображения, привитие интереса и потребности к чтению.
Технология. В режиме дня отводится свободное время для чтения. Каждый ребенок имеет свою книгу из групповой библиотечки. Чтобы заинтересовать и побудить к чтению, проводятся выставки новых книг и обзорное знакомство с их содержанием. На встречи приглашаются поэты и писатели, которые рассказывают о своей жизни и, какое место в ней занимает литература. Детям часто дарят красиво иллюстрированные книги, которые они могут забрать к себе домой. Каждый вечер, детям читают вслух. Проводятся мастер-классы, на которых дети изготавливают подарочные мини-книги для родителей и друзей. Дети, вместе с воспитателями придумывают сценки и рассказывают о книгах, что им нравится в героях, а что нет. Такие вечера проводятся регулярно. Применяется поощрение участников. На вечера приглашаются родители и другие члены семьи.
Как программа влияет на социальную реабилитацию родителей.
Проблема 6. Низкая грамотность и уровень культуры, интеллектуальная ограниченность родителей. Чтение книг не является популярным занятием в кругу членов семьи.
Технология. Все родители, когда были детьми, конечно, держали книгу в руках и возможно любили это занятие. Пример детей, может благотворно подействовать на них, рождать чувство гордости, видеть детей более умными и перспективными, чем они. Нравственные темы, которые звучат в рассказах о книгах и представленные в сценках, имеют воспитательное значение не только для детей, но и для родителей. Сценки часто опосредованно обличают пороки и показывают пути преодоления трудностей. Учат доброте и пониманию других людей. Тематику книг и сценок подбирает опытный педагог или библиотекарь. Развитию программы способствует организованный «Домашний театр». Возможны и другие способы работы с книгой.
Педагогические наблюдения. Родители, имеющие вредные привычки и зависимые формы поведения, на выступления «Домашнего театра», стараются приходить к детям «в лучшем виде»: опрятно одетые, без запаха табака и алкоголя. Становятся более сдержанными, контролируют свою речь и выражения.
Проблема 7. Попадая в сиротское учреждение, дети часто замыкаются, таят злобу, отрицают тяжесть своего положения, готовы терпеть жестокое обращение родителей, жить в недопустимых условиях; идеализируют родителей; не соглашаются, протестуют против разлучения их с семьей и отрыва от привычного образа жизни, совершают самовольные уходы домой, ведут себя агрессивно и непредсказуемо.
Подпрограмма «Духовно-нравственное воспитание» направлена на развитие нравственных качеств личности ребенка, формирование понимания причин проблем семьи, повышение культурного уровня, приобщение к духовным ценностям, формированию понятий о христианских добродетелях.
Технология. Решению указанных проблем способствуют: мирная и спокойная атмосфера жизни в духовно и нравственно здоровом коллективе взрослых; совместный труд, взаимопомощь, милосердное и уважительное отношение друг к другу. Беседы и тематические мероприятия большей частью проводятся воспитателями, находящимися рядом с детьми. Теплое, но и требовательное слово, терпение и молитва, умение промолчать и не сорваться, простить и спокойно объяснить, проявить нежность к ребенку являются основными средствами, приносящими утешение, дающим способность здраво посмотреть на существующую ситуацию жизни и принять её. Важную роль играет приобщение детей к церковной жизни [17],
Чрезвычайно важна просветительская работа с родителями. [18] Существенную помощь могут оказать, имеющие специальную подготовку православно-ориентированные добровольцы,[19] и действующие в рамках специализированной программы.[20]