Примерная Тематика контрольных работ. 1. Понятие семейного права как отрасли, ее предмет, метод




1. Понятие семейного права как отрасли, ее предмет, метод, принципы, источники и основные институты.

2. Структура и источники семейного права. Основания применения к семейным отношениям гражданского законодательства, норм международного права и иностранного семейного права.

3. Семейные правоотношения: понятие, виды, субъекты и объекты.

4. Институт брака в семейном праве.

5. Историческое становление института семейного права.

6. Формированию советского семейного права

7. Правоспособность и дееспособность в семейном праве.

8.Осуществление и защита семейных прав. Исполнение семейных обязанностей. Ответственность в семейном праве.

9. Браки с иностранцами и их правовое регулирование.

10. Признание брака недействительным.

11. Расторжение брака в органах загса.

12. Расторжение брака в судебном порядке.

13. Имущественные права и обязанности супругов.

14. Брачный договор.

15. Общая совместная собственность супругов: понятие, объекты; владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов.

16. Общие обязательства (долги) супругов; ответственность супругов по общим обязательствам. Ответственность супругов за вред, причиненный их несовершеннолетними детьми.

17. Раздел общего имущества супругов: основания, порядок.

14. Установление происхождения детей.

15. Права несовершеннолетних детей.

16. Права и обязанности родителей.

17. Алиментные обязательства.

18. Заключение брака в других странах.

19. Порядок прекращения брачных отношений в зарубежных странах.

20. Права и обязанности родителей.

21. Осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка.

22. Споры между родителями, связанные с воспитанием детей.

23. Лишение родительских прав.

24. Восстановление в родительских правах.

25. Ограничение родительских прав.

26.Отмена ограничения родительских прав.

27.Личные и имущественные правоотношения между членами семьи.

28.Правовое регулирование личных неимущественных и имущественных отношений родителей и детей и других членов семьи при наличии иностранного элемента.

29 Алиментные обязательства родителей и детей.

30. Алиментные обязательства супругов и бывших супругов.

31. Алиментные обязательства других членов семьи.

32.. Соглашения об уплате алиментов. Порядок уплаты и взыскания алиментов.

33. Изменение установленного судом размера алиментов и освобождение от их уплаты. Прекращение алиментных обязательств.

34. Выявление и формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

35. Государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

36. Сравнительная характеристика усыновления и приемной семьи.

37. Правовой статус детского дома семейного типа и его отличия от детского дома-интерната.

38. Опека и попечительство над детьми, находящимися в воспитательных, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения.

39. Права и обязанности приёмных родителей.

40. Органы опеки и попечительства в семейном праве.

41 Правовое регулирование личных неимущественных и имущественных отношений супругов при наличии иностранного элемента.

42. Правовое регулирование личных неимущественных и имущественных отношений родителей и детей и других членов семьи при наличии иностранного элемента.

43. Правовое регулирование личных неимущественных и имущественных отношений других членов семьи при наличии иностранного элемента.

44. Применение семейного законодательства к семейным правоотношениям с участием иностранных лиц и лиц без гражданства.

45. Осуществление и защита семейных прав. Исполнение семейных обязанностей. Ответственность в семейном праве.

46. Вопросы, разрешаемые судом при вынесении решения о расторжении брака.

7.5. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности

 

Оценка результатов обучения и уровня сформированности компетенций проводится в ходе текущей и промежуточной аттестаций
с использованием фондов оценочных средств и с применением балльной системы оценки успеваемости обучающихся.

 

Таблица 6.1

Применение балльной системы

для проверки результатов обучения

(очная форма обучения)

Номер раздела/ темы Формы текущего контроля студентов Баллы по видам работ, выполняемым до первой контрольной точки (не менее 5, но не более 20)[10] Баллы в первой контрольной точке (30 баллов)[11] Баллы по видам работ, выполняемым между контрольными точками (не менее 5, но не более 20)32 Баллы во второй контрольной точке (30 баллов)
Например        
  Тестирование        
  Творческое задание        
  Контрольная работа 1        
  Решение задач        
  Составление проекта документа        
  Контрольная работа 2        

 

Выполнение (указывается форма текущего контроля) в каждой контрольной точке осуществляется в письменном виде.

 

8. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫИ ИНЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

8.1. Основная учебная литература

1. Семейное право: учебник для бакалавров В.А.Гуреев и др.; под. ред. Е.А.Чефрановой. М.: Юрайт 2015 г. (ЭБ РТА).

2. Семейное право: Корнеева И. Л. Издательство: «Юрайт-Издат» Переплет: твердый, год издания: 2012. – 65 экз.

8.2. Дополнительная учебная литература

1. Практикум по семейному праву / Л. М. Пчелинцева. 13-е изд., перераб. 2015.

2. Семейное право России: учебник / Л. М. Пчелинцева. 6-е изд., перераб. 2014.

 

8.3.. Нормативные правовые акты

8.1.1 Конституция Российской Федерации. М.,1993 г.

8.1.2 Всеобщая декларация прав человека / Резолюция ООН 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.

8.1.3 Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Ратифицирована Федеральным законом от 4 августа 1994г. №16-ФЗ //СЗ РФ.1994.№15.Ст.1684;1995.№17.Ст.1472.

8.1.4 Конвенция о правах ребенка. Вступила в силу для СССР 15 сентября 1990г. // Ведомости СССР.1990.№ 45. (с посл. изм. и доп.).

8.1.5 "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 01.05.2017).

8.1.6 Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч.I // СЗ РФ. 1994. № 32; 2001. № 21; 2005. № 1; 2006. № 52; 2007. № 1; 2008. № 17; 2009. № 1, № 7(с посл. изм. и доп.)..

8.1.7 Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч.II // 1996. № 5; 2007. № 5; № 44, № 45(с посл. изм. и доп.).

8.1.7 Уголовный кодекс Российской Федерации (с посл. изм. и доп.).

8.1.8 "Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017).

8.1.10 Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 28.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017).

8.1.11 "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017).

8.1.12 Федеральный закон от 14 августа 1996г. №113-ФЗ «О признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Семейного кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ.1996.№34.Ст.4028.

8.1.13 Федеральный закон от 18 октября 1997г. №132-ФЗ «О признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Семейного кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ.1997.№42.Ст.4731

8.1.14 Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (с изм. и доп.).

8.1.15 Федеральный закон от 15 ноября 1997г.№143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1997.№47.Ст.5340;2001.№44.Ст.4149;2002.№18.Ст.1724.

8.1.16 Федеральный закон от 30 марта 1995г.№38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» (с изм. и доп., внесенными федеральными законами от 12 августа 1996г.№ 112-ФЗ от 9 января 1997г. №8-ФЗ), ст.1,4,7,8.13//СЗ РФ.1995.№14.Ст.1212;1996.№34.Ст.4027;1997.№3.Ст.352 (с посл. изм. и доп.), (с изменениями на 23 мая 2016 года) (редакция, действующая с 1 января 2017 года).

8.1.17 Федеральный закон от 21 декабря 1996г. № 159 – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изм., внесенными федеральными законами от 8 февраля 1998г. № 17-ФЗ и от 7 августа 2000г. № 122-ФЗ) // СЗ РФ. 1996. № 52.Ст. 5880; 1998. № 7. Ст.788; 2000. № 33.Ст.3348; 2002. № 15.Ст.1375; 2003. № 2.Ст.160.

8.1.18 Федеральный закон от 27 июня 1998г. № 94-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 26. Ст.3014 (с посл. изм. и доп.).

8.1.19 Федеральный закон от 25 июля 2002г. 3 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ.2002.№ 30.Ст.3032 (с посл. изм. и доп.).

8.1.20 Федеральный закон от 17.04.2017 N 77-ФЗ "О внесении изменений в статьи 8 и 9 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

8.1.21 Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об исполнительном производстве"

8.1.22 Постановление правительства РФ от 14 мая 2001г. № 374 «О первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // СЗ РФ.2001.№ 21.Ст.2087(с посл. изм. и доп.).

8.1.23 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.10.1996 N 9 (ред. от 06.02.2007) "О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов".

8.1.24 "Обзор практики рассмотрения в 2015 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.04.2016). Соблюдение судами положений статьи 273 ГПК РФ. Учет мнения ребенка (статья 57 Семейного кодекса Российской Федерации).

8.1.25 Определение Конституционного Суда РФ от 06.02.2004 N 52-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Законодательного Собрания Республики Карелия о проверке конституционности пункта 1 статьи 34 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 121 Семейного кодекса Российской Федерации".

8.1.26 "Обзор судебной практики по делам, связанным со взысканием алиментов на несовершеннолетних детей, а также на нетрудоспособных совершеннолетних детей" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.05.2015).

8.1.27 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.10.1996 N 9 (ред. от 06.02.2007) "О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов".

 

9. ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ»

9.1.1 Электронный ресурс/ www.knigafund.ru./ Семейное право: учебник. Левушкин А.Н., Серебрякова А.А. Издательство: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2014 г.

9.1.2 Электронный ресурс/ www.knigafund.ru./Семейное право: учебник.Муратова С.А.Издательство: ЮНИТИ-ДАНА, 2014 г.

 

 

10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Для подготовки к практическим занятиям студентам необходимо:

- изучить лекционный материал и рекомендуемую учебную литературу в соответствии с планами практических занятий;

- подробно изучить нормативные правовые акты, а при необходимости и судебную практику по теме семинарского занятия;

- обратить внимание на проблемные вопросы в изучаемой области.

- выяснить дискуссионные вопросы, по которым в научной и учебной литературе имеются различные мнения;

- выполнить домашнее задание и решить предложенные преподавателем юридические казусы.

Выступая на практическом занятии по вопросам, вынесенным на обсуждение, студенты должны излагать свои мысли четко, ясно, логически обоснованно, оперируя при этом соответствующими понятиями и категориями.

Проверка уровня подготовленности студентов осуществляется также путем проведения тестирования и контрольных работ.

Подготовка докладов и рефератов по дисциплине «Семейное право» должна начинаться с выбора темы, уяснения и последующего обоснования ее актуальности и научно-практической значимости.

Изложение реферата и научного доклада должно производиться в четкой последовательности:

- актуальность исследования (постановка научной задачи);

- основное содержание работы (с обязательным указанием на его теоретическую и практическую значимость);

- заключительные положения (основные выводы, рекомендации, умозаключения студента, предложения по совершенствованию законодательства, регулирующее нормы семейного права).

Тематика рефератов разрабатывается преподавателем, однако она может быть дополнена и иным образом скорректирована в процессе обучения.

Подготовка научного доклада и написание реферата предполагают изучение теоретических источников и нормативных правовых актов по исследуемым вопросам.

Реферат или научный доклад в обязательном порядке должны содержать научную полемику с учеными в области трудового права по освещаемым вопросам, а также выводы и умозаключения автора по обсуждаемым вопросам.

Проблемные вопросы должны освещаться с учетом позитивного исторического опыта развития служебных и трудовых отношений, а также с учетом потребностей и задач, продиктованных современными реалиями.

Научный доклад может сопровождаться мультимедиа-презентацией, которая должна содержать не более 5-8 слайдов, отражающих основные моменты и проблемы этого доклада, выводы и предложения автора.

В процессе подготовки научного доклада и при написании реферата особое внимание следует уделить проблемам совершенствования нормативного правового регулирования трудовых, служебных и иных связанных с ними отношений.

Реферат и научный доклад должны быть оформлены в печатном виде, содержать список используемой литературы и нормативного материала.

При подготовке к зачету по дисциплине «Семейное право» студенты должны изучить теоретический материал, полученный на лекционных и практических занятиях, нормативные правовые акты различных уровней, а в случае необходимости - и данные судебной практики по рассмотрению семейных споров.

Особое внимание следует уделить повторению основных терминов и терминологических конструкций, таких, как брачный договор, ювенальная юстиция, опекунство, опека и др. Для уяснения особенностей семейных отношений, разрешения споров относительно семьи, детей, раздела имущества супругов в целом немаловажное значение имеет изучение судебной практики по данным вопросам.

Акцент должен быть сделан также на усвоении особенностей правового регулирования порядка заключения, изменения и расторжения брачного договора, раздела имущества, алиментных обязательств с соблюдением семейного законодательства.

К зачету студенты должны подробно изучить особенности заключения, расторжения брака, вопросы алиментных обязательств, неимущественных обязательств как родителей так и детей.

 

11. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ

И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,

ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Для освоения результатов обучения дисциплины применяется лицензионное программное обеспечение, позволяющее использовать:

1. Информационно-аналитические и справочные правовые системы Гарант и Консультант Плюс.

2. Компьютерные презентации Power Point

3. Презентации к лекциям.

4. Федеральный портал «Российское образование» www.edu.ru

 

12. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА

12.1. Материально-техническое обеспечение для изучения дисциплины

 

Материально-техническая база дисциплины обеспечивает проведение всех видов занятий, предусмотренных учебным планом и соответствующих действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

Для проведения учебных занятий используются:

– лекционные аудитории и аудитории для проведения практических занятий, оснащенные мультимедийным оборудованием (мультимедийные проекторы, экраны), обеспечивающие реализацию программы;

– по всему лекционному материалу имеются наборы слайдов в виде презентаций.

 

12.2. Материально-техническое обеспечение проведения зачета

При проведении промежуточной аттестации в аудитории должны быть:

– ведомость промежуточной аттестации;

– ведомость балльной системы успеваемости студента (в печатном либо электроном виде);

– листы ответов со штампом факультета для записей ответов и решения практических заданий;

– рабочие программы.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины

«Семейное право»

 

 

Направление подготовки: 40.03.01 «Юриспруденция»

 

Направленности (профили): гражданско-правовой; уголовно-правовой;

государственно-правовой; международно-правовой

 

Уровень бакалавриата

 

Автор

 

Татьяна Николаевна Попова

 

Издано в авторской редакции

Печатается с готового оригинал-макета,

предоставленного кафедрой

 


[1] Указываются только те виды работ, которые предусмотрены учебным (рабочим учебным) планом

[2] Указываются только те виды работ, которые предусмотрены учебным (рабочим учебным) планом

[3] Указывается в соответствии с учебным планом.

[4] Указывается в соответствии с учебным планом.

[5] Задания, обозначенные звездочкой, предназначены для студентов заочной формы обучения, необозначенные звездочкой – для студентов очной и заочной форм обучения.

 

[6] Задания, обозначенные звездочкой, предназначены для студентов заочной формы обучения, необозначенные звездочкой – для студентов очной и заочной форм обучения.

 

[7] Задания, обозначенные звездочкой, предназначены для студентов заочной формы обучения, необозначенные звездочкой – для студентов очной и заочной форм обучения.

 

[8] Данные переносятся из паспорта компетенции (раздел 2.2. Календарный график формирования компетенции).

[9] Для каждой компетенции необходимо конкретизировать (раскрыть) критерии оценивания.

[10] Распределение баллов между контрольными точками устанавливается по усмотрению преподавателя.

[11] По одной наиболее значимой форме текущего контроля.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: