Общие стратегии предприятия




Перечень вопросов по дисциплине «Планирование на предприятии»

1. Дайте определение понятию «бизнес-планирование». Опишите этапы бизнес-планирования на предприятии. Перечислите виды бизнес-планов и опишите их содержание и структуру

2. Дайте определение понятию «бюджетирование». Перечислите этапы разработки и внедрение системы бюджетирования.

3. Дайте определение понятию «стратегического планирования». Поясните его назначение. перечислите общие стратегии предприятия.

4. Назовите принципы планирования. Опишите структуру планов предприятия.

5. Опишите процесс планирования потребности предприятия в сырье и материалах, топливе и энергии.

6. Опишите процесс и перечислите этапы разработки системы бюджетов предприятия.

7. Опишите процесс контроль и анализ исполнения бюджетов предприятия. Перечислите показатели оценки исполнения бюджетов.

8. Опишите процесс планирование потребности в рабочей силе и этапы составления плана по кадрам. Перечислите какие показатели используются для составление плана по кадрам.

9. Опишите процесс планирования фонда оплаты труда работников предприятия.

10. Перечислите и охарактеризуйте этапы планирования издержек производства. Поясните, какие показатели используются при составлении плана по себестоимости.

11. Перечислите общие принципы планирования прибыли планирование рентабельности производства. Перечислите показатели, используемые при составлении плана по прибыли.

12. Перечислите этапы планирование производственной мощности предприятия. Показатели, используемые при составлении плана производственной мощности.

13. Поясните алгоритм и этапы анализ внешней и внутренней среды предприятия. SWOT-анализ.

14. Поясните, какие показатели характеризуют трудовые и материальные нормативы. Перечислите виды нормативов и норм входят в их состав.

15. Поясните, что называется жизненным циклом продукции. Опишите и перечислите этапы жизненного цикла продукции. Поясните какие существуют основные виды кривых жизненного цикла товаров.

 

1.Дайте определение понятию «бизнес-планирование». Опишите этапы бизнес-планирования на предприятии. Перечислите виды бизнес-планов и опишите их содержание и структуру

Бизнес планирование — это процедура по написанию и разработке бизнес-плана, целью которой является изучение эффективности капиталовложения в проект.

Основные этапы бизнес-планирования

1. Подготовительный. Здесь производится подготовка к оформлению документов, собирается необходимая информация (общая, финансовая, техническая, организационная)

2. Определение целей. При бизнес-планировании важно понимать, какие преследуются цели, какие проблемы решаются путем оформления документа. При этом план должен содержать качественное и хорошо продуманное предложение.

3. Выявление необходимых инвесторов, к которым можно отнести:

- финансовые институты

- кредитные организации

- инвестиционные институты международного уровня

- финансовые структуры международного уровня, которые берут на себя задачу финансирования;

- покупатели акций или будущие партнеры компании.

4. Принятие решения по поводу будущей структуры бизнес-плана, который может состоять из следующих разделов – введения, описания компании и ее продукции (услуг, товаров), анализа и оценки рынка сбыта, анализа конкуренции в выбранной сфере деятельности, плана маркетинга и производства.

5. Собирается информация, которая необходима для написания каждого из разделов плана.

6. Проводится непосредственно разработка бизнес-плана. При этом написание и расчеты проходят при контроле руководителя компании или ответственного лица, назначенного для этих целей.

7. Экспертиза бизнес-плана и его передача кредиторам (инвесторам) для рассмотрения и принятия решений.

Бизнес-план - это комплексный документ, содержащий все основные аспекты планирования деятельности предприятия и разрабатываемый как для обоснования конкретных инвестиционных проектов, так и для управления текущей и стратегической финансовой деятельностью.

Содержание бизнес-планов:

1. Титульный лист: название и адрес фирмы; суть предлагаемого проекта; стоимость проекта.

2. Вводная часть: основные положения предлагаемого проекта.

3. Анализ положения дел в отрасли: текущая ситуация и тенденции ее развития; потенциальные конкуренты; предполагаемые потребители.

4. Существо предлагаемого проекта: выпускаемая продукция; выполняемые работы/услуги; необх-е помещения и оборудование; требуемый персонал; сведения о предпринимателе и его партнерах.

5. Производственный план: содержание технологического и производственного процессов; предполагаемые субподрядчики и партнеры; стоимость основных производственных фондов; номенклатура и объем выпуска продукции; перечень применяемых материалов; поставщики сырья.

6. План маркетинга: предполагаемые цены на продукцию; возможные каналы сбыта; реклама продукции; прогноз новых видов изделий; целевые показатели.

7. Организационный план: форма собственности; сведения о партнерах, состав руководящих органов; организационная структура фирмы; распределение обязанностей и функций.

8. Финансовый план: план доходов и расходов; денежные поступления и платежи; балансовый план; точка самоокупаемости; основные источники денежных средств; порядок использования доходов.

9. Оценка риска: слабые стороны предприятия; вероятность появления новых технологий; альтернативные стратегии; надежность партнеров и поставщиков.

10. Приложения: перечень основных документов.

