Поясните алгоритм и этапы анализ внешней и внутренней среды предприятия. SWOT-анализ.




SWOT (сила, слабость, возможности и угрозы)

этап I — начинается со сбора достоверной аналитической информации. SWOT-анализ позволяет грамотно использовать информацию для определения стратегии и дальнейшего поведения.

этап II — проводится пошаговый анализ внутренней и внешней среды, выявляются сильные и слабые стороны предприятия. Внутренняя среда компании — это потенциал, который является источником ее жизнедеятельности. Анализ внутренней среды предприятия раскрывает резервы, которые можно использовать для достижения поставленных целей в конкурентной борьбе.

Одна часть SWOT-анализа связана с исследованием сильных и слабых сторон предприятия. С ильными сторонами предприятия считаются дополнительные возможности. Слабые стороны предприятия — это недостаток каких-либо важных компонентов для функционирования предприятия.

Внешняя среда компании. К внешней среде относятся факторы и условия, на которые предприятие не может воздействовать, но которые негативно или позитивно влияют на его деятельность.

Внешнюю среду принято делить на макроокружение и микроокружение. Макроокружение создает условия существования предприятия во внешней среде (политико-правовые, технико-экономические, социокультурные, экологические и подобные факторы, которые могут повлиять на производственную деятельность), и их предприятие должно просто учитывать. На микроокружение (покупателей, поставщиков, конкурентов, кредиторов, акционеров) предприятие в некоторой степени может повлиять.

Благоприятные рыночные условия, которые могут повысить преимущества предприятия, относятся к категории возможностей. Угрозы — это факторы, оказывающие негативное воздействие на предприятие.

Процедура SWOT-анализа заключается в перечислении сильных и слабых сторон, возможностей и угроз.

этап III — после того как составлен список сильных и слабых сторон предприятия, возможностей и угроз, из полученных четырех перечней выделяются наиболее значимые факторы и устанавливаются связи между ними. На этом этапе составляется матрица SWOT для сопоставления факторов внутренней и внешней среды

Таблица 4. Матрица SWOT-анализа
  Возможности Угрозы
Сильные стороны S/O «Сильные стороны – Возможности» S/T «Сильные стороны – Угрозы»
Слабые стороны W/O «Слабые стороны – Возможности» W/T «Слабые стороны – Угрозы»

Факторы вносятся в соответствующие заголовки строк и столбцов по убыванию силы фактора и по вероятности наступления. В ячейках таблицы на пересечении столбцов и строк образуются четыре поля, для которых следует рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, которые должны быть учтены при разработке стратегии предприятия: «Сильные стороны – Возможности» (S/O), «Слабые стороны – Возможности» (W/O), «Сильные стороны – Угрозы» (S/T), «Слабые стороны – Угрозы» (W/T). Изучаются ячейки с наибольшей силой взаимодействия наиболее влиятельных факторов;

этап IV. На четвертом этапе определяются основные действия, которые необходимы для того или иного сочетания сильных и слабых сторон, возможностей и угроз. Затем по выбранным мероприятиям необходимо составить график реализации с определением ответственных.

Исходя из сопоставления характеристик среды и предприятия, для каждого из четырех полей матрицы выбираются свои базовые стратегии, являющиеся решением ключевых проблем:

  • S/O — прорабатывается оптимистическая стратегия поведения на рынке, являющаяся ориентиром стратегического развития, которая заключается в использовании преимуществ компании для реализации возможностей внешней среды и извлечения из этого выгод;
  • W/O — применяется стратегия для внутренних преобразований, основанная на использовании появившихся возможностей для преодоления или минимизации имеющихся слабостей либо на минимизации слабых сторон организации с целью извлечения преимуществ из внешних возможностей
  • S/T — стратегические действия направлены на использование сильных сторон предприятия для противостояния угрозам, возникающим в ее внешнем окружении, и их нейтрализации (диверсификация — освоение новых товаров и рынков, интеграция);
  • W/T — данные стратегии в условиях, близких к катастрофическим, связаны с попытками избавиться как от слабых сторон предприятия, так и от внешних угроз (разумным становится либо концентрация на узком сегменте рынка, либо уход с рынка).

Таким образом, SWOT-анализ представляет собой метод экспертной диагностики среды, помогающий обрисовать основные тенденции ее изменения, спрогнозировать перспективы деятельности предприятия, увидеть альтернативы будущего развития. Успешная разработка стратегии компании зависит от всестороннего, глубокого и точного отображения взаимодействия предприятия с внешней средой на основе анализа всей доступной информации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: