В детский дом №15 я попала благодаря встрече в метро с беспризорным подростком. То, что я увидела, когда пришла навестить его, глубоко потрясло меня.
Моя профессиональная судьба резко изменилась. Однажды увидев этих полу-обезумивших детей и их жуткое существование, я уже не смогла жить прежней жизнью. Я оставила работу в институте и стала помогать детскому дому.
Эта работа открыла новые, неповторимо интересные страницы жизни.
Вначале, одна, а затем с друзьями, мы стали приходить к детям, знакомились с ними, разговаривали. Но ужасные условия их жизни заставляли искать пути, как и чем можно помочь.
Это было уже поздней осенью 1990 года. Не вдаваясь в подробности, скажу, что нам удалось организовать медицинский осмотр всех детей, некоторым оказать срочную помощь и отправить в больницу. Затем мы наладили гуманитарную помощь из-за границы, переодели детей, застелили постели чистым бельем, раздали гигиенические средства. Сделали ремонт дверей и окон, чтобы дети не мерзли в помещениях. Приносили сладости и дополнительное питание. Устаивали занятия и праздники.
Администрация района обратила на нас внимание, увидела людей, готовых помочь детскому дому и решать его проблемы.
В 1991 году детский дом № 15 был закрыт и часть воспитанников перешла во вновь организованный «Христианский сиротский Дом», в который я была назначена директором.
В 2000 году, при перерегистрации он получит название Детский дом №41«Благодать».
С Алешей Калиненко, так звали подростка из метро, с которого началась вся эта история, я встретилась через несколько лет, после того, как он вышел из колонии.
Христианский сиротский Дом
Наш детский дом прослыл, как особый, не похожий на другие. Даже его первое название было «Христианский сиротский Дом», многих заставляло относиться к нам с предубеждением и недоверием.
|
Появление такого учреждения было обусловлено критическим состоянием детей с улицы. Помимо них, к нам ссылали всех «неугодных» и «неисправимых» подростков из других детских домов.
Многие подростки уже употребляли алкоголь и разнообразные токсические вещества. Вдыхание клея Момент, было своеобразным атрибутом уличной жизни. На этих условиях «уличные» впускали других в свой круг общения. Употребление токсичных веществ, болезни и страх пагубно влияли на умственное развитие детей. У них была плохая память, резкие перепады эмоционального состояния.
Направляя к нам таких детей, некоторые тайно надеясь, что когда-то мы не выдержим, и нас закроют. Недоброжелателей было много…
Без помощи Божией, при встрече с такими детьми, и при скудном финансировании, выстоять было практически было невозможно. Каждый день мог стать причиной скандала и моего увольнения.
Вся системы образования, была пропитана советской идеологией, и упорно держалась атеистических взглядов на воспитание детей. В учреждениях не было дозволено открыто выражать христианскую позицию, ссылаться на православие в программах воспитания детей. Все, что несло их признаки, либо жестко пресекалось, либо воспринималось с усмешкой, либо встречалось «в штыки».
Первоначально перед нами стояла задача собрать работоспособный коллектив единомышленников. И это в тот период, был один из самых сложных моментов. Подготовленных и близких по духу кадров было найти не просто. По капле, по нитке мы собирали наш коллектив.
Главное было выстоять и найти ключи к сердцам детей.
|
Ставить дело, к которому призвал Господь, выше своих интересов и благополучия со временем стали приносить первые плоды. Дети нас признали, мы подружились и стали жить одной жизнью. Нашим опасным подросткам, постепенно прививалось трудолюбие и они становились
Вспоминался А.С. Макаренко и его принципы:
«Вера в достоинство каждого, необходимость доверия и уверенности в лучшее в человеке, непримиримость ко лжи и подлости…».
И еще - стойкость перед материальными трудностями и опасностью быть разоблаченными в своих христианских подходах к воспитанию в стенах гос.учреждения.
Все это давалось благодаря вере в Бога.
Любовь, терпение и всепрощение – бесценные христианские добродетели воспитывали в нас эти несчастные дети. Необходимость начинать все сначала, не унывать и не отчаиваться укрепляли волю.
«Им можно, а вам нельзя»
Со временем, несмотря на атеистические убеждения, руководство Отдела образования, на многое закрывало глаза, замечая, как что проблем с детским домом нет: прекратились побеги, нет преступности и громких скандалов… Хорошие результаты вызывали доверие и признание нашего Детского дома даже у атеистического руководства.
«Им можно, а вам нельзя. Однажды, в отделе образования Московского района, одному из директоров, который предъявил претензию руководству, что в детском доме «Благодать» много всего религиозного, что запрещено. А вот им не разрешают… ему ответили: «Им можно, а вам нельзя».
|
Воцерковление, христианское образование и подготовка к служению милосердия – необходимое условие эффективной работы с сиротами и семьями.
В 1996 году стали восстанавливать Казанский храм Воскресенского Новодевичъего монастыря и я стала туда ходить.
Там я познакомилась с отцом Евгением Горянчиком. Он стал посещать наш Детский дом. Дети к нему тянулись. Несколько человек из церкви трудоустроились в наш детский дом.
В 1998 меня отправили на переподготовку в Государственный университет педагогического мастерства, где я прошла 3-х летний курс обучения по «Религиоведению и духовному просвещению в светской школе». Защитила дипломную работу «Духовно-нравственное воспитание и социализация детей-сирот».
В этот же период произошло еще одно важное событие в моей духовной и профессиональной деятельности.
Я познакомилась с сестричеством милосердия св.мч. Татианы, стала посещать занятия в духовно-просветительском Центре свт. Иннокентия Московского, закончила воскресную школу и сестрический курс на педагогическом отд. «Синий крест», прошла все 4 этапа испытаний, и в 2006 году стала сестрой милосердия.
Неоднократно на каникулах дети выезжали в приходское Летнее поселение прп. Серафима Вырицкого в пос. Торошковичи. В детский дом были трудоустроено несколько специалистов из сестричества. Совместно с сестричеством и специалистами отдела образования, проводили в детском доме семинары и научные конференции по проблемам профилактики социального сиротства.
Наряду с государственной службой, удалось создать Общественную Просветительскую Организацию «Призыв к милосердию». Благодаря этой деятельности, мы намного расширили возможности работы с детьми, семьями, не привлекая материальные ресурсы церкви, напротив, беря на себя многие заботы.
Связь с Воскресенским Новодевичьем монастырем вылилась в создание «Детско-семейного профилактория». Туда дети, родители и выпускники могли приезжать на выходные, праздничные и каникулярные дни. Там были организованы дополнительные развивающие занятия с детьми, встречи и беседы со священниками, и много других мероприятий. Воспитанники общались с детьми и семьями прихожан. Вместе мы оказывали помощь монастырю по благоустройству территории.
Сочетание духовной и профессиональной жизни помогли в плодотворной работе. Сложилась система воспитания и крепкий коллектив. Были разработаны две фундаментальные программы воспитания и социальной реабилитации детей-сирот и их семей «От сиротского детства к полноценной жизни»[6] и Россия - без сирот»[7], опубликованы методические пособия, созданы фильмы, записаны видео-лекции, написаны книги и статьи. Но главным результатом были дети и выпускники, которые действительно получили «путевку» в нормальную человеческую жизнь.