Все виды бизнес-планов можно сгруппировать в четыре основные категории:
1. Бизнес-план инвестиционного проекта. Он предполагает, что вы будете вкладывать деньги, поэтому особое внимание следует уделить сроку окупаемости инвестиций и определению показателей доходности.
2. Внутренний бизнес-план предприятия. Он разрабатывается сроком на один год для осуществления контроля над действ-м предприятием. Особое вним-е удел-ся прогнозам показ-ей сбыта продукции.
3. Бизнес-план развития компании. Он отражает основные направления, в которых развивается фирма, и в идеале он должен составляться ежегодно.
4. Антикризисный бизнес-план. Он направлен не на развитие бизнеса, а на его спасение. В процессе его реализации предприятие может полностью поменять свой профиль.

 

 

2. Дайте определение понятию «бюджетирование». Перечислите этапы разработки и внедрение системы бюджетирования.

Бюджетирование - это система планирования, учета и контроля ресурсов и результатов деятельности организации, позволяющую анализировать прогнозируемые и полученные экономические показатели в целях управления.

Этапы:

1) определение целей и задач системы бюджетирования;

2) формирование финансовой структуры предприятия;

3) определения форм бюджетов и перечня бюджетных показателей;

4) разработка документов регламентирующих процесс бюджетирования;

5) внедрение системы бюджетирования.

1) Цели внедрения системы бюджетирования:

- повышение ответственности за финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятия;

- повышение финансовой прозрачности бизнес – процессов предприятия;

- контроль за достижением целей предприятия;

- повышение эффективности использования ресурсов предприятия;

- обеспечение возможности оперативного получения информации о результатах выполнения планов по уровням управления;

- координация деятельности подразделений.

Основные задачи бюджетирования:

- повышение управляемости компании;

- увеличение финансового результата;

-создание базы данных для принятия управленческих решений;

- повышение эффективности расходов и капиталовложений;

- возможность эффективно управлять ресурсами компании.

2) На втором этапе формируется финансовая структура предприятия. Данная структура служит основным элементом распределения полномочий и ответственности.

Тип и состав финансовой структуры определяется руководителем предприятия в зависимости от форм и методов контроля за структурными подразделениями.

Основой для построения финансовой структуры является организационная структура предприятия, поскольку она определяет каждого подразделения и уровень ответственности их руководителей.

3) разработка форм бюджетов. На данном этапе необходимо определить следующую информацию:

- наименование бюджета;

- центры ответственности по данному бюджету;

- бюджетные показатели;

- период планирования.

4) На следующем этапе необходимо разработать документы нормативно- методического обеспечения системы бюджетирования, которыми будут руководствоваться участники бюджетного процесса предприятия. Разработка регламентов для всех участников бюджетного процесса, определяющих процедуры формирования и исполнения бюджетов, а так же контроля за исполнением бюджета, порядок взаимодействия участников бюджетного процесса.

5) Внедрение системы бюджетирования подразумевает процесс ее настройки, тестирования и пробную эксплуатацию. В процессе тестирования проверяется работа заданных алгоритмов системы. В процессе пробной эксплуатации выявляют недоработки или ошибки в системе и принимаются действенные меры для устранения проблем.

Когда пробная эксплуатация системы бюджетирования завершена и все обнаруженные ошибки устранены, систему вводят в эксплуатацию.

Таким образом система бюджетирования позволит предприятию организовать такую систему управления, которая даст возможность оптимизировать затраты, увеличить степень контроля над расходованием средств и достижением запланированных результатов, обеспечит достижение конкурентных преимуществ и устойчивое развитие предприятия.

 

3. Дайте определение понятию «стратегического планирования». Поясните его назначение. перечислите общие стратегии предприятия.

Стратегия представляет собой процесс выработки целей, определение необходимых средств и направлений действий. Результатом стратегического планирования является совокупность планов развития предприятия, рассчитанных на длительную перспективу.

Стратегическое планирование должно быть направлено на долгосрочное развитие предприятия, достижение более высоких темпов экономического роста. Стратегическое планирование призвано обеспечить необходимый экономический рост и желаемый уровень развития предприятия на предстоящий долгосрочный период. В стратегическом планировании важную роль играет государственное регулирование экономической политики, обоснование перспективных направлений развития всей рыночной системы.

Процесс стратегического планирования на предприятиях включает осуществление следующих взаимосвязанных функций:

1) определение долгосрочной стратегии, основных идеалов, целей и задач развития предприятия;

2) создание стратегических хозяйственных подразделений на предприятии;

3) обоснование и уточнение основных целей проведения маркетинговых исследований рынка;

4) осуществление ситуационного анализа и выбор направления экономического роста фирмы;

5) разработка основной стратегии маркетинга и укрупненное планирование производства продукции;

6) выбор тактики и уточненное планирование способов и средств достижения поставленных задач;

7) контроль и оценка основных результатов, корректировка выбранной стратегии и способов ее реализации.

Общие стратегии предприятия

1 Стратегия стабильности – ставка на существующие направления деятельности и их поддержка.

2 Стратегия роста и (или) развития – увеличение (рост) организации (часто через проникновение и захват новых рынков), которое может осуществляться путем поглощения конкурирующих организаций (приобретением контрольного пакета акций), путем слияния на равных правах в рамках единой организации, путем создания совместного предприятия.

3 Стратегия сокращения применяется в таких условиях, когда выживание предприятия находится под угрозой. При этом возможны следующие варианты:

o отказ от производства нерентабельной продукции, сокращение излишков рабочей силы, ликвидация отдельных неэффективных каналов сбыта и т. д.;

o отказ от отдельных видов деятельности путем продажи структурных единиц, превращение их в отдельно работающее предприятие;

o ликвидация предприятия, продажа его активов.

 

 

 

4. Назовите принципы планирования. Опишите структуру планов предприятия.

Планирование — это вид деятельности, связанный с постановкой целей, задач и действий в будущем.

Впервые общие принципыпланирования были сформулированы А. Файолем. В качестве основных требований к разработке программы действия или планов предприятия им были названы пять принципов: необходимость, единство, непрерывность, гибкость и точность.

Принцип необходимости означает повсеместное и обязательное применение планов. Его соблюдение позволяет рационально использовать ограниченные ресурсы на предприятии.

Принцип единства - все планы должны быть тесно увязаны с единым комплексным планом развития предприятия, чтобы всякое изменение разделов плана отражалось в общем плане предприятия. Единство планов предполагает общность экономических целей.

Принцип непрерывности планов заключается в том, что процессы планирования, организации и управления производством, как и трудовая деятельность, являются взаимосвязанными между собой и должны осуществляться постоянно и без остановки.

Принципгибкости предполагает возможность корректировки установленных показателей деятельности предприятия.

Принцип точности всякий план должен составляться с такой точностью, которую желает достичь само предприятие, с учетом его финансового состояния и положения на рынке и многих других факторов.

Структуру планов предприятия с ледует рассматривать в трех аспектах: временном, производственно-структурном и содержательном.

В зависимости от охваченного временного отрезка, планы делятся на три типа: долгосрочные (длительный период времени), среднесрочные (конкретизируют ориентиры долгосрочных планов) и краткосрочные (разработка планов на один год с разбивкой по кварталам).

В производственно-структурном аспекте планирование можно рассматривать:

- на корпоративном (для ассоциации, концерна, объединения и т.д.) уровне;

- на уровне самостоятельных экономических единиц – предприятий, филиала;

- на уровне подразделений предприятия – цеха, участка.

Наряду с технико-экономическим планированием существует и оперативно производственное планирование. С помощью ТЭП разрабатываются проекты деятельности предприятия, его структурных подразделений по всем технико-экономическим и социальным показателям. С помощью ОПП осуществляется задание параметров производственного процесса, наблюдение за ним и его регулирование.

 

5. Опишите процесс планирования потребности предприятия в сырье и материалах, топливе и энергии.

Расчеты по определению потребности в материально-технических ресурсах ведется с учетом отраслевых особенностей предприятий в виде отдельных расчетов.

Определение потребности в сырье и материалах. Потребность предприятия в материальных ресурсах должна быть обоснована соответствующими расчетами с учетом следующих видов потребления:

- на основное производство;

- на внедрение новой техники и проведение экспериментальных работ;

- на ремонтно-эксплуатационные нужды;

- на изготовление технологической оснастки и инструмента;

- на создание необходимых материальных запасов;

Расчет потребности в материальных ресурсах проводится путем умножения нормы расхода на соответствующий объем производства продукции (или работы).

Пм=

- норма расхода i-го материала на единицу j-й продукции

– годовая программа выпуска j-го вида изделия

Определение потребности в топливе. Потребность предприятия в котельно-печном топливе определяется по направлениям его использования. Среди таких направлений выделяют:

- на основные технологические процессы;

- на нужды промышленного транспорта;

- на коммунально-бытовые нужды.

Потребность в топливе на технологические нужды обосновывается прямым расчетом, исходя из объемов производства (производственной программы) и норм расхода топлива.

Аналогичным методом определяется потребность в котельно-печном топливе на нужды промышленного транспорта.

Потребность в топливе для обогрева производственных и административных зданий и сооружений определяется с учётом типа зданий, их конструкции, длительности отопительного периода, коэффициента калорийности используемого топлива.

Определение потребности в энергии. Потребность предприятия в электрической и тепловой энергии складывается из потребности в энергии:

- на технологические цели;

- на потребности в энергии для приведения в движение оборудования и инструмента;

- на потребности в энергии на хозяйственные нужды

Расчет потребности в электрической и тепловой энергии на технологические нужды осуществляется на основе планируемых объемов производства и прогрессивных норм расхода энергии.

Потребность в двигательной электроэнергии в планируемом периоде определяется, исходя из суммарной мощности всех действующих двигателей, запланированного коэффициента сменности работы оборудования и продолжительности смен, коэффициента загрузки оборудования.

Потребность предприятия в электроэнергии для освещения рассчитывается, исходя из мощности ламп, числа часов их работы в сутки и продолжительности работы предприятия в планируемом периоде.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: