Знать и понимать проблематику социального сиротства должен каждый воцерковившийся христианин и, тем более, служитель церкви.
Встреча с безнадзорным ребенком, или с человеком, которому нужна поддержка в семье, может произойти в любом месте. Если она произошла в храме или возле него, то специалист по социальной работе или катехизатор, должен проявить не только чуткость, но и профессиональный подход.
Человек, который пришел в церковь за поддержкой, сразу почувствует отношение к себе, и от этого будет зависеть его дальнейшее движение. Чтобы научиться встрече с такими посетителями, необходимо открытое сердце, знание и опыт общения.
Профилактику социального сиротства в приходской общине мы не можем сравнивать с работой государственных учреждений, не должны ее дублировать. Мы не можем даже равняться на них.
Движущей силой развития церковного социального служения и одного из его направлений - профилактики социального сиротства детей, может быть– желание служить Богу и личный ответ на Его призыв.
Профилактика сиротства, которая проводится в церкви – это труд над исцелением человеческой души, помощи в обретении Христовых добродетелей. Социальную помощь можно рассматривать как инструмент для осуществления церковного попечения о семье и детях.
Большинство детей, которые становятся сиротами, попадают в учреждение из неполных семей. Причины бывают разные. Это, либо ребенок родился с прочерком об отце, либо брак был расторгнут. Часто в такой ситуации оказываются многодетные матери.
Женщине одной с детьми на руках, часто без алиментов и материальной и моральной поддержки родственников не справиться со всем грузом проблем. И она не выдерживает, впадает в депрессию, либо заболевает, либо свершает преступление, либо находит утешение в компаниях и алкоголе,
Бедность и бытовая неустроенность, антисанитария и жестокость по отношению к ребенку, потеря жилья связаны именно с этим.
|
Впервые с такой женщиной я встретилась, когда только делала свои первые шаги в церкви. У храма стояла пьяная женщина и плакала. Плакала горько... Вначале я за ней понаблюдала, а потом решилась подойти. Мы сели на скамейку и она рассказала о своей судьбе и о том, что ее дети в детском доме. Она их давно не видела, и что делать не знает. Ее не пустят к ним, потому что она алкоголичка…
С пьяной женщиной говорить конечно было трудно, но мне было ее очень жалко. Когда я предложила ей встать перед храмом на колени и попросить у Бога прощения и помощи, она вдруг согласилась. И мы плача уже вместе, так и сделали… Ее дальнейшая судьба и судьба ее детей мне не известна.
Вспомнив сейчас эту историю, хочу сказать, мы не знаем, о чем плачут и просят молиться священников на исповедях женщины и мужчины, бабушки и дедушки, о чем говорят дети. Но мы знаем, что со всякой бедой, оставаясь наедине с собой, человек обращается за помощью к Богу. И тогда Господь приводит его в Церковь.
Государственные и общественные организации не в силах бороться с зависимостями, разрушающими семью.
И только Церковь, увидев корень проблем, берется за этот нелегкий труд. Ни один, самый лучший специалист не сможет сделать то, что может дать человеку тихий разговор с совестью, который происходит у человека на исповеди и дать такой приток сил, который может дать Причастие Христовых Таин.
|
Только человек, получивший Божию благодать способен измениться. Такой человек никогда не бросит семью, не обидит, а тем более не сделает своего ребенка сиротой.
За весь период работы в Детском доме, у меня был лишь один случай, когда по внешнему виду «очень православная женщина», которая была хорошо известна, как православная поэтесса, привела своего сына и готова была навсегда отказаться от него.
Действительно подросток был очень сложный. Мамина церковность и требования, которые она предъявляла к сыну, вызывали у него агрессивную ответную реакцию. Мать не хотела мириться с его самостоятельностью. Стремилась навязывать свои представления и образ жизни. Были громкие ссоры. Сын отбывался от рук все больше и больше…
С матерью проводились педагогические беседы, но также она получала советы от священника. Постепенно, и мать и сын смягчились по отношению друг к другу. Ребенок прожил в детском доме целый год, постепенно втянулся в возрастной круг интересов, нашел себе друзей, стал хорошо учиться в школе. И все закончилось благополучно.